Главные вкладки

    Консультация для родителей «Развиваем речь ребенка в домашних условиях»
    консультация (старшая группа) по теме

    ходус елена владимировна

    Для родителей даны рекомендации, как в процессе ежедневного общения с ребенком, можно развивать речь по разным лексическим темам.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx16.02 КБ

    Предварительный просмотр:

    Консультация для родителей

    «Развиваем речь ребенка в домашних условиях»

    Подготовила

    учитель-логопед МБДОУ №37 «Сказка»

    Ходус Е.В.

    2013 год

    РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ РЕБЁНКА:

    НА ПРОГУЛКЕ, НА КУХНЕ, НА ДАЧЕ

    Обогащение пассивного и активного словаря ребёнка и развитие у него грамматически правильной фразовой и связной речи – это задача, которую родители могут решать ежедневно. Для этого ничего специально не нужно организовывать. Вам не понадобятся сложные пособия и методики. Стоит лишь настроиться на ежедневную работу и внимательно посмотреть вокруг себя или даже просто перед собой. Поводом и предметом для речевого развития детей может стать абсолютно любой предмет, явление природы, ваши привычные домашние дела, поступки, настроение. Неисчерпаемый материал могут предоставить детские книжки и картинки в них, игрушки и мультфильмы.

    Не упускайте ни малейшего повода что-то обсудить с вашим ребёнком. Именно обсудить.

    Можно, например,  организовать игру  с яблоком. Для начала устройте  соревнование «Подбери словечко» (Яблоко какое? - сладкое, сочное, круглое, большое, блестящее, спелое, душистое, жёлтое, тяжёлое, вымытое, и т.д.).

    Игра пройдёт интереснее, если вы пригласите других членов своей семьи, либо друзей вашего ребёнка. Яблоко можно срисовать и заштриховать цветным карандашом. Это полезно для мелкой моторики пальчиков.   А когда в руках несколько яблок, самое время их рассмотреть повнимательней и сравнить между собой – игра с союзом «а» - «Сравни два яблока» (первое яблоко жёлтое, а втрое - красное; одно сладкое, а другое с кислинкой; у первого коричневые семечки, а у второго - белые и т.д.)

    Аналогичным образом любой предмет, ситуация, впечатление могут послужить материалом и поводом для развития детской речи.

    На прогулке ребёнку вы можете прививать знания и закреплять у него речевые навыки по темам «Одежда», «Обувь», «Осень», «Зима», «Весна», «Лето», «Игрушки», «Город», «Транспорт», «Птицы» и другие.  Полезно проводить разнообразные наблюдения за погодой, сезонными изменениями в природе, растениями, птицами, животными, людьми, транспортом. Всё это обязательно нужно комментировать, обсуждать, оформлять в форме беседы. Новые, незнакомые ребёнку слова следует объяснить, повторить несколько раз, научить ребёнка понятно выговаривать их.

    Полезно вслушиваться в звуки улицы: шелест листьев, шум шагов, гудение машин, голоса птиц, звуки ветра, дождя, снега, града и т.д. Это развивает слуховое внимание. Рассматривание сезонной одежды людей поможет обогатить и активизировать словарь по темам «Одежда» и «Обувь». Участие в сезонных играх и забавах с другими детьми сформирует представление об особенностях данного времени года, поможет развить диалогическую речь.

    Экспериментальные опыты, изучающие свойства снега, воды, песка, травы, росы расширят кругозор ребёнка, а вместе с ним словарь существительных, прилагательных, глаголов.

    Подвижные игры с предметами (с массажным мячом, скакалками, обручем, другим сезонным спортинвентарём) соревнования, эстафеты будут способствовать развитию двигательной сферы ребёнка, а именно объёма, силы, переключаемости движений, хорошей координации и моторной реакции.

    На кухне у вас появляется возможность развивать словарь, грамматику, фразовую речь ребёнка по следующим темам «Семья», «Овощи», «Фрукты», «Посуда», «Продукты питания», «Бытовая техника» и др. Рассказывайте детям, как называются продукты, какое блюдо вы готовите, какие действия при этом совершаете. Не ограничивайтесь примитивным бытовым словарём, предлагайте ребёнку всё новые и новые слова. Старайтесь, чтобы он запоминал и повторял их за вами.

    Называйте свойства (цвет, форму, размер, вкус) продуктов (горячий, остывший, сладкий, острый, свежий, чёрствый и т.д.). Задавайте ребёнку соответствующие вопросы («Попробуй, какой получился салат?», «Что мы ещё забыли положить в суп?», «Какую морковку выберем?» и др.). Называйте свои действия («нарезаю», «перемешиваю», «солю», «обжариваю» и т.д.), показывайте ребёнку, что и как вы делаете. Подводите его к тому, чтобы он повторял ваши слова. Поручите ему посильную помощь по кухне. В деятельности речевой материал усваивается значительно быстрее и естественнее.

    На даче, или в деревне перед вами открывается простор для словарной и грамматической работы по темам «Весна», «Лето», «Осень», «Растения сада», «Цветы», «Деревья», «Насекомые», «Ягоды», «Весенние (летние, осенние) работы в саду» и др.

    Наблюдения, впечатления, речевые навыки, полученные на даче необычайно ценны и наглядны. Они остаются в памяти ребёнка на всю жизнь. Только здесь ребёнок в естественных условиях усвоит значение глаголов «вскопать», «подрыхлить», «прополоть», «удобрить» и многих других. Не на картинке, а в живую увидит растения в разную пору их вегетативного периода (рост, цветение, плодоношение, увядание). Узнает, как и где вырастают ягоды, овощи и фрукты. Каким трудом даётся урожай.

    Даже если названия цветов, кустарников, овощей кажутся вам сложными для ребёнка, всё равно почаще называйте их вслух (нарцисс, примула, жимолость, гладиолус, патиссон и др.). На первых порах они пополнят пассивный словарь ребёнка, он будет их знать. Постепенно эти слова перейдут и в активное употребление и существенно обогатят словарный запас ребёнка.

    Практически на любом наглядном материале окружающем нас могут быть проведены такие речевые игры как «Четвёртый лишний», «Чего не стало?», «Что поменялось местами?», «Что изменилось?», «Подбери пару», «Кому что подходит?», «Назови ласково», «Преврати в огромное», «Подбери 5 признаков», «Угадай, о чём я говорю», «Скажи наоборот» и т.д.

     Занимаясь с ребенком, вы расширяете его кругозор, пополняете пассивный и активный словарь, что положительно отразится на его развитии речи.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для родителей "Обогощение словаря ребенка в домашних условиях"

    Словесные игры для обогощения словаря детей старшего дошкольного возраста....

    Рекомендации родителям " Развитие речи ребенка в домашних условиях"

    Уважаемые родители!       В семье для ребенка необходимо создавать такие условия, чтобы он испытывал удовлетворение от общения с вами, получал от вас не только новые знан...

    Консультация для родителей. Игры с ребенком в домашних условиях.

    «Игры с ребенком 3-4 лет в домашних условиях» Что нужно, чтобы ребёнок рос любознательным, умным, сообразительным? Постарайтесь прислушаться к малышу, понять особенности его возраста, оценить его...

    Консультация для родителей «Развиваем речь ребёнка в домашних условиях»

    Родителям не стоит устраняться от процесса речевого воспитания ребёнка, даже если его речь развивается без видимых проблем и соответствует возрастным нормам. Обогащение пассивного и активного словаря ...

    Рекомендации для родителей "Развитие речи ребенка в домашних условиях"

    Сегодня перед родителями, как никогда, остро стоит задача - создать условия для полноценного формирования речи ребенка. Одним из важных факторов является непосредственное участие мам и пап в развитии ...

    Консультация для родителей "Развиваем мелкую моторику в домашних условиях"

    Развиваем мелкую моторику в домашних условиях.         Мелкая моторика, представляет собой, точные движения пальцев рук – особенно тесно связана с процесс...

    Мастер - класс для родителей "Развитие речи ребенка в домашних условиях"

    Грамотная речь – важнейшее условие всестороннего развития личности ребенка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании...