"Развитие у детей мелкой моторики рук"
методическая разработка (младшая группа) по теме

Бехлер Елена Владимировна

Родительское собрание.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №6»

Дошкольные группы

Родительское собрание во второй младшей группе.

Тема: «Развитие у ребенка мелкой моторики рук»

Подготовила:

Воспитатель

 2-ой кв. категории

Бехлер Е.В.

Югорск 2013г.

Цель: 
•    показать важность работы по развитию мелкой моторики рук;
•    обозначить взаимосвязь мелкой моторики рук и речи дошкольника;
•    научить родителей психотехническим играм и упражнениям по развитию мелкой моторики рук.

Оборудование:
•    Плакаты с высказываниями:

«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев» (В.А. Сухомлинский).                         

«Рука – это своего рода внешний мозг» (Э.Кант).                                                                     

«Рука – это инструмент всех инструментов». (Аристотель).

•    листы бумаги, пластилин, дощечки для лепки, стеки;
•    описание игр и упражнений на развитие мелкой моторики рук;
•    мультимедийная установка для показа слайдов;
•    слайды с фотографиями играющих детей.

Участники:
•    воспитатели;
•    родители.
Форма проведения: собрание – практикум.

Ход собрания.

1.    Организационная часть.
Воспитатель. Уважаемые родители, я предлагаю вам  отгадать загадку:
Пять да пять – родные братцы,
Так все вместе и родятся.
Если вскапываешь грядку,
Держат все одну лопатку.
Не скучают, а играют
Вместе все в одни игрушки.
А зимою всей гурьбою
Дружно прячутся в теплушки.
Вот такие «пять» да «пять»,
Угадайте, как их звать?
                                 (Пальцы.)
Тема нашего собрания – практикума посвящена как раз им, а точнее – развитию мелкой моторики рук у ребёнка.
2.    Основная часть
Работа по развитию мелкой моторики рук должна начаться задолго до поступления ребёнка в школу. Родители и мы воспитатели, уделяя должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений рук, решаем  сразу две задачи:
    косвенным образом влияем  на общее интеллектуальное развитие ребёнка;

    готовим к овладению навыком письма, что в будущем поможет  избежать многих проблем школьного обучения.
Учёные доказали, что развитие руки находиться в тесной связи с развитием речи и мышлением малыша. Обычно ребёнок с развитой мелкой моторикой умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.
В дошкольном возрасте важно именно подготовка к письму, а не обучение ему, что часто приводит к формированию неправильной техники письма. Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте, именно к 6 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти.
Если ребёнок активно поворачивает лист бумаги при рисовании или закрашивании, вас это должно насторожить. В этом случае ребёнок заменяет умение менять направление линии при помощи тонких движений пальцев поворачиванием листа, лишая себя этим тренировки пальцев и руки. 
Есть дети, которые рисуют слишком маленькие предметы, как правило, это свидетельствует о жёсткой фиксации кисти при рисовании. Данный недостаток можно выявить, предложив ребёнку нарисовать одним движением круг диаметром примерно 3 – 4 см (по образцу). Если ребёнок имеет склонность фиксировать кисть на плоскости, он не справится с этой задачей: он нарисует вам вместо круга овал, или круг, но значительно меньшего диаметра или рисовать круг он будет в несколько приёмов, передвигая руку.
Работу по развитию мелкой моторики рук нужно вести с самого раннего возраста и регулярно:
    Уже в младенчестве можно выполнять массаж пальчиков, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга.

В раннем и младшем дошкольном возрасте большое значение имеет пальчиковая гимнастика:

  • Упражнения и ритмичные движения пальцами возбуждают речевые центры головного мозга, а значит, стимулируют развитие речи.
  • Пальчиковые игры создают благоприятный эмоциональный фон, формируют умение подражать взрослому, вслушиваться в речь и понимать её смысл, концентрировать внимание и правильно его распределять.
  • Сопровождение упражнений короткими стихотворными строчками улучшает четкость речи, совершенствует память и воображение.

А сейчас предлагаю немного поиграть с пальчиками:

«Шарик»

Пальцы обеих рук в щепотке и соприкасаются кончиками.

Надуваем быстро шарик –

Он становится большим (дуть на ладонь и пальцы – они принимают форму, напоминающую шар).

 «Кошка»

А у кошки

Ушки на макушке (средний и безымянный пальцы упираются в большой, указательный и мизинец подняты),

Чтобы лучше слышать

Мышь в её норушке.

 «Домик»

Поочерёдно разгибать пальцы, начиная с большого.

Раз, два, три, четыре, пять! (Разгибать пальцы).

Вышли пальчики гулять (Сжимать и разжимать пальцы).

Раз, два, три, четыре, пять!

В домик спрятались опять

Почему так важно для детей развитие мелкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.
Развитие мелкой моторики возможно только в игровой
форме.

3. Практическая часть.
Сообщение  «Многообразие способов развития мелкой моторики рук у ребёнка».             

          Для развития мелкой моторики рук, а также детского творчества, артистизма детей, успешно используются различные виды инсценирования. Спектакли – игры, напоминающие театральные представления, требуют кропотливой совместной работы детей и взрослых. Сделайте с ребёнком пальчиковый театр, покажите небольшие игры – инсценировки в форме диалога: «Колобок», «Теремок», «Репка».
Кистью или пальцами руки ребёнок будет имитировать движения персонажей:
наклоны и повороты головы, разнообразные движения туловища и рук куклы. (Показываю несколько фигур, родители пробуют повторить).
       Особенно чётко просматриваются контуры персонажей, характер их поведения, действий – в театре теней. Сначала исполнителем может быть взрослый, но посмотрев, ребёнок непременно захочет попробовать себя в роли актёра.
Разучите с ним, как можно получить изображения птиц, животных и других персонажей путём складывания пальцев определённым образом. Получится не сразу, но малыш будет стараться показать хоть какую – то фигуру. Оборудование для театра теней простое: стена или экран и настольная лампа (источник света).
У инсценировок с помощью пальчикового театра, театра теней большие возможности для развития ловкости, координации движений и развития речи.             

Оригами.
Детей привлекает возможность мастерить поделки из бумаги, которые можно использовать в играх, инсценировках, - это оригами. Это не случайно. Притягательная сила этого искусства – в способности будить детское воображение, память, оживлять плоский немой лист бумаги, за считанные минуты превращать в цветы, животных, птиц.
Сейчас можно найти множество книг по этому виду искусства и освоить вместе с ребёнком хотя бы самые простые способы изготовления фигурок. (Раздаю родителям листы бумаги и предлагаю сделать бабочку для развития речевого дыхания детей).

«Приёмы развития мелкой моторики рук с помощью лепки.»

На столах дощечки для лепки, стеки, пластилин разного цвета – красное, зелёное, жёлтое.
Родителям предлагаю попробовать слепить композицию «Овощи-фрукты»
    Я делаю тарелку используя приемы сплющивания, прищипывания и оттягивания. 
     Родители лепят фрукты и овощи.

Некоторые игры на развитие мелкой моторики:

•    работа с раскрасками – штриховка;
•    пальчиковая гимнастика – шнуровка;
•    игры с конструктором, мозаикой;
•    лепка из глины и пластилина;
•    нанизывание бус, бисера;
•    сматывание цветных ниток в клубочки;
•    работа с ножницами.
Сегодня на прилавках магазинов достаточно игр на развитие мелкой моторики рук (шнуровки, сенсорное панно, наборы тканевых образцов различной фактуры).
Эти игры: 
    развивают мелкую моторику рук;

    развивают пространственное ориентирование, способствуют усвоению понятий: вверху, внизу, справа, слева;
    формируют навыки шнуровки (завязывание шнурка на бант);
    способствуют развитию речи;
    развивают творческие способности;
    косвенно готовят руку к письму и развивают усидчивость.
Наша задача состоит в том, чтобы в содружестве с вами, дорогие родители, развить мелкую мускулатуру рук и подготовить детей к письму. Создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, без которого невозможно быстро и успешно освоить навык письма.
3 часть. Заключительная. Рефлексия.
К сожалению, о проблемах ребёнка с координацией движений и мелкой моторики рук большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на первоклассника: кроме усвоения новой информации, приходиться ещё учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш. Надеюсь, что вашим детям с нашей общей помощью таких трудностей удастся избежать. Вручаю каждому участнику памятку «Развитие мелкой моторики рук».

Памятка для родителей.

«Развитие у ребёнка мелкой моторики рук»

  •     Как можно чаще, даже в очереди, рисуйте ребёнку всевозможные лабиринты. Пусть пройдёт по ним карандашом. Чтобы занятие не наскучило, лучше всего объяснить, что это за лабиринт, куда он ведёт, и кто по нему должен пройти. Например, «Это лабиринт в замке Снежной королевы, он изо льда. Герда должна пройти по нему, не касаясь стенок, иначе она замёрзнет».
  •     Для развития рук полезно обводить любые вкладыши Монтессори, не менее полезно заштриховать. Каждую фигурку следует штриховать под разным углом наклона и с различной степенью густоты линий. Хорошо, если штриховка получится разной степени интенсивности: от бледного, еле заметного до яркого, тёмного. Полезно также штрихование сеткой. Во всех случаях ребёнку нужны образцы, так что поштриховать придётся и вам.
  •     Можно обводить все, что попадётся под руку: дно стакана, перевёрнутое блюдо, собственную ладонь, ложку  и т. д. Особенно подходят для этой цели формочки для приготовления печень или кексов.
  •     Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно всё что нанизывается: пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки и т. п. Можно составлять бусы из картонных кружочков, квадратиков, сердечек, листьев деревьев, в том числе сухих ягод рябины. Научиться прокалывать аккуратные дырочки тоже полезно.
  •     Если ваш ребёнок крайне неохотно рисует кистью, предложите ему порисовать пальчиками. Можно рисовать одним, двумя или сразу всеми пальцами одновременно: каждый пальчик опускается в краску определённого цвета, а потом по очереди ставится на бумагу. Так получается салют, или бусы, или ещё что – нибудь. Лучше всего закончить рисунок фломастером или карандашами.

Занимаясь с ребёнком, помните, что внимание у детей этого возраста неустойчивое, они легко отвлекаются. Старайтесь, чтобы время ваших игр не превышало 10 -15 минут.
Лучше выполнить небольшое по объёму задание, но качественно и с хорошим настроением. Играйте, весело проводите время, общайтесь с ребёнком.

Игровой калейдоскоп

на развитие чувствительности и координации движений пальцев и кистей рук.
«Пальчиковый бассейн»

Ребёнок опускает кисти рук в сосуд с однородным наполнителем (вода, песок, различные крупы, любые мелкие предметы) и в течение 5 – 10 минут перемешивает содержимое. Затем взрослый предлагает сосуд с наполнителем другой фактуры. После нескольких проб ребёнок с закрытыми глазами опускает рук в сосуд и старается отгадать его содержимое, не ощупывая пальцами его отдельные элементы.


«Пальчики здороваются»

Исходное положение – сидя на пятках, руки согнуты в локтях, ладони прямые, большой палец противопоставлен остальным. Ребёнок выполняет упражнение двумя руками одновременно: два раза ударяет каждым пальцем по большому пальцу, начиная от указательного к мизинцу и обратно.

«Резиночка»

Для этого упражнения можно использовать резинку для волос диаметром примерно 4 – 5см. Ребёнок вставляет все пальцы в резинку и двигает ими так, чтобы резинка переместилась на 360 градусов. Упражнение выполняет сначала в одну, а затем в другую сторону; вначале одной, потом другой рукой.


«Рисунок на крупе»

Взрослый берёт яркий поднос и тонким равномерным слоем рассыпает по нему любую крупу. Проводит пальчиком ребёнка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Затем предлагает малышу самому нарисовать несколько произвольных линий. Можно вместе нарисовать какие – нибудь предметы (забор, дождик, волны), буквы.


«Спрячь платочек»    

Ребёнок комкает, начиная с уголка, носовой платок (или полиэтиленовый мешок) так, чтобы он целиком уместился в кулачке.

Используемая литература.
«Нетрадиционные формы проведения родительских собраний в детском саду».
С.Ю.Прохорова
Н.В. Нигматулина
И.П. Подосёнкова

 

   



Подписи к слайдам:

«Кошка»
А у кошки
Ушки на макушке
Чтобы лучше слышать
Мышь в ее норушке.
(
Среднии
и безымянный пальцы упираются в большой, указательный и мизинец подняты).
Гусь
Конь
Тюльпан
Эти игры:
Развивают мелкую моторику рук;
Развивают пространственное ориентирование;
Формируют навыки шнуровки;
Способствуют развитию речи;
Развивают творческие способности;
Косвенно готовят руку к письму и развивают усидчивость.





«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»

(В.А. Сухомлинский)
Прищипывание
Чтобы вылепить какие-то мелочи (детали лица, например) используют приём под названием
прищипывание
. Название говорит само за себя – детали будто «выщипываются» из цельного куска.
Оттягивание
Похожий приём оттягивание разница только в том, что прежде чем вылепить какую-то мелкую деталь, нужно оттянуть часть пластичного материала.
Заглаживание 
Приём, необходимый при лепке плоских поверхностей, для сглаживания изгибов и исправления недочётов в работе. Выполняется он кончиками пальцев или стеками. Этим же приёмом пользуются для достижения плавности переходов в местах соединения деталей.

Эти приёмы – часть способа лепки, который предполагает, что готовая работа «собирается» из отдельных частей и деталей более-менее одинаковых по форме.
«Шарик»
Надуваем быстро шарик-
Он становится большим.
(Дуть на ладонь и пальцы- они принимают форму, напоминающую шар.
Бабушка
Человек
Собака
«Развитие у ребенка мелкой моторики рук»
Родительское собрание
во второй младшей группе.
Кошка
В лепке мы используем следующие приемы:
Скатывание
Процесс превращения кусочка пластилина в ровный шарик называется скатыванием. Всё просто: катай себе шарик между ладонями кругообразными движениями, главное – следить за правильностью формы, не слишком сдавливать пластилин и время от времени переворачивать заготовку.
Раскатывание
Когда из кусочка глины получается яйцеобразная или цилиндрическая форма («колбаски» говоря по-простому), такой способ называется раскатыванием. Движение рук должны быть прямолинейны, а силой нажима регулируется удлинение жгутика. Для того чтоб раскатать идеально ровный жгут, потребуется некоторая сноровка.
Сплющивание
Процесс сдавливания шарика из глины, в результате чего он приобретает форму диска или лепёшки, возможно, это будущий лепесток какого-то цветка. Таким же приёмом, только ещё и с помощью стеков, а не только пальцев, получают всевозможные углубления и изгибы в работе.
Пальчиковая гимнастика
Упражнения и ритмичные движения пальцами возбуждают речевые центры головного мозга, а значит, стимулируют развитие речи.
Пальчиковые игры создают благоприятный эмоциональный фон, формируют умение подражать взрослому, вслушиваться в речь и понимать ее смысл, концентрировать внимание и правильно его распределять.
Сопровождение упражнений короткими стихотворными строчками улучшает четкость речи, совершенствует память и воображение.
Поиграем мы в театр!
Загадка.
Пять да пять – родные братцы,
Так все вместе и родятся.
Если вскапываешь грядку,
Держат все одну лопатку.
Не скучают, а играют
Вместе все в одни игрушки.
А зимою всей гурьбою
Дружно прячутся в теплушки.
Все такие «пять» да «пять»,
Угадайте, как их звать?
«Пальцы»
ОРИГАМИ

Детей привлекает возможность мастерить поделки из бумаги, которые можно использовать в играх, инсценировках, - это оригами. Притягательная сила этого искусства – в способности будить детское воображение, память, оживлять плоский немой лист бумаги, за считанные минуты превращать в цветы, животных, птиц.

Игры
с конструктором!
Играем
с пальчиками!
Яхта
«Рука – это своего рода внешний мозг»
(Э.Кант)
«Домик»
Раз, два, три, четыре, пять!
(Разгибать пальцы начиная с большого)
Вышли пальчики гулять
(Сжимать и разжимать пальцы).
Раз, два, три, четыре, пять!
В домик спрятались опять.
Корова
Собака
Некоторые игры на развитие мелкой моторики.
Работа с раскрасками – штриховка;
Пальчиковая гимнастика – шнуровка;
Игры с конструктором, мозаикой;
Лепка из глины и пластилина;
Нанизывание бус, бисера;
Сматывание цветных ниток в клубочки;
Работа с ножницами.
Не забывайте
хвалить ребенка!!!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие у детей мелкой моторики"

Консультация для родителей...

Мастер-класс для родителей «Развитие у детей мелкой моторики рук». Воспитатель: Шкилева Е.В. первая квалификационная категория

Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальца...

Литература по развитию у детей мелкой моторики

Большакова Е.С. Формирование у детей мелкой моторики...

Развитие у детей мелкой моторики

Методический материал по развитию мелкой моторики у детей старшего возраста...

Консультация для родителей "Развитие у детей мелкой моторики

laquo;…ум ребёнка находится на кончиках его пальцев"В. А. Сухомлинский...