Главные вкладки

    Образовательная деятельность ГБДОУ по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в контексте ФГТ к основной образовательной программе дошкольного образования.
    статья по теме

    Морозова Алла Николаевна

    Образовательная деятельность ОУ  по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Образовательная деятельность ГБДОУ по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в контексте ФГТ к основной образовательной программе дошкольного образования.

                         

                                               Уважаемые коллеги, позвольте мне поделиться опытом работы нашего детского сада по воспитанию у детей навыков безопасного поведения на улице и в транспорте в условиях современного города. Наш детский сад № 25 Кировского района Санкт-Петербурга расположен довольно далеко от центра города, но обилие транспорта как общественного, так и личного, его близость  от зданий  и пешеходов при проезде и парковке создает непосредственную угрозу для жизни и здоровья людей. Я уже не говорю о больших центральных улицах мегаполиса, каким является Санкт-Петербург.  

    Исходя из печальной статистики несчастных случаев ДТП,  мы поставили перед собой цель:

                   - воспитание у дошкольников навыков безопасного поведения на улице и в транспорте.

         Достичь эту цель возможно только, учитывая основные направления развития дошкольника:  физическое,  социально - личностное, познавательно-речевое, художественно – эстетическое.

    Решая при этом следующие задачи:  

                    - знакомство детей с правилами дорожного движения;

            - формирование представлений о правильном поведении всех      участников           дорожного движения;

             - формирование умения применять полученные знания на   практике;

                     -воспитание потребности детей быть дисциплинированными и   внимательными, находясь на улице или в транспорте.

                  Содержание образовательного процесса по предупреждению ДДТТ осуществляется через совместную образовательную деятельность педагогов ГДОУ, детей и их родителей. В Федеральных Государственных Требованиях к основной образовательной программе дошкольного образования выделена отдельная образовательная область  -  «Безопасность», однако организация работы по формированию у детей представлений о ПДД реализуется через интеграцию всех образовательных областей в ГДОУ. Тема безопасного поведения всех участников дорожного движения отражается во всех видах детской деятельности во время их пребывания в детском саду:

                   В ходе ознакомления с нормативно-правовыми документами, регламентирующими деятельность дошкольных учреждений и программами по обучении дошкольников с ПДД, инструктивными письмами, методическими разработками, игровыми технологиями мы столкнулись с рядом проблем.

        Часто содержание раздела по профилактике ДДТТ в образовательных программах теряет свою актуальность т.к. пока программа и методическое обеспечение к  ней готовилось к изданию, появились изменения и дополнения в действующих нормативно-правовых документах. Встречается разное толкование одних и тех же понятий в разных источниках и т.д.

    Изучив основные и дополнительные образовательные программы, включающие в себя раздел по обучению детей правилам поведения на улице, мы остановились на тех, которые учитывают психологические особенности дошкольников:

                - интенсивное развитие всех психических процессов;

     - наглядно-действенный характер мышления и появляющиеся к   пяти годам элементы словесно-логического мышления;

                   - преобладающая в развитии ребенка роль восприятия;

                   - игра как ведущая деятельность дошкольника;

      - активная социализация ребенка, изменение  соподчинения   мотивов, появление волевой регуляции;

                  - интенсивное развитие произвольного поведения;

                  - формирования навыков учебной деятельности.

          Весь педагогический процесс  строится исходя из положений нормативно-правовых документов, регламентирующих реализацию программных задач по воспитанию у детей навыков безопасного поведения на улице и в транспорте. Учитывая их требования,  составляется годовой план учреждения, который предусматривает интеграцию работы  педагога-психолога, учителя-логопеда, руководителя по физическому воспитанию, педагога по истории города и этнографии, педагога по ручному труду, педагога по изобразительной деятельности,  музыкального руководителя и воспитателей возрастных групп.

    В нашем детском саду существует возможность расширить образовательное пространство для детей, т.к. имеются специально оборудованные помещения, где вся развивающая среда направлена на закрепление полученных знаний и умений:

                         - на площадке с разметкой во время прогулки проводятся игры, тренинги;

                         - в спортивном и музыкальном залах проводятся вечера досуга, праздники, на которых дошкольники могу продемонстрировать свои знания о правилах ДД.

         Наш детский сад сотрудничает с образовательными, культурными и общественными организациями района и города:

              - на базе АППО, РОО НМЦ наши педагоги проходят КПК, участвуют в семинарах и мастер - классах, проводимых на базе ГДОУ, пользуются материалами их сайтов

              -  мы активно взаимодействуем с районным Центром по БДД ЦДЮТТ.

          Специалисты  Центра проводят для наших воспитанников цикл занятий по познавательно-игровой программе «Маленький пешеход», в ходе акций «Внимание, дети», «Дорога без опасности», районного этапа Конкурса «Дорога и мы» нашим педагогам давались консультации, на базе детского сада проводился семинар, педагогический тренинг. Оказывалась помощь в использовании наглядного дидактического материала.

               С большим вниманием относятся к нашей работе сотрудники Кировского ОГИБДД. Они участвуют в организации и проведении ежегодного конкурса «Зеленый огонек», выступают перед педагогами на семинарах-практикумах и родителями на родительских собраниях, обеспечивают детский сад наглядной агитацией, а главное совместно с воспитателями проводят для детей игровые тематические занятия

        Мы сотрудничаем  и с  учителями начальных школ, куда в основном уходят наши выпускники. Вместе с первоклассниками они участвуют в мероприятиях по профилактике ДДТТ, которые проходят на базе школ (выставки, праздники, конкурсы, викторины, спектакли …). Практикуем  посещение  уроков в школе и занятий в детском саду по ОБ с последующим их анализом. Это позволяет поддерживать преемственность  в работе.

                 Учащиеся ГБОУ СПО Некрасовского педагогического колледжа №1 оказывают помощь при подготовке занятий и вечеров досуга, изготавливая  пособия, включаясь в совместную с детьми игровую и познавательную деятельность

               Дети имеют возможность познакомиться с творческими работами жителей нашего района в библиотеке,а нередко и сами становятся участниками таких выставок, тематические экспозиции помогают закрепить знания о социальной жизни нашего города.

           В течение года дети, имеют возможность посмотреть цикл спектаклей, уточняющих и закрепляющих их представления о правилах ДД «О чем поют светофоры», «В стране дорожных знаков», «Школа пешеходных наук». Театры, которые мы приглашаем, по нашей просьбе вносят, необходимы коррективы в сценарий, учитывая разные этапы нашего образовательного процесса;

             Фирма «Альма» по изготовлению игровых развивающих модулей является нашим давним партнером, именно там мы приобретаем комплекты игрового оборудования для формирования навыков безопасного поведения на улице и в транспорте.

           Чтобы наша работа приносила положительный результат мы должны постоянно повышать свое профессиональное мастерство. Это осуществляется в учреждении через разнообразные формы методической работы.

           Без помощи родителей  профилактика ДДТТ невозможна и мы стараемся объединить родителей, детей, педагогов, специалистов разных структур в совместной творческой и познавательной деятельности. Проведение районного этапа конкурсов, участие детского сада в городских акциях по профилактике ДДТТ также находит отклик у родителей т.к. при их подготовке на базе ГБДОУ организуются  встречи с представителями разных структур, целью которых является работа с населением по предотвращению ДТП.

            Наша работа по профилактике ДДТТ не носит эпизодический характер. Она продолжается круглый год, что вызывает устойчивый интерес у детей, родителей и доставляет радость всем участникам образовательного процесса.

            Предлагаемый нами практический материал представляет собой систему планирования образовательного процесса по ознакомлению дошкольников с ПДД и примеры совместной образовательной деятельности познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического и физического развития дошкольников. Содержанием этой деятельности является воспитание культуры поведения на улице и в транспорте.   Данный материал соотносится с основными образовательными программами по дошкольному образованию и соответствует основным положением ФГТ.

                                             

     Особенности работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в условиях ГБДОУ.

    Особенности психического развития ребёнка - дошкольника

    • интенсивное развитие всех психических процессов, речи и т.д.;
    • мышление носит   наглядно - действенный характер - к старшему
      возрасту появляются элементы словесно - логического мышления;
    • восприятие играет преобладающую роль в развитии ребёнка;
    • ведущая   деятельность   -   игра   (преимущественно   -   сюжетно   -
      ролевая);
    • активное развитие личности ребёнка       (социализация,  изменение
      соподчинения мотивов, появление волевой регуляции);
    • активно развивается произвольное поведение;
    • появляются начальные формы учебной деятельности (к старшему
      дошкольному возрасту).

    При обучении дошкольников безопасному поведению на улице целесообразно использовать следующие формы работы:

          •   обучающие, развивающие занятия, беседы;

          •   целевые прогулки;

              •    индивидуальная работа;

              •    праздники и развлечения;

     •    включение обучения дошкольников БДД в  различные виды                      продуктивной деятельности дошкольников;

              •    создание соответствующей развивающей среды

              •    включение изучения дошкольниками ПДД в различные виды

                    игр;

              •     работа с педагогами (воспитателями);

              •     работа с родителями.

                         

                                1.  Обучающие, развивающие занятия, беседы.

    Для проведения занятий можно использовать игрушки различных видов транспортных средств, модели средств регулирования, схемы перекрёстков, кубики, мозаики, настольно - печатные игры, сюжетные картинки, отражающие дорожные ситуации.

    2.  Целевые прогулки.

    Возможно, проводить при помощи родителей - вблизи детского сада. Целесообразно проводить в разное время года. Можно понаблюдать за пешеходами, транспортными средствами и т.д. Особое внимание обращаем на погодные условия, видимость, состояние дороги, количество пешеходов на дороге и т.д.

    3. Индивидуальная работа.

    При обучение детей БДД необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка , поэтому индивидуальные занятия являются  наиболее актуальной формой работы.

    Можно использовать следующую форму работы (как один из вариантов индивидуальной работы) - «Минутка» - это ежедневный короткий диалог с ребенком: «вопрос-ответ».

    Вопросы-ответы «Минутки» могут быть выполнены по одному, в виде небольших плакатов. Родители на стенде видят  вопрос и ответы. Взрослые  должны постоянно обращать внимание детей на разные поучительные моменты дорожных ситуаций, активно привлекать детей к совместному наблюдению за дорожным движением.

    4. Праздники и развлечения.

    Необходимо включать тематические праздники по ПДД в перспективное планирование различных возрастных групп детского сада.

    5.   Включение обучения дошкольников БДД в различные виды продуктивной деятельности дошкольников.

    • лепка;
    • рисование;
    • конструирование;
    • ручной труд.

    6. Создание соответствующей развивающей среды.

    Во время игр дети не только закрепляют свои знания, но и учатся культуре поведения в общественных местах, отгадывают загадки, ребусы - это способствует закреплению теоретических знаний, развитию логического мышления.

    7. Включение изучения дошкольниками ПДД в различные виды игр:

    • игры   на   подиуме   (используется   макет   дороги,   усложняется   по
      содержанию в соответствии с возрастом детей);
    • настольно-печатные игры;
    • подвижные игры;
    • игры-тренинги;
    • театрализованные игры;
    • дидактические игры;
    • развивающие игры с использованием различных технологий;
    • обучающие игры;
    • сюжетно-ролевые игры.

    8. Работа с педагогами .

    Проведение теоретических семинаров, круглых столов, сбор информации, анкетирование, методических объединений - позволяет анализировать работу с детьми, родителями, выявлять опыт работы, искать наиболее подходящие формы обучения дошкольников БДЦ.

    9. Работа с родителями.

    Является очень важным направлением работы. Формы организации общения педагога с родителями

    Наименование

    С  какой целью        используется эта форма

    Формы проведения общения

    Информационно-аналитические

    Выявление           интересов, потребностей,        запросов родителей,      уровня      их

    педагогической грамотности.

    Проведение социологических     срезов (анкетирование).

    Досуговые

    Установление эмоционального     контакта между педагогами, детьми, родителями. Создание единого творческого коллектива.

    Совместные досуги, праздники, выставки творческих работ, изготовление пособий и атрибутов.

    Познавательные

    Ознакомление родителей с возрастными  психологическими особенностями дошкольников в области восприятия информации. Ознакомление родителей с практическими навыками обучения детей по ПДД.

    Родительские собрания, семинары - практикумы, консультации, информационные стенды, открытые мероприятия, фотомонтаж, выставки…

    Наглядно-информационные

    Ознакомление родителей с работой педагогического коллектива ГДОУ по профилактике ДДТТ.

    Дни открытых дверей, альбомы детского творчества, аудио, видео и фото материалы, папки-передвижки с методическими рекомендациями.

           Проведенные мероприятия способствуют  профилактике ДТП с участием несовершеннолетних детей.

    Наблюдая  вместе с детьми за улицей, за проезжей частью дороги, остановите их внимание на опасностях которыми чревато дорожное движение.

    Родители !  На личном примере показывайте детям, как правильно вести себя на дорогах и улицах.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    АНАЛИЗ УСЛОВИЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО КАЗЕННОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ МАЛЫШЕВСКОГО ДЕТСКОГО САДА КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 48 «ЧАЙКА» ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

    В данной статье раскрыт анализ условий МКДОУ Малышевского детского сада комбинированного вида №48 "Чайка" по выполнениюфедеральных государственных требований к условиям реализаии основной общеобразова...

    Организация деятельности по профилактике детского дорожного - транспортного травматизма в ГБДОУ Санкт-Петербурга. 2013

    Тема: Оформление и использование в работе с детьми среднего и старшего дошкольного возраста информационного уголка. Авторы: Фёдорова М.С. ГБДОУ№85 Павлова Е.Н. ГБДОУ №85...

    Организация деятельности по профилактике детского дорожного - транспортного травматизма в ГБДОУ Санкт-Петербурга. 2013

    Тема: Оформление и использование в работе с детьми младшего, среднего и старшего дошкольного возраста информационного уголка. ...

    Система деятельности дошкольной образовательной организации по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма

    Система деятельности дошкольной образовательной организации по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма...

    ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ БЕЗОПАСНОМУ УЧАСТИЮ В ДОРОЖНОМ ДВИЖЕНИИ И ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕТСКОГО ДОРОЖНО – ТРАНСПОРТНОГО ТРАВМАТИЗМА

    Создание условий для формирования у детей навыков безопасного поведения, систематическая воспитательно-образовательная работа по ознакомлению их с правилами такого поведения особенно актуальны в связи...