Инновационная педагогическая технология в художественно – эстетическом направлении развития дошкольников.
проект по теме

Базанова Венера Никифоровна

Развитие и совершенствование личности ребенка невозможно представить без реализации ее эстетических и творческих потребностей. Этим целям созвучна природа творческого развития в системе эстетического воспитания и художественного образования. Технология развивающего обучения опирается на систему взглядов гуманистической психологии, предполагающей изначальное стремление ребенка к росту, к реализации творческого потенциала. Работа способствует развитию собственной творческой активности ребенка. В работу положен «деятельный» педагогический принцип, опирающийся на психофизические возможности возраста и подразумевающий динамику развития каждого ребенка. Ребенок необычайно активен, он познает мир в деятельности. «Деятельный» принцип позволяет, включившись в работу, опытным путем приобретать знания и создавать новое, что является активной формой в познании и способствует развитию творческой самостоятельности ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Инновационная педагогическая технология в художественно – эстетическом направлении развития дошкольников.

Развитие и совершенствование личности ребенка невозможно представить без реализации ее эстетических и творческих потребностей. Этим целям созвучна природа творческого развития в системе эстетического воспитания и художественного образования. Технология развивающего обучения опирается на систему взглядов гуманистической психологии, предполагающей изначальное стремление ребенка к росту, к реализации творческого потенциала. Работа способствует развитию собственной творческой активности ребенка. В работу положен «деятельный» педагогический принцип, опирающийся на психофизические возможности возраста и подразумевающий динамику развития каждого ребенка. Ребенок необычайно активен, он познает мир в деятельности. «Деятельный» принцип позволяет, включившись в работу, опытным путем приобретать знания и создавать новое, что является активной формой в познании и способствует развитию творческой самостоятельности ребенка.

Приобщение детей к изобразительному искусству успешно реализуется в рамках музейной  педагогической программы. Музейные занятия обогащают опытом чувственного восприятия мира, способствуют интеллектуальному, эмоциональному и творческому развитию. Опыт работы показал, что наиболее эффективным является сочетание занятий музейных и в творческой изостудии. Музей способствует эстетическому развитию, даёт новый жизненный и эмоциональный опыт; студия углубляет полученный опыт, предоставляет возможность творческой самореализации. Гуманистические принципы взаимодействия с детьми, заложенные в музейно – педагогической программе, успешно реализуются на практических занятиях в изостудии.

В результате комплексного подхода реализуется свобода самовыражения, раскрепощение личности и ее право на индивидуально-эмоциональное видение и переживание произведений искусства. Организовать образовательный процесс помогает игра. Игра является естественным процессом развития и познания, органичным природе ребенка. Игра как творчески активный процесс развития и есть механизм творчества. Игра помогает педагогу уйти от авторитарности и стать с детьми партнерами. Партнерство дает ребенку возможность перейти от пассивного обучения к активному самостоятельному поиску, где знания не даются, а добываются.

Новизна творческой работы с детьми заключается в том, что сам процесс создания художественной работы является развивающим актом. На практических занятиях дети создают творческие работы, используя инновационные технологии изобразительной деятельности. К ним относится многообразие художественных материалов, использование нетрадиционных инструментов, художественные техники в живописи, графике, печати.

Например. Раздувая многослойное цветовое пятно трубочкой, можно показать не только красоту естественных (живых) линий растущего дерева, травы, водорослей, но и получение нового цвета. Воздух из трубочки деликатно смешивает цвет, проявляя удивительные оттенки нового цвета. Создавая художественную работу при помощи трубочки, мы играем. На первый взгляд все происходит произвольно. Это психологически раскрепощает ребенка в художественном процессе. Результат игрового занятия демонстрирует возможности цвета, линии. Показывает разницу между ровной линией и «живой» (произвольной), между плоским цветом и объемным. Учит рисовать живыми линиями и живым цветом, создавая живописные работы.

Использование нетрадиционных материалов и инструментов снимает психологическую нагрузку с занятия, дает возможность раздвинуть рамки изобразительной деятельности. Позволяет увидеть изобразительные материалы вокруг себя, расширив возможности для творчества. Комком бумаги можно передать шершавую фактуру коры дерева, опавшие листья. При помощи ватных палочек узор становится доступным даже для самых маленьких, для тех, кому трудно регулировать нажим кисти. Нетрадиционные материалы дают возможность интегрировать творческий процесс в повседневную жизнь ребенка. Для творчества необязательны рамки изостудии.

Внедрение инновационных форм семейного творчества дает возможность сформировать культуру взаимодействия с семьей ребенка, что позволяет укреплять духовные связи внутри семьи, вносить  творчество в повседневную жизнь ребенка. Активное творческое взаимодействие педагогов, родителей и детей происходит на выставках семейного творчества. Родители демонстрируют свои увлечения, знания и умения, вовлекая детей в совместное творчество.

Одним из важнейших механизмов успешного творческого развития детей является педагог. Роль педагога – способствовать развитию собственной творческой активности ребенка. Это возможно при условии взаимодействия, что предполагает поворот к личности ребенка, его индивидуальности, учет его потребностей и способностей. Знания должны соответствовать возрасту детей. Стимулируя творческую реакцию необходимо создавать условия для собственных шагов ребенка.

Каждый ребенок, делая самостоятельное открытие, поднимается на свою ступень понимания, не ломая сознание, не перескакивая индивидуальные ступени развития. А самое главное не утрачивая веры в себя, в свои силы, в свою способность познавать и создавать новое.

Результат развития творческой личности ребенка в системе эстетического воспитания и художественного образования – человек - способный познавать и преобразовывать мир, себя, свою жизнь по законам красоты, духовности и гармонии.

Список литературы

  1. Художественный музей и система образования: концепция педагогического взаимодействия / Столяров Б.А., Бойко А.Г., Рева Н.Д.; – СПб.: Гос. Рус. музей. Акад. образ. РФ. Сев.-Зап. отделение, 1995.
  2. Экспериментальная музейно-педагогическая программа «Здравствуй, музей» / Столяров Б.А. – СПб.: Гос. Рус. музей. Акад. образ. РФ. Сев.-Зап. отделение, 1994.
  3. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. - М.: Интор, 1996.
  4.  Дранков В.Л. Психология художественного творчества. – Ленинград.: 1991.
  5. Коротеева Е. Искусство и ты. - М.: Просвещение, 1997
  6. Левин В.А. Воспитание и творчество. – М.: Педагогика, 1997.
  7. Осорина М.В., Некрасова-Каратеева О.Л. Курс лекций «Психология детского рисования». –СПб.: Государственный университет, 1994.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности работы педагогического коллективва по художественно-эстетическому направлению развития дошкольников

В статье представлены основные виды органиации детской деятельности по художесственно- эстетическому развитию, работа педагогов дополнительного образования по изодеятельности, ритмике и в компьютерном...

Годовой план воспитательно – образовательной работы ГККП «Детского сада № 2 «Жулдыз» с приоритетным осуществлением деятельности по художественно – эстетическому направлению развития детей на 2014 - 2015 учебные годы

Задачи  на 2014 -2015 учебный год:1. Укрепление здоровья детей и создание необходимых условий для их физического развития в    соответствии с ГОСО РК. Формировать здоровый...

Разработка критериев мониторинга по отслеживанию результатов реализации Программы «Реализация инновационного подхода в художественно-эстетическом направлении развития детей дошкольного возраста в условиях модернизации системы дошкольного возраста

Разработка критериев мониторинга по отслеживанию результатов реализации Программы «Реализация инновационного подхода в художественно-эстетическом направлении развития детей дошкольного возраста в усло...

Семинар практикум для педагогов Художественно – эстетическое направление развития ребенка как одно из направлений реализации ФГОС ДО и условие создания психологического здоровья

Семинар практикум для педагогов Художественно – эстетическое направление развития ребенка как одно из направлений реализации   ФГОС ДО и условие создания психологического здоровья...

Проект по художественно-эстетическому направлению «Развитие художественно-творческих способностей посредством использования нетрадиционной техники рисования» детей старшего дошкольного возраста

Актуальность. «Изображать можно различными материалами, на основе множества материалов. Нет границ, должно быть желание и творчество самого ребёнка» На современном этапе развития...

Проект по художественно-эстетическому направлению «Развитие художественно-творческих способностей посредством использования нетрадиционной техники рисования»

Проект  по художественно-эстетическому направлению «Развитие художественно-творческих способностей посредством использования нетрадиционной техники рисования»...

Педагогические технологии в художественно эстетическом развитии детей дошкольного возраста

Цель :это создание условии самореализации ребенка, раскрытие его творческого потенциала по средствам художественно-эстетического воспитания....