Главные вкладки

    Методическая разработка (старшая группа) по теме:
    Задания на развитие словесно-образного мышления

    Генералова Елена Николаевна

    Материал на развитие словесно-логического мышления у детй старшего возраста будет интересен и родителям и педагогам

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Задания для развития словесно-логического мышления у детей старшего возраста

    Для того,  чтобы словарный запас ребёнка пополнялся количественно и качественно, ребёнку нужно продемонстрировать те механизмы русского языка, с помощью которых происходит процесс словообразования. Дома, на прогулке, на даче, в любом удобном для вас месте можно играть в словесные игры, которые закладывают механизмы словообразования.

    «Назови слово ласково»: 
    нос – носик, рот - … , клюв - …, гвоздь - …, куст - …, карандаш - …, хвост - …, 
    халат     - …, лист - … и т. д;
    аналогично:
    стул – стульчик, чемодан - …, диван - …, вагон - …, попугай - …, суп - …,
    помидор - …, шкаф - …, портфель - … и т. д;
    дерево – деревце, платье - …, окно - …, одеяло - …, кресло - …, зеркало - … и т.д;
    юбка – юбочка, ваза - …, бочка - …, лапа - …, вилка - …, чашка - …, тарелка - …, ложка - …, лента - …, клетка - …,  кружка - …, куртка - …, подушка - …, стена - ….
     
    «Придумай слово по образцу»: 
    пыль – пылинки, дождь – дождинка, виноград - …, солома - …, бусы - …, изюм - …, град - …, икра - …, роса - …, хворост - …, горох - …, чай - …, снег - …, песок - ….
     
    «Угадай, куда мы поместим»:  
    сахар – в сахарницу, соус - в …, суп - …, хлеб - …, чай - …, сухари - …, салат - …, конфеты - …, мыло - …, пепел - …, чернила - ….

    «Угадай, кто у кого», названия детёнышей:
    у лисы – лисёнок, у ежа - …, у лося - …, у вороны - …, тигра - …, у слона - …, у оленя - … и т. д;
    аналогично:
    у индюка – индюшонок, у орла - …, у белки - …, у волка - .., у кошки - …, у медведя - …, у зайца - …, у льва - …, у кролика - …, у галки - … и т. д;
    нужно запомнить: у овцы – ягнёнок, у коровы – телёнок, у лошади – жеребёнок, у свиньи – поросёнок, у курицы – цыплёнок, у собаки – щенок;

     «Все работы хороши, выбирай на вкус», названия профессий: сварщик, стекольщик, крановщик, часовщик, упаковщик, танцовщик; аналогично: лётчик, грузчик, переплётчик, переводчик, перевозчик, водопроводчик, докладчик.
     К каждой профессии задайте подходящий вопрос, например:
     Кто стёкла в рамы вставляет? – стекольщик
     Кто на кране работает? – крановщик и т.д.
     «Назови женскую профессию»:
    учитель – учительница, воспитатель - …, художник - …, певец - …, писатель - … и т.д.

     «Назови, чей хвост» (образование притяжательных прилагательных):
    у лисы – лисий, у коровы - …, у барана - …, у белки -  …, у волка - …, у медведя - …,
    у собаки - …, у овцы - …, у зайца - ….

    «Назови какой» (образование качественных прилагательных):
    Назови какой человек, если у него много сил, значит он – сильный, если на улице сильный мороз, значит день какой - …,  и т.д. Подбирайте подходящие вопросы к словам:  холод - …, радость - …, голод - …, грязь - …, длина - …, дождь - …, трус - …, непоседа - …, забота - …, жалость - …, зависть - … и т.д.

     «Назови, какой сок, варенье или джем» (образование относительных прилагательных):
    из вишни – вишнёвый;  из малины - …;  из рябины - …; из томатов - …; из яблок - ….;  из слив - …;
    из винограда - … и т.д;
    «Назови, какой это предмет, если он сделан»: из бумаги – бумажный; из дерева - …;
    из резины - …;  из кожи - …; из металла - …; из пластмассы - …; из глины - … и т.д.

    На прогулке, дома, на отдыхе обращайте внимание детей на образование приставочных глаголов: пришел, ушел, обошел, подошел, вошел и т.д.; заехал, подъехал, объехал, переехал, отъехал и т.д.; прилетел, улетел, взлетел, перелетел и т. д.
     
    Для развития словесно-логического мышления используйте следующую подборку игр из цикла
    «Я учусь думать»

     

               Аналогии (на слух):
     
    Стрелка – часы, … 
    Колесо – спица,  …  
    Белка – дупло, …
    Медведь - …
    Колесо – круг, …
    Ковёр - …
    Кофта – шерсть, …
    Шуба - …
    Магазин – продавец, …
    Больница - …
    Рыба – река, …
    Птица - …
    Лошадь – сено, …
    Кошка - …
    День – обед, …
    Вечер - …
    Палец – кольцо,
    Ухо - …              
    Охотник – ружьё,
    Рыбак - …
    Слово – буква, …
    дом - …                                     
    Коза – капуста,
    Белка - …
    Школа – ученик, …
    Больница - …                        
    Лиса – хитрость, …
    Заяц - …
     
     
    Придумай и продолжи.
    • Сереже на день рождения подарили ….
    • Щенок забрался под машину, а там увидел …
    • Зайчонок спрятался под кустик. Потому что …
    • Миша надел тёплую куртку, потому что …
    • В шкафу Петя услышал шум, открыл дверцу, а там…
    • Маша подметала пол и нашла под кроватью …
    • Катя отдёрнула руку, потому что взялась за …
    • Маша уколола палец, потому что …
    • Дети взялись за руки и стали … (водить)


    К  каждому слову надо быстро подобрать подходящее слово.
    Щётка - …,        лейка - … ,          иголка - … ,      лопата - …, очки - … , лифт - … , карандаш - …  ,   грабли - … ,  портфель - … , весы - …,  духовка – …,   холодильник - …,    молоток - …,  ложка - …,  клей - …  , весло - … , сковорода - … , гвоздь - …  , ракетка - …

    Назови, одним словом:
    Кисель, кефир, сок, чай  это - … (напитки).
    Утюг, холодильник, пылесос, кофеварка -
    Муравейник, нора, логово, берлога -
    Самолёт, корабль, лодка, мотоцикл -
    Двойка, тройка, пятёрка, единица -
    Салат, каша, борщ, запеканка -
    Топор, лопата, пила, отвёртка -
    Серьги, браслет, цепочка, кулон -
    Волейбол, баскетбол, футбол, водное поло -
    Клюв, перья, крылья, коготки –

    Мама отругала сына, потому что … (продолжи)
    Мальчик решил переодеться, потому что …
    Девочка поднялась с сиденья автобуса …
    Мальчик быстро бежал к школе …
    Учительница весело рассмеялась …
    Бабушка выключила телевизор …
    Собака грозно зарычала …
    Кот выгнул спину и зашипел…
    Мама открыла окно …
    Машины резко затормозили …
    Милиционер громко засвистел …
    Петя громко вскрикнул …

    Во что превратится…
    Стул без спинки.                            Чашка без ручки.
    Мороженое без холодильника.     Всадник без лошади.
    Дерево без веток.                            Стол без ножек.
    Диван без спинки.                           Подушка без перьев.
    Снеговик без холода.                      Кофта без рукавов.
    Окно без стёкол.                              Сад без деревьев.

    Назови лишний предмет и объясни почему.
    Снежинка, мороженое,
    чай, сосулька.
    Велосипед, коньки, санки, лыжи.
    Расчёска, зубная щётка,  бант, зубная паста.
    Сосиска, сыр, колбаса, ветчина.
    Ложка, вилка, нож, ножницы.
    Муравейник, нора, скворечник.
    Люстра, лампа, свеча.
    Брюки, шорты, юбка.
    Ёлка, берёза, сосна.
    Петух, гусь, воробей.

    Составь словосочетание из предложенных двух слов:
    Например:
    Компот,  вишня   -   компот  из вишни    или  вишнёвый компот
    Листья,  лес        -    лиственный лес   и т.д.
    Пирог,  капуста - 
    Красота, море -     
    Соедини два слова в одном предложении:
     Например:    кошка – лампочка.  
     Кошка грелась под лампочкой.
     Телевизор – пальма.    
     Камень – фонарик.                        
     Стол – папа.
     Лодка – карандаш.   
     Попугай – ветер.  
    Обезьяна – самолёт. 
    Дерево – мышка.  
    Собака – грузовик. 
    Портфель – прыгалки.
    Озеро – зима.
    Что общего в двух предметах?
    Пилотка  -  лодка.                                     Шкаф  -  холодильник.
    Снеговик  -  пирамидка.                           Грабли  -  расчёска.
    Вата  -  облако.                                          Мука  -  песок.
    Мыло  -  лёд.                                              Подъёмный  кран  -  жираф.
    Муравейник  -  детский сад.                    Зонтик  -  гриб.
    Часы  -  градусник.                                    Волосы  -  трава.

    Объясни, что хорошего и что плохого в следующих явлениях: 
    Купание в реке                                   Езда на машине 
    Просмотр телевизора                        Загорание на пляже  
    Компьютерные игры                         Гонка на мотоциклах
    Рубка леса                                          Охота Прогулка в лес

    Подумай и скажи, к каким предметам можно отнести слово действие. 
    Например:
    ЛЕТАТЬ -  могут  птица, самолёт, облако, бабочка, листья, снежинка, стрела.
    ПРЫГАТЬ,   ПЛАВАТЬ,   СВИСТЕТЬ,   ГУДЕТЬ,   ШУМЕТЬ,   СКРИПЕТЬ,   СВЕТИТЬ,   ИДТИ,   КОПАТЬ,   СТИРАТЬ.
    Попробуйте вместе объяснить пословицы.
    Хочешь  есть калачи – не сиди на печи.
    Не зная броду, не суйся в воду.
    Не говори «гоп», пока не перепрыгнешь.
    За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.
    Семь раз отмерь, один раз отрежь.
    Без труда не вынешь и рыбки из пруда.
    Дарёному коню в зубы не смотрят.
    Лето работает на зиму, а зима на лето.
    Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
    Сказал – как узлом завязал.
    Объясни, что это означает.

     

    Дом, как крепость.             Мальчик, как медведь.   
    Девушка, как лебедь.         Машина, как игрушка.
    Деревья, как  богатыри.     Учитель, как грозовая туча.
    Человек, как стена.             Трава, как ковёр.
    Снег, как одеяло.                 Ноги, как ватные.

    Соедини две ситуации.  
    Например:
    Девочка раскрыла зонтик – котёнок спрятался под крышей.
    (Начался сильный дождь и девочка раскрыла зонтик, а  котёнок спрятался под крышей).
    Собака погналась за курицей – машина остановилась у дороги.
    Мама купила конфеты – учительница поздравила Олю.
    Девочка взяла веник – мама купила новую чашку.
    Папа похвалил мальчика – в скворечнике поселились скворцы.
    Залаяла собака – хозяин открыл дверь.
    Папа раскрыл книгу – комната наполнилась дымом.
    Старушка шла по мосту – мужчина снял шляпу.
    Окна в доме были открыты настежь – разбитая ваза лежала на полу.
    Белка уронила шишку – заяц выбежал на дорогу.
    Автобус остановился – автобус поехал дальше.

    Подбери как можно больше слов признаков подходящих к словам: 
    ЗИМА,  ЯБЛОКО,  ЦВЕТОК,   СОБАКА,  ВОДА,  ЛЕС,  ЗАДАЧА,  СТИХОТВОРЕНИЕ.

    Я скажу два слова, а ты эти два слова скажи наоборот.
    Например: Яркий рассвет – тусклый закат.
    Короткий день - …                                               Слабый мороз - …
    Трусливый богач - …                                           Добрый друг - …
    Радостная встреча - …                                         Плавный вдох - …
    Грустная старость - …                                         Отдать много - …
    Вспомнить радость - …                                       Светлый верх - …

    Исправь ошибку и скажи правильно:
    Девочка нарисовала двух птиц: одну маленькую, а другую зимующую.
    На тарелке лежало два яблока: одно зелёное, а другое кислое.
    Женщина купила две юбки: одну короткую, а другую широкую.
    В живом уголке жили два кролика: один большой, а другой чёрный.
    Дети прочитали сказку про двух сестёр: одна была трудолюбивая, а другая злая.
    На столе стояли две тарелки: одна глубокая, а другая пустая.
    Возле дома росли два дерева: одно высокое, а другое хвойное.
    В сказке было две феи: одна злая, а другая нарядная.
    В школе учились два ученика: один делал уроки быстро, а другой красиво.

    Я назову два предмета, а ты скажи, чем они похожи и чем отличаются: 
    самолёт – птица                      кукла – девочка
    солнце – луна                          туча – облако
    трамвай – метро                      кастрюля – сковорода
    столб – дерево                         озеро – река
    наволочка – пододеяльник    вилка – грабли
    топор – молоток                     шкаф – тумбочка

    Подумай и ответь.
    • Может ли стол, у которого отвинтили две ножки, стоять? Почему?
    • Может ли трамвай объехать девочку, стоящую на рельсах?
    • Удержатся ли два шарика, если их поставить друг на друга?
    • Будет ли кубик катиться? Почему?
    • Может ли велосипед обогнать автомобиль? Почему?
    • Кого легко заметить на снегу? Кого трудно?
    • Мама выглянуда в окно и говорит: « На улице  сильный ветер» («Ночью был дождь»).  Как она догадалась?
    • По глубокому снегу проще идти пешком или на лыжах? Почему?
    • Летом можно кататься на лыжах? Почему?

    Когда это бывает  и  что это значит, объясни:
    ливень,     листопад,    мороз,     пасмурно,    жара,     купание,   сосульки,   ледоход,   снежки,   куличики,   вьюга,   проталины,   урожай,   капель,   каток,   прополка.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Задания на развитие логического мышления

    Данная презентация предназначена для детей 2 младшей группы, может использоваться как на  промежуточных занятиях, так и в диагностике.Дети отвечают на поставленные воспитателем вопросы, а на экра...

    Задания на развитие образного мышления старших дошкольников

    Задания для развитие образного мышления....

    Картотека заданий на развитие мышления

    Картотека заданий на развитие мышления...

    Задания на развитие логического мышления

    ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫЛОГИЧЕСКИЕ КОНЦОВКИЗАГАДКИЗАДАЧИ В СТИХОТВОРНОЙ ФОРМЕ...

    Задания на развитие логического мышления

    Очень часто воспитатели детских садов сталкиваются с проблемой найти подходящий материал для занятий с детьми на развитие их логического ума. данные карточки удобно использовать как в индивидуальной р...

    задания на развитие логического мышления

    Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста...

    34 ЗАДАНИЯ НА РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКА

    задания на развитие мышления...