Работа с родителя по духовно-нравственному воспитанию
методическая разработка по теме

Раздел духовно-нравтсвенного воспитания "Путешествие в страну Добродетелей" представляет собой часть общей программы наших действий, цель которой оказать поддержку родителям, которые по сути своей являются первыми учителями и которые, как никто другой, способны развить в ребенке духовно-нраственные качества.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ДОБРОДЕТЕЛЕЙ.

Быть родителями самое важное и самое трудное дело на земле. Родители ребенка – первые и самые главные его учителя, однако, чаще всего у них нет никакого специального образования, и они не знают, что им делать и как им поступать. А дети, к сожалению, появляются на свет без пособий по воспитанию.

        Родители, которые серьезно относятся к своим обязанностям, проявляют все большую озабоченность тем, что дети в наше время находятся под сильным влиянием идей материализма; у них формируется искаженное представление о мире, в соответствии, с которым личная выгода ставиться выше морали, честности и любви, а это самым пагубным образом сказывается на их духовно – нравственном развитии. В жизни многих из них почти нет места нравственным ценностям. Что же делать родителям?

        В последние годы были предприняты немалые усилия по созданию необходимых пособий, предназначенных для того, чтобы помочь взрослым увидеть в ребенке независимую личность с неповторимым, ему одному присущим внутренним миром.

        Раздел духовно – нравственного воспитания «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ДОБРОДЕТЕЛЕЙ» представляет собой часть общей программы наших действий, цель которой – оказать поддержку родителям, которые по сути своей являются первыми учителями и которые, как никто другой, способны развить в ребенке духовно – нравственные качества и добродетели.         Наша программа обращена к детям, как существам духовно – нравственным, чье предназначение в том, чтобы прожить жизнь, стремясь к высшей цели – развить в себе все способности и добродетели, заложенные в духовно – нравственном воспитании. В ней излагаются простые правила, руководствуясь которыми родители смогут изо дня в день участвовать в духовно – нравственном воспитании своего ребенка. Используя предлагаемый здесь подход, можно добиться того, чтобы в ребенке раскрылись все лучшие его качества.

Каждый день жизни с детьми дает нам возможность научить их чему –то хорошему, но надо помнить, что мгновения эти мимолетны и могут никогда не повториться. «Путешествие в страну Добродетелей» предлагает родителям модель поведения в различных ситуациях и учит общению с детьми; благодаря этому родители смогут помочь детям определить жизненные цели и направление духовных поисков.

От родителей требуется очень многое: заботиться о здоровье детей, любить их, подбадривать в трудные минуты, поправлять, оберегать и…учить. Многие дети страдают от своего рода «голода», признаки которого в отличии от физического истощения, не сразу бросаются в глаза. Ведь подобно тому, как телу нужны пища, воздух, свет и тепло, душе нужно внимание, наставление и поддержка. Наша программа «Путешествие в страну Добродетелей» направлена именно на то, чтобы научить родителей сознательно и правильно откликаться на духовно –нравственные запросы ребенка, используя драгоценные возможности, которые ежедневно предоставляет им жизнь.

С каждым днем мы все больше осознаем, что невольно губим планету – наш общий дом. Многие из нас испытывают острое желание взять на себя личную ответственность за происходящее, внести свой вклад в устранение причиненного вреда и, пока не стало слишком поздно, восстановить добрые отношения с нашей планетой и друг с другом.

Программа «Добродетели» - это ответ тем родителям, которые намерены привнести в жизнь своих детей духовность, воспитать в них Личность. Сегодня как никогда миру нужны люди, которые смогли бы взять на себя ответственность за все, что происходит на земле.

ПУСТЬ ТАКИМИ ЛЮДЬМИ СТАНЕТ ПОКОЛЕНИЕ НАШИХ ДЕТЕЙ!

КАК ПОДГОТОВИТЬСЯ К

«ПУТЕШЕСТВИЮ В СТРАНУ ДОБРОДЕТЕЛЕЙ».

Концепция нашей программы основана на четырех основных положениях:

  1. Родители являются главными учителями ребенка.
  2. От рождения ребенку дано очень многое, и в зависимости от воспитания, полученного в раннем детстве, в нем могут развиться либо хорошие, либо дурные наклонности.
  3. Становление личности происходит, когда ребенок учиться самостоятельно принимать решения и делать нравственный выбор, за который он несет ответственность.
  4. Чувство собственного достоинства естественно рождается в человеке, если он живет, следуя духовно – нравственным принципам.

Понятно, что нельзя помочь духовно – нравственно расти другому, если не растешь сам. Поэтому замысел «Путешествия в страну Добродетелей» заключается в том, чтобы способствовать духовно – нравственному развитию всех членов семьи и ДОУ. Эта программа научит детей делать правильный выбор, заставит их задуматься о духовно – нравственном смысле поступков, совершаемых ими в повседневной жизни, поможет им ставить перед собой цели духовно – нравственного развития и достигать их, а родители смогут научить детей простому языку духовно- нравственности – языку Добродетелей.

В нашей программе «Добродетели» предлагается несложная модель нравственного воспитания, в рамках которой родители могут выбирать линию своего поведения, а дети работать над своим характером, развивая в себе тем самым чувство собственного достоинства. Программа, конечно, не заменит детям нашей любви, ласки, теплых слов и улыбок. Это всего лишь инструмент, вручаемый родителям, которые стремятся привить своим детям духовно – нравственные ценности, чтобы они смогли пользоваться им в процессе воспитания и обучения детей. И еще поможет исцелить раны, полученные самими родителями в детстве в результате неправильного воспитания, она поддержит их на нелегком пути духовно – нравственного совершенствования, станет беспристрастным и заботливым помощником в их трудах.

                ЧТО ДОЛЖНЫ ДЕЛАТЬ РОДИТЕЛИ?

         В основу программы «Добродетели» положено представление о ребенке как о духовно – нравственном существе, которое пришло в этот мир, чтобы достичь зрелости – физической, умственной и духовно – нравственной. Родители суть опекуны этого нового человека, они должны любить и направлять его, особенно в раннем возрасте. Все дети по своей природе - любознательные ученики. Исследования показали, что мозг начинает познавать мир, т.е. обрабатывать информацию еще до рождения ребенка. Поэтому родители для детей – это первые и самые главные учителя.

        В программе «Добродетели» роль родителей определяется с позиции «иерархии ценностей», в соответствии с которой отец и мать – это

  • АВТОРИТЕТ ДЛЯ РЕБЕНКА
  • УЧИТЕЛЯ, СОВЕТЧИКИ И НАСТАВНИКИ
  • ОПЕКУН

РОДИТЕЛЬСКИЙ АВТОРИТЕТ.

        Что делать родителям, когда речь заходит об авторитете? В ХХ веке во многом были разрушены традиционные представления о родительском авторитете. За последние двадцать лет в российской культуре отношения между родителями и детьми заметно изменились. Ибо родители потеряли уверенность в себе, они плохо представляют себе, когда и как можно использовать родительский авторитет, часто боятся сделать «что - нибудь не так». Но лучше сделать «что – нибудь не так», чем постоянно противоречить самим себе, поступая то так, то эдак, поскольку родительская непоследовательность автоматически приводит к развитию у детей чувства неуверенности и тревоги.

        Быть может, основная причина, по которой родители боятся использовать свой родительский авторитет, заключается в том, что понятие авторитета зачастую смешивается с викторианской диктаторской моделью родительской власти, при которой роль ребенка в семье принижена.

Популярная в наши дни модель равноправной, или демократической семьи, где дети и родители пользуются одинаковым правом голоса, легко может привести  к хаосу. Ведь равноправие не есть равнозначность. То , что и родители, и дети имеют равный статус в семье, вовсе не подразумевает, что они играют одинаковые роли. Программа «Добродетели» основана на понимании того, что родители в отношении ребенка наделены авторитетом и властью. Эту обязанность нужно выполнять последовательно и неуклонно, проявляя твердость и в тоже время выказывая ребенку уважение, любовь и нежность. Проявление такого родительского авторитета создает у ребенка ощущение защищенности и служит прочной основой для развития и формирования его личности.

        Среди детей нередко встречаются маленькие тираны, которые своими капризами, упрямством и приступами дурного настроения терроризируют всю семью. Они и сами несчастны от этого. Многие из них просто неуправляемы. Причина такого положения в том, что их родители недооценили присущую детскому сознанию потребность в разумной родительской власти. Другая причина, по которой родители не решаются использовать свою власть, - это чувство вины, возникающее у них из-за того, что они не уделяют детям должного внимания. Особенно часто это случается в тех семьях, где и мать и отец перегружены работой, или же в неполных семьях, когда один человек вынужден взять на себя все – и работу, и воспитание детей, и домашнее хозяйство. Неважно, в чем кроется причина – в чувстве вины или в непонимании, но результат один: из – за неуверенности в себе родителей дети получают слишком много свободы и оказываются предоставленными сами себе.

        Основная концепция программы «Добродетели» сводиться к тому, что на самом деле потребность в родительском авторитете – одна из важнейших потребностей ребенка. Применять родительскую власть вовсе не означает подавлять личность ребенка. Необоснованные приказы и требование слепого послушания граничат с насилием, а на насилие ни одно человеческое существо не реагирует положительно.

        Духовно – нравственная власть дана родителям для того, чтобы используя ее, они помогли детям развить чувство уверенности в себе, чувство личной ответственности и способность к сознательному нравственному выбору. Чем младше дети, тем более полагаются они на любящих и справедливых родителей, которые должны направлять и контролировать их поведение. Только таким образом у детей развивается способность к самоконтролю. Дети удивительно тонко чувствуют, чего ждут от них взрослые, они всегда стремятся оправдать наши надежды и ожидания, соответствовать тем нормам, которые мы для них устанавливаем. Им необходимо, чтобы мы взяли на себя всю меру ответственности за их жизнь и четко дали им понять, чего мы от них ждем. Детям нужно, чтобы мы всегда отмечали их усилия, их старание соответствовать установленным нами нормам поведения. От этого зависит их самооценка и чувство собственного достоинства. Не будет преувеличением сказать, что ребенок, от которого родители ничего не требуют и ничего не ждут, - несчастный ребенок.

Лучший способ проявить родительский авторитет – это установить некие границы поведения, четко определить, что можно и что нельзя.

        Устанавливайте четкие, разумные границы.

Дети должны знать, что можно и что нельзя. От этого зависит как их внешняя безопасность, так и внутренняя, психологическая защищенность. Чем лучше они представляют, что от них ждут, тем больше у них возможностей почувствовать родительскую любовь – награду за старание «поступать правильно».

        В каждой семье есть свои гласные и не гласные «правила», определяющие, что можно делать и чего делать нельзя. Они обеспечивают мирное течение повседневной жизни семьи и справедливое распределение домашних обязанностей, они оберегают детей от опасностей, они гарантируют каждому члену семьи право на личную жизнь, на его место в доме, на уважение. Когда такие четкие правила определены, а за нарушение установлены разумные наказания, тогда в семье лад и согласие. Более того, знание правил вселяет в детей чувство уверенности и покоя, потому что дети точно знают, что от них требуется. Они знают «что такое хорошо» и сознательно стремятся поступать именно так. А это и есть первый осознанный нравственный выбор.

        Таким образом, прежде всего родители должны установить для детей границы дозволеного в виде основных домашних правил. Таких правил должно быть не более пяти – шести, при этом их необходимо четко сформулировать, чтобы они были понятны детям, а за нарушение их должно следовать заранее установленное наказание. Эти правила должны определять конкретные формы поведения; по возможности, из них не следует делать исключений.

        Для семьи, где дети младше десяти лет можно предложить следующие правила:

  • гулять можно только во дворе;
  • сначала надо съесть овощи и только потом – сладкое;
  • после игры игрушки нужно убирать на место;
  • дома нельзя шуметь;
  • каждый день надо соблюдать тихий час( спать необязательно);
  • нельзя кидаться игрушками и драться палками.

        Основные правила должны касаться тех сторон жизни семьи, к которым вы хотите привлечь особое внимание детей. Конечно, вы должны их научить еще многому другому, и у вас может быть множество различных правил – от ежедневной чистки зубов и до выбора определенной одежды для прогулки. Но в качестве основных правил должны быть сформулированы только те, которые дети, по вашему мнению, должны усвоить в первую очередь.

Следующие принципы помогут вам сформулировать основные правила для своей семьи:

  1.  Правила должны быть простыми и выполнимыми.

ПРИМЕР НЕВЫПОЛНИМОГО ПРАВИЛА: «Нельзя драться с другими детьми».

ПРИМЕР ВЫПОЛНИМОГО ПРАВИЛА: «Если ты рассердился, попробуй уладить дело без кулаков. Нельзя драться палкой или бросаться игрушками».

  1. Правила должны быть изложены четко и ясно.

Для маленьких детей снабдите правила забавными рисунками – это поможет быстрее их усвоить. Прикрепите их на уровне глаз ребенка. Вы должны быть уверены, что дети знают, какое наказание последует за нарушение того или иного правила.

  1. Установите наказание за нарушение каждого правила («Наказание должно быть соразмерно преступлению»).

ПРИМЕР НЕПРАВИЛЬНОГО НАКАЗАНИЯ: «Если ты ударишь другого ребенка палкой или кубиком, ты неделю будешь сидеть дома».

ПРИМЕР ПРАВИЛЬНОГО НАКАЗАНИЯ: «Если ты разозлишься и ударишь кого- нибудь палкой или кубиком, ты сегодня не будешь играть с детьми, придется тебе играть одному».

  1. Наказание не должно быть слишком длительным и унизительным. ( Наказание ради обучения, а не ради самого наказания).

Чем младше ребенок, тем короче по времени должно быть наказание. Не следует наказывать ребенка, когда вы раздражены или вне себя от гнева.

  1. Наказывая ребенка, убедитесь в том, что он понимает, за что несет наказание.

Как только истечет срок наказания, подзовите его к себе и спросите: «За что ты был наказан, и что ты изменишь в своем поведении?» сейчас самое время выслушать его, расспросить, что толкнуло его совершить этот поступок, какие у него проблемы. Дайте ему понять, что в него верите

А как быть с чувствами?

        То, что родители устанавливают для детей четкие правила поведения, при необходимости проявляя твердость, не означает, что они перестают понимать и уважать детские чувства. Наша программа воспитания не призывает родителей подавлять чувства ребенка во имя Добродетели. Мы утверждаем, что каждый человек, и тем более ребенок, имеет право на то, чтобы его видели и слышали, чтобы его серьезно воспринимали и с уважением относились к его чувствам. Без этого у ребенка не может развиться чувство самоуважения. Последовательно придерживаясь этого принципа, родители способствуют развитию в ребенке уважения и сострадания к другим людям.

        Довольно часто, однако, родителям лучше вообще не обращать внимания на проявление чувств ребенка, особенно если он настроен агрессивно. В этом случае прежде всего надо пресечь его дурное поведение. Затем следует наказать ребенка. А вот потом необходимо его выслушать. Ведь чувства возникают не по заказу. Человек не может их вызвать по своему желанию. Они приходят сами. Поэтому совершенно бесполезно призывать ребенка к тому, чтобы пытался управлять своими чувствами и бесполезно ждать от него этого, но как помощник и наставник родитель может научить его, как выражать чувства.

        Действия родителей должны быть продуманными. Иногда надо сразу наказать ребенка, а иногда – сначала разобраться в его чувствах. Например, наказав ребенка за драку, мать должна потом обязательно поговорить с ребенком, чтобы выяснить, на что он разозлился.

РОДИТЕЛЬ: Ты не будешь теперь драться?

РЕБЕНОК: Нет.

РОДИТЕЛЬ: Давай поговорим. Что там у вас произошло?

РЕБЕНОК: Я просто устал.

РОДИТЕЛЬ: Ты что, разозлился, потому что устал?

РЕБЕНОК: Миша всегда выводит меня из себя.

РОДИТЕЛЬ: А на что ты больше всего злишься?

РЕБЕНОК: Когда он без спросу хватает мои игрушки.

РОДИТЕЛЬ: Конечно, брать чужие игрушки нехорошо.

РЕБЕНОК: ( Собираясь вновь вернуться к игре) Ну ладно, я пошел.

Не превращайте такой разговор в чтение морали. Читать мораль вообще бессмысленно, тем более после того, когда ребенок уже понес наказание. Гораздо полезнее перевести ситуацию в конструктивное русло, использовав ее, в качестве «воспитательного момента», - например, спросит у ребенка, чему он в результате всего этого научился.

ПРИНЦИПЫ ДИСЦИПЛИНЫ.

  • Степень свободы ребенка должна зависеть от степени его ответственности.

Чем ответственнее ребенок, тем большей свободой он может пользоваться. Чем надежнее его слово, тем больше родители должны ему доверять.

  • Когда дело идет о безопасности ребенка, требуйте слепого послушания.

Если ребенок бежит прямо под колеса приближающегося автомобиля, необходимо чтобы он остановился, мгновенно подчинившись вашему окрику. Если приберечь строгий «приказной» тон только для крайнего случая, он сохранит силу своего воздействия. Дети перестают реагировать на проявление родительской власти, если к ней прибегают часто или по пустякам. Чересчур мягкие увещевания родителей имеют примерно такой же результат. Дети словно настраиваются на волну родителей. Они инстинктивно реагируют на малейшие перемены тона. Если детям дается слишком мало свободы или, наоборот, слишком много, они становятся невосприимчивыми к родительской власти.

  • Избегайте ссор и скандалов.

Не устраивайте ссор и скандалов по любому поводу. Не читайте моралей, не пилите ребенка, не повторяйте без конца одно и тоже. Пусть действуют основные правила, за нарушение которых наказание должно быть неизбежным. Когда вы велите ребенку что –то сделать, скажите ему об этом только один раз; затем попросите повторить ваши слова, чтобы убедиться в том , что он понимает, что от него хотят.

Установление основных правил помогает избежать словесных препирательств. Дети могут выбирать – или подчиниться правилу, или его нарушить. Если они его нарушат, то понесут заранее установленное наказание. Когда дети ведут себя хорошо, родители должны отмечать это и хвалить детей.

  • Всегда хвалите за старание.

Один из ключей к успеху в формировании характера ребенка и воспитании в нем послушания – это поощрение. Похвала должна быть искренней и обоснованной. Когда человек пытается что – то сделать – а это всегда в той или иной мере требует от него решимости- ему необходимо поощрение. Если вы скажете ребенку: «Я заметила, что ты совсем перестал драться с братиком. Молодец.»,- и скажете это уважительно, да еще потреплете его по плечу или погладите по головке, вы действительно поможете ему в его попытках исправить свое поведение.              


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление из опыта работы «Приобщение родителей к духовно – нравственному воспитанию».

В нашем детском саду в процессе организации здоровьесберегающей деятельности мы  особое внимание уделяем духовному здоровью, поскольку, именно оно является, главной предпосылкой, позволяющей чело...

Перспективный план работы с родителями по духовно-нравственному воспитанию детей. 2 младшая группа

Перспективный план работы с родителями младшей группы по духовно-нравственному воспитанию детей на социокультурном опыте (разработано на методологических основах программы для дошкольно...

Перспективный план работы с родителями по духовно-нравственному воспитанию. Средняя группа

Перспективный план работы с родителями средней группы по духовно-нравственному воспитанию детей на социокультурном опыте (разработано на методологических основах программы для дошкольно...

Перспективный план работы с родителями по духовно-нравственному воспитанию. Старшая группа

Перспективный план работы с родителями старшей группы по духовно-нравственному воспитанию детей на социокультурном опыте (разработано на методологических основах программы для дошкольно...

Перспективный план работы с родителями по духовно-нравственному воспитанию. Подготовительная группа

Перспективный план работы с родителями подготовительной группы по духовно-нравственному воспитанию детей на социокультурном опыте (разработано на методологических основах программы для ...

" Работа с родителями по духовно-нравственному воспитанию дошкольников"

Семья – ближайшее социальное окружение, определяющее формирование внутреннего мира каждого ребенка.Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспи...