Психолого-педагогическое сопровождение детей среднего дошкольного возраста.
статья (средняя группа) по теме

Бринева Ирма Александровна

Детям исполнилось 4 года. Они перешли в среднюю группу детского сада.  В их поведении и деятельности появился ряд новых черт, отличающих их от малышей. Для предупреждения негативных последствий перевозбуждения мы используем подвижные игры и упражнения на релаксацию и дыхание, а так же применяем игры с песком, водой, рисование рукой, пальчиковая гимнастика, расслабляющие упражнения с использованием музыки.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема: «Психолого-педагогическое сопровождение детей среднего дошкольного возраста»

Слайд 12

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Тема: « Психолого – педагогическое сопровождение детей среднего дошкольного возраста».

Детям исполнилось 4 года. Они перешли в среднюю группу детского сада.  В их поведении и деятельности появился ряд новых черт, отличающих их от малышей.

Возросли физические возможности детей, они испытывают острую потребность в движении. В случае неудовлетворения этой потребности, ограничения активной двигательной деятельности они быстро перевозбуждаются, становятся непослушными, капризными. У детей этого года жизни ярко проявляется интерес к игре. Игра продолжает оставаться основной формой организации их жизни.

Для предупреждения негативных последствий перевозбуждения мы используем подвижные игры.

Упражнения на релаксацию и дыхание

« Дрока»,  « Воздушный шарик», «Штанга», «Сосулька», « Корабль и ветер», « Дудочка».

 « Шалтай – Болтай»

Цель этой игры: расслабить мышцы рук, спины и груди. Предложить детям поставить маленький спектакль. Он называется « Шалтай-Болтай».

Шалтай –Болтай

Сидел на стене.

Шалтай-Болтай

Свалился во сне. (С.Я.Маршак)

Сначала мы будем поворачивать туловище вправо-влево, руки при этом свободно болтаются, как у тряпичной куклы. На слова « свалился во сне» - резко наклоняем корпус тела вниз.  (слайд)

Также используем игры-забавы-хороводы, которые созданы по образцу народных. И несут в себе элементы фольклора и народной культуры. Такие игры удовлетворяют потребность в движении и общении.

Игры – забавы:

«Солнышко и дождик», «Ножки», «Куклы пляшут», «Смелые мышки»,  «Лиса и гуси», «Отгадай кого не стало» и др.

Хороводные игры: «Раздувайся пузырь»,

«Конь», «Зайка», «Смелые мышки», «По дорожке Валя шла», «Самолет», «Подарки» и др.  

«Раздувайся пузырь», дети образуют маленький круг, вдыхая носиком воздух и выдыхая через рот «трубочкой»  губы, как будто надуваем шар. Со словами раздувайся пузырь дети отходят назад образуя большой круг (надутый шар). На слова: «Шар летел, летел, летел (дети бегут по кругу)  и за веточку задел: «Хлоп!», лопнул пузырь – дети все падают легонько на пол. Шар лопнул и упал.

Хороводные игры отличаются от забав необычностью движений. Они пластичны, подчинены ритму текста и сопровождающей его мелодии. Такие игры хорошо успокаивают детей. (Слайд)

Дети данного возраста отличаются довольно высокой возбудимостью, слабостью тормозных процессов, поэтому требуют частой смены деятельности. Это помогает ребенку восстановить силы и успокоится. Для достижения этой цели мы применяем игры с песком, водой, рисование рукой, пальчиковая гимнастика, расслабляющие упражнения с использованием музыки.

Песок обладает свойством пропускать воду, поэтому, по мнению специалистов, он поглощает негативную психическую энергию. Взаимодействие с ним очищает энергетику человека,  стабилизирует эмоциональное состояние. Так или иначе, наблюдения  и опыт  показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей.

Игра начинается с приветствия, содержание которого зависит от того, с какими материалами детям предстоит играть. Затем знакомлю с правилами игры с песком, водой или красками и даю инструкцию.

Говорит ребятам солнышко в окошке: «Вот у нас песочек поиграй немножко. Только помни твердо не бросай песочек, играй аккуратно, мой маленький дружочек!». Будем вместе мы играть и друг другу помогать!

Игра с песком «Чистое поле»

Инструкция. Перед вами чистое поле. Мы можем сделать все, что захотим, холмы и ямки. Соберем  два  холмика, спрячем в одном из холмиков игрушку. Обойдем песочницу и найдем зверушку. Постройте из песка что хотите».

Анализируя  игру, задаю вопросы соответствующие теме.

Интересно играть с песком?

Красивое поле у нас получилось?

А холмики вам понравились, почему?

Какой песок на ощупь?

Пальчиковая гимнастика « Песочный дом».

Вот песочница большая      (разводят руки в стороны)

С крышею в горошек.          (Руки «Домиком» над головой)

Из песка мы строим дом.      (Стучат кулачком о кулачек)

В доме пять окошек                ( Показывают раскрытую ладошку-«Пять».

Расслабляющие упражнения «Деревья качаются на ветру»

Выполняется под спокойную музыку.

Прощание.

Мы с песочком поиграли и ладошками играли.

Улыбнемся и потом в группу весело пойдем.

Часто воспитатели  говорят о трудностях связанных с засыпанием во время дневного сна в детском саду. Для перехода от активной деятельности ко сну мы создали ритуал (или традицию в группе) «Засыпание детей».

Чтение сказки

Пение колыбельных песен, (создан сборник вместе с родителями) слайд

Предложила родителям составить сборник  колыбельных песен, которые они поют своим детям.  Для того чтоб дети слушая родную песенку мамы легко и спокойно засыпали.  Здесь есть положительный момент.   Не все мамы поют колыбельные песни, но оформив колыбельную на  листе вместе с ребенком, она будет петь ее.  Тоже плюс мы научили маму петь.

На 5-ом году жизни активно проявляется стремление детей к общению со сверстниками. Средний дошкольник нуждается в содержательных контактах со сверстниками. Речевые контакты становятся более длительными и активными. Тут мы применяем сюжетно-ролевые игры. Дети любят играть в «Дочки-матери», «Больницу», «Армия» и др. Но наиболее интересны им сюжетно-ролевые игры с  использованием песка. У нас целая коллекция маленьких игрушек для игр с песком,  которые позволяют создавать разные ролевые сюжеты.

Особое внимание должно уделяться детям, которые по причине робости, застенчивости, агрессивности не могут найти себе друзей в группе, то есть не реализуют свою возрастную потребность в общении. Это может привести в дальнейшем к личностным деформациям. Чтобы этого не произошло,  стараемся найти пути налаживания контактов ребенка со сверстниками. И опять нас выручают игры с песком. В песок дети играют в парах или  малыми группами 2-3 человека. Такая игра помогает преодолеть различные коммуникативные трудности: конфликтность. Неумение слушать и слышать сверстников. Дети лучше идут на контакт друг с другом в условиях малой группы. В каждом подобном случае взрослый находит пути налаживания контактов ребенка со сверстниками.

Новые черты появляются в общении средних дошкольников с взрослыми. Дети данного возраста активно стремятся к познавательному, интеллектуальному общению. Очень серьезную ошибку совершает взрослый, если отмахивается от вопросов ребенка. Не замечает их или отвечает с раздражением, торопливо, без охоты. Доброжелательное, заинтересованное отношение взрослых к детским вопросам и проблемам, готовность «на равных» обсуждать их с детьми помогает с одной стороны, поддерживать и направлять детскую познавательную активность в нужное русло, с другой – укрепляет доверие ребенка к  взрослому. Это способствует появлению чувства уважения к старшим.

Замечено, что дети, не получающие от взрослого ответов на волнующие их вопросы, начинают проявлять черты замкнутости,  негативизма, упрямства, непослушания по отношению к старшим. Иными словами, нереализованная потребность общения с взрослыми приводит к негативным проявлениям в поведении ребенка.

Для этого мы приглашаем родителей в совместную педагогическую деятельность. На дни открытых дверей, на  праздники где они принимают активное участие в роли разных героев. Работа педагога наиболее эффективна, если он не только оказывает консультативную помощь родителям через информационные стенды, но и организует игры  для них с детьми. Направленные на регулирование их эмоционального состояния. Каждому родителю, посетившему занятие, понравиться то, как ребенок сопит носиком, играет. Но вдвойне полезнее  для малыша будет повторение этих игр дома, вместе с папой и мамой. Ведь детям так важно понимание близких, их поддержка во всех начинаниях.

 Вся работа взрослых направлена на то, чтобы ребенок чувствовал, что его принимают таким, каков он есть. Он должен быть уверен, что рядом с ним внимательные и заботливые взрослые. Они любят его и помогут расти  ему умным, добрым, счастливым, помогут разобраться в различных жизненных  вопросах.  (необходимо учитывать индивидуальные особенности детей: возрастные, психологические).

Дошкольник 5-го года жизни отличается высокой активностью. Это создает новые возможности для развития самостоятельности во всех сферах его жизни.

В этом возрасте детям чаще дают поручения. Они с удовольствием подклеивают книжки, коробки под  руководством воспитателя. Детей привлекают к поливу комнатных растений, они по цвету, земли и на ощупь распознают, влажная земля или сухая. Можно давать коллективные поручения одновременно  небольшой группе детей 3-4 человека. Поручить ребятам, вместе навести порядок в шкафу с игрушками, сказав им какие у вас волшебные ручки так быстро все убирают.

Они самостоятельно одеваются и раздеваются, аккуратно вешают и складывают одежду.  Воспитатель напоминает детям о взаимопомощи. Помочь развязать шарф, застигнуть сандалии и т. д. В этом возрасте у ребенка начинает появляться стремление научить товарища тому, что умеет сам. Если дети неправильно надевают колготки чтение стихотворения, сопровождаемого соответствующими действиями, поможет научить ребенка этому «трудному» делу:

 Вот колготки. Посмотри, они сшиты изнутри.

Ты, дружочек, не зевай, на лицо их надевай.

Что смеешься? Не шучу, как надеть их? Научу.

На свое лицо не надо нам колготки надевать.

Для чего нужны колготки? – Чтобы ножки согревать.

У колготок есть изнанка, та, что прячется  внутри.

А лицо у них снаружи, удивись и посмотри!

Собери чулок в гармошку и надень его на ножку.

До коленки натяни и другой чулок возьми.

Вот и все теперь вставай и штанишки надевай.

В этом возрасте ребенок сервирует стол, рядом с взрослым. Для того чтоб быстрее усваивали способы сервировки можно так же использовать стихотворение:

Мы дежурные сегодня станем няне помогать-

Аккуратно и красиво все столы сервировать.

У детей средней группы наблюдается пробуждение интереса к  правилам поведения. Именно к пяти  годам начинаются многочисленные жалобы – заявления детей что-то неправильно или кто-то не выполняет какие-то требование. Между тем « заявление» ребенка свидетельствует о том, что он осмыслил требование как необходимое и ему важно получить авторитетное подтверждение правильности своего мнения,  а также услышать от воспитателя дополнительные разъяснения по поводу « границ» действия правила. Обсуждая с ребенком случившееся, мы помогаем, ему утвердится в правильном поведении.

И в конце хочется сказать:

        Доброжелательность, сюрпризность, разного рода неожиданности являются значительно более эффективными средствами  в работе с детьми. Нужно  уметь вовремя удивиться или огорчиться, заинтриговать детей какой-то неожиданностью, выразить восхищение, показать мимикой, интонацией, движением свою заинтересованность игрой и успехами в ней ребенка. Конечно, все это требует от воспитателя артистизма. Но ведь педагогика – это искусство. Только радость от успеха, увлеченность, заинтересованность ведут к формированию личности человека.

        Внимательное, заботливое отношение взрослых  к детям, умение поддерживать их познавательную активность и развивать самостоятельность, организация разнообразной деятельности составляет основу правильного воспитания и полноценного развития детей среднего дошкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«В мире добра, красоты и порядка» профилактическая психолого-педагогическая программа для детей старшего дошкольного возраста

Психологическая компетентность и грамотность, психологизация сознания, повышение нравственной культуры ребенка являются основными условиями повышения эффективности современного дошкольного образования...

Программа психолого-педагогической диагностики готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе

Безусловно важно, чтобы ребенок пошел в школу физически подготовленным к ней. Однако готовность к школе не сводится к физической готовности. Необходима особая психологическая готовность к ней, к новым...

«Психолого-педагогические технологии сопровождения семьи ребенка дошкольного возраста с гиперактивностью»

СДВГ-синдром дефицита внимания с гиперактивностью- нарушение психического здоровья ....

Психолого-педагогические особенности развития детей старшего дошкольного возраста

Дошкольное детство - большой и ответственный период психического развития ребенка. Это возраст первоначального фактического формирования личности.При разработке содержания воспитательных задач важно о...

Психолого-педагогическая характеристика развития детей среднего дошкольного возраста.

В средней группе продолжается психическое и физическое развитие ребенка. На развертывание всех видов детской деятельности, их усложнение начинают оказывать сильное влияние замысел ребенка. Но полная р...

Конспект психолого-педагогического занятия для детей старшего дошкольного возраста "Давай поймем друг друга"

Данное занятие направлено на развитие коммуникативной, личностной, эмоциональной сферы детей 5-6 лет....

Психолого-педагогические условия адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада

Методический материал содержит практические рекомендации педагогическим работникам по адаптации детей к условиям детского дошкольного образовательного учреждения...