Развитие мелкой моторики - средство повышения речевой активности ребенка.
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа)

Чичикалова Зоя Ивановна

Чем больше мастерства в детской руке, чем разнообразнее движение рук, тем совершеннее функции нервной системы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл melkaya_motorika_statya.docx18.7 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие мелкой моторики -  средство повышения речевой активности ребенка.

В быту человеку ежеминутно требуется совершать какие-то действия мелкой моторики: застегивание пуговиц, манипулирование мелкими предметами, письмо, рисование и т. д., поэтому от ее развития напрямую зависит  качество его жизни.

К области мелкой моторики относится большое количество разнообразных движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека.

Мелкая моторика – это двигательная деятельность, которая обусловлена скоординированной работой мелких мышц руки и глаза. Чем больше мастерства в детской руке, чем разнообразнее движение рук, тем совершеннее функции нервной системы.

Мелкая моторика развивается, естественным образом начиная с младенческого возраста на базе общей моторики. Сначала ребёнок учится хватать предмет, после появляются навыки перекладывания из руки в руку, к двум годам он уже способен рисовать, правильно держать кисть и ложку. В дошкольном и раннем школьном возрасте моторные навыки становятся более разнообразными и сложными. Увеличивается доля действий, которые требуют согласованных действий обеих рук.

Развитие мелкой моторики играет важную роль и для общего развития ребенка.

У мелкой моторики есть очень важная особенность. Она связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. Объясняется это, тем, что в головном мозге речевой и моторный центры расположены очень близко друг к другу. Поэтому при стимуляции моторных навыков пальцев рук речевой центр начинает активизироваться. Именно поэтому для своевременного развития речи ребенка необходимо большое внимание уделить развитию мелкой моторики. Мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, на почерк, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка.

По особенностям развития мелкой моторики ребенка в дальнейшем судят о готовности его к обучению в школе. Если все в порядке, то ребенок подготовлен к обучению письму, умеет логически мыслить и рассуждать, имеет хорошую память, концентрацию, внимание и воображение, связную речь.
        Мелкая моторика развивается постепенно, это индивидуальный процесс и у каждого ребенка он проходит своими темпами.

Существует множество занятий, игр и упражнений для развития мелкой моторики. Их можно разделить на следующие:

  • массаж ладошек
  •  разрывание бумаги
  • перелистывание страниц
  • игры с бусами
  • игры с крупами
  • рисование на песке
  • шнуровки
  •  лепка
  • рисование и раскрашивание
  • собирание мозаик и пазлов

Роль развития мелкой моторики рук очень велика. Ведь, стимулируя ее развитие, мы работаем над подвижностью органов артикуляции, готовим руку к письму, развиваем внимание, мышление и даже влияем на формирование произвольности у детей.

Список использованных источников:

1.  Волковская Т.Н. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи / Т.Н. Волковская, Г.Х. Юсупова. - М.: Книголюб, 2004. – 104 с.

2. Левченко И.Ю. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии: метод, пособие / И.Ю. Левченко, В.В. Ткаченко. - М.: Просвещение, 2008. - 239 с.

3. Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой. – М.: Владос, 2007. – 703 с.

4.Практикум по дошкольной логопедии / Под ред. В.И. Селиверстова. – М.: Просвещение, 1988. – 222 с.

5. Степанова Е.В. Организация работы с родителями детей логопедической группы детского сада / Е.В. Степанова Коррекционная педагогика. – 2008. - № 4. 74 – 78 с.

6.Степанова Е.В. Организация работы с родителями детей логопедической группы детского сада / Е.В. Степанова Коррекционная педагогика. – 2008. - № 4.74 – 78 с.

7. Филичева, Т.Б. Нарушение речи у детей / Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева. – М.: Ассоциация "Профессиональное образование", 1993. – 232 с.

8.  Филичева, Т.Б. Основы логопедии / Т.Б. Филичева. – М.: Просвещение, 1998. – 223 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры по развитию мелкой моторики, как средство повышения речевой активности

В статье раскрывается практическое применение игр по развитию мелкой моторики, как средства закрепления правильного звукопроизношения, обогащения и активизации словаря, формирования грамматического ст...

Игры по развитию мелкой моторики, как средство повышения речевой активности.

Игры на развитие мелкой моторики с использование «пальчиковой гимнастики"...

Развитие мелкой моторики как фактора речевой активности дошкольников

В данном материале родители смогут ознакомиться с тем, какое влияние на речевую активность имеет развитие мелкой моторики. Почему так важны пальчиковые игры в младшем дошкольном возрасте....

Методическая разработка: Использование метода Су-Джок (Игры по развитию мелкой моторики рук, как средства повышения речевой активности)

В век современных технологий трудно представить себе человека, не умеющего свободно владеть техникой. Педагогов уже давно не удивляет тот факт, что родителю проще дать  ребенку телефон, то...

Конспект НОД в средней группе на тему: «Развитие и совершенствование мелкой моторики и двигательной сферы ребенка, как средство повышения речевой активности детей.»

       Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 32 Калининского района Санкт-Петербурга.   Конспект НОД в средней группе на те...