Консультация для родителей" Как избежать трудностей школьного обучения".
консультация по теме

Консультация для родителей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Как избежать трудностей школьного обучения

Когда ребенок начинает ходить в школу, родители могут столкнуться с весьма досадной проблемой: он учится с большим трудом, ему тяжело усвоить новый материал, в классе он считается одним из отстающих. А ведь родители замечали любознательность, трудолюбие и явные способности своего ребенка. Как объяснить столь удивительный парадокс. Когда умный ребенок не может справиться с обыкновенной школьной программой?

Родители обычно достаточно болезненно воспринимают подобную ситуацию. К ребенку нередко применяют различные карательные меры, которые на самом деле только усугубляют положение вещей. Ребенок продолжает плохо учиться, в то время как его одноклассники радуют педагогов и родителей своими успехами.

Зачастую бывает гораздо легче не допустить возникновения подобной ситуации, чем потом пытаться исправить положение.

Начиная разговор о проблемах, связанных с обучением в школе, следует сказать, что очень часто в отсутствии школьных успехов детей есть немалая доля вины их родителей.

Нередко мама и папа не уделяют должного внимания подготовке ребенка к школе. Со спокойной совестью перекладывают всю ответственность на плечи учителя. Но в современной школе педагоги привыкли иметь дело с уже подготовленными детьми, поэтому первоклашки, не обладающие определенными знаниями, воспринимаются учителями и учениками как неумехи и незнайки. Естественно, что такие дети просто не могут хорошо учиться, так как у них нет той начальной базы, на которую должны ложиться новые знания. 

Подчас родителям трудно определить степень готовности своего ребенка к восприятию новых знаний. Им кажется достаточным, если ребенок выучил буквы, стихи, знаком с известными сказками и некоторыми детскими литературными произведениями. Родители уверенны, что у ребенка есть необходимый запас знаний. Ещё десятилетие назад дети приходили в первый класс, не имея практически никакой подготовки. Поэтому  с ними,  сначала изучали азбуку, цифры, а уже потом учили читать и писать.

        Но сегодня ситуация коренным образом изменилась. Как правило,  еще до школы учатся читать, писать и выполнять несложные арифметические действия. Естественно на этом фоне ребенок, не владеющий подобными умениями, будет чувствовать себя весьма неуютно. Ведь он не сможет вместе со сверстниками выполнять все  задания учителя. Поэтому подобные досадные причины и приводят к тому, что у первоклассника формируется абсолютно негативное отношение как  к школе в целом, так и к процессу обучения. Маленькие дети ничуть не менее взрослых нуждаются в том, чтобы окружающие признавали их успехи. А о каких успехах может идти речь, если ребенок не может справиться с элементарными заданиями.

        Все вышесказанное должно заставить родителей задуматься о подготовке ребенка к школе.

Во многих школах и гимназиях существуют специальные

подготовительные классы, в которых занятия проводят опытные педагоги. Вряд ли будет разумным отказываться от такой формы подготовки к школе, потому что самостоятельно заниматься с ребенком очень трудно. К тому же не все мамы и папы обладают необходимыми педагогическими знаниями.

Большинство педагогов склоняются к мысли, что нецелесообразно родителям самим учить ребенка чтению, письму или математике, потому что в школе или гимназии занятия проводятся совершенно по другим методикам и нередко учителям приходится переучивать детей.

А подобный процесс часто бывает очень трудным и болезненным. Всего этого можно избежать, если ребенок будет посещать подготовительный класс, где с ним будут заниматься педагоги, имеющие профессиональную подготовку.

Помимо чтения, счета и письма, подготовка к школе обязательно  должна включать в себя развитие речи, памяти, моторных навыков. А тому в первую очередь способствует регулярное общение ребенка со взрослыми членами семьи.  Так обычно лучше всего удается вести беседы тем детям, чьи родители с ранних лет уделяли ребенку достаточно внимания, разговаривали с ним на разные темы, всегда интересовались его мнением по тому или иному поводу. Простой пример – собираясь на прогулку,  у ребенка можно спросить: «Как ты думаешь, куда  нам лучше всего  пойти? И почему?». Ребенок должен ответить, куда бы он хотел отправиться, и при этом объяснить свой выбор. В процессе разговора родители  могут задавать наводящие вопросы (например, в какие игры можно играть на прогулке в разные времена года?).

Для развития памяти можно использовать различные игры, в которых, помимо ребенка, будут участвовать как его сверстники, так и взрослые. Вот пример простой игры, которая хорошо тренирует память: взрослый человек выбирает несколько мелких предметов (это могут быть брелок, ключи, зеркальце, карандаш и т.д.) и кладет их на стол. Первоначально следует ограничиться небольшим количеством предметов (6-7 наименований). Ребенку нужно в течение одной-двух минут внимательно смотреть на разложенные предметы, затем отвернуться и не глядя на стол, перечислить, что на нем находится. После нескольких сеансов игры количество предметов можно увеличить. Для того, чтобы ребенку было интереснее, к игре желательно привлекать его друзей. Разумеется, для каждого участника набор предметов должен быть разным.

Кроме этого, следует как можно чаще обращаться к ребенку с просьбой, чтобы напомнил маме или папе о чем-либо, например, в магазине – о необходимости сделать какую-либо покупку.  Также следует  предлагать ребенку вспомнить, что он видел в театре, в гостях, в парке и т.д. Иначе говоря,  ребенок должен тренировать память, фиксируя свое внимание на мелочах.

Проследите, запоминает ли ребенок то, что вы читаете или рассказываете ему, или то, что он смотрит по телевизору. Обращайтесь с просьбами пересказать содержание понравившейся книги или фильма, когда после прочтения или просмотра прошло определенное время. По ответам ребенка можно сделать вывод относительно того, насколько хорошо он запомнил новую информацию. 

Для развития моторных навыков необходимо приучать к рисованию, лепке из пластилина или глины, изготовлению различных поделок, занятий с конструктором и мозаикой и т.д. Все эти игры направлены на развитие мелкой моторики рук. Одновременно ребенок приучается к внимательности, тренирует наблюдательность и вырабатывает усидчивость и желание довести начатую работу до конца. Развитие мелкой моторики рук положительно влияет на формирование психики ребенка, а также способствует развитию мышления. Поэтому такие занятия следует проводить как можно чаще. Если ваш ребенок непоседлив, чтобы увлечься собиранием мозаики или лепкой пластилина, приучайте его к этому постепенно. Сначала вы можете продемонстрировать ему  красивые поделки, изготовленные кем-то из ваших знакомых. А затем предложить ребенку попробовать свои силы и фантазию и сделать что-то подобное.  Как правило, большинство детей соглашаются попробовать себя в роли мастера.

Готовность ребенка к школе также предполагает умение действовать согласно определенным правилам, а также слушаться взрослых.

В школе ребенку придется независимо от своего желания выполнять необходимые задания в строго установленное для этого время. Иногда именно это факт является для ребенка камнем преткновения. Особенно очень тяжело привыкать к новому строгому режиму очень подвижным детям, а также тем, для кого раньше не существовало такого  понятия, как «распорядок дня». Поэтому родителям следует хотя бы за несколько месяцев до школы приблизить режим дня ребенка к такому варианту, с которым он столкнется в школе. То есть нужно четко установить временные границы, отводящие ему на игры и  на занятия, например на чтение или рисование.

В школе ребенок будет вынужден мириться со множеством ограничений, поэтому целесообразно заранее приучить его подчиняться командам взрослого. Проще говоря, ребенок должен слушаться старших.

Ни в коем случае нельзя пугать ребенка школой и требованиями, которые там предъявляются. Только при спокойном отношении со стороны взрослых, при их поддержке и внимании ребенок воспримет необходимость подготовки к школе с удовольствием.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "О трудностях в обучении чтению и концентрации внимания на занятиях"

Проблема раннего обучения чтению дискутируется на протяжении многих лет, имеет как сторонников, так и противников. Система раннего развития ребенка, в том числе и обучения чтению, может и должна иметь...

консультация для родителей«О трудностях в обучении чтению и концентрации внимания на занятиях»

Проблема раннего обучения чтению дискутируется на протяжении многих лет, имеет как сторонников, так и противников. Система раннего развития ребенка, в том числе и обучения чтению, может и должна иметь...

Консультация для родителей «О трудностях в обучении чтению и концентрации внимания на занятиях»

Данная консультация предназначена для родителей детей подготовительной группы....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «О трудностях в обучении чтению и концентрации внимания на занятиях»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ«О трудностях в обучении чтению и концентрации внимания на занятиях»Проблема раннего обучения чтению дискутируется на протяжении многих лет, имеет как сторо...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «О трудностях в обучении чтению и концентрации внимания на занятиях»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ«О трудностях в обучении чтению и концентрации внимания на занятиях»Проблема раннего обучения чтению дискутируется на протяжении многих лет, имеет как сторонников...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «О трудностях в обучении чтению и концентрации внимания на занятиях»

Проблема раннего обучения чтению дискутируется на протяжении многих лет, имеет как сторонников, так и противников. Система раннего развития ребенка, в том числе и обучения чтению, может и должна иметь...