консультация для педагогов «О СПЕЦИФИКЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ТРЕВОЖНЫМИ ДЕТЬМИ»
статья на тему

Данная статья дает понятие  о тревожных состояниях детей, как правильно определить в группе детей тревожного ребенка В статье представлены практические рекомендациии по взаимодействию с такими детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vzaimodeystvie_s_trevozhnymi_detmi.doc73 КБ

Предварительный просмотр:

                     

Детский  сад посещают дети с различными психологическими особенностями. Это дети с повышенным беспокойством, эмоционально неустойчивые, растороможенные в речевой и двигательной сфере,  застенчивые, неуверенные,  замкнутые. Спутниками таких детей могут  быть  проявление невротических реакций (беспокойный сон, либо его отсутствие, энурезы, энкопрез,  сосание пальца, каких либо других предметов, заикание, тики и т.д.) В группе состояние таких детей может проявляться в различных реакциях ребенка: пугливости, мышечном напряжении, плаксивости, вялости, медлительности, упрямстве, повышенной активности, агрессивности,  в ябедничестве.  Так же для них характерны соматические проблемы: боли в животе, головокружение, головные боли, спазмы горла, затруднение поверхностного дыхания, и др. Во время проявления тревоги они ощущают сухость во рту, ком в горле, слабость в ногах, учащенное сердцебиение. Таким образом, выглядит тревожный ребенок.                                                                                                

Термин «тревога» скрывает в себе понятие волнение, беспокойство. В психологии следует различать понятие тревоги, как состояния и тревожность как черта или свойство личности. За состояние принято считать особое психологическое проявление, выражающееся в волнении, растерянности, подкрепляемое эмоциональной напряженностью, т.е. тревожность это ответная реакция чаще защитного свойства на какой-либо раздражитель, вызывающий опасность для организма. Тревожность как свойство личности – постоянные переживания тревоги, которые фиксируются в сознании человека и становятся устойчивыми, вследствие чего любой раздражитель отрицательного и положительного свойства вызывает тревожное состояние.

В категорию тревожных детей входят те, которые чувствуют дискомфорт при необходимости вступать в контакт со сверстниками и взрослыми, за исключением узкого круга близких людей, неуверенны в своих силах, не способны ориентироваться в человеческих отношениях, испытывают разнообразные страхи и опасения, частью реальные, а частью вымышленные. В психологической медицинской практике таких детей относят к тревожной и тревожно-мнительной группе. Такие дети постоянно находятся в ожидании неудачи ил неприятности, пребывают в состоянии непрерывного напряжения, граничащего со стрессом и в дальнейшем пополняют ряды невротиков и астеников.

Критерии определения тревожности у ребенка.

1. Постоянное беспокойство.
2. Трудность, иногда невозможность сконцентрироваться на чем-либо.
3. Мышечное напряжение (например, в области лица, шеи).
4. Раздражительность.
5. Нарушения сна.

Можно предположить, что ребенок тревожен, если хотя бы один из критериев, перечисленных выше, постоянно проявляется в его поведении.

С целью выявления тревожного ребенка используется также следующий опросник (Лаврентьева Г. П., Титаренко Т. М.).

Признаки тревожности:

Тревожный ребенок
1. Не может долго работать, не уставая.
2. Ему трудно сосредоточиться на чем-то.
3. Любое задание вызывает излишнее беспокойство.
4. Во время выполнения заданий очень напряжен, скован.
5. Смущается чаще других.
6. Часто говорит о напряженных ситуациях.
7. Как правило, краснеет в незнакомой обстановке.
8. Жалуется, что ему снятся страшные сны.
9. Руки у него обычно холодные и влажные.
10. У него нередко бывает расстройство стула.
11. Сильно потеет, когда волнуется.
12. Не обладает хорошим аппетитом.
13. Спит беспокойно, засыпает с трудом.
14. Пуглив, многое вызывает у него страх.
15. Обычно беспокоен, легко расстраивается.
16. Часто не может сдержать слезы.
17. Плохо переносит ожидание.
18. Не любит браться за новое дело.
19. Не уверен в себе, в своих силах.
20. Боится сталкиваться с трудностями.

Суммируйте количество "плюсов", чтобы получить общий балл тревожности.

Высокая тревожность - 15-20 баллов.
Средняя - 7-14 баллов.
Низкая - 1-6 баллов.

Тревожность как устойчивая психологическая особенность может проявляться у ребенка достаточно рано и к младшему дошкольному возрасту уже заметно определяет его поведение. В результате бесед с родителями, и анализа медицинских карт можно выделить «группу риска» - дети, у которых это качество отмечается и может в дальнейшем прогрессировать.

К «группе риска» относятся:

- Дети, перенесшие родовую травму, сопровождавшуюся гипоксией I-II степени, состоявшие на учете у невропатолога в течение первого года жизни с диагнозом ММД (минимальная мозговая дисфункция);

- Дети из неполных семей с наследственными проявлениями алкоголизма, наркомании, психических заболеваний, невротических реакций;

- Дети из семей с сугубо авторитарным, жестким стилем воспитания, воспитанием с гиперопекой, а также при формальном подходе воспитания;

- Дети матерей, которым свойственна повышенная тревожность;

Учитывая выше изложенные разъяснения, работа педагога должна направляться на профилактику и коррекцию проявлений тревожности у дошкольников, должна строиться с учетом специфики их нервной системы, возрастных и личностных особенностей, а также стиля семейного воспитания. Т.к. причинами проявления тревожности у детей являются с одной стороны, нарушение центральной нервной системы, минимальная мозговая дисфункция, а с другой - социальные предпосылки, прежде всего неодобрение значимых для них людей: близких, педагогов и сверстников. Т.о. основными правилами педагога при взаимодействии с тревожными детьми являются:

  1. Выявление детей с заметными признаками тревожности.
  2. Отслеживание ситуации, в которых эта тревожность больше всего проявляется.
  3. Беседы с родителями, наблюдение за характером общения матери с ребенком, с целью установления доминирующего типа воспитания в семье.
  4. Правильная организация жизни детей в группе – чуткое доверительное отношение к ребенку, обеспечение ему эмоциональной поддержки со стороны взрослого (подбадривание, положительная оценка деятельности, ласковые одобряющие взгляды и прикосновения, улыбки, и т.д.).
  5. Обеспечение благоприятного отношения сверстников к неуверенному ребенку, для чего необходимо обращать внимание других детей на его успехи и положительные черты характера, поощрять его достижения, использовать, в том числе, такой прием как смена позиции ребенка (например, от обучаемого к обучающему) в доступной для него сфере деятельности или в общении с младшими детьми.

  Для формирования доброжелательного, чуткого, доверительного отношения ребенка в группе, воспитатель должен обращать внимание на особенности поведения детей, в первую очередь тех, которые этого внимания бояться и избегают, т.е. тревожных. При этом важно, чтобы внимание воспитателя не было навязчивым и настойчивым, что может еще больше испугать робкого ребенка. Внимание должно выражаться в одобрительных словах, похвалах, поддержке. Не надо опасаться перехвалить робкого ребенка – его самооценка обычно настолько занижена, что лишнее доброе слово не повредит. Детей, не привыкших к похвалам и одобрению, это дети из семей с формальным и жестко авторитарным стилями воспитания, можно и нужно хвалить не только за реальные успехи, за хорошие поступки, но и просто так, например, за внешний вид. Можно похвалить мальчика за силу, храбрость и ловкость, даже если он этими качествами не обладает. Можно выставить работу неуверенного в себе ребенка на стенд «Самые лучшие работы». Однако детей из семей с преобладанием тревожно-мнительного стиля воспитания желательно хвалить за реальные, пусть даже самые незначительные успехи, а вот одобрение своего внешнего вида они в избытке получают и дома. Не надо забывать, что в дошкольном учреждении такие дети пребывают в растерянности, испытывают затруднения из-за необходимости действовать самостоятельно, поэтому их надо хвалить именно в ситуации, когда они, наконец, решились и хоть что-то сделали сами (можно им помочь, но так, чтобы ни они сами, ни другие дети этого не заметили), если у тревожного ребенка не получается, то с чем справляются остальные дети, не надо привлекать к нему внимание, а тем более высказывать критические замечания. Следует мягко приободрить ребенка, выбирая слова, которые его не травмируют. Если другие дети не заметили неудач неуверенного ребенка, то и не надо привлекать их внимание. При выполнении различных заданий рекомендуется объединять тревожных детей в пары с теми, кто легко справляется с заданиями и при этом обладает доброжелательным и спокойным характером. Это позволяет неуверенному ребенку включаться в деловое общение со сверстником, сравнивать свою работу с другими и отнести похвалу педагога не только к соседу, но и к себе, что естественно повышает внутреннюю самооценку тревожного ребенка. Тревожный ребенок обладает достаточной долей неуверенности, поэтому если он делает что-то самостоятельно  его нужно обязательно похвалить даже за минимальный успех и участие, если же нет таких успехов, похвалить можно авансом. Для эмоционального комфорта тревожного ребенка в группе следует вовлекать его  в игры других детей, хотя бы на второстепенные роли, поощрять малейшие проявления инициативы. Часто остальные дети не принимают такого ребенка в игру, поскольку как партнер он мало интересен, тогда сам педагог может временно включиться в игру и придумать в ней роль для отвергнутого ребенка. Если тревожный ребенок все - таки сильно волнуется и избегает коллективных игр, можно предложить ему индивидуальные настольные игры при этом время от времени, что- то подсказывая, и поощряя его. Если тревожный ребенок  проявляет  не робость, а агрессию, из-за того, что не умеет и боится общаться с другими детьми, ему следует помочь преодолеть страх перед воображаемой опасностью. Таким детям труднее дается игровое и личностное общение, при котором нужно постоянно учитывать точку зрения, чувства и желания других участников. Им более доступны игры с правилами (если они с этими правилами хорошо знакомы), также это настольные игры, в которых преобладает деловое общение, а не эмоции и желания. Работа с агрессивно-тревожными детьми особенно трудоемка и требует постоянного внимания воспитателя. Их, как и всех тревожных детей, следует часто хвалить, хотя их поведение обычно не дает для этого оснований, а отрицательные качества бросаются в глаза. Поэтому приходиться специально создавать ситуации, в которых такой ребенок может положительно проявить себя, а потом его похвалить в присутствии других детей. Агрессивно-тревожное поведение изживается очень медленно – по мере роста уверенности в себе, появление у него доверия к окружающим.

Основная трудность работы с застенчивыми детьми в том, что их особенности долго остаются незамеченными. Тихие, застенчивые, они стараются не привлекать к себе внимание воспитателя, и это им как правило удается. Дети – «невидимки» не дерутся, не носятся сломя голову, избегают конфликты, не получают замечания, не отбирают у других игрушек, имеют очень мало друзей, таких же тихих и бесконфликтных или же чаще предпочитают играть в одиночку.   Они умеют не встречаться глазами со взрослым на занятии и тем самым остаются для воспитателя «невидимкой», избегают отвечать на вопрос, даже если прекрасно знают ответ. Их не заставишь выступать на утреннике, участвовать в общем танце, солировать они не хотят, зная их, им этого и не предлагают, т.к. всегда есть более активные заметные дети. Так они растут – вроде бы в группе, и в тоже время, находясь в тени, и только когда дело доходит до подготовки к школе, у них возникает масса проблем: им сложно работать по единой инструкции в коллективе, они теряются на выполнении задания, не успевают, не могут самостоятельно и по своей инициативе переспросить, если им что-то непонятно, стесняются отвечать, впадают в панику при любой смене обстановки, особенно если это нужно сделать быстро. Такой ребенок сложно привыкает к смене коллектива сверстников и                  воспитателей, очень беспокоен, если  предстоит медосмотр. Все дело в том, что к 6-ти годам становление специфических психологических и характерологических качеств уже произошло, и изменить что-то достаточно сложно. Поэтому необходимо как можно раньше обратить внимание на детей с проявлениями тревожности, пока эти качества еще не сформировались окончательно, а дети не овладели умением оставаться невидимыми для взрослых. Только грамотная воздействие педагога в контакте с психологом и родителями ребенка может дать значительный положительный эффект.

   Благоприятно сказывается на снижении тревожности включение робких и застенчивых детей в различные праздничные, театральные и досуговые мероприятия. Пусть сначала такой ребенок будет только зрителем, по мере привыкания ему можно поручать простейшие роли, затем можно перейти к второстепенным. Включать в небольшие танцы, действия. Если есть возможность, следует таким детям приготовить красивые костюмы маски и прочую атрибутику, это им позволит почувствовать себя более красивыми и уверенными. Очень удобным моментом для приучения тревожных детей быть в центре внимания является празднование дня рождения в группе, когда все по очереди поздравляют именинника, говорят ему приятные слова, радуются вместе с ним. В другие дни, когда он окажется уже не в роли именинника, а в роли поздравляющего, приятное воспоминание о своем дне рождении поможет ему сказать несколько теплых слов другим детям, т.е. вступить с ними в общение, выразить свои чувства, что обычно для таких детей очень трудно. Нежелательно включать неуверенных в себе детей в игры соревновательного характера, т.к. их неустойчивая самооценка может привести к новому всплеску тревожности и вместо радости может принести только страх неудачи. Это же относится и к физкультурным занятиям. Если в группе много тревожных детей соревнований надо проводить меньше или же к участию в них привлекать только желающих, другие же могут выступать в роли болельщиков или судей, в данном случае все дети окажутся, вовлечены  в общее дело. На занятиях для тревожных детей, а особенно во время постановки танцев нужно подбирать простые, посильные упражнения. Такой ребенок, столкнувшись с заданием, часто так волнуется, что начинает выполнять его, не понимая и не дослушав до конца педагога, и ориентируется только на его одобрение или неодобрение. Поэтому ему надо четко все объяснить и контролировать его работу по шагам. У неуверенных в себе детей очень смутные критерии оценки своих успехов, поэтому они так нуждаются в критерии взрослого. Здесь особенно важны индивидуальный подход, предоставления детям возможности действовать в своем темпе, незаметная помощь и своевременная подсказка. Например, «Я вижу, ты нашел правильные кусочек аппликации. Куда мы его приклеим? Правильно, сюда» (при этом педагог рукой ребенка подвигает фрагмент аппликации на нужное место). Формулировки «мы делаем, мы кладем, мы рисуем» и т.д. и т.п., снимает у ребенка стресс, возникающий от чрезмерного внимания к лично его результатам (этого он боится), а похвала: «Вот и молодец, правильно, ты уже можешь сам» - воспринимается в прямую, как относящееся именно к нему, что и повышает самооценку.

Если у ребенка не хватает знаний или навыков, для успешных занятий в группе сверстников, следует объединить его с младшими по возрасту или с новичками, которые тоже испытывают затруднения. С ними проводятся короткие дополнительные задания  в свободное от общих занятий время. Очень эффективным примером представляется  изменения позиции ребенка с «обучаемого» на «обучающего», когда ему поручают научить чему-нибудь детей младшего возраста или тех, кто не умеет это делать. В данном случае содержание деятельности не имеет особого значения, важно чтобы педагог знал сильные стороны тревожного ребенка и пользовался любым случаем напомнить об этом остальным детям в группе, через его навыки и опыт.

Как помочь тревожному ребенку.


Работа с тревожным ребенком сопряжена с определенными трудностями и, как правило, занимает достаточно длительное время.

Специалисты рекомендуют проводить работу с тревожными детьми в трех направлениях:

1. Повышение самооценки.
2. Обучение ребенка умению управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях.
3. Снятие мышечного напряжения.

Рассмотрим подробнее каждое из названных направлений.

Повышение самооценки.


Конечно же, повысить самооценку ребенка за короткое время невозможно. Необходимо ежедневно проводить целенаправленную работу. Обращайтесь к ребенку по имени, хвалите его даже за незначительные успехи, отмечайте их в присутствии других детей. Однако ваша похвала должна быть искренней, потому что дети остро реагируют на фальшь. Причем ребенок обязательно должен знать, за что его похвалили. В любой ситуации можно найти повод для того, чтобы похвалить ребенка.
Желательно, чтобы тревожные дети почаще участвовали в таких играх в кругу, как "Комплименты", "Я дарю тебе...", которые помогут им узнать много приятного о себе от окружающих, взглянуть на себя "глазами других детей". А чтобы о достижениях каждого ученика или воспитанника узнали окружающие, в группе детского сада или в классе можно оформить стенд "Звезда недели", на котором раз в неделю вся информация будет посвящена успехам конкретного ребенка.

Обучение детей умению управлять своим поведением.


Как правило, тревожные дети не сообщают о своих проблемах открыто, а иногда даже скрывают их. Поэтому если ребенок заявляет взрослым, что он ничего не боится, это не означает, что его слова соответствуют действительности. Скорее всего, это и есть проявление тревожности, в которой ребенок не может или не хочет признаться.

В этом случае желательно привлекать ребенка к совместному обсуждению проблемы. В детском саду можно поговорить с детьми, сидя в кругу, об их чувствах и переживаниях в волнующих их ситуациях. А в школе можно на примерах литературных произведений показать детям, что смелый человек - это не тот, кто ничего не боится (таких людей нет на свете), а тот, кто умеет преодолеть свой страх.

Желательно, чтобы каждый ребенок сказал вслух о том, чего он боится. Можно предложить детям нарисовать свои страхи, а потом в кругу, показав рисунок, рассказать о нем. Подобные беседы помогут тревожным детям осознать, что у многих сверстников существуют проблемы, сходные с теми, которые характерны, как им казалось, только для них.

Конечно, все взрослые знают, что нельзя сравнивать детей друг с другом. Однако когда речь идет о тревожных детях, этот прием категорически недопустим. Кроме того, желательно избегать состязаний и таких видов деятельности, которые принуждают сравнивать достижения одних детей с достижениями других. Иногда травмирующим фактором может стать проведение даже такого простого мероприятия, как спортивная эстафета.

Лучше сравнить достижения ребенка с его же результатами, показанными, например, неделю назад.

Если у ребенка проявляется тревога при выполнении учебных заданий, не рекомендуется проводить какие-либо виды работ, учитывающие скорость. Таких детей следует спрашивать не в начале и не в конце урока, а в середине. Нельзя подгонять и торопить их.

Обращаясь к тревожному ребенку с просьбой или вопросом, желательно установить с ним контакт глаз: либо вы наклонитесь к нему, либо приподнимите ребенка до уровня ваших глаз.

Совместное со взрослым сочинение сказок и историй научит ребенка выражать словами свою тревогу и страх. И даже если он приписывает их не себе, а вымышленному герою, это поможет снять эмоциональный груз внутреннего переживания и в какой-то мере успокоит ребенка.

Обучать ребенка управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях можно и нужно в повседневной работе с ним.

Очень полезно применять в работе с тревожными детьми ролевые игры. Разыгрывать можно как знакомые ситуации, так и те, которые вызывают особую тревогу ребенка (например, ситуация "боюсь воспитателя, учителя" даст ребенку возможность поиграть с куклой, символизирующей фигуру педагога; ситуация "боюсь войны" позволит действовать от имени фашиста, бомбы, то есть чего-то страшного, чего боится ребенок).

Игры, в которых кукла взрослого исполняет роль ребенка, а кукла ребенка - роль взрослого, помогут ребенку выразить свои эмоции, а вам - сделать много интересных и важных открытий. Тревожные дети боятся двигаться, а ведь именно в подвижной эмоциональной игре (война, "казаки-разбойники") ребенок может пережить и сильный страх, и волнение, и это поможет ему снять напряжение в реальной жизни.

Снятие мышечного напряжения.


Желательно при работе с тревожными детьми использовать игры на телесный контакт. Очень полезны упражнения на релаксацию, техника глубокого дыхания, занятия йогой, массаж и просто растирания тела.

Еще один способ снятия излишней тревожности - раскрашивание лица старыми мамиными помадами. Можно также устроить импровизированный маскарад, шоу. Для этого надо приготовить маски, костюмы или просто старую взрослую одежду. Участие в представлении поможет тревожным детям расслабиться. А если маски и костюмы будут изготовлены руками детей (конечно, с участием взрослых), игра принесет им еще больше удовольствия.

Что могут сделать родители тревожного ребенка?


Совершенно очевидно, что ни один родитель не стремится к тому, чтобы его ребенок стал тревожным. Однако порой действия взрослых способствуют развитию этого качества у детей.

Нередко родители предъявляют ребенку требования, соответствовать которым он не в силах. Малыш не может понять, как и чем угодить родителям, безуспешно пробует добиться их расположения и любви. Но, потерпев одну неудачу за другой, понимает, что никогда не сможет выполнить все, чего ждут от него мама и папа. Он признает себя не таким, как все: хуже, никчемнее, считает необходимым приносить бесконечные извинения.

Чтобы избежать пугающего внимания взрослых или их критики, ребенок физически и психически сдерживает свою внутреннюю энергию. Он привыкает мелко и часто дышать, голова его уходит в плечи, ребенок приобретает привычку осторожно и незаметно выскальзывать из комнаты. Все это отнюдь не способствует развитию ребенка, реализации его творческих способностей, мешает его общению со взрослыми и детьми, поэтому родители тревожного ребенка должны сделать все, чтобы заверить его в своей любви (независимо от успехов), в его компетентности в какой-либо области (не бывает совсем неспособных детей)

Прежде всего, родители должны ежедневно отмечать его успехи, сообщая о них в его присутствии другим членам семьи (например, во время общего ужина). Кроме того, необходимо отказаться от слов, которые унижают достоинство ребенка Не надо требовать от ребенка извинений за тот или иной поступок, лучше пусть объяснит, почему он это сделал (если захочет). ("осел", "дурак"), даже если взрослые очень раздосадованы и сердиты. Если же ребенок извинился под нажимом родителей, это может вызвать у него не раскаяние, а озлобление.

Полезно снизить количество замечаний. Предложите родителям попробовать в течение одного только дня записать все замечания, высказанные ребенку. Вечером пусть они перечитают список. Скорее всего, для них станет очевидно, что большинство замечаний можно было бы не делать: они либо не принесли пользы, либо только повредили вам и вашему ребенку.

Нельзя угрожать детям невыполнимыми наказаниями: ("Замолчи, а то рот заклею! Уйду от тебя! Убью тебя!"). Они и без того боятся всего на свете. Лучше, если родители в качестве профилактики, не дожидаясь экстремальной ситуации, будут больше разговаривать с детьми, помогать им выражать свои мысли и чувства словами.

Ласковые прикосновения родителей помогут тревожному ребенку обрести чувство уверенности и доверия к миру, а это избавит его от страха насмешки, предательства.
Родители тревожного ребенка должны быть единодушны и последовательны, поощряя и наказывая его. Малыш, не зная, например, как сегодня отреагирует мама на разбитую тарелку, боится еще больше, а это приводит его к стрессу.

     Организация эмоционально-положительного отношения к тревожным детям, создание спокойной, дружелюбной обстановки в группе, подбор посильных заданий на занятие, вовлечение  детей в процесс общения таким образом, чтобы они сами могли дозировать степень своего в нем участия, отсутствие негативных оценок со стороны педагога и родителей – все это заметно снижает уровень тревожности у детей и обеспечивает их благоприятную жизнь в условиях детского сада. Повышение самооценки и развитие инициативности у тревожных детей гармонизирует их личностное развитие и снижает риск проявления тревожности, как в детском саду,  так и за его  пределами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Взаимодействие с тревожными детьми"

В моем материале Вы можете узнать и помочь деткам, которые нуждаются в Вашей помощи.- Критерии выявления тревожного ребенка.  -Анкета по выявлению тревожного ребенка.-Причины появления и развития...

статья "Взаимодействие с тревожными детьми" опубликованная в сборнике заочной международной конференции.

Моя статья опубликованная в сборнике заочной конференции. VI Международная научно-практическая конференция «СОЦИОЛОГИЯ И ПСИХОЛОГИЯ: ВКЛАД В РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ И ОБЩЕСТВА».Рассказала о работе с де...

Консультация для педагогов "О специфике взаимодействия с тревожными детьми"

Детский сад посещают дети с различны­ми психологическими особенностями. Одни с самого начала требуют постоян­ного внимания со стороны воспитателя, психолога и других специалистов до­школьного учрежден...

Специфика работы с тревожными детьми дошкольного возраста

Тревожные дети– это обычно очень не уверенные в себе дети, с неустойчивой самооценкой. Постоянно испытываемое ими чувство страха перед неизвестным приводит к тому, что они крайне редко проявляют...

Консультация для педагогов "Принципы взаимодействия с тревожными детьми"

Консультация для педагогов "Принципы взаимодействия с тревожными детьми"...