Значение элементарных математических представлений в детском саду для детей младшего и среднего дошкольного возраста.
консультация по теме

Москаленко Наталия Юрьевна

Значение ФЭМП в детском саду, что для этого нужно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Статья.37.1 КБ

Предварительный просмотр:

Значение элементарных математических представлений в детском саду для детей младшего и среднего возраста.

«Детская математика учит на простых

умственных играх  развивать свой ум,

творить, созидать, производить».

И. Брук.

Формирование элементарных математических представлений есть лишь средство умственного развития ребёнка, его познавательных способностей. Стремление познавать окружающий мир присуще  человеку, это же стремление есть и в каждом ребёнке. Однако познание- функция не только интеллекта человека. Познание-функция его личности, оно не возможно без таких качеств как активность и самостоятельность, уверенность в себе и своих силах. Для детей младшего возраста необходимо ощущения защищённости и  безопасности. Поэтому от того, какую воспитатель создаст атмосферу в группе, зависит, насколько проявится и разовьётся интерес к окружающему миру у каждого ребёнка, стремление узнавать и учиться новому.

В разном возрасте познавательная деятельность детей отличается друг от друга. На пример мышление детей от 2 до 3 лет носит преимущественно наглядно-действенный характер. Основной формой познавательной деятельности является предметно-манипулятивная игра. Что это такое? Это самостоятельная игра ребёнка, в ходе которой он, манипулируя предметами, знакомится с их внутренним устройством, соотнося их по размеру и форме. Очень важно создать в группе положительные условия для этой игры, так как именно в ней развивается интеллект детей третьего года жизни.

Для этого необходимо:                                                                                                                                        * создать в группе положительную атмосферу                                                                                                 * обеспечить разнообразие предметно-развивающей среды                                                                        * предоставить свободный доступ к предметно-развивающей среде                                                            * поощрять самостоятельность и любознательность детей.    

Мышление детей с 3 до 4 лет отличается то малышей, они уже достаточно хорошо  владеют речью, чтобы выражать свои мысли словами, а не жестами. Они хорошо владеют существительными и глаголами, и теперь основная задача – усвоение прилагательных.  Для этого необходимо научить ребёнка выделять отдельные признаки предметов, такие, как цвет, размер, форма. Чтобы ребёнок это усвоил, воспитателю необходимо обращать внимание детей на признаки предметов и использовать их в своей речи. При этом разницы между познанием и игрой не существует. Ребёнок учится в процессе жизни. Его мир – это мир «здесь» и «сейчас». Его внимание поглощено реальными вещами и людьми, окружающими его в данный момент. Играя, ребёнок в этом возрасте получает богатый опыт взаимодействия с миром, и он часто нуждается в том, чтобы воспитатель объяснил ему полученный опыт.    

Мышление детей с 4 до 5 лет- это возраст «Почемучек». В этом возрасте дети хотят всё знать «Зачем?», «Почему?» и т.д.  Они способны мысленно представить себе то, чего никогда не видели. Они очень любят слушать рассказы взрослых  и задают множество вопросов. Мышление делает огромный скачок вперёд. Теперь дети начинают интересоваться процессами, как упорядоченными системами событий. Основной способ познания для ребёнка этого возраста – это   рассказы взрослого. Поэтому воспитателю нужно как можно больше рассказывать детям, отвечать на их вопросы, и задавать вопрос самим детям, т.е. побуждать их думать, размышлять. При поиске ответов нужно размышлять вслух вместе с детьми. Как размышляет взрослый, так  будут размышлять и дети.

Важно, чтобы знакомство детей с математическими понятиями происходило в обычной реальной жизни, на обычных, а не на специальных предметах, чтобы дети увидели, что математические понятия описывают реальный мир, а не существуют сами по себе.                                                                                                                                 Таким образом – элементарные математические представления в детском саду не должны разрушать естественность жизни детей. Задача воспитателя открыть ребёнку красоту и богатство окружающего мира, и любое знание - лишь средство решения этой задачи. Планируя свою работу воспитателю нужно постараться включить математику не принуждённо в разные виды деятельности. Это позволит благополучно избежать фронтальных математических занятий, которые так утомляют детей. Тогда маленькие дети, будут учиться, не зная, что это математика.

Педагогические заповеди, которыми можно руководствоваться в работе.

- Ж.Ж.Руссо писал: «…чего не торопятся добиться, того добиваются обыкновенно наверняка и очень быстро». У каждого ребёнка свой срок и час постижения.

-Максимум внимания необходимо уделять детям отстающим. Новый материал с ними нужно начинать усваивать раньше, чем со всей группой детей (опережать, а не догонять группу).

- Необходимо постоянно поощрять все усилия ребёнка и само его стремление узнать новое, научиться новому.

- В дошкольном возрасте нужно избегать отрицательных оценок ребёнка и результатов его деятельности.

- Сравнивать результаты работы ребёнка можно только с его же собственными достижениями, но не с достижениями других детей.

-Очень важно отвечать на все вопросы детей и заниматься с ними тем, что им нравится.

- Принудительное обучение бесполезно.

- Только имея с ребёнком хороший личный контакт, можно его чему-то научить.

- Лучше слышат того, кто тише говорит.

               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование метода моделирования на занятиях по формированию элементарных математических представлений в детском саду компенсирующего вида.

В статье раскрывается специфика формирования элементарных математических представлений у детей с интеллектуальной недостаточностью, применение метода  моделирования при обучении математике в детс...

Доклад на педсовет: "Формирование элементарных математических представлений в детском саду через игру"

Во второй младшей группе начинают проводить специальную работу по формированию элементарных математических представлений. От того, насколько успешно будет организовано первое восприятие количественных...

Сценарий "День рождения в детском саду" для детей младшего и среднего дошкольного возраста

Сценарий "День рождения в детском саду" для детей младшего и среднего дошкольного возраста...

«Веселый счет к празднику» Формирование элементарных математических представлений в процессе игры у детей с ЗПР старшего дошкольного возраста.

Ребятишки всегда рады праздникам, с удовольствием учат стихи, песни, с нетерпением ждут наступления утренника. Чтобы подчеркнуть важность и торжественность наступающего праздника, на всех занятиях в т...

«Дидактическое пособие «Фигурки» как средство формирования элементарных математических представлений о геометрических фигурах у детей младшего дошкольного возраста»

Работая учителем – дефектологом в детском саду и понимая, что воспитанники с ОВЗ нуждаются в модификации способов подачи учебного материала с целью более успешного освоения образовательной прогр...