Главные вкладки

    "Развитие у детей мелкой моторики рук"
    методическая разработка (младшая группа) по теме

    Бехлер Елена Владимировна

    Родительское собрание.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №6»

    Дошкольные группы

    Родительское собрание во второй младшей группе.

    Тема: «Развитие у ребенка мелкой моторики рук»

    Подготовила:

    Воспитатель

     2-ой кв. категории

    Бехлер Е.В.

    Югорск 2013г.

    Цель: 
    •    показать важность работы по развитию мелкой моторики рук;
    •    обозначить взаимосвязь мелкой моторики рук и речи дошкольника;
    •    научить родителей психотехническим играм и упражнениям по развитию мелкой моторики рук.

    Оборудование:
    •    Плакаты с высказываниями:

    «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев» (В.А. Сухомлинский).                         

    «Рука – это своего рода внешний мозг» (Э.Кант).                                                                     

    «Рука – это инструмент всех инструментов». (Аристотель).

    •    листы бумаги, пластилин, дощечки для лепки, стеки;
    •    описание игр и упражнений на развитие мелкой моторики рук;
    •    мультимедийная установка для показа слайдов;
    •    слайды с фотографиями играющих детей.

    Участники:
    •    воспитатели;
    •    родители.
    Форма проведения: собрание – практикум.

    Ход собрания.

    1.    Организационная часть.
    Воспитатель. Уважаемые родители, я предлагаю вам  отгадать загадку:
    Пять да пять – родные братцы,
    Так все вместе и родятся.
    Если вскапываешь грядку,
    Держат все одну лопатку.
    Не скучают, а играют
    Вместе все в одни игрушки.
    А зимою всей гурьбою
    Дружно прячутся в теплушки.
    Вот такие «пять» да «пять»,
    Угадайте, как их звать?
                                     (Пальцы.)
    Тема нашего собрания – практикума посвящена как раз им, а точнее – развитию мелкой моторики рук у ребёнка.
    2.    Основная часть
    Работа по развитию мелкой моторики рук должна начаться задолго до поступления ребёнка в школу. Родители и мы воспитатели, уделяя должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений рук, решаем  сразу две задачи:
        косвенным образом влияем  на общее интеллектуальное развитие ребёнка;

        готовим к овладению навыком письма, что в будущем поможет  избежать многих проблем школьного обучения.
    Учёные доказали, что развитие руки находиться в тесной связи с развитием речи и мышлением малыша. Обычно ребёнок с развитой мелкой моторикой умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.
    В дошкольном возрасте важно именно подготовка к письму, а не обучение ему, что часто приводит к формированию неправильной техники письма. Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте, именно к 6 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти.
    Если ребёнок активно поворачивает лист бумаги при рисовании или закрашивании, вас это должно насторожить. В этом случае ребёнок заменяет умение менять направление линии при помощи тонких движений пальцев поворачиванием листа, лишая себя этим тренировки пальцев и руки. 
    Есть дети, которые рисуют слишком маленькие предметы, как правило, это свидетельствует о жёсткой фиксации кисти при рисовании. Данный недостаток можно выявить, предложив ребёнку нарисовать одним движением круг диаметром примерно 3 – 4 см (по образцу). Если ребёнок имеет склонность фиксировать кисть на плоскости, он не справится с этой задачей: он нарисует вам вместо круга овал, или круг, но значительно меньшего диаметра или рисовать круг он будет в несколько приёмов, передвигая руку.
    Работу по развитию мелкой моторики рук нужно вести с самого раннего возраста и регулярно:
        Уже в младенчестве можно выполнять массаж пальчиков, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга.

    В раннем и младшем дошкольном возрасте большое значение имеет пальчиковая гимнастика:

    • Упражнения и ритмичные движения пальцами возбуждают речевые центры головного мозга, а значит, стимулируют развитие речи.
    • Пальчиковые игры создают благоприятный эмоциональный фон, формируют умение подражать взрослому, вслушиваться в речь и понимать её смысл, концентрировать внимание и правильно его распределять.
    • Сопровождение упражнений короткими стихотворными строчками улучшает четкость речи, совершенствует память и воображение.

    А сейчас предлагаю немного поиграть с пальчиками:

    «Шарик»

    Пальцы обеих рук в щепотке и соприкасаются кончиками.

    Надуваем быстро шарик –

    Он становится большим (дуть на ладонь и пальцы – они принимают форму, напоминающую шар).

     «Кошка»

    А у кошки

    Ушки на макушке (средний и безымянный пальцы упираются в большой, указательный и мизинец подняты),

    Чтобы лучше слышать

    Мышь в её норушке.

     «Домик»

    Поочерёдно разгибать пальцы, начиная с большого.

    Раз, два, три, четыре, пять! (Разгибать пальцы).

    Вышли пальчики гулять (Сжимать и разжимать пальцы).

    Раз, два, три, четыре, пять!

    В домик спрятались опять

    Почему так важно для детей развитие мелкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.
    Развитие мелкой моторики возможно только в игровой
    форме.

    3. Практическая часть.
    Сообщение  «Многообразие способов развития мелкой моторики рук у ребёнка».             

              Для развития мелкой моторики рук, а также детского творчества, артистизма детей, успешно используются различные виды инсценирования. Спектакли – игры, напоминающие театральные представления, требуют кропотливой совместной работы детей и взрослых. Сделайте с ребёнком пальчиковый театр, покажите небольшие игры – инсценировки в форме диалога: «Колобок», «Теремок», «Репка».
    Кистью или пальцами руки ребёнок будет имитировать движения персонажей:
    наклоны и повороты головы, разнообразные движения туловища и рук куклы. (Показываю несколько фигур, родители пробуют повторить).
           Особенно чётко просматриваются контуры персонажей, характер их поведения, действий – в театре теней. Сначала исполнителем может быть взрослый, но посмотрев, ребёнок непременно захочет попробовать себя в роли актёра.
    Разучите с ним, как можно получить изображения птиц, животных и других персонажей путём складывания пальцев определённым образом. Получится не сразу, но малыш будет стараться показать хоть какую – то фигуру. Оборудование для театра теней простое: стена или экран и настольная лампа (источник света).
    У инсценировок с помощью пальчикового театра, театра теней большие возможности для развития ловкости, координации движений и развития речи.             

    Оригами.
    Детей привлекает возможность мастерить поделки из бумаги, которые можно использовать в играх, инсценировках, - это оригами. Это не случайно. Притягательная сила этого искусства – в способности будить детское воображение, память, оживлять плоский немой лист бумаги, за считанные минуты превращать в цветы, животных, птиц.
    Сейчас можно найти множество книг по этому виду искусства и освоить вместе с ребёнком хотя бы самые простые способы изготовления фигурок. (Раздаю родителям листы бумаги и предлагаю сделать бабочку для развития речевого дыхания детей).

    «Приёмы развития мелкой моторики рук с помощью лепки.»

    На столах дощечки для лепки, стеки, пластилин разного цвета – красное, зелёное, жёлтое.
    Родителям предлагаю попробовать слепить композицию «Овощи-фрукты»
        Я делаю тарелку используя приемы сплющивания, прищипывания и оттягивания. 
         Родители лепят фрукты и овощи.

    Некоторые игры на развитие мелкой моторики:

    •    работа с раскрасками – штриховка;
    •    пальчиковая гимнастика – шнуровка;
    •    игры с конструктором, мозаикой;
    •    лепка из глины и пластилина;
    •    нанизывание бус, бисера;
    •    сматывание цветных ниток в клубочки;
    •    работа с ножницами.
    Сегодня на прилавках магазинов достаточно игр на развитие мелкой моторики рук (шнуровки, сенсорное панно, наборы тканевых образцов различной фактуры).
    Эти игры: 
        развивают мелкую моторику рук;

        развивают пространственное ориентирование, способствуют усвоению понятий: вверху, внизу, справа, слева;
        формируют навыки шнуровки (завязывание шнурка на бант);
        способствуют развитию речи;
        развивают творческие способности;
        косвенно готовят руку к письму и развивают усидчивость.
    Наша задача состоит в том, чтобы в содружестве с вами, дорогие родители, развить мелкую мускулатуру рук и подготовить детей к письму. Создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, без которого невозможно быстро и успешно освоить навык письма.
    3 часть. Заключительная. Рефлексия.
    К сожалению, о проблемах ребёнка с координацией движений и мелкой моторики рук большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на первоклассника: кроме усвоения новой информации, приходиться ещё учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш. Надеюсь, что вашим детям с нашей общей помощью таких трудностей удастся избежать. Вручаю каждому участнику памятку «Развитие мелкой моторики рук».

    Памятка для родителей.

    «Развитие у ребёнка мелкой моторики рук»

    •     Как можно чаще, даже в очереди, рисуйте ребёнку всевозможные лабиринты. Пусть пройдёт по ним карандашом. Чтобы занятие не наскучило, лучше всего объяснить, что это за лабиринт, куда он ведёт, и кто по нему должен пройти. Например, «Это лабиринт в замке Снежной королевы, он изо льда. Герда должна пройти по нему, не касаясь стенок, иначе она замёрзнет».
    •     Для развития рук полезно обводить любые вкладыши Монтессори, не менее полезно заштриховать. Каждую фигурку следует штриховать под разным углом наклона и с различной степенью густоты линий. Хорошо, если штриховка получится разной степени интенсивности: от бледного, еле заметного до яркого, тёмного. Полезно также штрихование сеткой. Во всех случаях ребёнку нужны образцы, так что поштриховать придётся и вам.
    •     Можно обводить все, что попадётся под руку: дно стакана, перевёрнутое блюдо, собственную ладонь, ложку  и т. д. Особенно подходят для этой цели формочки для приготовления печень или кексов.
    •     Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно всё что нанизывается: пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки и т. п. Можно составлять бусы из картонных кружочков, квадратиков, сердечек, листьев деревьев, в том числе сухих ягод рябины. Научиться прокалывать аккуратные дырочки тоже полезно.
    •     Если ваш ребёнок крайне неохотно рисует кистью, предложите ему порисовать пальчиками. Можно рисовать одним, двумя или сразу всеми пальцами одновременно: каждый пальчик опускается в краску определённого цвета, а потом по очереди ставится на бумагу. Так получается салют, или бусы, или ещё что – нибудь. Лучше всего закончить рисунок фломастером или карандашами.

    Занимаясь с ребёнком, помните, что внимание у детей этого возраста неустойчивое, они легко отвлекаются. Старайтесь, чтобы время ваших игр не превышало 10 -15 минут.
    Лучше выполнить небольшое по объёму задание, но качественно и с хорошим настроением. Играйте, весело проводите время, общайтесь с ребёнком.

    Игровой калейдоскоп

    на развитие чувствительности и координации движений пальцев и кистей рук.
    «Пальчиковый бассейн»

    Ребёнок опускает кисти рук в сосуд с однородным наполнителем (вода, песок, различные крупы, любые мелкие предметы) и в течение 5 – 10 минут перемешивает содержимое. Затем взрослый предлагает сосуд с наполнителем другой фактуры. После нескольких проб ребёнок с закрытыми глазами опускает рук в сосуд и старается отгадать его содержимое, не ощупывая пальцами его отдельные элементы.


    «Пальчики здороваются»

    Исходное положение – сидя на пятках, руки согнуты в локтях, ладони прямые, большой палец противопоставлен остальным. Ребёнок выполняет упражнение двумя руками одновременно: два раза ударяет каждым пальцем по большому пальцу, начиная от указательного к мизинцу и обратно.

    «Резиночка»

    Для этого упражнения можно использовать резинку для волос диаметром примерно 4 – 5см. Ребёнок вставляет все пальцы в резинку и двигает ими так, чтобы резинка переместилась на 360 градусов. Упражнение выполняет сначала в одну, а затем в другую сторону; вначале одной, потом другой рукой.


    «Рисунок на крупе»

    Взрослый берёт яркий поднос и тонким равномерным слоем рассыпает по нему любую крупу. Проводит пальчиком ребёнка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Затем предлагает малышу самому нарисовать несколько произвольных линий. Можно вместе нарисовать какие – нибудь предметы (забор, дождик, волны), буквы.


    «Спрячь платочек»    

    Ребёнок комкает, начиная с уголка, носовой платок (или полиэтиленовый мешок) так, чтобы он целиком уместился в кулачке.

    Используемая литература.
    «Нетрадиционные формы проведения родительских собраний в детском саду».
    С.Ю.Прохорова
    Н.В. Нигматулина
    И.П. Подосёнкова

     

       



    Подписи к слайдам:

    «Кошка»
    А у кошки
    Ушки на макушке
    Чтобы лучше слышать
    Мышь в ее норушке.
    (
    Среднии
    и безымянный пальцы упираются в большой, указательный и мизинец подняты).
    Гусь
    Конь
    Тюльпан
    Эти игры:
    Развивают мелкую моторику рук;
    Развивают пространственное ориентирование;
    Формируют навыки шнуровки;
    Способствуют развитию речи;
    Развивают творческие способности;
    Косвенно готовят руку к письму и развивают усидчивость.





    «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»

    (В.А. Сухомлинский)
    Прищипывание
    Чтобы вылепить какие-то мелочи (детали лица, например) используют приём под названием
    прищипывание
    . Название говорит само за себя – детали будто «выщипываются» из цельного куска.
    Оттягивание
    Похожий приём оттягивание разница только в том, что прежде чем вылепить какую-то мелкую деталь, нужно оттянуть часть пластичного материала.
    Заглаживание 
    Приём, необходимый при лепке плоских поверхностей, для сглаживания изгибов и исправления недочётов в работе. Выполняется он кончиками пальцев или стеками. Этим же приёмом пользуются для достижения плавности переходов в местах соединения деталей.

    Эти приёмы – часть способа лепки, который предполагает, что готовая работа «собирается» из отдельных частей и деталей более-менее одинаковых по форме.
    «Шарик»
    Надуваем быстро шарик-
    Он становится большим.
    (Дуть на ладонь и пальцы- они принимают форму, напоминающую шар.
    Бабушка
    Человек
    Собака
    «Развитие у ребенка мелкой моторики рук»
    Родительское собрание
    во второй младшей группе.
    Кошка
    В лепке мы используем следующие приемы:
    Скатывание
    Процесс превращения кусочка пластилина в ровный шарик называется скатыванием. Всё просто: катай себе шарик между ладонями кругообразными движениями, главное – следить за правильностью формы, не слишком сдавливать пластилин и время от времени переворачивать заготовку.
    Раскатывание
    Когда из кусочка глины получается яйцеобразная или цилиндрическая форма («колбаски» говоря по-простому), такой способ называется раскатыванием. Движение рук должны быть прямолинейны, а силой нажима регулируется удлинение жгутика. Для того чтоб раскатать идеально ровный жгут, потребуется некоторая сноровка.
    Сплющивание
    Процесс сдавливания шарика из глины, в результате чего он приобретает форму диска или лепёшки, возможно, это будущий лепесток какого-то цветка. Таким же приёмом, только ещё и с помощью стеков, а не только пальцев, получают всевозможные углубления и изгибы в работе.
    Пальчиковая гимнастика
    Упражнения и ритмичные движения пальцами возбуждают речевые центры головного мозга, а значит, стимулируют развитие речи.
    Пальчиковые игры создают благоприятный эмоциональный фон, формируют умение подражать взрослому, вслушиваться в речь и понимать ее смысл, концентрировать внимание и правильно его распределять.
    Сопровождение упражнений короткими стихотворными строчками улучшает четкость речи, совершенствует память и воображение.
    Поиграем мы в театр!
    Загадка.
    Пять да пять – родные братцы,
    Так все вместе и родятся.
    Если вскапываешь грядку,
    Держат все одну лопатку.
    Не скучают, а играют
    Вместе все в одни игрушки.
    А зимою всей гурьбою
    Дружно прячутся в теплушки.
    Все такие «пять» да «пять»,
    Угадайте, как их звать?
    «Пальцы»
    ОРИГАМИ

    Детей привлекает возможность мастерить поделки из бумаги, которые можно использовать в играх, инсценировках, - это оригами. Притягательная сила этого искусства – в способности будить детское воображение, память, оживлять плоский немой лист бумаги, за считанные минуты превращать в цветы, животных, птиц.

    Игры
    с конструктором!
    Играем
    с пальчиками!
    Яхта
    «Рука – это своего рода внешний мозг»
    (Э.Кант)
    «Домик»
    Раз, два, три, четыре, пять!
    (Разгибать пальцы начиная с большого)
    Вышли пальчики гулять
    (Сжимать и разжимать пальцы).
    Раз, два, три, четыре, пять!
    В домик спрятались опять.
    Корова
    Собака
    Некоторые игры на развитие мелкой моторики.
    Работа с раскрасками – штриховка;
    Пальчиковая гимнастика – шнуровка;
    Игры с конструктором, мозаикой;
    Лепка из глины и пластилина;
    Нанизывание бус, бисера;
    Сматывание цветных ниток в клубочки;
    Работа с ножницами.
    Не забывайте
    хвалить ребенка!!!

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Статья "КОНСТРУИРОВАНИЕ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РАЗВИТИЮ ОСЯЗАНИЯ И МЕЛКОЙ МОТОРИКИ и развития речи на занятиях по ознакомлению с окружающим миром ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗПР СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА".

    При разработке содержания художественной конструктивной деятельности старших дошкольников отбираются определённые лексические темы, которые постепенно усложняются конструкциями. Эти усложнения зависят...

    "Развитие у детей мелкой моторики"

    Консультация для родителей...

    Развитие общей и мелкой моторики у детей дошкольного у детей с задержкой психического развития.

    Развитие общей и  мелкой моторики у детей  дошкольного у детей с задержкой психического развития....

    Мастер-класс для родителей «Развитие у детей мелкой моторики рук». Воспитатель: Шкилева Е.В. первая квалификационная категория

    Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальца...

    Литература по развитию у детей мелкой моторики

    Большакова Е.С. Формирование у детей мелкой моторики...

    Развитие у детей мелкой моторики

    Методический материал по развитию мелкой моторики у детей старшего возраста...