Консультация для родителей «Роль дидактических игр в детском саду»
консультация по теме

Доклад перед коллегаи и родителями. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Роль дидактических игр в детском саду»

Провела: воспитатель Бобкова И.И.

Роль дидактических игр в детском саду

Дидактические игры – одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Н.К. Крупская в статье «Роль игры» в сборнике «О дошкольном воспитании» писала: «Игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания. Игра для школьников – способ познания окружающего. Играя, он изучает цвета, форму, свойства материала, числовые отношения, изучает растения, животных».

Программа воспитания в саду предъявляет к дидактическим играм большие требования. В ней говорится: «С помощью дидактических игр воспитатель осуществляет сенсорное воспитание детей, развивает познавательные процессы (любознательность, понимание взаимосвязи простейших явлений и т.д.). Он использует игру как средство развития мышления, речи, воображения, памяти, расширения и закрепления представлений о закреплении представлений об окружающей жизни.

В теории и практике дошкольного воспитания существует следующая классификация дидактических игр:

– с игрушками и предметами;

– настольно–печатные;

– словесные.

В детском саду в каждой возрастной группе должны быть разнообразные дидактические игры. Необходимость подбора разнообразных игр отнюдь не означает, что надо иметь их в большом количестве. Обилие дидактических игр и игрушек рассеивает внимание детей, не позволяет им хорошо овладеть дидактическим содержанием и правилами. При подборе игр перед детьми ставятся иногда слишком легкие или, наоборот, чрезмерно трудные задачи. Если игры по своей сложности не соответствуют возрасту детей, они не могут в них играть и, наоборот, – слишком легкие дидактические задачи не возбуждают у них умственной активности.

Вводить новые игры нужно постепенно. Они должны быть доступны детям и вместе с тем требовать определенного напряжения сил, способствовать их развитию и самоорганизации. Дидактическая игра в педагогическом процессе – это средство закрепления, уточнения и расширения тех знаний, которые дети получают на занятиях.

Характерные особенности дидактических игр заключаются в том, что они создаются взрослыми с целью обучения и воспитания детей. Однако созданные в дидактических целях они остаются играми. Ребенка в этих играх привлекает прежде всего игровая ситуация, играя, он незаметно для себя решает дидактическую задачу.

Каждая дидактическая игра включает в себя несколько элементов: дидактическую задачу, содержание, правила и игровые действия.

Основным элементом дидактической игры является дидактическая задача. Она тесно связана с программой занятий. Все остальные элементы подчинены этой задаче и обеспечивают ее выполнение. Большая роль в дидактической игре принадлежит правилам. Они определяют, что и как должен делать в игре каждый ребенок, указывают путь к достижению цели. Правила помогают развивать у детей способности торможения (особенно в младшем дошкольном возрасте). Они воспитывают у детей умение сдерживаться, управлять своим поведением.

Детям младшего дошкольного возраста очень трудно соблюдать очередность. Каждому хочется первым вынуть игрушку из «чудесного мешочка», получить карточку, назвать предмет и т.д. Но желание играть и играть в коллективе детей постепенно подводит их к умению тормозить это чувство, т.е. подчиняться правилам игры.

В дидактических играх детей интересует прежде всего игровое действие. Оно стимулирует детскую активность, вызывает у детей чувство удовлетворения. Дидактическая задача, завуалированная в игровую форму, решается ребенком более успешно, так как его внимание направлено на развертывание игрового действия и выполнение правил игры. Незаметно для себя, без особого напряжения, играя, он выполняет дидактическую задачу.

Дидактические игры в обучении детей элементарным математическим представлениям 

Для умственного развития существенное значение имеет приобретение дошкольниками математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окружающего мира и решения различного рода практических задач. Психолого–педагогические исследования, проведенные в последнее время, показали, что у ребенка могут быть «сформированы довольно сложные формы анализа и синтеза свойств, воспринимаемых объектов, сопоставление и обобщение наблюдаемых явлений (в том числе математических), понимание простейших связей и их  взаимозависимостей».

В математической подготовке, предусмотренной новой программой, наряду с обучением детей счету, развитием количественных представлений в пределах первого десятка, обучением решению и составлению простых арифметических задач большое внимание уделяется операциям с наглядно представленными множествами, проведению измерений с помощью условных мерок, развитию глазомера детей, их представлений о геометрических формах, о времени, формированию понимания пространственных отношений. Такой комплекс задач далеко выходит за рамки развития у детей только счетных навыков и умений и по существу является программой математического развития. Она должна обеспечить более глубокое понимание детьми количественных и других отношений и заложить основы дальнейшего развития математического мышления. Многие психологи и педагоги  (П.Я. Гальперин, А.Н. Леушина, Т.В. Тарунтаева и др.) считают, что формирование у ребят математических представлений должно опираться на предметно–чувственную деятельность, в процессе которой легче усвоить весь объем знаний и умений, осознанно овладевать навыками счета, измерения, т.е. приобрести элементарную, прочную основу ориентировки в общих математических понятиях.

Изучение количественных отношений – процесс сложный и трудный. Положения программы, которые связаны с изучением данной темы, должны осваиваться последовательно, равномерно и систематически. С этой целью надо продумывать различные формы образовательной работы с детьми, т.е. обучение необходимо проводить не только непосредственно на занятиях по математике, но и во время других видов воспитательной работы (в игре, в процессе выработки трудовых навыков и др.). Этому должны соответствовать и методы педагогического руководства деятельностью детей, направленные на обогащение и закрепление элементарных математических знаний и умений, усвоенных дошкольниками на занятиях.

Главное место в жизни ребенка занимает игра. Это его основная деятельность, непременный спутник жизни. Дети играют в самые разнообразные игры: дидактические, подвижные, сюжетно–ролевые и др.

Для педагога игры являются важным средством всестороннего развития и воспитания малышей.

ВТОРАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА

Дидактические игры математического характера для детей младшего дошкольного возраста содержат большие возможности расширять и закреплять знания о количестве: <один> и <много>; о равенстве предметов, понимать выражения: столько – сколько, поровну, по одному –много, ни одного. Сравнивая предметы, усваивать их величины: длиннее –короче, одинаковые, выше – ниже, шире – уже, толще – тоньше, больше –меньше. Определять форму: круг, квадрат, треугольник. Различать пространственные направления: вперед, назад, направо, налево. Ориентироваться во времени: утро, день, вечер, ночь. Дидактические игры могут проводиться в этом возрасте утром, как все занятие или часть его, и во вторую половину дня.

Дидактическая игра «Найди игрушку» дает возможность в новых связях закреплять знания <один> и <много>. Каждый ребенок должен принести предварительно разложенные на видном мете воспитателем машины или кубики и положить на стол. Когда все дети принесут игрушки, воспитательница говорит: «Вот как много у нас стало машин (или кукол). Саша принес одну, Таня тоже принесла одну куклу и т.д. и стало их много». Игра повторяется несколько раз. На прогулке можно провести эту игру с цветами, листьями, флажками. Важно чтобы все дети принимающие участие в игре, были активны и была создана эмоциональная игровая обстановка.

Когда дети на занятиях получат знания о круге, квадрате, треугольнике, с ними можно будет провести дидактическую игру «Чудесный мешочек». Дидактическая задача – выбрать заданную фигуру на ощупь, вынуть ее из мешочка и назвать. Вначале в мешочек можно положить плоскостные фигуры, затем объемные, а потом плоскостные и объемные можно смешать.

Геометрические фигуры плоскостные, которые кладутся в «чудесный мешочек» дети должны хорошо знать. Только в этом случае дидактическая игра пройдет интересно и заставит детей преодолевать трудности при выполнении правил игры и игрового действия. В дидактической игре «Оденем кукол» дети в процессе выполнения установленных правил узнают значение слова «сколько». Раскладывая одежду около кукол, дети закрепляют количественные отношения «Больше», «меньше», «поровну». Например, рубашек больше, чем кукол, а платьев поровну. Надо чтобы в игре дети, не молча выполняли задание, а рассуждали и называли одежду.

Игры эти могут несколько раз повторяться с постепенным усложнением правил и дидактической задачи.

Для закрепления знаний о величине можно провести дидактическую игру «Одень кукол красиво». Дети садятся в круг. Воспитательница просит ребенка принести куклу. «Кукла пойдет с детьми гулять, и ее надо одеть»,– говорит воспитатель. Отдельным детям поручается принести одежду для куклы (платье, пальто, шапку).

Воспитатель заранее подбирает платье или пальто маленького размера. Ребенок, которому поручено надеть кукле платье, конечно, не может этого сделать, так как платье мало, приносят другое и т.п. Игра продолжается до тех пор, пока кукла не будет одета. Дети путем промеривания одежды закрепляют понятия «шире – уже», «длиннее – короче». Понятия «большой» и «маленький» дети смогут закрепить в дидактической игре «Спрячь шарик в ладошки». На стол кладут много шариков различной величины. Воспитательница предлагает полюбоваться разноцветными шариками, а затем просит ребенка взять красный шарик и спрятать его в ладошках. «Хорошо Володя спрятал шарик, совсем не видно. А теперь ты, Наташа, спрячь зеленый шарик» (подает большой шар). Ребенок раскрывает ладошки, пытается пальцами захватить весь шар. Воспитательница прости других детей проверить, спрятался ли шар. По очереди все пытаются спрятать шар, «Зеленый – большой шар, – говорит воспитатель, – и его трудно спрятать, а красный – маленький, его легко спрятать». Дети сравнивают шарики.

Игру можно усложнить. Один ребенок закрывает глаза и протягивает руки, соединенные вместе, к воспитателю. Она кладет шар в ладони и просит ребенка сказать, большой он или маленький, или ребенок протягивает руки за спину и отгадывает, какой шар положен в ладони. Повторяя игру, воспитательница фиксирует внимание детей на величине и учит ощупывающими движениями рук определить размер шара и закрепить словами «Шар большой», «Шар маленький». Можно эту игру дать на закрепление знаний «Этот шар больше, этот меньше». Для проведения этой же игры могут быть подобраны и другие игрушки и предметы, но обязательно контрастные.

Умение соотносить количество звуков и предметов можно закреплять в играх «Правильно считать по звуку», Сколько раз воспитательница ударит в бубен – столько ребенок должен принести кукол. В этой игре развивается и слуховое восприятие детей. Нужно учить детей в различной игровой ситуации сравнивать определенное число предметов с числом их изображений на карточке, рассказать о равенстве множеств.

Каждая дидактическая игра, которую проводит воспитатель с целью закрепления у детей знаний о форме, величине, нахождении сходства и различия между предметами, может принести пользу только в том случае, если будет заранее продумана последовательность усложнения дидактической задачи и правил игры. Например, знакомя детей с формой, вначале предлагаем детям простую задачу, подобрать предметы одинаковой формы (круглой или треугольной) и сложить их в коробку. Выбирая из определенного количества разнообразных по форме фигур только фигуры указанной формы, ребенок, путем одинаковых, много раз повторяемых правил игры, закрепляет представление о форме. Второе задание в игре дается с усложнением – на другом материале подобрать для кукол мячи, соответствующие их величине (большой кукле – большой мяч), и т.п.

Следующее задание в игре на закрепление представлений о форме дается на разнообразных предметах.

Воспитатель вместе с детьми рассматривает предметы различной формы: мяч, шар, кольцо – круглой формы; кубик, пирамидка, флажок –треугольной формы. Затем раздает детям карточки с изображением геометрических форм (круг, квадрат, треугольник) и просит положить свою карточку около похожего предмета. У некоторых детей останутся лишние карточки с нарисованными предметами различной формы. Вместе со всеми детьми воспитатель ищет в групповой комнате похожие предметы, которые изображены на корточках. Воспитатель предлагает вместе м ним пойти по групповой комнате и поискать, что из окружающего похоже на формы, изображенные на карточках. Построенные таким образом дидактические задачи в играх будут способствовать усложнению и уточнению восприятия форм, величины и развитию детского внимания.

Программа по элементарным математическим представлениям перед детьми второй младшей группы ставит задачу научить детей различать пространственные направления от себя (вперед, назад, направо, налево). Путь развития у детей представлений о пространстве долгий и сложный, поэтому необходимо формировать умения различать и называть пространственные представления на основе конкретных, непосредственных восприятий и действий, добиваться определения направления словом.

Большое значение и место в ознакомлении детей с пространственными ориентировками занимают дидактические игры.

Детям четырех лет легче усвоить пространственные ориентировки, когда они видят предмет, движущийся в нужном направлении. Например, в игре «Прокати шарик» воспитатель ставит дидактическую задачу прокатить шарик вперед, а затем назад. На протяжении всей игры воспитатель подчеркивает эти слова (например, «Вот как хорошо катится Машин шарик вперед, а давайте посмотрим, как он будет катиться назад»). Более сложная дидактическая игра «Что изменилось». Воспитатель вместе с детьми ставит на стол знакомые игрушки. Один ребенок выходит за дверь, а в это время воспитатель вместе с детьми делает перестановку одной игрушки. Вошедший должен вспомнить, где стояла игрушка, а сейчас ее поставили слева или справа от игрушки, стоящей рядом. Вначале игры можно взять за основу большую куклу или мишку и давать пространственное определение игрушки по отношению к этой большой кукле.

В IV квартале учебного года по программе дается повторение пройденного. Воспитатель особенно внимательно должен подобрать дидактические игры и там, где возможно, использовать в различных вариантах игр природный материал (овощи, фрукты, цветы, листья, злаки и т.д.).

СРЕДНЯЯ ГРУППА

Перед детьми среднего дошкольного возраста «Программа воспитания в детском саду» в разделе «Элементарные математические представления» ставит более трудные счетные задачи, которые направлены на дальнейшее развитие мышления детей. Однако и в этом возрасте широко могут использоваться дидактические игры. Особенно в усвоении множества, равенства и неравенства групп предметов; количества и счета до пяти по осязанию, на слух навыков счета, в усвоении величины, формы, ориентировки в пространстве и во времени.

В первые дни учебного года в средней группе целесообразно проводить дидактические игры, в которые дети играли еще в младшей группе, с целью закрепления знаний и умений детей и повторения по элементарным математическим представлениям пройденного в младшей группе. Особое внимание следует уделить тем детям, которые не посещали дошкольные учреждения. С ними необходимо более широко использовать дидактические игры в индивидуальной работе.

С детьми этого возраста проводятся дидактические игры на закрепление знаний в количественном счете, образовании числа в пределах пяти. Одновременно в играх ставится задача развить внимание и память детей. Например, дидактическая игра «Что изменилось» может быть проведена с несколькими задачами.

Дети образуют круг. Внутри круга стоят несколько детей. По знаку воспитателя один уходит, затем, войдя, он должен определить, какие изменения произошли внутри круга. В этом варианте отгадывающий ребенок должен подсчитать, сколько детей стояло в кругу вначале, сколько осталось, и, сопоставив эти два числа, определить, сколько детей ушло из круга.

Затем при повторении игры отгадывающий должен назвать имя ушедшего ребенка. А для этого требуется удержать в памяти имена всех стоящих в кругу детей и, посмотрев на оставшихся, установить, кого нет. Дальнейшее усложнение может быть таким: число детей в кругу остается то же (в пределе пяти), но изменяется их состав. Отгадывающий должен сказать, кто из детей ушел и кто встал на его место. Этот вариант требует от детей больше внимания и наблюдательности. Усложнение этой игры может пойти и по линии изменения порядка расстановки играющих. В этом случае нужно будет вспомнить, как дети стояли, и отгадать, какие изменения произошли. Это задание требует развития зрительной памяти. Можно менять позу детей. Игра будет проходить более эмоционально. Количественный счет и навыки его закрепляются в игре «Магазин». Ребенок в «кассе» получает «чек» – карточку с нарисованными кружочками, пересчитывает кружочки и идет к «продавцу», которому говорит: «У меня четыре кружочка, я могу купить четыре игрушки», и, выбрав игрушки, расплачивается за них карточкой. В игре «Будем считать» дети, наряду с закреплением счета, учатся соотносить число кружков с предметами. Играющие получают по три карты с различными числовыми изображениями и кладут их рядом на стол. На каждой карте одинаковое число кружков, но они по–разному расположены. Если играющие подберут именно такое расположение кружков, как у ведущего, то получают маленькую «закрывашку» и кладут ее на свою большую карту. Игра продолжается до тех пор, пока у ведущего не останется ни одной карточки.

Дидактические игры наряду со счетом помогают закрепить знания величины и формы. Например игра «Кто скорее соберет» способствует закреплению знаний предметов в возрастающем или убывающем порядке. Умение быстро сообразить, какого по счету предмета не стало, вырабатывается в игре «Какая игрушка спрятана?». Игрушки разного размера и формы стоят на столе на одной линии. Дети смотрят на игрушки, пересчитывают их, запоминают. Один из играющих выходит из комнаты, а в его отсутствие дети прячут какую – нибудь игрушку. Вернувшийся в комнату ребенок должен вспомнить, какой по счету (а затем по размеру) игрушки на столе не стало.

Настольно–печатные игры помогают детям усвоить понятие «сколько». В игре «Кому сколько?» ведущий раздает карточки с нарисованными мальчиками и девочками и их одеждой, а на стол кладет карточку с двумя девочками и спрашивает: «Сколько им надо шапочек?» Дети отвечают: «Две». Тогда ребенок, у которого на руках картинка с двумя шапочками, кладет ее рядом с карточкой, где нарисованы две девочки, и т.д. В присчитывании и отсчитывании дети упражняются в играх с мелкими игрушками. Игра состоит в том, что ребенок, получив карточку с нарисованными кружочками и сосчитав их, отсчитывает себе столько игрушек, сколько кружочков на карте. Затем карты смешиваются и снова раздаются. Дети пересчитывают на своих картах кружочки и, если их больше, чем отобрано игрушек по первой карте, решают, сколько еще надо прибавить игрушек или отнять, если кружочков меньше. Игрушек на столе должно быть много. А кружочков на маленьких карточках пять (1,2,3,4,5). Это число кружочков в карточках может несколько раз повторяться.

К детям среднего дошкольного возраста предъявляются более высокие требования в овладении пространственными ориентировками. Показать направление от себя (и двигаться) вперед, назад, вверх, вниз, направо, налево.

И в этом возрасте широко используются дидактические игры. Например, игра «Кто скажет правильно». Дидактическая задача: закрепить ориентировку в пространственных отношениях между предметами и определить ее словами направо, налево, посередине, напротив. В этой игре дети усваивают пространственные ориентировки в движении. Например, разделившись на три группы (одна группа – Лисички, другая – Зайцы, а третья – Белочки), садятся на стульчики. В кругу стульчиков ребенок, изображающий Мишку. Воспитатель, создав эмоциональную обстановку игры, говорит: «Однажды Мишка позвал к себе в гости зверят. Вот пришли к Мишке Лисички (идут), а вот Зайки и Белочки побежали к нему в гости». Дети встают со стульчиков и бегут к Мишке. А Мишутка как зарычит: «Что за беспорядок!» Испугались зверята и побежали обратно. А Мишка ласково говорит: «Зайки, становитесь от меня с правой стороны, Лисички с левой, а Белочки впереди». Когда все встанут, каждая группа громко повторит, где они стоят по отношению к Мишке. Затем дети меняются местами и громко повторяют, где они стоят. Эту игру можно провести и за столами, зверями будут игрушки, а дети их передвигают и называют направление.

В дидактической игре «Что изменилось» дети тоже, незаметно, играя, закрепляют знания о пространственных ориентировках. Воспитатель вместе с детьми оборудует комнату Куклы предметами обстановки, которые дети хорошо знают (комната может быть организована на столе – стол, стул, кровать, шкаф, цветок и т.д.). Все дети сидят перед этой комнатой. Когда они внимательно посмотрят, где стоят все предметы, один из детей выходит за дверь. В это время дети вместе решают и делают перестановку. Вошедший должен узнать и сказать, что изменилось в комнате (например, стул стоял около кровати а сейчас его поставили справа от стола).

Пространственные ориентировки дети могут закреплять и в игре «Куда пойдешь и что найдешь».

Дети средней группы должны хорошо знать геометрические фигуры: треугольник, квадрат, круг, прямоугольник, шар, куб, цилиндр. Используя дидактические игры, воспитатель подбирает нужные геометрические фигуры, изображенные на карточках, или объемные и плоскостные, и проводит с ними знакомые уже детям дидактические игры: «Найди по форме», «Разведчики», «Кому сколько» и др. Нужно добиваться, чтобы к концу года темп игр был более быстрым.

СТАРШАЯ ГРУППА

С детьми старшего дошкольного возраста в овладении элементарными математическими представлениями в процессе дидактических игр решаются следующие задачи: твердое усвоение количественного и порядкового счета в пределе десяти, количественный состав числа из единиц в пределах пяти. Отвечать на вопросы «который?», какой?», «сколько?», уметь делить предметы на 2–4 части, находить величину, форму предметов в окружающей действительности, словами определить положение предмета в пространстве. Знать наименование дней недели.

Через игровое действие, правила дидактических игр необходимо подводить детей к логическому мышлению, заставлять больше рассуждать, делать обобщения, уточнять представления, что число не зависит от величины предметов, их пространственного расположения и т. д.

В целях закрепления программы средней группы с детьми проводятся дидактические игры на закрепление счета на слух в игре «Что я сказал?», закрепление формы на ощупь в игре «Чудесный мешочек», независимость числа от величины предметов дети закрепляют в игре «Которой игрушки не стало?».

Знание   геометрических   фигур   (овал,   круг),   можно   закрепить   в дидактической игре «Подбери по форме». Ведущий кладет на стол карточку с изображением круга и говорит: У кого имеются круглые предметы?» Каждый ребенок ищет в своих карточках круглый предмет—шар, пуговицу, часы, мяч, арбуз и т. д.

В этой игре воспитатель внимательно следит за правильным подбором геометрических форм, их названием и учит находить такие формы в окружающей действительности.

В игре «Сколько?» закрепляется понимание смысла слова «сколько». На картах, розданных детям, изображены животные. Ведущий показывает число кружков и спрашивает: «Сколько?» Ребенок, обнаружив при подсчете нужное число животных, объявляет: «У меня две коровы» или «У меня девять уток» и тд.

Понятие «широкий – узкий», упражнение в счете, пространственных ориентировок можно закрепить в дидактической игре: «Два бассейна».

Дидактическая игра «Счетное лото» может быть использована для закрепления умений соотносить число кружков с разными предметами н их расположением в пространстве.

Для игры детям раздаются большие карточки с нарисованными разными предметами и малые, на которых изображены кружочки. Ведущий называет число кружков, изображенных на маленькой. Дети отыскивают у себя карточку с соответствующим количеством предметов. Кто правильно ответит, тот получает маленькую карточку, зазевавшийся ребенок карточку не получает, клетка его большой карты остается пустой, но ребенок продолжает участвовать в игре. В этой игре должно быть разное расположение предметов. Тогда дети будут закреплять умения ориентироваться в пространстве, будут более внимательны.

В дидактической игре «Подумай», кроме счета, пространственных ориентировок, дети учатся правильно пользоваться словесными обозначениями, развивают наблюдательность, внимание, зрительную память.

В этой игре используются от 12 до 20 парных карточек.

На каждой из них нарисован дом, дерево, фигурка девочки в различных пространственных соотношениях. Предметы и части их окрашены в разные цвета. Эта игра организуется с дидактической задачей — определить сходство и. различие, пространственное расположение предметов.

Затем дидактическую задачу необходимо усложнить. Для этой цели следует подобрать парные карточки, в которых определенный предмет находился бы посередине, слева или сплава или чтобы предметы находились в определенном соотношении: один предмет над другим, сзади или перед ним. Попутно дети закрепляют в этой игре предлоги за, перед, над, умение соотносить расположение предметов со словами, обозначающими их взаимоотношения.

В последнем варианте воспитатель, не показывая карточки, описывает цвет и расположение предметов. Дети, имея на руках по одной карточке, внимательно слушают воспитателя и находят у себя карточку, сходную с той, которую он описывает. Трудность этого варианта заключается в том, что у детей нет перед глазами карточки, с которой они могли бы сравнить свою, и им приходится руководствоваться только описанием картинки, которую дает руководитель. Это требует большой сосредоточенности, умственного напряжения и внимания.

В такой последовательности могут проводиться и другие игры типа лото.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППА

В разделе «Развитие элементарных математических представлений» к детям седьмого года жизни предъявляются более высокие требования не только и не столько в овладении количеством и счетом, величиной, формой, ориентировкой в пространстве и во времени, сколько в использовании математических операций с целью умственного развития и формирования воли, воспитания умения сравнивать, обобщать, выделять признаки предметов и явлений.

В дидактических играх дети не механически запоминают, а должны осмысливать, как и какие лучше применить полученные ранее знания, самостоятельно ищут пути решения дидактической задачи. У них развивается умение рассуждать, доказывать, доводить начатое до конца, что очень важно для подготовки к школе.

В дидактических играх дети могут сравнивать смежные числа в пределах 10, знать, как из неравенства можно сделать равенство (8 больше 7, но если к 7 добавить 1, то будет по 8 – поровну; 7 меньше 8, здесь не хватает 1, если от 8 отнять 1. то будет в обеих группах по 7 – поровну), правильно отвечать на вопросы «который?», «какой?», «сколько?», делить предмет на 2 и 4 части (например, разделить яблоко на 2 части, затем на 4), сравнивать части, на конкретном материале устанавливать, что целое больше части, а части меньше целого; измерять длину, ширину, высоту окружающих предметов с помощью условной мерки и на глаз; определять длину палки, ширину ленты, высоту забора, дерева и т. д.; различать овал и круг; уметь видеть форму предметов (мяч, арбуз—имеют форму шара; тарелка, блюдце – форму круга и т.д.); видоизменять геометрические фигуры (составить из нескольких треугольников четырехугольник, из частей круга полный круг); определять словом положение того или иного предмета по отношению к себе (слева от меня стол, впереди меня сидит Андрюша), в помещении, на листе бумаги; последовательно называть дни недели (какой день был вчера, какой будет завтра); приучать укладываться на занятии в отведенное время; знать последовательность времен года; постоянно знакомиться с названием текущего месяца.

Усвоению устного счета способствует игра «Арифметическое лото». Игра представляет собой большие карты, в клетках которых изображены сумма и слагаемые; на маленьких карточках такое же число, только па обороте ма ленькой карты нарисована часть какого–нибудь зверя. Ведущий называет слагаемые, дети решают и получают ответ. Ведущий спрашивает: «У кого есть такое число?» Ребенок, имеющий на карте заданное число, заявляет об этом и получает маленькую карточку, которой накрывает клеточку в большой карте. При правильном решении арифметического действия из маленьких карточек, на которых нарисованы части животного, получается целое животное.

Задача закрепления количественного счета успешно разрешается в играх «Настойчивость», «Кто больше», «Поймай мяч». Эти игры очень увлекают детей.

Содержание игры «Настойчивость» состоит в том, что ребенок, держа в руках небольшую коробочку с автобусами внутри се и накрытую сверху стеклом, легким встряхиванием рук стремится перекатить автобусы под крышу депо согласно указанным номерам на автобусах и на отделениях депо. Помимо решения задачи счета в игре воспитывается внимание и сосредоточенность.

В играх «Угадай, сколько в другой руке» и «Счетное лото» дети овладевают умением раскладывать число четыре на составные части: дна и три, три и один, упражняются в составлении числа из двух меньших чисел. Ребенок, имеющий четыре кубика, два оставляет открытыми в одной руке, а два других зажимает во второй руке и спрашивает:

«Сколько в другой руке?» Получив ответ, ребенок открывает ладонь, и дети убеждаются в правильности или неправильности ответа.

Закрепление представлений о составе из двух меньших чисел числа с детьми подготовительной группы можно провести в одном из вариантов дидактической игры «Что изменилось?». Игра проводится таким образом. Перед детьми кладется карточка с числом четыре. Вокруг этой карточки из кубиков или других мелких предметов раскладываются варианты состава числа четыре (один и три, два и два, три и один). Ведущий убирает один из этих вариантов (после того как дети их хорошо запомнят).

Отгадавший должен назвать вариант из состава числа четыре, который убрали. Состав числа можно закрепить и в дидактической игре «Найди свои дом».

Количественный, порядковый счет и цвет дети закрепляют в игре «Кто первый». У каждого игрока по четыре фишки одного цвета. По считалке устанавливается очередность бросания кубика. Ребенок, бросивший кубик, передвигает фишку на столько кружков, сколько очков выпало на кубике. Выигрывает тот, кто первый приведет все свои фишки на четыре первых кружка, т. е. центральную дорожку своего цвета.

Аналогичны ей такие игры, как «Кто дальше», «Поймай мяч», «Волейбол», «У тебя сколько». Закрепить знание смежных чисел к названному числу «до» и «после» можно в дидактической игре «Найди соседей».

Умение продолжать счет — количественный (один, два, три и т. д.) и порядковый (первый, второй, третий) — можно развивать в игре «Считай дальше». Воспитатель бросает мяч ребенку и называет число. Ребенок, поймав мяч, продолжает считать и бросает мяч следующему ребенку. Ребенок, не успев ший ответить, платит фант.

Многие дидактические игры здесь подробно не раскрыты, а только дано название. Структуру некоторых игр воспитатели могут взять в приложении.

Правила игры – брать себе в пару можно только того ребенка, с которым у них в общей сложности получится десять.

Дети бегают по групповой комнате и по сигналу воспитателя или ведущего объединяются в пары и пробегают в воротца. Когда весь ход игры хорошо детьми усвоен, можно усложнить дидактическую задачу. Кружочки, которые прикреплены у каждого ребенка на картонке, сделать разного цвета или в разных геометрических фигурах. Например, пять кружков могут быть нарисованы в овале, в квадрате, в треугольнике и т. д. Ребенок должен взять себе в пару, если у него пять кружков, нарисованных в овале красного цвета, ребенка с картонкой, где нарисованы пять кружков тоже в овале такого же цвета. Такое постепенное усложнение дидактической задачи поддерживает интерес к игре, заставляет детей думать, делать выводы н решать более сложную умственную зададут.

Так могут быть проведены многие дидактические игры, взятые из рекомендованных и для детей старшего дошкольного возраста.

В подготовительной группе может быть проведена дидактическая игра «КВН дружных детей».

Дидактическая задача: закрепить представление детей об основных цветах спектра, их оттенках, о месте цветов в спектральном ряду.

Игровое действие: получить больше очков, выиграть соревнование.

Правила игры: выполнить задания ведущего в соответствии с сигналом «начали — кончили», выполнять задания быстро, точно согласуя с указаниями капитана и действиями детей команды.

За успешное выполнение заданий команды получают зачетные очки.

Для игры группа делится на три команды, команды выбирают капитанов, договариваются о названии команды. Роль ведущего выполняет воспитатель. Правильность, быстрота, организованность выполнения задания командами, присуждение очков и выдача фишек определяется ведущим с участием детей. Выигрывает команда, набравшая больше очков. Команда–победительница делает круг почета и награждается каким–либо значком.

Первое задание.

Рассмотреть и разложить картинки с изображением предметов по их цвету. Подчеркивается, что раскладываются только карточки с нарисованными предметами (среди карточек есть и такие, на которых изображены геометрические фигуры разного цвета).

Второе задание.

а) Из коробки с цветными палочками (или незаточенными карандашами) двенадцати цветов отобрать палочки, окрашенные в основные цвета;

б) подобрать к основным цветам их оттенки, назвать цвета;

в) разложить палочки, чтобы получилась радуга, солнечный спектр: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.

Третье задание.

Перенеси с одного места на другое и положить палочки семи спектральных цветов в таком порядке, чтобы получилась радуга.

Команды выстраиваются в три колонки. На расстоянии одного–двух метров от первого играющего стоит стул, накрытый фланелевой салфеткой; по прямой линии от него в пяти–шести метрах стоит другой такой же стул, на котором лежат семь палочек (карандашей) разного цвета. По сигналу ведущего дети каждой команды поочередно берут по одному карандашу и переносят их на другой стул. Ведущий предлагает первым взять красный карандаш, остальные должны переносить карандаши, соблюдая последовательность цветов в спектре, радуге.

Материал для игры: три набора карточек–картинок с изображением предметов разного цвета и цветших геометрических фигур, коробки с 12 цветными палочками (или карандашами) из расчета 1 коробка на двоих играющих детей, фланелевые салфеточки (чтобы палочки не гремели и не раскапывались), 3 блюдца для фишек.

Материал заранее раскладывается на трех столах, поставленных на равном расстоянии друг от друга вдоль одной из стен групповой комнаты. На противоположной стороне также вдоль стены приготовлены стулья для детей.

Дидактическая игра «КВН дружных детей» может быть проведена с разными дидактическими задачами. Например, на группировку предметов по представлению (словесная) – кто больше назовет предметов круглой, овальной, прямоугольной формы и др. Эти игры требуют от детей умения совершать действия в уме, представлять предмет, производить мысленно анализ его формы.

Дидактические игры типа «КВН дружных детей» могут быть тесно связаны с сюжетно – ролевыми играми, что даст возможность лучше решать вопросы всестороннего развития личности детей.

Игры – занятия по формированию элементарных математических

представлений

Обучая маленьких детей в процессе игры, мы стремимся к тому, чтобы радость от игровой деятельности постепенно перешла в радость учения. Учение должно быть радостным! В наше время в эпоху компьютерной революции, встречающаяся порой точка зрения, выражаемая словами «не каждый будет математиком», в смысле, математика далеко не всем будет нужна, безнадежно устарела. Сегодня, а тем более завтра математика в той или иной мере нужна будет огромному числу людей различных профессий, и отнюдь не только математикам. Математика может и должна играть особую роль в гуманизации образования, т.е. в его ориентации на воспитание и развитие личности. Знания нужны не ради знаний, а как важная составляющая личности, включающая умственное, нравственное, эмоциональное (эстетическое) и физическое воспитание и развитие. Особая роль математики – в умственном воспитании, в развитии интеллекта. Это объясняется тем, что результатами обучения математике являются не только знания, но и определенный стиль мышления. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста. Однако в установившейся методике обучения реализуется лишь незначительная часть этих возможностей. Именно поэтому развивающий эффект такой методики недостаточно высок. Необходимо также учитывать, что формирование и развитие логических структур мышления должно осуществляться своевременно. Упущения здесь трудно восполняемы. Психологией установлено, что основные логические структуры мышления формируются примерно в возрасте от 5 до 11 лет. Запоздалое формирование этих структур протекает с большими трудностями и часто остается незавершенными.

Родители, как правило, заинтересованы в том, чтобы их дети хорошо учились и как можно быстрее усвоили больший объем знаний. В связи с этим возникает вопрос: возможно ли ускорение познания? На этот вопрос можно ответить утвердительно. Но достичь этого нельзя вбиванием извне в головы детей больших порций учебного материала, держащихся на одной памяти. Этим можно достичь обратного, весьма негативного результата. Л.С. Выготский говорил: «Научные понятия не усваиваются и не берутся памятью, а возникают и складываются с помощью величайшего напряжения всей активности его собственной мысли».

Поэтому единственный правильный путь, ведущий к ускорению познания, состоит в применении методов обучения, способствующих ускорению интеллектуального развития, разумеется, без ущерба физическому развитию, а в гармоническом единстве с ним. Обучение дошкольников, основанное на использовании специальных обучающих игр, относится к таким методам.

Рассмотрим конспекты занятий, подготовленные для разновозрастной группы: 2,5 – 4,5 года, построенные с опорой на прикладной иллюстративный материал.

На занятии каждый ребенок должен иметь индивидуальный лист с иллюстративным материалом для выполнения задания. Материал вводится по мере усложнения. Задания со значком О адресованы детям, которые могут и хотят считать. Занятия содержат рекомендации, по организации последующей игры наблюдений, продуктивной деятельности для закрепления изученного материала.

ЛИТЕРАТУРА

1. Крупская Н.К. Роль игры в детском саду. В сб.: «О дошкольном воспитании» М., 1959, с. 158

2. Смоленцева А.А, Сюжетно–дидактические игры с математическим содержанием. Книга для воспитателя детского сада. – М., Просвещение, 1987, 97 с.

3. Тарунтаева Т.В. Развитие элементарных математических представлений у дошкольников. М., Просвещение, 1987

4. Удальцова Е.И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников. Мо., «Нар асвета»,1976

5. Мат. Игры для детей 5–6 лет книга для воспитателей дет. Сада и родителей/Н.И. Касабуцкий, Г.Н. Скобелев, А.А. Столяр, Т.М. Чеботаревская, Под ред. А.А. Столяра.–2–е изд.–М.:Просвещение; Учебная литература, 1996.–112 с.

6. Программа воспит. В д/с. Мн., 1975, с. 13

7. Дошкольное воспитание, 1968, №11, стр.24. Запорожец АВ Детским садам – новая, усовершенствованная программа.

8. Ж. Ребенок в детском саду, №5, 2001 стр.27. Е. Соловьева. Игры –занятия по формированию элементарных математических представлений


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Роль дидактической игры в семье и детском саду»

Дидактические игры — незаменимое средство обучения детей преодолению различных затруднений в умственной и нравственной их деятельности. Эти игры таят в себе большие возможности и воспитательного возде...

Консультация для родителей «Роль дидактической игры в семье и детском саду»

Дидактические игры — незаменимое средство обучения детей преодолению различных затруднений в умственной и нравственной их деятельности. Эти игры таят в себе большие возможности и воспитательного возде...

Консультация для родителей " Роль дидактической игры в семье и детском саду"

Дидактические игры — одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста....

Консультация для родителей «Роль взаимодействия семьи и детского сада в нравственном и патриотическом воспитании»

В настоящее время наиболее актуально воспитание духовно – нравственных качеств личности уже с дошкольного возраста. Современное российское общество остро переживает кризис духовно – нравственных иде...

Консультация для родителей "Роль дидактических игр в детском саду"

Дидактическая игра – одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста....

Консультация для родителей "Роль дидактической игры в семье и детском саду"

Консультация для родителей "Роль дидактической игры в семье и детском саду"...

Консультация для педагогов "Роль дидактических игр в детском саду"

Консультация для педагогов "Роль дидактических игр в детском саду"...