Главные вкладки

    «Виды готовности к школе»
    консультация по теме

    МБДОУ Стеклозаводский детский сад №8 "Солнышко"

    Итак, готовность к школе – это целостное образование. Целостность как свойство системы обусловливает, что результат готовности к школьному обучению определяется не столько уровнем отдельных компонентов, сколько их взаимосвязью и интеграцией.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konspekt_vidy_gotovnosti_k_shkole.doc95.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект по детской психологии

    «Виды готовности к школе»

    Итак, готовность к школе – это целостное образование. Целостность как свойство системы обусловливает, что результат готовности к школьному обучению определяется не столько уровнем отдельных компонентов, сколько их взаимосвязью и интеграцией.

     Характеристика компонентов психологической готовности

    Для осознания входящих в понятие «готовность к обучению в школе» компонентов, дадим их подробное описание.

    А) Физическая готовность

    В современной науке хорошо изучены особенности развития ребенка до школы и имеются достаточно полные представления о том, какой он, будущий первоклассник, каким он должен прийти в школу, чтобы нормально расти и развиваться.

    Первоклассники сейчас такие разные не только по индивидуальным темпам роста и развития, но и по паспортному возрасту. Есть первоклассники-шестилетки, а есть семилетки.

    Возраст от 6 до 7 – период существенных изменений в организме. На шестом седьмом году жизни годичные приросты длины тела составляют 8–10 см, а прибавление массы тела 2,2–2,5 кг.

    В этом же возрасте происходит первое изменение пропорций тела, интенсивно идет развитие опорно-двигательной системы.

    У детей шести-семи лет хорошо развиты крупные мышцы туловища и конечностей, поэтому они достаточно хорошо овладевают такими сложными движениями как бег, прыжки, катания на лыжах и коньках и т.п. но в этом возрасте слабо развиты мелкие мышцы рук, еще не закончено окостенение костей запястья и фаланг пальцев. Поэтому так часто звучат жалобы «рука устала».

    В шесть-семь лет продолжает развиваться и совершенствоваться сердечно-сосудистая система, совершенствуется регуляция кровообращения. Поэтому система становится более уязвимой, т.е. организм более остро реагирует на малейшие неблагоприятные влияния внешней среды, которыми могут быть чрезмерные нагрузки. В этот период не завершены процессы развития системы органов дыхания, эндокринной системы, т.е. организм растет, развивается, совершенствуется.

    В шесть-семь лет достаточно четко выражены индивидуальные особенности высшей нервной деятельности ребенка, которые проявляются в темпераменте. Дети с сильным типом нервной системы могут достаточно долго и напряженно работать или играть; у них как правило, высокий эмоциональный тонус, устойчивое внимание, хорошая способность ориентироваться в непривычной ситуации. Они достаточно быстро переключаются на новый вид деятельности, у них высокий темп и интенсивность работы. Дети со слабым типом нервной системы, напротив вялы, замедлены во всех действиях, медленно включаются в работу, долго переключаются и восстановляются; у них, как правило, медленный темп письма и чтения, они быстро отвлекаются и не могут долго и интенсивно работать.

    Б) Интеллектуальная готовность

    Современные концепции реформирования начальной школы свидетельствуют о смене парадигмы образования с информационной на смысловую. Приоритетным направлением последней является развитие мышления, понимания, рефлексии в ходе собственной деятельности учащихся. В связи с этим, интеллектуальную готовность к школьному обучению можно рассматривать как соответствующий уровень внутренней организации мышления ребенка, обеспечивающий переход к учебной деятельности. Иными словами, будущий школьник должен иметь развитую способность проникать в сущность предметов и явлений, овладеть такими мыслительными операциями, как анализ и синтез, сравнение и обобщение, сериация и классификация; в процессе учебной деятельности уметь устанавливать причинно-следственные связи между предметами и явлениями, разрешать противоречия. Все это играет важную роль в овладении системой научных понятий и обобщенных способов решения практических задач в школе.

    Мышление – высшая ступень в развитии духовной, теоретической деятельности человека. Мы исходим из того, что мышление функционирует в соответствии с тремя основными принципам природосообразности, культуросообразности и дополнительности.

    Природосообразный характер мышления определяется прежде всего преобладанием целостного эмоционально-чувственного познания мира, особой формы действительности – посредством эмоциональных образов (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, К.К. Платонов, Г.Х. Шингаров и др.). Особенности эти подчеркивают значимость аналогий. В их основе – идея сходства между различными явлениями действительности, способность к переносу известного в малоизвестные явления. В мышлении ребенка аналогия выступает «ключом к пониманию действительности, всеобщим принципом объяснения мира», ставит проблему, тогда как проверка, укрепление и устранение суждения требуют новых процессов мышления.

    Принцип культуросообразности мышления определяет общую направленность деятельности, поведения с учетом социального опыта, накопленного предыдущими поколениями. Ребенок в процессе своего развития активно проникает в окружающий мир человеческих отношений, усваивая общественные функции людей, выработанные нормы и правила поведения. Все это отражается в его мышлении, оказывает влияние на направленность в контексте определенной культуры, включая в работу принцип культуросообразности. Но в мышлении его природосообразность и культуросообразность функционируют в единстве – в асимметричной относительно устойчивой гармонии. В соответствии с принципом дополнительности взаимодействие природосообразного принципа и культуросообразного ведет к их относительно устойчивой асимметричной гармонии в мышлении ребенка, с доминированием природосообразного характера, эмоционально-чувственного, интуитивно-образного.

    Анализируя природу мышления дошкольника традиционно к контексте основных видов деятельности выделяют наглядно-действенное, наглядно-образное, логическое.

    Наглядно-действенное мышление характеризуется как разновидность практического мышления, основной признак которого – неразрывная связь мыслительных процессов с практическими действиями; наглядно-образное – как решение мыслительных задач в результате внутренних действий с образами. Логическое мышление традиционно отождествляется с речевым, словесным.

    Разрабатывая показатели интеллектуальной готовности к школьному обучению, теоретики основывались на целостности мыслительного процесса, единстве образного и вербального компонентов мышления; учитывали не только все перечисленные принципы мышления, но и идею Н.Н. Поддьякова о саморазвитии детского мышления. Его когнитивная модель сферы включает два полюса: на одном – устойчивые, ясные, стабильные знания понятийного типа, на другом – гибкие, подвижные психические образования, находящиеся в процессе становления. Саморазвитие детского мышления происходит в том случае, когда каждый «шаг» мышления, с одной стороны, что-то проясняет, образуются новые устойчивые ясные знания, с другой – ясное знание служит основой возникновения новых, диффузных, «неясных знаний», правополушарных, интуитивных образов, отражающих малоизвестные стороны познаваемого объекта. Для наглядности представим показатели интеллектуальной готовности к школьному обучению.

    Образный компонент – это способность воспринимать многообразные свойства, признаки предмета; зрительная память на образной основе; способность обобщать имеющиеся представления о предмете (явлении); развитие мыслительных операций аналогии, сравнения, синтеза; эвристичность мышления.

    Вербальный компонент – это способность перечислять различные свойства предметов, выделять из них существенные; слуховая память на речевой основе; способность обобщать множества единичных понятий при помощи знакомых или самостоятельно подобранных терминов; развитие мыслительных операций классификации, сериации, анализа; критичносгь мышления.

    В) Эмоционально-волевая готовность

    Волевая готовность – это достаточно высокий уровень произвольно управляемого поведения, произвольной регуляции психических процессов, действий; овладение такой структурой деятельности и поведения, в которой уясняются мотивы и цель, мобилизуются усилия, направляется и регулируется психическая активность.

    Психологи А.Н. Леонтьев и А.В. Суровцева доказали, что в дошкольном возрасте, не превышая возможностей ребенка, путем организации игр, труда, занятий можно сформировать качества произвольного управления психическими процессами: вниманием, памятью, речью, а также поведением в пределах требований, предъявляемых начальной школой. Уровень волевого развития у разных детей шестилетнего возраста различен, но типичной чертой этого возраста является соподчинение мотивов, которое дает ребенку возможность управлять своим поведением и которое необходимо для учебной деятельности. Иерархия мотивов придает поведению ребенка определенную направленность (в зависимости от мотивов) и позволяет подчинить ситуативные, частные побуждения более значимым, устойчивым целям и намерениям.

    Важным аспектом волевой готовности к школе является формирование нравственно-волевых качеств. Р.С. Буре, исследовавшая данный вопрос, выделяет следующие нравственно-волевые качества: активность, дисциплинированность, ответственность и исполнительность, целенаправленность, способность к преодолению трудностей. Формирование активности, в основном, происходит на занятиях и выражается в желании отвечать, дополнять ответы товарищей, во внимании к указаниям педагога. Дисциплинированность проявляется в умении ребенка быть сдержанным в поведении, подчиняться правилам, требованиям. Ответственность проявляется в отношении к заданиям, стремлении их выполнить в соответствии с требованиями педагога.

    Подготовить ребенка к обучению – означает не только обеспечить соответствующий уровень умственного и волевого развития, но и развить его чувства. Эмоциональная готовность – это способность ребенка переживать позитивные эмоции, связанные с учебной деятельностью, что создает благоприятный фон учению, снижает утомляемость, повышает учебную мотивацию.

    Развитие эмоциональной готовности к школе необходимо потому, что при возникновении различных ситуаций и в режиме школьной жизни ребенок должен регулировать свои аффекты, уметь проявлять эмоциональную устойчивость. Необходимым условием успешного обучения в школе является умение ребенка откликаться на прекрасное, проявлять эмпатию. В этой сфере педагог в ДОУ работает на перспективу, так как эмоциональная сфера личности дошкольника:

    обладает интенсивностью проявления эмоций,

    непосредственности в проявлении эмоций,

    быстрой переключаемостью, сменой настроений,

    поверхностью эмоций.

    Г) Мотивационная готовность к обучению в школе

    Формирование мотивов, побуждающих к учению, – одна из линий подготовки детей к обучению в школе. Имеется в виду воспитание действительной и глубокой мотивации, которая должна стать побудительной причиной их стремления к приобретению знаний. Это и отношение к обучению как необходимому и важному делу, и интерес к учебным занятиям.

    Мотив – побудитель деятельности, складывающийся под влиянием условий жизни человека и определяющий направленность его активности.

    Мотивационная готовность к школьному обучению складывается из:

    положительных представлений о школе;

    желания учится в школе, чтобы узнать и уметь много нового;

    сформированной позиции школьника.

    Наиболее адекватными для учебной деятельности являются учебно-познавательные мотивы, которые формируются в ходе осуществления самой учебной деятельности и специально организованных мероприятий. Следует отличать мотив посещения школы от мотива обучения. Оба этих мотива в организации поведения и учебной деятельности могут действовать в одном направлении, а могут расходиться.

    В основе мотива посещения школы могут лежать следующие потребности: престижа (повышение своего социального положения), стремление к взрослости и желание называться уже школьником, желание быть «как все». В мотив обучения могут входить следующие причины: интерес к учению вообще (основанный на потребности в новых впечатлениях от приобретения знаний), желание получить образование в связи с пониманием его необходимости для жизни и профессиональной деятельности, желание заслужить похвалу.

    Познавательный интерес – потребностное отношение к миру, реализуемое в познавательной деятельности по усвоению содержания окружающего мира. Условно выделяют последовательные стадии развития познавательного интереса.

    Любопытство – элементарная стадия избирательного отношения, которая обусловлена чисто внешними, часто неожиданными обстоятельствами. С устранением внешних причин и исчезает и избирательная направленность. Эта стадия не обнаруживает подлинного стремления к познанию, но может служить его первоначальным толчком.

    Любознательность – стремление проникнуть за пределы увиденного, которое сопровождается сильным выражением эмоций удивления, радости познания, удовлетворенностью деятельностью.

    Узкий познавательный интерес – узкая направленность на ту или иную область познания. Познавательный интерес играет в процессе обучения огромную роль.

    Как средство обучения – т.е. средство привлечения к обучению, активизации мышления детей, как средство заставляющее их волноваться, переживать, увлеченно работать.

    Как мотив учебной деятельности – является наиболее существенным. Для образования мотива не достаточно внешних воздействий. Мотивы должны опираться на потребности самой личности: лишь то, что для самой личности представляет необходимость, ценность, значимость, закрепляется в мотиве. Познавательный интерес как мотив имеет меньшую ситуационную привязанность: он заставляет ребенка интересоваться тем или иным не только в рамках занятия, но и за их приделами.

    О наличии внутренней позиции школьника следует говорить том случае, если ребенок относится к поступлению в школу или пребыванию в ней положительно, как к совершенно естественному и необходимому событию в жизни: обнаруживает чувство необходимости учения, т.е. в ситуации необязательного посещения школы продолжает стремиться к занятиям специфически школьного содержания, положительно относится к общественно принятых правил и норм поведения, признает авторитет учителя.

    Несформированность внутренней позиции школьника является одной из причин школьной дезадаптации на этапе младшего школьного возраста.

    Основными факторами, влияющими на формирование положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности, являются:

    содержание учебного материала,

    организация учебной деятельности,

    коллективные формы учебной деятельности,

    оценка учебной деятельности.

    Содержание учебного материала. Содержание обучения для детей выступает в виде той информации, которую они получают от воспитателя, из обучающей литературы и СМИ. Однако сама по себе информация вне потребностей ребенка не имеет для него какого-либо значения, а, следовательно, не побуждает к учебной деятельности. Поэтому, давая учебный материал, следует учитывать потребности детей. Таковыми являются: потребность в постоянной деятельности, потребность в новизне, в эмоциональной насыщенности. Поэтому учебный материал должен подаваться в такой форме, чтобы вызывать эмоциональный отклик, быть достаточно сложным, хорошо иллюстрированным. Учебный материал должен опираться на имеющиеся знания, и в то же время содержать информацию, позволяющую узнать не только что-то новое, но известное с новой стороны.

    Организация учебной деятельности должна состоять из трех основных этапов:

    Мотивационный этап – сообщение почему и для чего детям нужно знать данный раздел программы.

    Операционально-познавательный – овладение учебными действиями операциями.

    Рефлексивно-оценочный связан с анализом проделанного, сопоставлением достигнутого с поставленной задачей и оценкой работы.

    Групповая форма деятельности. Групповая форма деятельности создает лучшую мотивацию, чем индивидуальная, так как даже пассивные ребята «втягиваются» в работу

    Оценка результатов учебной деятельности. Мотивирующая роль оценки очень велика. Однако слишком частое оценивание приводит к тому, что получение знаков отличий, жетонов, оценок становится для детей самоцелью. Важно, что оценка была качественной, где отмечались положительные моменты или какие-либо сдвиги.

    Д) Готовность в сфере общения

    По определению Е.Е. Кравцовой и Е.В. Проскуры, готовность ребенка к школе в сфере общения или социально-психологическая готовность – это умение ребенка строить свои отношения со взрослыми и сверстниками.

    Готовность детей к школе в сфере общения включает:

    развитие потребности в общении с другими детьми и взрослыми;

    умение подчиняться традициям и правилам группы, не ущемляя своих интересов;

    развивающие способности справляться с ролью школьника в ситуации школьного обучения.

    Общение – сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности; включает в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание партнера.

    Развитие социально-психологической готовности к школе необходимо потому, что:

    Умение налаживать контакты с другими способствует облегчению процесса адаптации к школьной жизни, к новым социальным условиям.

    Умение строить свои взаимоотношения со сверстниками и взрослыми является важным компонентом волевой готовности к школе. Важно, чтобы у ребенка были сформированы такие качества: доброжелательность, уважение к товарищам, общительность и готовность проявить сочувствие.

    Наличие этих черт способствует созданию эмоционально-положительного тона в общении.

    Психологические предпосылки включения в классный коллектив складываются у дошкольников в процессе их участия в совместной деятельности со сверстниками в группе:

    умение согласовывать действия с другими;

    осознавать собственные успехи и неудачи в отношении общей цели совместной деятельности.

    Эмоциональное неблагополучие, связанное с затруднениями в общении, может приводить к различным типам поведения:

    Неуравновешенное, импульсивное поведение, характерное для легковозбудимых детей. При возникновении конфликтов со сверстниками эмоции этих детей проявляются во вспышках гнева, громком плаче, отчаянной обиде. Их эмоциональная несдержанность приводит к разрушению игры, к конфликтам и дракам, но эти проявления ситуативные, представления о других детях остаются положительными и не препятствуют общению.

    Устойчивое негативное отношение к общению. Эти дети более сдержаны, чем дети первого типа. Они избегают общения и, как будто, равнодушны к окружающим. Однако, они пристально, но незаметно следят за событиями в группе и за отношениями воспитателей и детей. Эмоциональное неблагополучие этих детей связано с неудовлетворенностью отношением к ним воспитателя и, недовольством детей, нежеланием посещать детский сад.

    Наличие у детей многочисленных страхов. Чем сильнее эмоциональное неблагополучие ребенка, тем больше возможность возникновения ситуаций, вызывающих трудности взаимодействия ребенка с внешним миром. Ребенок становится малоконтактным, с неадекватной самооценкой, с агрессивным поведением.

    Вывод: 

    Главные задачи педагога состоят в оказании помощи в становлении субъективного отношения к ровесникам, т.е. умения видеть в них равную себе личность, человека с теми же чувствами и мыслями; налаживании общения с незнакомыми ровесниками, младшими и старшими детьми; участии в делах, инициированных другими детьми; реализации способности к не силовому разрешению конфликтов, возможности контроля своих импульсов; воспитании у детей толерантности – терпимости к чужому образу жизни, поведению, обычаям, идеям, верованиям и т.д.

    Структура предпосылок психологической готовности к школе (5 – 6 лет)

    Компоненты

    Критерии

    Показатели

    Интеллектуальное развитие

    • начало формирования системных знаний (связи между предметами, явлениями)
    • ведущее наглядно-образное мышление (зона актуального развития)
    • зачатки дедуктивного мышления
    • зачатки логического мышления (начинает устанавливать причинно-следственные связи)
    • элементарное обобщение
    • воображение: действие «опредмечивания» становится основным, задуманный образ дополняется деталями
    • символическая функция: начало использования схем, моделей, символов
    • начало развития монологической речи

    Личностное

    развитие

    Эмоционально-волевая сфера

    •  зарождение произвольного поведения
    • принятие и удержание цели на основе игровой мотивации
    • удержание отдельных компонентов инструкции
    • элементарное замысливание и   планирование деятельности, фрагментарный самоконтроль с помощью взрослого
    • устанавливает связь между результатом  и способом действий
    • более четкая дифференциация эмоций и большая их устойчивость
    • эмоциональная децентрация (эмпатия, сопереживание другому)

    Самооценка

    • чаще неадекватная (или занижена или завышена)
    •  преобладает ситуативная самооценка
    • интерес к оценке взрослого

    Коммуникативная сфера

    • более устойчивое стремление действовать по правилам
    • сверстник становиться более привлекательным: повышается избирательность и устойчивость их взаимоотношений
    • более устойчивое стремление к согласованию действий со сверстниками в совместной деятельности

    Мотивационная сфера

    • ведущая потребность – познание мира взрослых через игру
    • возрастает любознательность в форме инициативной вопросительной активности

    Структура психологической готовности к школе (6 - 7 лет)

    Компоненты

    Критерии

    Показатели

    Интеллектуальная готовность

    1. Наличие системных знаний об окружающем мире.
    2. Владение способами познания:
    • умение слушать, задавать вопросы, отвечать, экспериментировать, пользоваться знаками, схемами, моделями и т.п.
    1. Достаточный уровень развития познавательных интересов – интереса к новому, к самому процессу познания.
    2. Определенный уровень развития познавательных процессов:
    • достаточный уровень развития восприятия (освоение перцептивных действий, сформированность сенсорных эталонов, соотнесение признаков предметов с сенсорными эталонами);
    • развитие мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, сериация, классификация);
    • определенная степень децентрации мышления;
    • высокий уровень развития наглядно-образного мышления;
    • начало становления логического мышления (умение рассуждать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, умозаключения);
    • сформированность символической функции и воображения;
    1. Развитие связной  речи (монологической, диалогической, фонематический слух).
    2. Обучаемость:
    • усвоение нового правила работы;
    • перенос усвоенного правила выполнения задания на аналогичные, но не тождественные ему (обобщение способа действий).

    Личностная

    готовность

    Эмоционально-волевая готовность

    1. Начало формирования произвольности психических процессов (внимания, памяти, воображения).
    2. Произвольность поведения:
    • знание правил и умение регулировать свое поведение с соответствии с ними.
    1. Произвольность в деятельности:

    3.1.  Формирования  волевого действия: 

    • умение работать по зрительному образцу и словесной инструкции.

    3.2.  Становление саморегуляции в деятельности:

    • самостоятельная постановка цели / принятие и удержание инструкции взрослого;
    • построения плана действий, выполнение его;
    • самоконтроль в процессе планирования деятельности;
    • самоконтроль по ходу работы;
    • преодоление препятствий в процессе достижения цели;
    • адекватная оценка результата деятельности.

    4. Начало развития волевых качеств (целеустремленности, организованности, дисциплинированности, выдержки, решительности, настойчивости).

    5.  Произвольность эмоциональной регуляции:

    • сдержанность в проявлениях эмоций (умение ограничивать эмоциональные порывы, сдерживать ситуативные эмоции);
    • осознанность в проявлениях эмоций (осмысленные переживания);
    • умение произвольно и подражательно «воспроизводить» или демонстрировать эмоции по заданному образцу;
    • становление эмпатии, способности к сопереживанию, эмоциональной децентрации;
    • развитие «эмоционального предвосхищения» (предчувствие и переживание последствий своего поведения).

    Самооценка

    Зарождение адекватной самооценки.

    Коммуникативная готовность

    1. Произвольное общение ребенка со взрослым:
    • понимание условности учебного общения;
    • умение воспринимать взрослого в роли Учителя и занимать по отношению к нему позицию Ученика.
    1. Общение со сверстниками:
    • умение строить деловое сотрудничество со сверстниками (действовать совместно, согласовывать свои действия);
    • начало овладения конструктивными способами выхода из конфликтных ситуаций.

    Мотивационная готовность

    1. Познавательная мотивация: познавательные интересы детей, потребность в интеллектуальной активности и в овладении новыми умениями, навыками и знаниями;
    2. Социальная мотивация: потребность в общении со взрослым на новом уровне, предполагающем оценку и одобрение с его стороны, потребность занять новую социальную позицию в обществе людей.
    3. Формирование готовности к принятию «внутренней позиции школьника», которая  представляет собой новое отношение ребенка к окружающей среде, возникающее в результате сплава (слияния) познавательного и социального мотивов.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Психологическая готовность к школе как важное условие успешной школьной готовности.

    Психологическая готовность к школе как важное условие успешной   школьной готовности.    Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе является важнейшим итогом воспитания...

    Психологическая готовность к школе как важное условие успешной школьной готовности.

    Психологическая готовность к школе как важное условие успешной   школьной готовности.    Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе является важнейшим итогом воспитания...

    Критерии и виды готовности ребенка к школе.

    Критерии и виды готовности ребенка к школе....

    Родительское собрание "Готовность к школе" выступление педагога-психолога на тему: "Психологическая готовность к школе"

    Время летит очень быстро, совсем скоро ребята пойдут в школу.Разные эмоции вызывает у нас мысль, о том, что ребятам скоро в школу....

    Консультация для родителей "Виды готовности к школе"

    Консультация для родителей будущих первоклассников "Виды готовности к школе"...