Программа клуба для родителей и детей "Заинтересованный родитель"
проект (средняя группа) по теме

Банных Наталия Леонидовна

В программе описана цель, структура и конспекты занятий клуба.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Клуб "Заинтересованный родитель"162.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области

Управление образования г. Екатеринбурга

Отдел  образования  администрации Ленинского района г. Екатеринбурга

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение –

детский сад компенсирующего вида № 46.

ПРОГРАММА КЛУБА

«Заинтересованный родитель»

Составитель:

Педагог-психолог МБДОУ № 46

Банных  Наталия Леонидовна

Пояснительная записка

Приоритетным направлением МБДОУ – детского сада компенсирующего вида № 46 является создание условий для укрепления физического и психического здоровья воспитанников с нарушением зрения, своевременного психофизического развития, осуществления коррекции недостатков развития детей с ограниченными возможностями здоровья при позитивном сотрудничестве с семьями воспитанников на основе установления партнерских отношений.

Семьи с детьми, имеющими особые образовательные потребности – особые семьи. Они нуждаются в психолого-педагогической помощи и поддержке развития личности детей.

В настоящее время,  в связи с переходом на личностно-ориентированную модель взаимодействия с ребенком, признается приоритет семейного воспитания над общественным. Поскольку индивидуальность ребенка формируется в семье, воспитательная работа в образовательном учреждении не может строиться без учета этого фактора. Создание единой воспитательной системы необходимо для раскрытия потенциальных возможностей каждого  ребенка.

Дети, оказавшись в едином воспитательном пространстве, ощущают себя комфортнее, спокойнее, увереннее, в результате чего имеют гораздо меньше конфликтов со взрослыми и сверстниками.

Психолого-педагогическая помощь семьям может быть направлена на обучение родителей методам игрового взаимодействия с детьми с целью общего оздоровления ребенка, повышения уровня самоконтроля у ребенка, развития социально-коммуникативных навыков,  а также  с целью формирования положительной социализации дошкольников и оптимизации детско-родительских отношений.

Взаимодействие ребенка с родителем является первым опытом взаимодействия с окружающим миром. Этот опыт закрепляется и формирует определенные модели поведения с другими людьми. Групповые эффекты дают возможность снять ощущение единственности и уникальности собственных трудностей, позволяют получить обратную связь.

Как всякий нормально видящий, ребенок с нарушением зрения постигает пространство на основе движения, но из-за зрительного нарушения темп развития двигательного аппарата у него замедлен, ребенку требуется помощь со стороны взрослого. Поэтому, появилась необходимость к привлечению родителей в педагогический процесс и обучению их игровым навыкам и приемам  для более эффективного развития детей.

Игры разного вида, особенно подвижные и развивающие сенсомоторику ребенка являются эффективным психокоррекционным средством и имеют важное значение в улучшении психического и физического здоровья дошкольника.

Организация деятельности родительского клуба:

  1. Составление планов занятий с родителями и детьми.
  2. Обсуждение с родителями работы клуба, его целей и задач.
  3. Знакомство родителей с коррекционным, развивающим методом и техниками взаимодействия в игровой деятельности.
  4. Непосредственное взаимодействие специалистов ДОУ с родителями и детьми в игровой деятельности (цикл занятий).
  5. Рекомендации специалистов по организации игр и приемов с детьми дома.

Цель работы клуба «Заинтересованный родитель»:

Построение эффективного взаимодействия детского сада и семьи посредством активного включения родителей в образовательное пространство ДОУ.

Оптимизация детско-родительских отношений.

Обучение родителей методам двигательной коррекции с целью развития саморегуляции, пространственной координации и коммуникативных навыков.

Задачи:

  1. Повышать психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах психофизического развития детей с нарушением зрения.
  2. Содействовать овладению практическими навыками позитивного взаимодействия с детьми в игровой деятельности – ведущей деятельности детей дошкольного возраста.
  3. Помогать родителям в освоении методов двигательной коррекции в специальных играх и игровых упражнениях.

Занятие 1

Теоретическое введение в курс занятий.

Современные методы коррекционно-развивающей работы с детьми разделяются на два направления:

  1. Непосредственное обучение детей счетным навыкам, развитие слухоречевой памяти и т.д., т.е. собственно когнитивные методы, чаще всего направленные на преодоление трудностей усвоения школьных знаний.
  2. Второе направление  методы двигательной (моторной) коррекции, или телесно-ориентированные методы, которые зарекомендовали себя при работе с детьми с ограниченными возможностями. Они направлены в основном на восстановление контакта с собственным телом, снятие телесных напряжений, развитие невербальных компонентов общения с целью улучшениям психического самочувствия при взаимодействии с другими людьми.

Методологически «комплексная нейропсихологическая коррекция» опираются на современные (по А. Р.Лурия) представления о закономерностях развития и иерархическом строении мозговой организации ВПФ в онтогенезе); на учение Л. С. Цветковой о нейропсихологической реабилитации; на принцип «замещающего онтогенеза» (А.В.Семенович, Б.А.Архипов). Методически  на адаптированный вариант базовых нейропсихологических, телесно-ориентированных, этологических, театральных и иных психотехник применительно к детскому возрасту.

Усвоение предлагаемого материала (только на первый взгляд кажущегося  простым и понятным) предполагает его упорную практическую отработку, что позволит накопить соответствующий опыт, использовать свою интуицию и творчество.

Чтобы понять всю сложность и важность тех игровых упражнений, с которыми мы встретимся на занятиях с детьми, мы сегодня познакомимся с некоторыми из них, чтобы узнать технику правильного их выполнения.

1 этап: дыхательные упражнения

      В начале курса занятий необходимо уделить большое внимание выработке правильного дыхания, что оптимизирует газообмен и кровообращение, вентиляцию всех участков легких, массаж органов брюшной полости; способствует общему оздоровлению и улучшению самочувствия. Оно успокаивает и способствует концентрации внимания.

Одной из важнейших целей организации правильного дыхания у детей является формирование у них базовых составляющих произвольной саморегуляции. Ведь ритм дыхания  единственный из всех телесных ритмов, подвластный спонтанной, сознательной и активной регуляции со стороны человека. Тренировка делает глубокое медленное дыхание простым и естественным, регулируемым непроизвольно.

Дыхательные упражнения всегда должны предшествовать самомассажу и другим заданиям. Основным является полное дыхание, т.е. сочетание грудного и брюшного дыхания; выполнять его нужно сначала лежа, потом сидя и наконец стоя. Пока ребенок не научится дышать правильно, рекомендуется положить одну его руку на грудь, другую на живот (сверху зафиксировать их руками взрослого  психолога, педагога, родителей) для контроля за полнотой дыхательных движений.

После выполнения дыхательных упражнений можно приступать к другим упражнениям, способствующим повышению уровня психической активности ребенка, увеличению его энергетического и адаптационного потенциала.

Универсальным является обучение четырехфазным дыхательным упражнениям, содержащим равные по времени этапы: «вдох  задержка  выдох  задержка». Вначале каждый из них может составлять 2  3 с. с постепенным увеличением до 7 с. Вначале необходима фиксация взрослым рук ребенка, что значительно облегчает обучение. Психолог должен также вслух отсчитывать указанные временные интервалы с постепенным переходом к самостоятельному выполнению упражнений ребенком.

Правильное дыхание  это медленное, глубокое, диафрагмальное дыхание (при котором легкие заполняются от самых нижних отделов до верхних), состоящее из следующих четырех этапов:

1-й  вдох:

распустить мышцы живота, начать вдох, опустить диафрагму вниз, выдвигая живот вперед;

наполнить среднюю часть легких, расширяя грудную клетку с помощью межреберных мышц;

приподнять грудину и ключицы, наполнить воздухом верхушки легких.

2-й  пауза.

3-й  выдох:

приподнять диафрагму вверх и втянуть живот;

опустить ребра, используя группу межреберных мышц;

опустить грудину и ключицы, выпуская воздух из верхушек легких.

4-й  пауза.

Отработку дыхательных упражнений лучше всего начинать со стадии выдоха, после чего, выждав естественную паузу и дождавшись момента, когда появится желание вдохнуть, сделать приятный, глубокий, без напряжения вдох ртом или носом. Нужно внимательно следить за тем, чтобы двигалась диафрагма и оставались спокойными плечи. При выполнении упражнения в положении сидя или стоя не нагибаться вперед. Все упражнения выполняются по 3 5раз.

1. Сделать полный выдох, набрать воздух медленно через нос, следя за тем, чтобы передняя брюшная стенка все больше выдавалась вперед (набирать воздух свободно, не напрягаясь). При этом диафрагма уплощается, увеличивая объем легких, грудная клетка расширяется. На 2  5 с задержать воздух, затем начать выдох ртом с подтягиванием брюшной стенки; в конце выдоха опускается грудь. Вдыхать и выдыхать плавно, избегая толчков.

 2.«Шарик». Повышение эффективности выполнения дыхательных упражнений достигается благодаря использованию образного представления, подключения воображения, так хорошо развитого у детей. Например, возможен образ желтого или оранжевого теплого шарика, расположенного в животе (соответственно надувающегося и сдувающегося в ритме дыхания). Ребенку также предлагается вокализировать на выдохе, пропевая отдельные звуки , о, у, ш, х) и их сочетания переходит в с, о  в у, ш  в щ, хи и т.п.).

3.«Ветер». На медленном выдохе пальцем или всей ладонью прерывать воздушную струю так, чтобы получился звук ветра, клич индейца, свист птицы.

2 этап: освоение внешнего пространства (подвижные игры)

Важным этапом является осознание двигательных возможностей и расширение диапазона движений в разных зонах пространства: нижней, средней и верхней. Вы уже начали формирование этих представлений, выполняя с ребенком упражнения предыдущего раздела. Теперь усвоенные навыки становятся базой для его развернутого произвольного действия.

Вспомните, пожалуйста, игру с мячом, которой еще 10 лет назад так увлекались все дети. Били мячом о стену: сначала  обеими ладонями; затем  ударом снизу руками, сложенными в замок; потом  «белочкой»: из-за спины мяч бросали о стену и ловили его; затем  из-под ноги... Вспомнили? Ведь в этой игре все этапы чередовались очень строго, а стучать о стену необходимо было условленное число раз. А «Прятки», «Казаки-разбойники»?.. Научите своего ребенка, и вы убедитесь, что забытое старое не так уж нелепо.

Данные упражнения будут способствовать развитию коммуникативных навыков у детей, и способствовать оптимизации детско-родительских отношений.

3 этап: ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ВНИМАНИЯ И ПРЕОДОЛЕНИЯ СТЕРЕОТИПОВ

Упражнения строятся по следующему принципу: задается условный сигнал (хлопок, свисток, колокольчик и т.д.) и соответствующая ему реакция. В ходе игры ребенок должен как можно быстрее отреагировать на определенный сигнал необходимой реакцией. Во всех этих играх-упражнениях важно поддерживать эмоциональный настрой, создавать условия соревнования, поддерживая мотивацию ребенка к выполнению задания. Например: «Кто самый внимательный, усидчивый, выдержанный (и т.д.)?»

«Стоп-упражнения». Ребенок свободно двигается под музыку, делает какие-либо упражнения и т.д. По условному сигналу он должен замереть и держать позу, пока психолог не предложит ему продолжить. По этому же принципу построены известные упражнения «Море волнуется», «Замри отомри» и др.

«Зеваки». Дети идут по кругу. По сигналу (звонок, хлопок, свисток, колокольчик и т.п.) все останавливаются, делают три хлопка и поворачиваются кругом, затем продолжают движение.

Крайне важны упражнения на переключение, на преодоление стереотипа. Детям даются два-три условных сигнала, на которые они, быстро переключаясь, должны ответить соответствующим действием.

«Условный сигнал». Выполняя какое-либо действие (двигаясь, рисуя, участвуя в беседе и т.д.) и услышав условный сигнал, дети должны (на каждом занятии выбирается что-то одно): посмотреть по сторонам и сказать, что изменилось в комнате (классе), встать и пробежать по кругу, проговорить скороговорку и т.д.

«Четыре стихии». Дети сидят (стоят) в кругу. Психолог договаривается с ними, что, если он скажет слово земля, все должны опустить руки вниз (присесть; произнести слово, относящееся к земле, например трава; изобразить змею). Если сказано слово вода, надо вытянуть руки вперед (изобразить волны, водоросли; сказать водопад и т. п.); при слове воздух  поднять руки вверх (встать на носочки; изобразить полет птицы; сказать солнце); при слове огонь  произвести вращение рук в лучезапястных и локтевых суставах (повернуться кругом; изобразить костер; сказать саламандра и т.п.).

4 этап: оптимизация и стабилизация общего тонуса тела.

Растяжки. Релаксация

Оптимизация тонуса является одной из самых важных задач коррекции. Любое отклонение от оптимального тонуса (гипо- или гипертонус) может являться как причиной, так и следствием возникших изменений в соматическом, эмоциональном, познавательном статусе ребенка и негативно сказываться на общем его развитии.

В ходе занятий психолог должен подойти к каждому ребенку и проверить, полностью ли расслаблено его тело, указать места зажимов, показать, как можно их «сбросить». Необходимо, например, показать на его собственном теле разницу между выполнением команды «опустить кисти» и «руки сломались в кистях» (расслабление кистей достигается только во втором случае).

После выполнения каждого упражнения проводится совместное обсуждение в кругу детей с получением обратной связи от каждого ребенка по принципу «Мое тело может быть...».

Оптимизация и стабилизация общего тонуса тела

Пример: ребенок ложится на спину (или стоит, сидит). Его просят закрыть глаза и сосредоточиться только на своем теле; выполнить 3  4 цикла глубокого дыхания в индивидуальном темпе. Затем ему надо напрячь все тело как можно сильнее, через несколько секунд напряжение сбросить, расслабиться; проделать то же самое с каждой частью тела (психолог называет поочередно части тела, останавливаясь на каждой в отдельности,  правая рука, шея, спина, живот, поясница, правая нога и т.д.). По позе ребенка и «волне» его дыхания можно легко определить «зажатые» места.

«Огонь и лед».  Стоя в кругу. По команде: «огонь» дети начинают интенсивные движения всем телом. Плавность и степень интенсивности движений каждый ребенок выбирает произвольно. По команде «лед» дети застывают в позе, в которой их застигла команда, напрягая до предела все тело. Психолог несколько раз чередует обе команды, меняя время выполнения той и другой.

Релаксация может проводиться как в начале, или середине занятия, так и в конце  с целью интеграции приобретенного в ходе занятия опыта. Интеграция в теле  релаксация, самонаблюдение, воспоминание событий и ощущений  является частью единого процесса. За ней следуют интеграция в рисунке (невербальный компонент) и в обсуждении (вербальный компонент). Эти три составляющие создают необходимые условия для осознания ребенком ощущений и навыков, усвоенных в ходе занятия.

Занятие 2

  1. Знакомство участников (пустить по кругу шарик, называя свое имя).
  2. Приветствие (под музыку: если звучит 1 мелодия, то мы здороваемся ладошками, под 2 мелодию – здороваемся мизинчиками).
  3. Дыхательное упражнение:

«Шарик».  Повышение эффективности выполнения дыхательных упражнений достигается благодаря использованию образного представления, подключения воображения, так хорошо развитого у детей. Например, возможен образ желтого или оранжевого теплого шарика, расположенного в животе (соответственно надувающегося и сдувающегося в ритме дыхания). Ребенку также предлагается вокализировать на выдохе, пропевая отдельные звуки , о, у, ш, х) и их сочетания переходит в с, о  в у, ш  в щ, хи и т.п.).

  1. Раздувайся, пузырь (Р. Калинина)

Цель: развитие чувства сплоченности, развитие внимания.

Нарушение: СДВГ, агрессивность, застенчивость/тревожность, РДА, ЗПР.

Описание игры: дети стоят в кругу очень тесно — это «сдутый пузырь». Потом они его надувают: дуют в кулачки, поставленные один на другой, как в дудочку. После каждого выдоха делают шаг назад — «пузырь» увеличивается, сделав несколько вдохов, все берутся за руки и идут по кругу, приговаривая: Раздувайся, пузырь, раздувайся большой, оставайся такой, да не лопайся! Получается большой круг. Затем взрослый (или кто-то из детей, выбранный ведущим) говорит: «Хлоп!» — «пузырь» лопается, все сбегаются к центру («пузырь» сдулся) или разбегаются по комнате (разлетелись пузырьки).

Комментарий: взрослому необходимо внимательно следить за тем, чтобы дети правильно выполняли игровые действия. В частности, на каждый вдох делали один шаг. Такие игры-развлечения любят дети любого возраста, так как правила в них предельно просты и легко выполнимы, а сама игра способствует эмоциональной разгрузке.

  1. «Согревалочка» (проводит музыкальный руководитель).
  2. «Хлопки». Дети и взрослые  свободно передвигаются по комнате. На один хлопок  психолога им надо присесть на корточки, на два надо взяться за руку со своей мамой, на три  взяться за руки (взрослые со взрослыми, а дети с детьми).
  3. Расслабление

«Пляж».  Представьте, что вы лежите на теплом песке и загораете. Ласково светит солнышко и согревает нас. Веет легкий ветерок. Вы отдыхаете,  слушаете шум прибоя, наблюдаете за игрой волн и танцами чаек над водой.  Попытайтесь изменить свою позу так, чтобы вам было максимально удобно, чтобы вы были максимально расслаблены. Потягиваемся, делаем глубокий вдох и выдох, открываем глаза, медленно садимся и не спеша встаем.

Занятие 4

  1. Знакомство участников (пустить по кругу шарик, называя свое имя).
  2. Приветствие. Встаем в два круга (внутренний и внешний) (под музыку: пока звучит 1 мелодия, то все идут по кругу, как только заиграла вторая музыка, то мы здороваемся локотками, под 2 мелодию – здороваемся коленками и т.д.).
  3. Игра «Меняются местами те, кто…»
  4. Упражнение «Запомни ритм» (проводит музыкальный работник).
  5. Пальчиковая игра (проводит музыкальный работник).
  6. Дыхательное упражнение:

«Шарик».  Ребенку также предлагается вокализировать на выдохе, пропевая отдельные звуки , о, у, ш, х) и их сочетания переходит в с, о  в у, ш  в щ, хи и т.п.). Дополнительно, на вдох закрываем глаза, на выдох – открываем.

  1. Массажики. «Обезьянки замерзли»
  • «Ушки». Уши растираются ладонями, как будто они замерзли; разминаются три раза сверху вниз (по вертикали); возвратно-поступательным движением растираются в другом направлении (по горизонтали) (пальцы, исключая большие, соединены и направлены к затылку, локти вперед).
  • Потереть область носа пальцами, затем ладонями до появления чувства тепла. Повращать кончик носа вправо и влево 3  5 раз. После этого проделать 3  5 поглаживающих вращательных движений указательными пальцами обеих рук вдоль носа, сверху вниз с обеих сторон. Это упражнение предохраняет от насморка, улучшает кровообращение верхних дыхательных путей.
  1. «Качалка».  Обхватить колени руками. Качаться на спине, прокатываясь всеми позвонками по полу. Другой вариант  перекаты то на правый, то на левый бок. По команде взрослого ребенок замирает на каком-либо боку.
  2. «Бревнышко».  Поднять руки за голову, кисти соединены, пальцы «смотрят» вверх; ноги вместе. Вытянуться всем телом и несколько раз перекатиться направо, затем налево, как «бревнышко».
  3.  «Оркестр» (музыкальная игра, проводит музыкальный работник).
  4.  «Зеваки». Дети идут по кругу. По сигналу (звонок, хлопок, свисток, колокольчик и т.п.) все останавливаются, делают три хлопка и поворачиваются кругом, затем продолжают движение.
  5.  «Светофор». Дети – водители, а родители – пассажиры. Дети внимательно смотрят на цвета, которые показывает ведущий, и выполняет назначенные действия.
  6.  Расслабление, упражнение  «Снеговик». Снеговика слепили, а потом он растаял (напряжение и расслабление). Затем родители делают детям расслабляющий массаж.

Занятие 5

  1. Знакомство участников (пустить по кругу шарик, называя свое имя).
  2. Приветствие. Встаем в два круга (внутренний и внешний) (под музыку: пока звучит 1 мелодия, то все идут по кругу, как только заиграла вторая музыка, то мы здороваемся предложенными частями тела, под 2 мелодию – здороваемся другими частями тела и т.д.).
  3. Дыхательное упражнение «Ветер». На медленном выдохе пальцем или всей ладонью прерывать воздушную струю так, чтобы получился звук ветра, клич индейца, свист птицы. Сесть или встать прямо. Сделать медленный вдох через нос и медленный выдох через узкое отверстие, образованное губами, на свечу (перышко, воз душный шарик), которая стоит перед ребенком. Голову вперед не тянуть. Пламя должно плавно отклониться по ходу воздушной струи. Затем немного отодвинуть свечу и повторить упражнение; еще больше увеличить расстояние и т.д. Обратить внимание ребенка на то, что при удалении свечи мышцы живота будут все более напряженными.
  4.  Массаж  «Рыбки». Рот немного приоткрыт. Взять пальцами правой руки верхнюю губу, а левой — нижнюю. Выполнять одновременные и разнонаправленные движения рук, растягивая губы вверх, вниз, вправо, влево. Закрыть рот, взять руками обе губы и вытягивать их, массируя, вперед.
  5. «Огонь и лед». И. п.— стоя в кругу. По команде: «огонь» дети и родители начинают интенсивные движения всем телом. Плавность и степень интенсивности движений каждый ребенок выбирает произвольно. По команде «лед» участники застывают в позе, в которой их застигла команда, напрягая до предела все тело. Психолог несколько раз чередует обе команды, меняя время выполнения той и другой.
  6. «Зеваки». Дети идут по кругу. По сигналу (звонок, хлопок, свисток, колокольчик и т.п.) все останавливаются, делают три хлопка и поворачиваются кругом, затем продолжают движение.
  7. «Лодочка». Вытянуться всем телом. Ребенок по инструкции психолога поднимает прямую руку (ногу); обе руки (ноги); одноименные и разноименные руку и рту. Затем вместе с конечностями поднимаются и опускаются голова и глаза. Родители проверяют правильность выполнения задания, помогают ребенку.
  8. Игра «Ладонь в ладонь» (Н. Клюева, Ю. Касаткина)

Цель: развитие коммуникативных навыков, получение опыта взаимодействия в парах, в парах с родителями, преодоление боязни тактильного контакта.

Необходимые приспособления: стол, стулья и т. д.

Описание игры: дети становятся попарно с родителями, прижимая ладонь к левой ладони и левую ладонь к правой своего родителя. Соединенные таким образом, они должны передвигаться по комнате, обходя различные препятствия: стол, стулья, гору (в виде кучи подушек), реку (в виде разложенного полотенца или детской железной дороги) и т. д.

Усложнить игру можно, если дать задание передвигаться прыжками, бегом, на корточках и т. д. Играющим необходимо напомнить, что ладони разжимать нельзя.

Игра будет полезна детям, испытывающим трудности в процессе общения.

  1.  Игра «Головомяч»  (К. Фопель)

Цель: развитие навыков сотрудничества в парах или тройках.

Необходимые приспособления: мяч для каждой пары ребенка и родителя.

Описание игры: дети с родителями ложатся на живот на пол парами, так, чтобы головы оказались рядом. Точно между головами нужно положить мяч. Цель игры — встать, не уронив мяч. Мяч нельзя трогать руками!

Усложнить игру можно, предложив поднимать мяч втроем.

Комментарий: игра достаточно трудна для младших дошкольников, еще не обладающих хорошо развитой координацией. Но, тем не менее, она интересна как возможность достичь «преодоленного результата совместными усилиями с родителями.

10. «Ковер-самолет». «Мы ложимся па волшебный ковер-самолет; ковер плавно и медленно поднимается, несет нас по небу, тихонечко покачивает, убаюкивая; ветерок нежно обдувает усталые тела, все отдыхают... Далеко внизу проплывают дома, поля, леса, реки и озера... Постепенно ковер-самолет начинает снижаться и приземляется в нашей комнате (пауза)... Потягиваемся, делаем глубокий вдох и выдох, открываем глаза, медленно садимся и аккуратно встаем».

Занятие 6

  1. «Давайте познакомимся?»

Цель: развитие коммуникативных навыков.
Необходимые приспособления: надувной мяч.

Описание игры: дети со взрослыми становятся в круг, ведущий  держит мяч, затем он называет свое имя и имя того, кому бросает мяч. Названный ребенок должен назвать свое имя и имя того, кому он бросит мяч, и т.д.

Комментарий: эта игра помогает познакомиться с детьми и родителями, которые только что пришли в клуб, а также вовлечь в общение стеснительных детей. Если же дети еще совсем плохо знакомы, правило можно немного изменить: ребенок, поймавший мяч, называет имя предыдущего игрока, затем свое, а далее (если знает) имя ребенка, которому будет кидать мяч.

  1.  Пальчиковая игра (проводит музыкальный работник)
  2. Дыхательные упражнения. После усвоения ребенком определенных навыков можно переходить к упражнениям, в которых дыхание согласуется с движением. Они выполняются на фазе вдоха и выдоха, во время пауз удерживается поза. Исходное положение — лежа на спине. По инструкции ребенок (медленно поднимает одну руку (правую, левую); ногу; затем две конечности одновременно на вдохе и удерживает в поднятом положении во время паузы; медленно опускает на выдохе; расслабляется во время паузы. После этого упражнение  выполняется лежа на животе.
  3.  Игра «Колпак мой треугольный»

Цель:

Игра помогает научиться концентрировать внимание, способствует осознанию ребенком своего тела, учит управлять движениями и контролировать свое поведение.

Играющие сидят в кругу. Все по очереди, начиная с ведущего, произносят по одному слову из фразы: «Колпак мой треугольный, треугольный мой колпак. А если не треугольный, то это не мой колпак». Во 2 кругу фраза повторяется снова, но дети, которым выпадет говорить слово «колпак» заменяют его жестом (например, 2 легких хлопка ладошкой по своей голове). В следующий раз уже заменяются 2 слова: слово «колпак» и слово «мой» (показать рукой на себя). В каждом последующем кругу играющие произносят на одно слово меньше, а «показывают» на одно больше. В завершающем кругу дети изображают только жестами всю фразу.

Если такая длинная фраза трудна для воспроизведения, ее можно сократить.

  1.   «Веселая игра с колокольчиком»

(Карпова Е. В., Лютова Е. К., 1999)

Цель:                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      Игра разбивает слуховое восприятие, столь необходимое детям дошкольного возраста. Все садятся в круг, по желанию группы выбирается водящий, однако, если желающих водить нет, то роль водящего отводится взрослому. Водящему завязывают глаза, а колокольчик передают по кругу, задача водящего — поймать человека с колокольчиком. Перебрасывать колокольчик друг другу нельзя.

  1.   Игра «Бездомный заяц»

Цель:                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                Игра способствует развитию быстроты реакции, отработке навыков невербального взаимодействия с детьми.

Содержание:                                                                                                                                                                                                                                         Каждый игрок — заяц — встает в обруч. Расстояние между кругами — один-два метра. Один из зайцев — бездомный. Он водит. Зайцы должны незаметно от него (взглядами, жестами) договориться о «жилищном обмене» И перебежать из домика в домик. Задача водящего — во время этого обмена занять домик, оставшийся на минутку без хозяина.

Тот, кто остался бездомным, становится водящим.

  1.   Игра «Тропинка»

Цель: развитие умения действовать сообща, в команде.

Описание игры: дети делятся на две команды, число игроков в которых равно. Дети каждой команды берутся за руки, образуя круги, и под музыку идут вправо. Как только музыка смолкнет, они останавливаются и выполняют задания, которые дает ведущий:

«Тропинка!» — дети кладут руки на плечи впередистоящему, приседают и наклоняют головы вниз;

«Копна!» — дети соединяют руки в центре своего круга;

«Кочки!» — все приседают, обхватив руками голову.

Ведущий дает команды в любом порядке — как ему захочется. Команда, все игроки которой первыми справились с заданием, получает очко. Выигрывает команда, у которой наберется наибольшее количество очков.

  1.   «Насос и надувная кукла». Ребенок — надувная кукла, из которой выпущен воздух, лежит совершенно расслабленно на полу. Родитель накачивает куклу воздухом с помощью насоса: ритмично наклоняясь вперед и произнося звук «с-с-с» на выдохе. Кукла постепенно наполняется воздухом, ее части распрямляются, выравниваются. Наконец кукла надута. Дальнейшее накачивание воздухом опасно — кукла сильно напряглась и может лопнуть. Время окончания надувания определяется по состоянию напряжения тела куклы. После этого из нее вынимают насос, кукла постепенно «сдувается» и «опадает». Это прекрасное упражнение на расслабление — напряжение, а также первый опыт парного взаимодействия на уровне ощущения определенных свойств тела другого человека.
  2. Ритуал прощания «Всем, всем до свидания!».

Занятие 7

  1. Приветствие. Встаем в два круга (внутренний и внешний) (под музыку: пока звучит 1 мелодия, то все идут по кругу, как только заиграла вторая музыка, то мы здороваемся предложенными частями тела, под 2 мелодию – здороваемся другими частями тела и т.д.).
  2. Дыхательное упражнение. И. п. — сесть на пол, скрестив ноги, спина прямая (!). Поднимать руки вверх над головой с вдохом и опускать вниз, на пол перед собой, с выдохом, немного сгибаясь при этом. Это упражнение хорошо тем, что оно автоматически заставляет ребенка дышать правильно, у него просто нет другой возможности.
  3. Массаж «Волшебные точки». Массаж «волшебных точек» повышает сопротивляемость организма, способствует улучшению обменных процессов, лимфо- и кровообращения. Здесь же приведены примеры тех «волшебных точек» (по проф. А. А. Уманской), которые апробированы, доказали свою эффективность и доступность при широком внедрении в повседневную педагогическую и домашнюю практику.
  4. Игра «Кенгуру»

Цель: развитие координации движений.

Необходимые приспособления: мячи.

Описание игры: играющие выстраиваются на одной линии и зажимают мяч между ногами. По сигналу они начинают прыжками двигаться к финишу, который установлен на расстоянии 20-30 м. Если мяч выпадет, его поднимают и продолжают движение.

Комментарий: эта игра-эстафета подходит для детей любого возраста, полезна она и для взрослых. На первый взгляд, игра проста и не требует усилий. Но, несмотря на кажущуюся легкость, она достаточно трудна для детей-дошкольников, требует некоторой тренировки.

  1. Игра «Ладушки». Эта игра одной из первых появляется в опыте любого ребёнка. Если он с ней не знаком — научите его играть сначала в классическом варианте, но не только руками, но и лежа — ногами. Затем усложните задачу:

а)  хлопок в ладоши, хлопок двумя руками с партнером (руки у обоих перекрещены), хлопок, хлопок с партнером — «левая - правая», хлопок, хлопок с партнером — «правая—левая». Далее увеличивается число движений за счет соединения классического и данного вариантов.

     6. «Передай мяч назад». В эту игру может играть любое количество детей и взрослых стоя в колонне. Первый передает мяч назад и сразу же сам бежит в конец колонны; второй оказывается первым и повторяет действия первого игрока и т.д. По команде взрослого или первого игрока мяч передается сверху (снизу, справа, слева). Сначала детям предлагается вслух проговаривать название направления, в котором они передают мяч.

      7. «Мама, поверни направо...». Ребенок говорит: «Мама, поверни направо».            Мама: «Поворачиваю, иду». — «Теперь налево». — «Слушаюсь, поворачиваю».  Мама: «Поворачиваю, иду». — «Теперь налево». — «Слушаюсь, поворачиваю». Если он еще не сообразил, как скомандовать, то должен остановить маму командой: «Стой!». Если поворачивать не надо, а на пути какое-либо препятствие, то дается команда: «Возьми правее (левее)».

  1. «Репка». Дети садятся на корточки, колени — в стороны, плотно сомкнутые в ладонях руки упираются в пол между ногами. Из этого положения «репка» медленно растет до полного выпрямления ног. Затем сомкнутые ладони медленно поднимаются до уровня груди, разворачиваются пальцами вверх и. поднимаются несколько выше головы. Там ладони размыкаются и разводятся в стороны; «репка» выросла, ее листья (ладони)  прощания.
  2. Расслабление
  3. Ритуал прощания.

Занятие 8

  1. Приветствие. Встаем в два круга (внутренний и внешний) (под музыку: пока звучит 1 мелодия, то все идут по кругу, как только заиграла вторая музыка, то мы здороваемся предложенными частями тела, под 2 мелодию – здороваемся другими частями тела и т.д.).
  2. Игра «Меняются местами те, кто…». Необходимо поменяться местами участникам, кто подходит под описание задания: кто любит кататься с горки, кто любит ходить в детский сад, у кого дома есть домашнее животное и т.д. Сначала предлагает задание ведущий группы, а потом по желанию кто-то из детей или родителей.
  3. Дыхательное упражнение «Ветерок». Необходимо встать прямо, сделать медленный вдох через нос и выдох через узкое отверстие губами на перышко. Нужно следить за тем, чтобы ребенок не тянул голову вперед  и постепенно отодвигать перышко дальше от себя.
  4. Игра «Зеваки». Необходимо встать в круг и ходить по кругу под музыкальное сопровождение, на команду «Зеваки» необходимо хлопнуть в ладоши три раза и повернуться в другое направление, и продолжить движение.
  5. Игра «Если  «ДА» - похлопай, если «НЕТ» - потопай». Предлагаются разные ситуации и участники должны отвечать хлопками либо топать ногами.
  6. Игра «Веселый дракончик». Все участники встают паровозиком, друг за другом, держась за плечи соседа впереди. Первый участник – это голова Дракончика, а последний – хвост. Голова должна поймать свой хвостик, а хвостик должен убегать от головы, но весь Дракончик не должен расцепиться во время игры.
  7. Игра «Раздувайся, пузырь».

Описание игры: участники стоят в кругу очень тесно — это «сдутой пузырь». Потом они его надувают: дуют в кулачки, поставленные один на другой, как в дудочку. После каждого выдоха делают шаг назад — «пузырь» увеличивается, сделав несколько вдохов, все берутся за руки и идут по кругу, приговаривая:

«Раздувайся, пузырь, раздувайся большой, Оставайся такой, да не лопайся!»

Получается большой круг. Затем воспитатель (или кто-то из детей, выбранный ведущим) говорит: «Хлоп!» — «пузырь» лопается, все сбегаются к центру («пузырь»  сдулся) или разбегаются по комнате (разлетелись пузырьки).

Комментарий: взрослому необходимо внимательно следить за тем, чтобы дети правильно выполняли игровые действия. В частности, на каждый вдох делали один шаг.

8. Расслабление «Звездочки». Участники превращаются в звездочки, расправляют руки и ноги как лучики. По команде ведущего: «звездочки уснули», дети должны ручки и ножки положить вдоль тела и расслабиться. По команде: «Звездочка гори», должны напрячь свое тело и расставить руки и ноги в стороны. Потом повторить задание. Необходимо, чтобы ребенок почувствовал ощущения напряжения и расслабления.

Прощание: «Всем, всем, до свидания!» (ставим все кулачки друг на друга и строим большую башню).

Занятие 9

1. Приветствие: под музыку ходим по залу и по команде на хлопки должны поздороваться со всеми разными частями тела: 1 хлопок – глазками, 2 хлопка -  ладошками, 3 хлопка – коленками.

2. Мячик по кругу, и каждый, кто его держит должен назвать свое имя и сказать про свою любимую игру.

3. Игра «Зеркало»

Цель: развитие внимания, скорости реакции, моторики.

Описание игры: дети встают с мамами напротив друг друга, и по очереди, сначала мамы становятся ведущими, а потом -  дети. Ведущий показывает разнообразные позы, демонстрирует разные выражения лица, движения, а участник должен все повторить за ним, как в зеркале.  

Комментарий: смена поз и мимических этюдов должна быть быстрой. За темпом и правильностью должен следить ведущий.

4. Игра «Танец шляпы»

Цель: развитие внимания, моторной координации.

Необходимые приспособления: шляпа, аудиокассета с записью музыкального произведения.

Описание игры: дети с родителями садятся в круг, при первых же звуках музыки они начинают передавать шляпу, надевая ее на голову соседа. Когда музыка прервется, участник, на голове которого оказалась шляпа, должен показать какое-нибудь движение, а все остальные дети — повторить его. Затем игра продолжается.

Комментарий: в этой игре шляпа по сути является «отвлекающим маневром», так как дети с удовольствием стараются нарядить соседа, забывая про музыку. Если дети стесняются по одному выполнять движения, можно предложить ребенку, на котором остановилась музыка, выбрать себе партнера и станцевать с ним.

5. Упражнение  «Ухо-нос»

Цель: развитие внимания, моторной координации.

Описаниe игры: выбирается ведущий. Он называет слова  «ухо» или «нос», при этом в первом случае нужно взять себя за ухо, а во втором — за нос. Ведущий делает все так же, как и другие, но через некоторое время он начинает «ошибаться»: при слове «ухо» берет себя за нос, и наоборот.  Дети должны внимательно слушать команды и не обращать внимания на ошибочные действия ведущего. Если ребенок  ни разу не ошибется, он становится ведущим. Совершивший ошибку выбывает.

Комментарий: такие «ошибки» взрослого заставляют детей быть более внимательными, одновременно выслушивать инструкцию и правильно выполнять действие.

  1. Игра «Карлики и великаны».

Цель: развитие внимания.

Описание игры: сначала выбирается ведущий. Он подает команды и вместе со всеми их выполняет. Все участники двигаются по кругу и при слове «карлики» дети должны присесть, идти на корточках, а услышав: «Великаны!» — встать и идти на носочках. Время между командами можно увеличивать или уменьшать по договоренности.

Комментарий: ведущий может «ошибаться», путая слова и действия. Нельзя давать следующую команду, пока предыдущую выполнили не все дети.

  1. Игра «Узнай по голосу»

Цель: развитие слухового восприятия.

Описание игры: выбирают водящего, ему завязывают глаза. Дети становятся в круг (водящий — в центр круга) и идут вправо или влево, напевая:

«1,2,3,4,5, постарайся угадать, кто сейчас тебя похвалит, комплимент тебе подарит!». Или: «Мы немножко порезвились, по местам все разместились. ты загадку отгадай, кто назвал тебя, узнай».

Один ребенок говорит другому комплимент, а тот, кто с завязанными глазами, тот должен отгадать, кто его похвалил.

Или: во время движения ведущий-взрослый должен дотронуться до какого-нибудь ребенка. После окончания песенки этот ребенок зовет водящего по имени, изменив голос. Если водящий узнает ребенка и правильно назовет его имя, он становится играющим, а если нет — игра продолжается с тем же водящим.

Комментарий: игра помогает детям лучше узнать друг друга. Эффективна в процессе адаптации детей к условиям детского сада или развития групповой сплоченности.

  1. Расслабление, массаж  «Хорошая дорога» (под музыкальное сопровождение).

Занятие 10

  1. Приветствие: кидать мячик и называть ласковое имя соседа.
  2. Пальчиковая игра: «Пальцы — звери добрые, пальцы — звери злые»

Цель: развитие эмоциональной сферы, коммуникативных навыков.

Описание игры: дети представляют, что их пальчики — добрые кошечки, злые мышки, добрые волчата, злые зайчата и т. д.

Комментарий: взрослый предлагает детям превратить свои пальчики, например, на правой руке — в добрых волчат, а маме на левой руке превратить — в злых зайчат. Им надо поговорить друг с другом, познакомиться, поиграть, может быть, поссориться. Если у детей хорошо получается, можно предложить им познакомиться с ручками мамы, других детей. Кроме развивающего эффекта игра дает возможность выявить особенности общения детей, игра полезна гиперактивным, агрессивным и аутичным детям. Она помогает им ощутить возможности своего тела, найти новые способы налаживания контакта, преодолеть боязнь физического контакта.

  1. Игра «Змейка».

Цель: развитие ловкости и координации, умения действовать согласованно,

Описание игры: выбирают водящего, он становится во главе «змейки», которую образуют игроки, становясь в ряд лицом в одну сторону. Водящий бежит по причудливой траектории, делая резкие повороты и закручивая «змейку». Его цель — заставить играющих расцепить руки. Такие участники выбывают  из игры. Выигрывают те, кто дольше всех продержится в «змейке».

Комментарий: взрослый занимает либо позицию наблюдателя, либо позицию судьи, который следит за соблюдением целостности «змейки» и выводит нарушивших правила игроков.        

Оказываясь в ситуации, в которой необходимо и в прямом и в переносном смысле держаться друг за друга, дети приобретают опыт проживания различных ситуаций, учатся не бояться общения, согласовывать свои действия.

  1. Игра «Вулкан».

Цель: развивать воображение и способность к перевоплощению, развивать  кругозор.

Описание игры: ведущий становится в центре площадки, это «вулкан», рядом с ним стоят 2—3 ребенка («лава»). Пока «вулкан» спокоен, «лава» находится рядом с ним, «вулкан» даже может обнять «лаву», чтобы она не убежала раньше времени. Остальные участники становятся вокруг «вулкана».

«Вулкан» начинает игру: «Стоит высокая-превысокая гора — вулкан, а на ее склонах живут люди. Они работают: строят дома, стирают, танцуют и т. д. (слушая перечисление, дети, стоящие вокруг - «вулкана», выполняют движения, показывая, что делают люди). Но вот вулкан просыпается, внутри него разогревается лава, вулкан гудит, но люди его не слышат, потому что заняты своими делами (дети показывают, какими). И вдруг вулкан взрывается, падают камни, лава вырывается и изгоняет людей» — «вулкан» отпускает «лаву», и она начинает гоняться за другими  детьми, пойманных приводят к «вулкану».

Комментарий: чтобы дети хорошо смогли «войти» в роль, необходимо достаточно длительное время, игра может занять около 30-40 минут (если детям будет интересно, они могут играть еще дольше). Перед началом игры можно потренировать детей в имитации тех или иных действий людей, в отдельное упражнение может превратиться игра в «вулкан» и «лаву», что только усилит творческую способность детей.

  1. Расслабление. Массаж «Ехал поезд запоздалый…»

Сначала под слова ведущего делают массаж мамы детям, а потом меняемся местами, и дети делают массаж родителям.

  1. Прощание «Всем, всем, до свидания!

Занятие 11

1. Приветствие. С помощью движения показать,  какое у вас сегодня настроение.

2. Массажик «Мытье головы». Представить, что мы моем свою голову и кончиками пальцев массировать голову:

- от лба к макушке;

- от ушей к шее;

- от лба к затылку;

- от ушей к макушке;

- массирование ушек;

можно помыть голову друг другу (мама - ребенку, ребенок – маме).

3. Игра «Огонь и лед».

По команде ведущего: «Огонь» участники двигаются в хаотичном движении и по команде ведущего «Лед» должны застыть в какой-то позе.

4. Игра «Кричалки – шепталки - молчалки».

Ведущий показывает геометрические фигуры разного цвета, красный – громко смеяться, зеленый – шептать, желтый – молчать. По команде ведущего, участники должны выполнять команды.

5. Игра «Мышка».

Цель: развитие тактильных ощущений, формирование выдержки, терпимого отношения к физическому  контакту с другими людьми.

Необходимые приспособления: мышка, бубен, платок.

Описание игры: мама с ребенком садятся на стулья друг напротив друга. Одному завязывают глаза, а другому в руки дают игрушку. Когда ведущий  начинает играть в бубен, то второй участник  принимается водить мышкой по телу  ребенка. Мышка бегает, кувыркается, карабкается в соответствии с темпом звучания музыки. Первый участник игры сидит спокойно, он не должен пытаться поймать мышку руками, его задача — сконцентрироваться на своих ощущениях.

Можно использовать несколько инструментов, под звуки которых мышка двигается по-разному: под гармошку она ползет, а под бой барабана — прыгает; или под звуки бубна она ходит по рукам, а под дудочку — взбирается на шею и т. д.

Комментарий: с детьми можно провести беседу о том, что звуки тоже, как и люди, имеют свой характер, свое настроение. В зависимости от темпа музыки меняются движения, поэтому под одни звуки хочется двигаться плавно и медленно, а под другие хочется попрыгать.

После игры с первым участником нужно поговорить о его ощущениях, что ему понравилось, когда было приятно, а когда нет. Это поможет лучшему осознанию ребенком его чувств и переживаний.

  1. Расслабление, массаж «Паучок».
  2. Прощание «Всем, всем, до свидания».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа клуба "Здоровые родители - здоровые дети"

Окружая ребенка любовью и заботой, родители очень часто забывают о его развитии и воспитании нравственности, эффективность которых зависит от их активного участия в этих процессах. Но как показывает п...

Рабочая программа клуба «Здоровые родители - здоровые дети». 2016-2017 учебный год.

Здоровый образ жизни - образ жизни, способствующий сохранению, укреплению восстановлению здоровья....

Программа семейного клуба «Гармония» по взаимодействию с родителями художественно - эстетической направленности.

Программа семейного клуба «Гармония»  по взаимодействию с родителями художественно - эстетической направленности....

Рабочая программа клуба «Здоровые родители - здоровые дети»

Здоровый образ жизни - образ жизни, способствующий сохранению, укреплению восстановлению здоровья....

Рабочая программа клуба «Здоровье детей в руках родителей» 2016-2017 учебный год

Здоровый образ жизни - образ жизни, способствующий сохранению, укреплению восстановлению здоровья....

программа клуба родителей детей подготовительной группы "Школа первоклассных родителей"

Пояснительная записка          Врачами и психологами выработаны критерии школьной успеваемости детей. Ребенок, переступающий порог школы, должен соответствовать определенному ...

Программа семейного клуба «Учимся дружить» Название: Программа семейного клуба «Учимся дружить» Работа с родителями вновь прибывших детей. 2019-2020год

Программа  семейного клуба «Учимся дружить». 1. Паспорт программы.Наименование программы «Учимся дружить» программа семейного клуба в условиях ДОУЦель программы:...