Беседы для родителей из цикла «В человеке всё должно быть прекрасно».
консультация (старшая группа) по теме

Чичикина Надежда Михайловна

Возраст «почемучек».

Как общаться со сверстниками.

Видеть, слышать, читать лучшее.

Как любить живое?

Маленький вор.

Поощрение и наказание.

Внешний вид.

Стихи.

Питание ребенка.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon beseda_dlya_roditeley.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №62

Беседы для  родителей из цикла

 «В человеке всё должно быть прекрасно»

Воспитатель:

Чичикина Н.М.

г. Липецк


Ребёнок начинает задавать вопросы ещё до того, как научится говорить. Нет, это вовсе не парадокс. Он находит шишку или камешек, приносит их вам. Это и есть вопрос. Просьба объяснить, что это такое. А затем на вас обрушивается лавина вопросов. Доказано, что ребёнок в первые годы жизни осваивает информации больше, чем за всю остальную жизнь. Поэтому от его вопросов нельзя отмахиваться. Недополученные в дошкольном возрасте знания оборачиваются интеллектуальным отставанием. Многие родители совершают большую ошибку, разговаривая с ребёнком на его детском языке, сюсюкая, думая, что так ему понятнее. Ответ на вопрос жаждущего знаний «почемучки» должен быть абсолютно серьёзным. Можно и трёхлетнему рассказать о ледниковом периоде или движении небесных светил. То, что ребёнку интересно, он обязательно запомнит. И не нужно бояться перегрузить его информацией, потому что, если информация будет непосильной, малыш просто отключится. Ребёнок впитывает в себя информацию, как губка. В возрасте «почемучки» он ничем другим не озабочен: ни гормональными  перестройками, ни своим социальным статусом, ни своими взаимоотношениями с педагогами и т.п., ни многими желаниями и потребностями, которые возникают позже. Постарайтесь отвечать на все вопросы без раздражения и с максимальной точностью - так вы заложите фундамент правильного интеллектуального развития своего малыша.    


Общение со сверстниками чрезвычайно важно для физического и умственного развития ребёнка. Уже к двум-трём годам ребёнок ощущает себя как личность, а к четырём - пяти годам чувствует себя элементом социальной структуры общества и вступает  в разнообразные формы общения со сверстниками. Старайтесь, чтобы ваш ребёнок был задействован в как можно большем количестве, выражаясь языком психологов, малых групп: не только детский сад, а ещё, например, фигурное катание, художественный кружок, музыкальная школа и т. п. Это не только поможет ему гармонично развиться. Учёными замечено, что успех в одном  роде деятельности может неожиданно помочь обрести уверенность в другом, занять более высокое положение в детском социуме. Одновременно с инстинктом социальным, с потребностью жить в обществе ребёнок осознаёт своё »я». Ребёнку надо внушить мысль о том, что он имеет право на уважение к себе, и одновременно привить чувство ответственности перед коллективом. Однако всё это должно быть сделано в деликатной форме, чтобы  не утратить доверительных отношений с сыном или дочерью. Ребёнок должен научиться гипертрофировать свои интересы, но и не растворяться в интересах общественных. Необходимо помочь ребёнку правильной самооценке. Не нужно излишнего тщеславия ни в чём: ни в успехах, ни в одежде. Ни в обладании игрушками. Вместе с тем не должно быть робости и неуверенности и у самих родителей, поскольку это «заразительно» для ребёнка. Ссоры между детьми происходят по разным причинам: не поделили игрушки, кто-то хочет первым съехать с горки, просто оскорбили друг друга словами. Каждый случай требует очень внимательного разбора. У детей своя логика; с нашей, взрослой, логикой там делать нечего. Если взрослый обрушится на ребёнка с наставлениями, что драться нельзя, что тот, кто ссорится, плохой, то он ничего не достигнет, кроме того, что ребёнок замкнётся в себе и доверительные отношения будут нарушены.

Книгу нельзя заменить телевизором. Ритм чтения человек подбирает свой, а ритм, звучащий с телеэкрана, навязывается ему. Чтение - наиболее непосредственное общение читателя с автором. Книга, слово написанное, заставляет работать душу, мозг, все чувства, в то время как, скажем, кинорежиссёр навязывает свою волю, свою интерпретацию. Книга даёт простор воображению. Читатель дорисовывает, в чём-то досоздаёт образ и характер героя повествования. Ребёнку надо дать в руки хорошую книгу. Если в мозгу ребёнка запечатлеется добрая, умная и талантливая книга, то это на всю жизнь привьёт ему вкус к чтению.

В семье должна быть атмосфера чтения, ребёнка надо буквально окружать хорошими книгами, чтобы он с удовольствием, а не по принуждению слушал чтение.


Ребёнку изначально свойственна любовь ко всему живому. Он тянется к кошке и собаке, зайцу, цветку. Если это свойство игнорировать, не обращать на него внимания, если родители не сочтут его важным, то оно может привести к некоторым искажениям в личности ребёнка. Это внутренне присущее свойство имеет тенденцию развиваться в двух альтернативных направлениях. Либо оно идёт так сказать по нисходящей, приводит к низменному желанию забрать себе, схватить, присвоить всё, до чего только возможно дотянуться. Ребёнок рвёт и бросает за ненадобностью цветы, тащит в дом пойманного ежа, который погибнет, если не сумеет сбежать, умрёт и притащенный в дом птенчик. Родители с умилением наблюдают, как их ненаглядное чадо ползает на полянке и срывает цветущие одуванчики, превращая полянку в кладбище погибших цветов. Умиляться нечему. Такое поведение – залог грубости характера, душевной чёрствости, эгоизма.

Гораздо лучше для ребёнка, если интерес к живому будет развиваться иным путём. Куда полезнее присесть рядом с малышом, перед тем же одуванчиком, полюбоваться его золотистыми лепестками- лучиками, увидеть в растущем незатейливом цветочке красоту и роскошь, созданную природой. Так развитие души ребёнка пойдёт по правильному пути, по пути духовности. Уважительное отношение ко всему живому научит его сопереживанию и сочувствию. Из ребёнка получится не бездумный переделыватель  природы, не разрушитель, не «терминатор», а созидатель с жизнеутверждающим мотивом каждого своего поступка. Любовь ребёнка к живому надо уметь перенести на домашние растения и животных.  Можно вместе с мамой ухаживать за комнатными цветами. Очень хорошо завести домашних животных, но обязательно рассчитать, по силам ли дело. Не надо заводить обезьяну, если даже ваши средства позволяют сделать это. Сначала можно купить хомячка, рыбок. Потребуется хоть и несложный, но совместный уход. Хлопоты доставят всей семье массу радости и, не удивляйтесь, даже послужат её укреплению.


Кража, воровство – применимы ли эти понятия к маленькому ребенку? К сожалению, да. Вполне возможен такой случай, когда у  вашего малыша вдруг обнаруживается вещь чужая, ему не принадлежащая. Ситуация эта весьма неприятная, сложная, требующая обдуманных решений, взвешенного, тактичного поведения. Дело в том, что у ребенка ещё не сформированы тормозные, запретительные механизмы. И очень часто желание обладать какой-либо вещью, желание схватить яркую, привлекательную вещь («сорочий инстинкт») ребенок просто не может контролировать. Естественная реакция родителей, увидевших присвоенную вещь у своего чада, - рассердиться, начать его запугивать, пророчить ему уголовное будущее и т.д. Короче, вызвать у ребенка страх. Поможет ли это в данной ситуации? Скорее всего, нет. Просто в следующий раз в подобной ситуации ребенок окажется хитрее и, если родителей не убедят слова, что он эту вещь нашел, будет прятать её в саду, во дворе и т.п. Безнаказанность, удачное сокрытие факта кражи могут закрепить в нем ощущение успеха, и постепенно его поступки, которые первоначально объяснялись только тем, что он не сдержался, могут стать актом сознательной кражи. При этом доверительные отношения между ребенком и взрослым будут сломаны раз и навсегда. Нельзя пугать и не надо наказывать. Но также нельзя оставить совершившееся без внимания (даже если ребенок присвоил самый незначительный предмет, вроде ластика или жвачки). Надо, не стесняясь, не скупясь на эмоции, выразить своё огорчение, полное недоумение: как мог ваш хороший ребенок поступить подобным образом? И, может быть, даже пожалеть его, посочувствовать и совместно поискать выход: «Что же нам теперь делать?» предлагая различные варианты, подвести ребенка к трудному, но правильному решению: вернуть взятое без спроса. Надо снабдить ребенка подходящей спасительной формулировкой, чтобы он мог избежать ставшего теперь для него невыносимым слова «кража».


Долгое время в официальной педагогике считалось, что нет иного метода воздействия на ребенка, кроме поощрения и наказания. Произнесено это было, по-видимому, тогда, когда требовалось воздействие на большие массы людей. Стройки, армии, тюрьмы... Тут не выделялась отдельная личность; предполагалось, что с достаточной долей вероятности хотя бы часть подчинится. Вместе с тем существовало и другое, личное обращение. Вспомним: «Не в службу, а в дружбу», «Не за страх, а за совесть». Это тогда, когда исполнение должно было быть гарантировано на сто процентов. Нельзя на воспитание ребенка механически переносить методы, используемые при воздействии на большую массу народа.

Метод «кнута и пряника» весьма подробно разработан в педагогике. Он часто применяется не только педагогами, но и всяким, кто в своем распоряжении имеет «кнут» и «пряник». Пользуясь этим методом, мы выращиваем усредненную человеческую особь, которую даже трудно назвать личностью, хотя задача воспитания прямо противоположная. Трудно, конечно, давать детализованные рекомендации, попробуем вместе порассуждать и разобраться. Наказание ведет к подавлению личности, приводит либо к полной безынициативности, либо, если мы имеем дело с ребенком с сильным характером, к агрессии, к непредсказуемому бунту. Личность переходит в оппозицию: в пять лет ребенок может тайно делать всякие неприятности родителям, издеваться над слабыми (лягушками, птенцами), в десять лет, протестуя, убежать из дома.

К неменьшим неприятностям может привести и, казалось бы, более мягкий метод поощрения. Некоторые родители, уповая на него, вводят как бы «таксу» - некоторые расценки поощрения за разные поступки. В результате такого «гуманного» метода ребенок начинает добиваться желаемого «пряника» любыми путями. Это приводит к неискренности, корыстолюбию, а порой и к прямому обману.

Есть ещё один метод, который кажется нам неприемлемым, хоть он и вошел в моду последнее время. Это так называемый метод свободного воспитания. Метод, когда дети воспитываются в условиях якобы абсолютной свободы, когда они якобы абсолютно раскованы и свободны. Но новейшие исследования психологов доказывают порочность данного метода: дети, выросшие в условиях искусственного сиротства, лишенные именно родительского тепла, ласки, внимания, защиты, становятся неуверенными в себе, зажатыми, закомплексованными и элементарно отстают в интеллектуальном развитии.

Гораздо более трудный, требующий максимальной отдачи от всех членов семьи – метод доверительных отношений, тепла, ласки. Здесь место поощрения и наказания занимает одобрение или неодобрение, исходящее от безусловно авторитетного и любящего существа (отца, матери, бабушки, брата). Достаточно будет сказать: «Ты молодец, я тобой горжусь» или «Ты меня огорчил, я расстроен». Но тут действительно нужен авторитет, завоеванный не подачками, не суровостью, а искренней преданностью, тактом, понимаем, да и всей атмосферой семьи, атмосферой взаимного уважения и приязни.


Помните, как мудрый медведь Балу у Киплинга в «Маугли» наставлял малышей, преподавая им законы джунглей: «Будь опрятен. В блеске меха ты опасен для врага». В этой фразе заключен глубокий смысл. Этим звериным афоризмом сказано, что осанка, опрятность, чистота внешняя – не просто личная гигиена, а определенный знак. Ученые – этологи, изучающие поведение животных, безошибочно по их осанке и движениям могут сказать, сколь высокое или низкое положение занимает данная особь в стае. То же самое происходит и в человеческом обществе. Поэтому, когда вы следите за осанкой ребенка и приучаете его к чистоте и опрятности, вы заботитесь о его положении в обществе, понимаемом широко: как детский коллектив, так и вообще социум.

Нетрудно понять, что нотациями, укорами, нудными наставлениями ни хорошей осанки, ни опрятности добиться не удастся. Здесь важны правила: постоянство, неукоснительность  спокойно выраженных требований и совместные действия ребенка и взрослого.

Внешний вид ребенка, и в частности осанка, часто зависит от настроения. Приглядитесь попристальнее, с каким достоинством малыш держится после похвалы и поощрения и как он сгибается, сутулится когда его пилят, ругают, донимают попреками.


Маленькому ребенку нужно читать стихи. Об этом говорят тысячелетний опыт народной педагогики и современные исследования педагогов и психологов, изучающих раннее детство. Ритмичное слово нравится детям. Видимо, поэтому все народные колыбельные, прибаутки преподносятся ребенку в виде стихов.

Не надо думать, что ребенок ещё мал и поэтому не может заучить стихотворение наизусть. Это неверно. Ребенок легко запоминает ритмичные стихи, особенно если они ему нравятся.

Если вводить в процесс заучивания стихов момент соревнования, можно наделать педагогических ошибок. Лучше всего действовать своим примером: с увлечением самому декламировать стихи. Поскольку стихи ритмичны, они изначально нравятся ребенку. Хорошо бы даже несколько театрализовать, превратить в игру чтение и запоминание стихов. Ни в коем случае нельзя делать этот процесс скучным и угнетающе обязательным.

Большое значение, несомненно, стоит придавать и выбору стихов. Стихи должны быть короткими и ритмичными. Как пишет знаток раннего детства японский ученый Масару Ибука: «Стихи для запоминания должны воспитывать в ребенке благородные чувства, они должны быть изысканными, красивыми и заслуживающими того, чтобы их помнить. И в то же время они должны нравиться ребенку».

Заучивание стихов развивает память ребенка, и это будет ему необходимо во взрослой жизни. Не говоря уже о том, какой огромный эмоциональный, нравственный, эстетический заряд несут в себе хорошие стихи.


Можно представить себе человека, окруженного пищей почти умирающим с голоду только из-за своего пищевого консерватизма: чужая и чуждая еда не полезет ему в горло. То же самое видим мы в поведении детей, с подобными трудностями сталкиваются многие родители. А вместе с тем они сами заложили фундамент такого пищевого консерватизма. Вкус, орган вкуса, пищевые пристрастия необходимо развивать, как и все остальные органы чувств. Чтобы различить ноты нужно, развивают слух и т.д. Также нужно развивать и вкусовой анализатор ребенка. Большинство родителей озабочены полезностью пищи. Прежде всего смотрят на длинный перечень микроэлементов, жиров и углеводов, который печатается на упаковке, и, найдя его удовлетворительным, могут долгое время изо дня в день кормить ребенка одной и той же однообразной едой. А затем, услышав от врача, что ребенку нужен, скажем, чеснок, они (его) не могут заставить малыша съесть его, раздражаются, не видя причины отказа, пытаются насильно накормить его. И вот уже образовалось стойкое неприятие, вплоть до рвоты. Поэтому совершенно необходимо разнообразить пищу ребенка. Для этого совсем необязательно добавлять разные специи, а надо приучать ребенка к разным блюдам, при этом внимательно наблюдая, не вызывает ли новая пища аллергическую реакцию. В более старшем возрасте, если уже упущен момент разнообразия, очень может помочь момент духовный: отношение к пище как божественному дару. Можно рассказать ребенку о видении апостола Павла, где прямо сказано, что человек не должен хаять дарованную ему пищу. Ещё следует учитывать, что один из моментов приучения к еде – красота приема пищи. Чумазые, перемазанные йогуртом, шоколадом, маслом младенческие мордашки, может, и действуют умилительно на родительское подсознание, но у окружающих вызывают отвращение, особенно когда это переносится на старший возраст. Необходимо учить есть неторопливо, красиво не только для того, чтобы человек сам получал максимальное удовольствие от процесса еды, но и для того, чтобы он был приятным сотрапезником. Многие дела, кстати, решаются, как мы знаем, за обеденным столом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В человеке все должно быть прекрасно лицо, одежда и душа.

Формирование ценностного отношение к общения, развивитие коммуникативных навыков (умение слушать, становиться на точку зрения других, работать сообща, и др.), потребности во взаимопомощи;Эго-ком...

Материал для родителей "В человеке все должно быть прекрасно"

Материал  для  нагладной  пропаганды, буклетов, стендов, аннотации  к  выставке, стенгазете....

Февраль 2018 год. Беседа с детьми младшей группы на тему: «Что должно быть в аптечке»

Познакомить малышей с понятием «аптечка», её назначением и содержанием и безопасным обращением с ней под присмотром взрослых. Воспитывать культуру безопасности жизнедеятельности; формирова...

Конспект НОД конструирование.«В человеке всё должно быть прекрасно….»

Конспект НОД по конструированиюИнтеграция образовательных областей через лего – конструирование.в подготовительной группе№1 «Любознайки»Тема: «В человеке всё должно быть прекра...

Консультация для родителей: «Игры на компьютере могут и должны быть полезными!»

Консультация для родителей: «Игры на компьютере могут и должны быть полезными!»...