нравственные отношения в семье и детском саду
консультация (старшая группа) по теме

Хуснутдинова Марина Михайловна

материал для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nravstvennye_otnosheniya.docx796.85 КБ

Предварительный просмотр:

«Нравственные отношения в семье и

 в детском саду»

«Растите детей своих в добродетели, только одна она и может дать счастья».

(Л. Бетховен)

Советы педагогов

Воспитывая ребенка, и воспитатели, и родители надеются вырастить из него достойного человека. Каждый родитель хочет гордиться своим ребенком, чтобы он вырос созидателем, а не прожигателем жизни. Софокл,  драматург Древней Греции, написал слова, которые остаются актуальными и сейчас:

Затем и молим богов о детях,

Чтоб супостатов наших отражали

И другу честь умели подавать.

Великий композитор Бетховен завещал потомкам: «Растите детей своих в добродетели, только она одна может дать счастье».

К. Ушинский отмечал: «Ничто – ни слова, ни мысли, ни даже поступки наши не выражают так ясно и верно нас самих и наши отношения к миру, как наши чувствования: в них слышен характер не отдельной мысли не отдельного решения, а всего содержания души нашей и её строя».

Нравственное воспитание – это сложный педагогический процесс, в основе которого лежит развитие чувств. «Те высокие нравственные чувства, которые характеризуют развитого взрослого человека и которые способны вдохновить его на большие  дела и на благородные поступки, не даны ребенку в готовом виде от рождения. Они возникают и развиваются на протяжении детства под влиянием социальных условий жизни и воспитания» - писал А. Запорожец.

Воспитанию нравственных чувств в истории педагогики всегда уделялось большое внимание, ведь воспитание в ребенке гражданина своей Родины неотделимо от воспитания в нем гуманных чувств: доброты, справедливости, способности противостоять лжи и жестокости. Очень важно с малых лет учить ребенка соразмерять собственные желания с интересами других. Тот, кто во имя своих желаний отбрасывает в сторону законы совести и справедливости, никогда не станет настоящим человеком и гражданином. Так считал В. Сухомлинский.

Нравственные чувства развиваются у детей в процессе взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, но главную роль в этом играет все же семья.

Педагогическая ситуация для тренинга

Ситуация первая

В автобусе одно место у окна занимает мальчик, рядом с ним сидит отец. На остановке входит женщина. Сесть некуда, и она останавливается  возле отца с сыном.

Вопросы: 1.Как дальше будет развиваться ситуация?

                  2.Кто должен уступить место?

                  3.Как вы учите своих детей вести себя в транспорте?

Ситуация вторая

В семье устанавливают новогоднюю елку. Пятилетнему Игорю очень хотелось вместе со старшими наряжать елку. Но мама, боясь за красивые дорогие шары, не сразу согласилась на это, и все время поглядывала настороженно на сына. От чрезвычайного усердия и волнения мальчик уронил и разбил самую большую и красивую игрушку. Мать стала кричать на сына, а он стоял, опустив голову, и плакал. Старшая сестренка постаралась вступиться за брата:

-Мама, разве можно из-за какой-то игрушки так ругать Игоря?

- Не твоё дело, своих будешь воспитывать, тогда поймешь!- прервала она дочь и отправила сына в детскую.

Вопросы: 1.В чем состоит педагогический просчет матери?

                  2.Как изменить ситуацию, исправить поведение матери?

                  3.Как вы поступили бы  в таком случае?

Ситуация третья

В детстве Люда очень любила играть с отцом. Ей всегда было весело с ним играть. Как только отец приходил с работы, Люда обрадовано кричала:

-Ой, как хорошо! Значит, мы сейчас пойдем играть.

Однажды отец пришел с работы очень усталым. Люда как обычно, встретила его восторженным криком, желая идти играть с ним во двор.

Но отец неожиданно сказал:

-Сегодня не пойдем, я плохо себя чувствую.

-Нет, пойдем, все равно пойдем!- кричала девочка, цепляясь за отца и увлекая его к двери.

-Доченька, подожди, дай твою руку!- внезапно скомандовал отец .

Люда послушно подала руку, отец приложил к своей груди и спросил:

-Слышишь,  как сильно стучит сердце? Если мы пойдем играть, оно может не выдержать, и тогда у тебя не будет папы.

Дочь испуганно посмотрела на отца, взяла его за руку и повела к дивану:

-Ложись, папочка, и тихонечко лежи, я поиграю сегодня одна.

Вопросы: 1.Каким образом в процессе общения отец воздействовал на дочь?

                  2.Какие чувства по отношению к отцу возникли у Люды?

                  3.Как вы учите своих детей проявлять к вам и окружающим чувства сострадания, жалости?

Тестирование родителей

«Мой стиль воспитания ребенка в семье»

Из трех ответов по каждому вопросу выберите тот, который соответствует вашему привычному родительскому поведению.

1.Ребенок капризничает за столом, отказывается, есть то, что всегда ел. Вы:

          а) дадите ребенку другое блюдо;

          б) разрешите выйти из-за стола;

          в) не выпустите из-за стола до тех пор, пока все не съест.

2. Ваш ребенок, вернувшись с прогулки, расплакался, обнаружив, что потерял во дворе свою старую любимую игрушку – плюшевого медведя. Вы:

          а) идете во двор и ищете игрушку ребенка;

          б) погрустите вместе с ребенком о его утрате;

          в) успокоите ребенка словами: «Не стоит расстраиваться из-за пустяков».

3. Ваш ребенок смотрит телевизор вместо того, чтобы выполнять полученное им в детском саду задание. Вы:

          а) без слов выключите телевизор;

          б) спросите, что необходимо ребенку, чтобы начать делать задание;

          в) пристыдите ребенка за несобранность.

4. Ваш ребенок оставил все игрушки на полу, не пожелав их убрать. Вы:

          а) уберете часть игрушек в недоступное для ребенка место: пусть поскучает без них;

           б) предложите свою помощь в уборке, типа: «я вижу, что тебе скучно делать это одному…», «я не сомневаюсь, что тебе скучно делать это одному..», «я не сомневаюсь, что твои игрушки слушаются тебя…»;

           в) накажите ребенка лишением игрушек.

5. Вы пришли за ребенком в детский сад, ожидая, что он быстро оденется, и вы успеете зайти на почту и в аптеку. Но он под разными предлогами отвлекается от сборов домой, «тянет» время. Вы:

           а) отчитываете ребенка, показывая свое недовольство его поведением;

           б) говорите ребенку, что когда  он себя так ведет, вы чувствуете раздражение и досаду, воспринимая это равнодушие с его стороны к вашим заботам, сообщаете ему, чего вы ждете сейчас от него;

           в) пытаетесь сами побыстрей одеть ребенка, отвлекая как-то от шалостей, не забывая при этом пристыдить, чтобы пробуждалась совесть.

Результат

 Подсчитайте, каких ответов больше – а, б, в. Под каждой буквой прочтите резюме.

«А» - тип авторитарного стиля воспитания, мало доверия ребенку и учета его потребностей.

«Б» - стиль воспитания, при котором признается право на личный опыт и ошибки, акцент – научить его отвечать за себя и свои поступки.

«В» - стиль воспитания без особых попыток понять ребенка, основные методы – порицание и наказание.

Памятка для родителей

«Основы нравственных отношений в семье»

  • Проявляйте  заинтересованность к жизни и проблемам ребенка, будьте искренним – подражая, малыш очень скоро вернет это вам.

  • Ваши показные вежливость и чуткость к окружающим легко распознаются ребенком, и он учиться лжи и лицемерию.

  • Поступайте с другими людьми тактично, будьте терпеливым к чужим недостаткам – это будет для вашего ребенка уроком доброты и человечности.

  • Не говорите о людях неуважительно, плохо. Ребенок вырастет и станет отзываться так же о вас.

  • Поведение – это нравственное мерило человека. Проявляйте благородство при любых обстоятельствах. Станьте примером для своего ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в ср.гр. "Нравственные отношения в семье и в детском саду"

Родительское  собрание   в средней группе Тема: « Нравственные отношения в семье и в детском  саду»Форма проведения:  творческая лаборатория,Продолжительность: 1-1,5чЦели...

Гражданское и духовно-нравственное воспитание в семье и детском саду

Гражданское и духовно-нравственное воспитание детей в семье и детском саду...

Выступление на педсовете «Гражданское и духовно-нравственное воспитание в семье и детском саду»

Формирование высоконравственной личности, педагогическое содействие становлению ее гражданских качеств....

Информация на тему: "Нравственные отношения в семье и детском саду"

Содержанием нравственного воспитания является формирование таких нравственных качеств дошкольника, как: уважение к старшим, дружеские отношения со сверстниками, умение соответственно отзываться на гор...