Я сам!
материал (младшая группа) по теме

Самостоятельность - приобретенная черта. И в первую очередь она зависит от готовности родителей постепенно "отпускать ребенка".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ya_sam.doc31 КБ

Предварительный просмотр:

                                                  Я сам!

 

 Самостоятельность - приобретенная черта. И в первую очередь она зависит от готовности родителей постепенно "отпускать ребенка".

 Для того, чтобы ребенок стал полноценным уравновешенным человеком, его самостоятельность должна основываться на привязанности. То есть, чтобы стать независимым, нужно какое-то время побыть зависимым. Ваша задача - показывать малышу, на что он способен, не тормозить его развитие.

Проба сил (от 0 до 1 года)

Примерно в три месяца малыш делает удивительное открытие: он начинает осознавать себя как человека, а не мамину частичку. И здесь главное - не упустить время! Ведь именно до года закладываются основа самостоятельности. Основное правило - ребенок должен чувствовать себя защищенным. Благодаря одобряющим словам, теплым улыбкам, поглаживаниям, малыш понимает, что делает все правильно, у него растет самооценка. Для того, чтобы первые шаги по дороге самостоятельности были легкими и приятными, возьмите на заметку несколько правил:

Психологи не советуют часто давать малютке пустышку, так как ему нужен первый опыт умения справиться с дискомфортом

В полгода, если малыш захочет попробовать сделать пару глотков из чашки "по-взрослому", не запрещайте: это полезно не только для формирования прикуса, но и в целях развития самостоятельности.

Для того, чтобы научить ребенка жевать, сначала разминайте овощи вилкой, а чуть позже мелко нарезайте. После года тщательно измельчать твердые продукты не рекомендуется

Всегда учитывайте индивидуальные черты ребенка. Все новое его настораживает и пугает? Не пытайтесь "переломить", а будьте внимательнее и мягче. Если малыш медлителен, давайте ему запас времени.

 Вкус свободы (от 1 до 2 лет)

На втором году жизни ребенок становится более самостоятельным и от правильной реакции родителей зависит будет ли он продолжать в том же духе. Малышу нравится наблюдать за тем как мама умывается, подметает, готовит обед. Вот бы и самому научиться! Желание все сделать самостоятельно в дальнейшем уже не будет столь настойчивым, поэтому не упускайте момент и разрешайте себе помогать. А на лужу от разлитого сока (ребенок сам хотел принести стакан), отреагируйте спокойно и похвалите его стремление помочь.

В год кроха с удовольствием играет с водой. А когда чистит зубы, чувствует себя взрослым. Но у него нет еще ни отработанной координации движений, ни терпения, поэтому помощь мамы необходима. Примерно в два года ребенок научится полоскать рот, значит, можно покупать ему детскую зубную пасту. Разрешайте ребенку пробовать свои силы, но не забывайте, что он должен понимать слово "нельзя". Только запреты должны быть оправданными (например, нельзя играть с проводами). Чтобы объяснить слово "нельзя", сделайте плакат в рисунках, где главным героем будет медвежонок. Правила, которые нельзя нарушать, будут красного цвета (мишка включает плиту).  Желтого - то, что можно выполнять только под присмотром родителей (мишка залезает на высокую гору или качели). Зеленого цвета - мишка выбирает, во что поиграть, приглашает друзей.

Запомните, что НЕ НУЖНО: сравнивать достижения ровесников и вашего малыша. Ребенок не будет стремиться делать все лучше, а почувствует себя подавленным и неудовлетворенным. Нельзя делать за кроху то, что он может выполнить сам. Конечно, он съест пюре не так быстро, но будьте терпеливы и через некоторое время вы оцените результат.

Рад помочь (от 2 до 3 лет)

Психологи говорят о кризисе трех лет. Именно в этом возрасте ребенок в первый раз ощущает себя личностью: у него свои желания и свои взгляды (хочу ту футболку, а не эту!). Дайте ему возможность делать выбор, и малыш станет уверенным в себе и самостоятельным. Ему уже под силу многие "взрослые задания": полить цветы, собрать игрушки. Чтобы не пропало желание помогать, никогда не говорите: "у тебя все равно ничего не выйдет". Наоборот, хорошо, если он чаще будет произносить: "хочу, могу, сам". Тогда в подсознании закрепиться ощущение победы. Подыгрывайте ему, например, держите его руки в своих, и показывайте, как нужно подметать пол. Пусть ребенок считает, что все сделал сам.          

 Начинайте с простого и приятного:

Когда раскатываете тесто, дайте в руки малышу скалку, потом покажите, как выдавливать фигурное печенье.

В этом возрасте вполне по силам сделать простые бутерброды из разложенных на блюде ломтиков хлеба и кружочков огурцов. Не забудьте похвалить первый детский шедевр.

Постепенно привлекайте ребенка к работе по дому. Малыш поможет нажать кнопку на миксере, поставить на стол пустые тарелки, уберет игрушки.

Пробовать свои силы ребенку необходимо: практика абсолютных запретов, как правило не приводит к положительным результатам. Разрешайте малышу самостоятельно, но под вашим присмотром мыть руки, чистить зубы, одеваться (подбирайте детский гардероб с учетом возможностей ребенка: штанишки на резинке, ботинки на липучках, а кофточки всего с парой  пуговиц). Маленький непоседа уже ловко орудует ложкой? Можно познакомить его и с вилочкой. Пусть у ребенка войдет в привычку не только благодарить за обед, но и самому ставить тарелку возле раковины. Создайте семейную традицию в выходной заниматься чем-то вместе: ремонтом игрушек или комнатными растениями. Общие усилия не только принесут результат, но и подскажут малышу, что вместе легче.

Запомните, что НЕ НУЖНО: просить ребенка выполнять непривлекательную работу, например, мыть туалет. Даже когда помощник подрастет, не нагружайте его подобными просьбами. Не стоит придерживаться железной дисциплины. Если в вашем доме все знают свои обязанности, иногда вы можете отклониться от правил, ребенок тоже научиться проявлять гибкость. Ни в коем случае нельзя учить самостоятельности по принципу "выкручивайся как знаешь"! Ваши советы нужны малышу. Направляйте его советом. Но постепенно сводите свою помощь к минимуму.