Вредные привычки у детей
консультация (младшая группа) по теме

Копылова Татьяна Николаевна

Вредные привычки –навязчивые ритуализированные действия, отрицательно сказывающиеся на поведении ребенка, его физическом и психическом развитии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vrednye_privychki.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Вредные привычки –

навязчивые ритуализированные действия, отрицательно сказывающиеся на поведении ребенка, его физическом и психическом развитии. Говоря о вредных привычках у детей, взрослые в первую очередь имеют в виду курение и онанизм. Однако ими круг вредных привычек не исчерпывается. В поведении некоторых детей встречаются навязчивые действия, которые ребенок осуществляет неосознанно, "по привычке", и которые производят довольно неприятное внешнее впечатление. Это привычка теребить волосы или мочку уха. Нарочито сутулиться, шаркать ногами при ходьбе. Ерзать на стуле, чрезмерно жестикулировать, хватать собеседника за рукав или за пуговицу, поминутно отплевываться, ковырять в носу, употреблять слова-паразиты {"ну", "вот", "значит", "короче"} и т.п. Все они могут наблюдаться у одного ребенка. Формирование подобных привычек происходит в самом раннем возрасте. Причина их возникновения проста - недостаточное внимание со стороны родителей к поведению ребенка. Ведь воспитание, в частности, состоит и в формировании культурных навыков. Поэтому правы те, кто утверждает, что ковыряющий в носу ребенок плохо воспитан. Предупреждение таких привычек не требует особых психологических рекомендаций. Рецепт здесь один - привитие ребенку полезных навыков: опрятности, аккуратности, организованности, соблюдения элементарных правил этикета. Но бывают и привычки иного рода, хотя и похожие на уже названные. Это сосание пальца, губы, края одежды или постельного белья, верчение, выдергивание волос, грызение ногтей, раскачивание головой или биение ею о подушку перед сном и т.п. Причины и механизмы их возникновения более сложны. Чаще всего они наблюдаются у тех детей, кто с младенчества воспитывался жестко, строго, чрезмерно требовательно, либо у тех, кто испытал явный дефицит внимания со стороны родителей. Такие дети подолгу оставались одни в постели, их редко брали на руки и не укачивали, если они плохо засыпали. Рано отлученные от материнской груди, они не нашли удовлетворения и в соске, которую тоже вскоре отобрали. В условиях недостатка ласки и впечатлений ребенок, предоставленный самому себе, испытывает скуку или страх и ищет успокоения и отвлечения в немногих доступных ему действиях: манипулирует частями своего тела, сосет палец или губу, теребит волосы, ухо, нос и т.п. Вначале он прибегает к подобным действиям потому, что отсутствует мать. Когда же обеспокоенная мать появляется рядом и стремится отвлечь его от навязчивых занятий, она уже не привлекает его внимания: он занят сам собой. Так происходит коренная перестройка всей жизненной ориентации малыша. Изначально он стремится к притоку внешних впечатлений. Если мать рядом, она удовлетворяет эту потребность. Если же ее нет рядом, то развитие ребенка не просто затормаживается, а как бы возвращается во внутриутробный период. Ребенок сам себя утешает и успокаивает, источник впечатлений также ищет в самом себе. Однообразные навязчивые действия отвлекают ребенка от процесса познания, угрожают задержкой психического развития. Вредная привычка становится необходимым ритуалом самоуспокоения, отвлечения от страхов и беспокойства, компенсацией недостатка общения. Часто вредная привычка, служит вынужденным замещением тех движений, за которыми стоят важные механизмы созревания. Например, такой ритмический акт, как сосание груди, - это не просто акт кормления. Сложный комплекс пищевых, гормональных и психологических воздействий стимулирует развитие головного мозга. Поэтому "война" с соской или сосанием пальца, например, у двухлетнего малыша физиологически и психологически не оправдана. Некоторые ритмические действия способствуют синхронизации биоритмов и сложной перестройке мозговых процессов при переходе от бодрствования ко сну. Поэтому укачивание при засыпании вовсе не так вредно, как считают родители, опасающиеся избаловать ребенка: иной раз больший вред может нанести намеренное неукачивание. Нежные прикосновения материнских рук, поцелуи как бы предусмотрены природой в сложных механизмах созревания ребенка. Самостимуляция в виде сосания пальцев, губ и т.п. возникает как эквивалент любящих рук.  Самостимуляция может перерасти в привычку и растянуться на долгие годы, провоцируя, в частности, такое явление, как онанизм. Если вредная привычка сформировалась, родители должны бороться с нею, с привычкой, а не с ребенком. Прямолинейная настойчивость при этом только раздражает малыша и провоцирует конфликты. Наказания и запугивания могут привести к исчезновению внешних симптомов. Однако за подобным "излечением" всегда лежит тяжелое потрясение, так что психологические последствия принятых мер могут оказаться тяжелее устраненной привычки. Не следует также связывать ребенка обязательствами, честным словом. Воля его еще недостаточно развита. Слово он даст, но скорее всего его нарушит, что порождает, с одной стороны, необязательность, с другой - чувство вины и неуверенности в себе. Устранение вредной привычки требует времени едва ли не большего, чем то, которое ушло на ее становление. В основе возникновения такой привычки лежит недостаток внимания к ребенку, и для ее устранения этот недостаток необходимо терпеливо восполнять. Увлекая ребенка интересными занятиями, общаясь с ним, родители помогают ему изжить те глубинные внутренние переживания, которые породили неприятные действия. Борьба с вредной привычкой - это всегда борьба с тревожностью, неуверенностью, пессимизмом. Приходится сталкиваться и с тем, что сигарету берет даже дошкольник. Зачем он это делает? Ответ, как правило, прост: ребенок, стремящийся в игре приобщиться к миру взрослых, желает ощутить себя исполняющим действие, характерное для взрослых. К многочисленным атрибутам игры может быть добавлен и еще один - сигарета. В подобной ситуации преждевременно тревожиться о формировании вредной привычки. Руководствуясь чисто детскими игровыми мотивами, ребенок может попробовать сыграть и в курильщика, однако никакого удовольствия это ему наверняка не доставит. Организм человека не приемлет вредных веществ и реагирует на них отрицательно. Даже если малышу удастся крепко затянуться дымом, ничего, кроме отвращения, он не испытает. Родительское наказание послужит лишь необязательной добавкой к той весьма ощутимой неприятности, которую маленький экспериментатор доставил себе сам. Узнав о таком опыте, родители должны стараться исключить возможность его повторения {ведь неоднократное повторение может привести к тому, что здоровая реакция отторжения постепенно угаснет}. Нежелательно, чтобы ребенок имел возможность легко уединиться для проведения своих экспериментов. Если в доме есть сигареты, они не должны соблазнять ребенка своей доступностью. Курящие близкие должны избегать того, чтобы своим поведением провоцировать ребенка следовать нежелательному примеру. Чем старше ребенок, тем более серьезной для него становится проблема курения. В каком-то смысле курение и для школьника является игрой.  Дошкольник может курить "понарошку", пользуясь предметом - заместителем, например карандашом или бумажной трубочкой, изображающей сигарету. Как воспрепятствовать формированию вредной привычки? Практика показывает, что, как и в большинстве иных ситуаций, насилие наименее эффективно. Это особенно справедливо для тех случаев, когда властное и жестокое отношение родителей к детям оформилось в преобладающий педагогический стиль.

Чем более ровные и доброжелательные отношения поддерживаются в семье, тем меньше вероятность. Лишь укрепляя взаимное расположение и доверие, можно воспрепятствовать формированию вредной привычки.

Как же бороться с вредными привычками у детей?

Однозначно можно ответить, что наказанием и запретами здесь помочь нельзя. Избавиться от вредных привычек непросто и времени на это может уйти немало. Поэтому родителям нужно запастись терпением и убедительно доказать ребенку, что вредно грызть ногти потому, что под ними скапливается очень много грязи и микробов, и все это попадает ему в рот. Маленькому ребенку можно придумать сказку о братьях-пальчиках, девочке рассказать, что руки у будущей женщины должны быть красивыми и ухоженными. Если ребенок сосет палец, то наказывать и ругать его не имеет смысла — ничего не поможет, он будет сосать его уже тайком. Лучше как можно больше уделять ему внимания, отвлекать интересными занятиями и играми или просто приласкать кроху. Если палец у ребенка постоянно в носу, может это говорит о том, что слизистая носа пересыхает и это доставляет ему дискомфорт. Стоит обратиться к врачу за советом.

Ну и еще надо сказать о такой «ужасной» проблеме, как детский онанизм. Многие дети в детстве занимаются «этим» и каждый родитель бывает в шоке, когда видит, как его грудной ребенок трогает себя «там». Но на самом деле ужасно только для нас, взрослых, а маленький ребенок делает это совершенно бессознательно. Для крошки исследовать свои половые органы так же естественно, как и трогать свои ручки, ножки, ушки. А вот дети постарше могут трогать себя уже осознанно, это может им доставлять удовольствие. И вот тут родители должны быть начеку: не позволять ребенку долго валяться в постели, белье у него не должно быть тесным, регулярно проводить гигиену половых органов, чтобы исключить раздражения и зуд.

Не ругайте ребенка, дайте ему понять, что то, что он делает — естественно,  но не должно подлежать огласке и тем более демонстрации. Ну и, конечно, надо привлекать детей к активным занятиям спортом, танцами, которые будут отвлекать их и не оставлять времени для вредных привычек.

В основе всех вредных привычек у детей лежит какая-либо психологическая проблема. Борьба с ними — это борьба с неуверенностью ребенка, его тревожностью. Закомплексованные взрослые вырастают из тех детей, которых у детстве мало любили, мало ласкали и заботились о них. Поэтому так важно, чтобы у вас дома царила мирная, доброжелательная атмосфера любви и согласия, и тогда вы преодолеете любые невзгоды.

Что поможет?

1. Самое главное (и самое сложное) - понять, что символизирует эта привычка, нехватку чего она замещает, что она дает ребенку (чаще всего это успокоение, выражение злости, привлечение внимания или защита). И сделать так, чтобы ребенок не нуждался в этом и не удовлетворял эту потребность плохой привычкой.

2. Попробуйте уделять малышу больше внимания. Найдите способ его успокоить, чтобы ему не нужно было делать это самому.

3. Важно, чтобы круг действий, которые вы запрещаете ребенку, был небольшим. И чтобы на запретные действия всегда была одна и та же реакция. Пусть в его жизни пока будет как можно меньше неожиданностей.

4. Попробуйте придумать новые интересные занятия, которые будут доставлять удовольствие вам обоим. Лучше, если они не будут связаны с посещением людных мест, длинными перемещениями. Чем спокойнее увлечение - тем вероятнее оно избавит ребенка от вредной привычки.

5. Надо сказать, что вредные привычки - это сигнал каких-то проблем в семье. Тогда нужно анализировать эти ситуации, проигрывать их, рисовать, обсуждать, спрашивать, какие чувства они вызывают у ребенка.

6. Ребенку школьного возраста хорошо бы помочь найти друга, если его нет.

7. Нельзя наказывать за вредную привычку, стыдить, слишком часто обращать на нее внимание. И вообще, каждый раз, когда вам удалось не одернуть ребенка, а отвлечь, можно считать маленькой победой.

8. Хорошо бы отказаться от упреков, угроз, наказаний.

9. Не запрещайте злиться и научите ребенка выражать свой гнев.

10. Научите ребенка радоваться и получать удовольствия от каких-то других вещей, чтобы это не требовалось делать через вредную привычку. 


Источник: 
http://womanadvice.ru/vrednye-privychki-u-detey#ixzz2ndRzbn5D 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Вредные привычки у детей"

Собрание в нетрадиционной форме (круглый стол)...

Вредные привычки у детей

Чаще всего, когда речь идет о вредных привычках у детей, имеются в виду онанизм, сосание пальцев, языка, грызение ногтей. Однако проблема много шире. Вредная привычка - отрицательная склонность, ставш...

Консультация для родителей по теме: "ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ У ДЕТЕЙ откуда они берутся и как от них избавиться".

Наверное, редко встретится родитель, который никогда не отучал свое чадо от какой-то вредной привычки. Бить по рукам, вечно ругать, обращать на это внимание - все это рождает ссоры и портит отношения ...

Вредные привычки у детей

консультация для родителей...

План мероприятий по устранению вредных привычек у детей старшей группы на 2014-2015 учебный год

Данный материал расчитан на учебный год и поможет воспитателю в работе по устранении вредных привычек у детей 5-6 лет....

Вредные привычки у детей.

консультация для родителей и воспитателей...