Родительское собрание-практикум «Развитие речи младших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром и природой через игровую деятельность»
методическая разработка по теме

Попова Ирина Владимировна

Цель: организовать общение родителей и детей через игру, как средство восприятия и ощущения окружающей природы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon popova_sobranie.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Тевризский детский сад №1»

Тевризского муниципального района Омской области

Номинация: «Родительское собрание-практикум»

Тема: «Развитие речи младших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром и природой через игровую деятельность»

Автор: Попова Ирина Владимировна

Тевриз, 2012г.

Цель: организовать  общение родителей и детей через игру, как средство восприятия и ощущения окружающей природы.

Задачи по образовательным областям:

Познание: познакомить родителей с основной задачей речевого развития детей – выражать свои мысли, чувства, впечатления, используя речевые средства.

Социализация: формирование у детей представлений о доброте, взаимопомощи, развитие интереса, любознательности.

Оформление:

  1. Плакаты с высказываниями известных писателей.
  2. Фото-стенд «Тевриз – мой край родной».
  3. Выставка детских работ «Мое любимое животное».

Ход собрания.

«Дети – это счастье,

Созданное нашим трудом».

           В.А.Сухомлинский

«Наши дети – это наша старость…

Правильное воспитание – это счастливая старость,

Плохое воспитание – это наше будущее горе, наши слезы…»

Уважаемые родители! Спасибо, что вы пришли на родительское собрание. Так как семье принадлежит ведущая роль в развитии ребенка, семья является источником, который питает человека, с рождения знакомит его с окружающим миром, дает ребенку первые знания и умения.  Мы  привлекаем вас к сотрудничеству, к взаимодействию. Только совместными усилиями родителей и детского сада мы можем решить любые проблемы в воспитании и развитии ребенка. Сегодня нам предстоит разговор о развитии одного из важнейших познавательных процессов человека – речь.

Основная задача речевого развития детей – это:

  1. Выражение своей мысли, чувств, впечатлений – определенные для своего возраста.
  2. Формирование у детей представлений о доброте, взаимопомощи, развитие интереса, любознательности.

Проведя опрос, индивидуальные беседы с вами и вашими детьми, напрашивается вывод – ребенку необходимо общаться с домашними любимцами.

Помните, что дети очень наблюдательны и чутки к словам и поступкам взрослых. Ребенок овладевает речью только в процессе общения со взрослыми. Взрослые определяют, направляют поведение ребенка. Объясняют, как он должен себя вести.

У вас на столах лежит перечень наиболее значимых факторов речевого развития ребенка. Давайте все вместе прокомментируем его:

  1. Эмоциональное общение родителей с ребенком с момента общения.
  2. Общение ребенка с другими детьми.
  3. Речь взрослого- образец для подражания.
  4. Чтение детской художественной литературы.
  5. Игры с ребенком взрослых и друзей.

Именно данный перечень условий определяет развитие речи детей. Вы со мной согласились.

А сейчас я хочу дать краткий анализ речи наших детей в группе.

Что могут:

- правильно произносят отдельные звуки, умеют интонационно передавать вопрос, просьбу, восклицание,

- накопился определенный запас слов,

- у детей активно формируется обобщающая функция слов,

- дети освоили навыки разговорной речи, выражают свои мысли простыми и сложными предложениями.

Чего не могут:

- дети неверно произносят или совсем не произносят шипящие (ш, ж, ч, щ), сонорные звуки (р, рь, л, ль), а некоторые пропускают,

- затрудняются назвать части предмета, части тела.

Надеюсь, что вы со мной согласитесь.

Скажите пожалуйста, какие вопросы задают вам дети о домашних животных? А когда ребенок не задает вопросы: это хорошо или плохо? В чем вы видите причину этого?

- отсутствие необходимых знаний,

- нет устойчивого интереса к чему-либо,

- раньше ребенок обращался  к взрослому с вопросами, но не получил ответа.

Ну а сейчас я вам предлагаю поиграть в игру «Домашние животные», «Прятки», «Чудесный мешочек».

Вот так в процессе игры ребенок учится говорить, произносить звуки.

Речь у детей развивается при  рисовании, лепке. Посмотрите на выставку работ ваших детей. Эти виды работ способствуют развитию мелкой моторики руки, что создает предпосылки к успешному овладению письмом.

Не забывайте хвалить детей и спрашивать о том, что нарисовали или слепили. Они с удовольствием вам расскажут. А вы их сможете в это время поправлять.

Большое значение для развития речи младшего дошкольника имеет обогащение словаря на основе знаний и представлений ребенка об окружающей жизни и в процессе наблюдений за природой.  Как часто вы бываете на природе? Природа имеет уникальные возможности для развития и воспитания каждого ребенка. На природе вы можете пообщаться со своим ребенком, наблюдая за жизнь бабочек и жуков, полюбоваться красотами родной природы, вдохнуть глоток чистого и свежего воздуха, подзарядиться положительными эмоциями. Дети дошкольного возраста очень общительны, так давайте же больше общаться с ними, показывая, как мы их любим, а в союзники возьмем природу.  Давайте посмотрим фотографии, где вы отдыхаете со своими детьми, полюбуемся красотами нашего края. А в это время вы можете поговорить с малышами:

- какая сегодня погода, какое небо, что есть на небе,

- в какую одежду мы одеты, почему, с чем это связано,

- какое сейчас время года,

- покормить птиц,

- загадать загадку,

- познакомить с народными пословицами и приметами,

- прочитать стихотворение, вспомнить песенку,

- поиграть в игру.

Мы должны сами видеть окружающий нас мир и открыть на него глаза ребенку. Учить его замечать восхищаться окружающей нас жизнью, беречь и любить все живое, а свои чувства высказывать словами. Например, здороваясь с солнышком, сказать ему ласковые слова-признаки: золотистое, лучистое, доброе, веселое, теплое.

А как вы ласково называете своего малыша?

Мы с вами сегодня плодотворно пообщались, поиграли, поучились.

Итак, прежде всего вы можете и должны:

  1. Дома уделять внимание развитию речи ребенка и больше общаться с ним. Читать ребенку сказки, стихи, потешки, загадки и разучивать их.
  2. Поощрять в семье занятие ребенка лепкой, рисованием.
  3. Больше бывать на природе, знакомить детей с красотами родной природы.

Я благодарю всех родителей за участие в работе родительского собрания, за помощь в оформлении выставки «Тевриз – мой край родной». Пусть дети вас радуют своими успехами.

Литература:

  1. Т.С.Зенина «Родительское собрание в детском саду»,
  2. В.Н.Волчнова, Н.В. Степанова «Конспекты занятий во 2 младшей группе детского сада».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание:"Развитие речи младших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром и природой через игровую деятельность.

Программное содержание: Познакомить родителей с основой задачейречевого развития детей- выражать свои мысли,чувства,впечатления,используя речевые средства....

Родительское собрание: "Развитие речи младших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром и природой через игровую деятельность".

Программное содержание:1.     Познакомить родителей с основной задачей речевого развития детей – выражать свои мысли, чувства, впечатления, используя речевые средства.2....

Конспект родительского собрания Развитие речи младших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром и природой через игровую деятельность

Материал поможет ознакомить родителей с развитием речи младших дошкольников в процессе ознакомления сокружающим миром и природой через игровую деятельность...

Родительское собрание на тему: «Развитие речи младших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром и природой через игровую деятельность»

Знакомство родителей с основной задачей речевого развития детей – выражать свои мысли, чувства, впечатления, используя речевые средства. Формирование у детей представления о доброте, взаимопомощ...

Нетрадиционное родительское собрание в младшей группе «Ягодка». Тема: Развитие речи младших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром и природой через игровую деятельность

Нетрадиционное  родительское собрание. Младший дошкольный  возраст.Тема: Развитие речи младших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром и природой  через игровую  де...