Главные вкладки

    Консультация "Детско-родительские отношения в современных семьях"
    консультация по теме

    Гришачева Евгения Борисовна

    консультация для родителей

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon detsko-roditelskie_otnosheniya.doc44 КБ

    Предварительный просмотр:

              Детско-родительские отношения в современных семьях.

       Результаты статистики говорят о том, что практически большую часть российских семей сегодня по той или иной причине можно отнести к разряду неблагополучных. Затянувшийся экономический кризис привел к тому, что большинство российских семей попали в разряд малообеспеченных. По последним данным, наблюдается увеличение младенческой смертности, высока заболеваемость матерей. Растет число детей, рожденных вне брака. Увеличивается количество разводов из-за алкоголизма, наркомании, противоправных действий.

    Все это не может сказаться на взаимоотношениях между родителями и детьми. Современная семья включена в различные механизмы общественного взаимодействия, а потому социально-экономические катаклизмы, происходящие в нашей стране, не могут не способствовать усугублению детско-родительских отношений. Необходимость поиска заработка, перегрузки на работе, сокращение в связи с этим свободного времени у родителей приводят к ухудшению их физического и психического состояния, повышенной раздражительности, утомляемости, стрессам. Свои стрессовые состояния, негативные эмоции родители нередко выплескивают на тех, «кто под руку попадается», чаще всего – на детей, которые обычно не могут понять, почему взрослые сердятся.

     Согласно исследованиям, родительская жестокость имеет место приблизительно в 45% семей. А если учитывать все подзатыльники, угрозы, запугивания, шлепки и т.п., то почти каждый ребенок, хоть однажды сталкивался с проявлением жестокости, давления со стороны своих родителей.

    Для правильного воспитания родителям полезно знать, какие формы наказаний существуют.

    1. К самым неправильным, неблагоприятным формам следует отнести физическое воздействие. 85% родителей справедливо считают, что ударить ребенка – означает нарушить его права. Вместе с тем 74% из них допускают шлепок по мягкому месту и 11%  использование ремня как вида наказания. Обычно эта форма воздействия применяется тогда, когда сами родители слабо контролируют собственное поведение. К физическим наказаниям не следует прибегать потому, что обычно после них ребенок ведет себя по-другому только в присутствии того, кто его наказал. Поэтому такое воздействие совершенно бесполезно, если родители хотят воспитать в ребенке желание поступать правильно под воздействием собственного внутреннего контроля, а не потому, что кто-то заставил.

    2. Речевая агрессия (ругань, оскорбления), подобно физическим наказаниям, малоэффективна и ведет лишь к тому, что ребенок будет использовать эту модель поведения со сверстниками.

    3. Весьма распространенной формой являются так называемые сепарационные наказания, лишающие ребенка части родительской любви (игнорирование его, отказ от общения с ним). Суть наказания сводится к изменению привычного для ребенка стиля отношений с родителями: его лишают тепла и внимания, хотя при этом продолжают о нем заботиться. Это чрезвычайно сильно действующая форма, и применять ее нужно крайне осторожно и  очень непродолжительное время.

    4. Довольно распространенным в семье является наказание в виде лишения награды (сладостей, новых игрушек, прогулок и т.д.). такой метод может привести к успеху, если только ребенок считает ограничение справедливым, если решение принято с его согласия или является результатом предварительного уговора. Целесообразно использовать не отмену, а отсрочку радостного события. При этом нельзя лишать ребенка того, что необходимо для его полноценного развития.

    Наверное, невозможно представить процесс воспитания вообще без наказаний. При дефиците любви становится наказанием сама жизнь, и тогда наказания ищут как последний шанс на любовь.

    Конвенция ООН оправах ребенка дает определение понятия «жестокое обращение» и определяет меры защиты и признание права каждого ребенка.

    Уголовный кодекс РФ предусматривает ответственность за совершение насилия в отношении несовершеннолетних граждан.

    Семейный кодекс РФ гарантирует права ребенка и применяет меру: «лишение родительских прав» при непосредственной угрозе жизни и здоровью ребенка.

    Закон РФ «Об образовании» утверждает право ребенка на уважение его человеческого достоинства.

    Закон РФ «О защите прав детей» гласит: «жестокое обращение с детьми, физическое и психологическое насилие над ними запрещены».

    Агрессивное поведение взрослых, отрицательные ценности и черты характера становятся для ребенка предметом подражания. Если обратить внимание на слова и действия ребенка, легко понять особенности взаимоотношений взрослых в семье. Замечено, что в наибольшей степени агрессивность ребенка проявляется в игре с куклами, по отношению к младшим и физически слабым детям, к животным и т.д. нелюбовь, неприязнь к ребенку родителей вызывает у него ощущение беззащитности, собственной ненужности и соответственно агрессивные проявления.

    Интересно отметить расхождение в ответах детей и их родителей о наиболее типичных способах воспитательного воздействия. Оно наглядно показывает, что родители отдают себе отчет, какие методы были бы наиболее действенными и разумными, но на практике применяют способы более простые и привычные – физические наказания и ругань.

    Наблюдения свидетельствуют о значительном количестве семей, где отношения строятся на основе видимой благожелательности, но ребенок беспомощен, жизнь его наполнена чувством тревоги. Такое состояние наносит ущерб сначала психическому, а затем и физическому здоровью ребенка.

    Конечно, не всякая семья  имеет положительный опыт воспитания и зачастую именно неумение родителей создать для ребенка такую обстановку, которая способствовала бы его личностному развитию и психологическому комфорту, является причиной возникновения конфликтов, агрессии, жестокости. Добрые слова, обращенные к своим родителям, желание детей получать ответное внимание и ласку, должны стать нормой в детско-родительских отношениях.

                       Валеологическое воспитание дошкольников.

    Современный человек не имеет права считать себя образованным, не освоив культуры здоровья.

    Формирование у детей валеологической культуры включает:

    - валеологические знания,

    - интерес к оздоровлению собственного организма и сознательную установку на ведение здорового образа жизни,

    - развитие навыков и формирование привычек ведения здорового образа жизни,

    - ответственность за свое здоровье и здоровье окружающих.

    Здоровый образ жизни – это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях. Главная цель валеологического образования – помочь ребенку вырасти крепким и здоровым, дать малышу понять, что здоровье – главная ценность жизни человека.

    Валеологизация педагогического процесса в детском саду строится таким образом, чтобы создать педагогический процесс на единых требованиях к охране здоровья, физическому и общему развитию ребенка.

    Принципы валеологического образования дошкольников:

    1. Системный подход – то есть воспитание осуществляется в связи с нравственным, эстетическим, психофизическим формированием уровня развития ребенка. Невозможно сохранить тело здоровым, если не совершенствовать эмоционально-волевую сферу, не работать с душой и нравственностью.
    2. Деятельностный подход. Валеологическая культура осваивается детьми в процессе совместной деятельности со взрослыми. Успешное решение задач валеологического воспитания возможно только при объединении усилий всех специалистов детского сада и родителей.
    3. Принцип «Не навреди»  предусматривает использование в валеологической работе только безопасных приемов оздоровления.
    4. Принцип гуманизма. В валеологическом воспитании признается самоценность личности ребенка. Нравственными ориентирами воспитания являются общечеловеческие ценности.
    5. Принцип альтруизма предусматривает потребность делиться освоенными ценностями валеологической культуры: «Научился сам – научи друга».
    6. Принцип меры. Для здоровья хорошо то, что в меру.

    Овладение детьми валеологическими знаниями и умениями происходит через самые разнообразные формы работы. Это занятия-игры, занятия-беседы, экскурсии, целевые прогулки, спортивные праздники и развлечения. Мероприятия валеологической направленности органично вплетаются во все режимные моменты и деятельность детей.

    На занятиях по валеологии дети знакомятся:

    - с элементарными знаниями о внешних органах человека, то есть теми, какие доступны для изучения и наблюдения,

    - с основами первой помощи при травмах,

    - с основами безопасности поведения,

    - приобретают навыки ухода за органами,

    - приобретают навыки сохранения и укрепления осанки, профилактики плоскостопия.

    Среди методов и приемов используются: беседы, дидактические игры, труд, наблюдения, чтение книг, решение житейских ситуаций, сюжетно-ролевые игры. В связи с тем, что дети 5-7 лет способны к элементарному анализу и синтезу, предполагается экспериментирование, элементарные опыты, длительные наблюдения. Система работы по валеологическому воспитанию позволит выработать разумное отношение детей к своему организму, привить культурно-гигиенические навыки, помочь ребенку приспособиться к постоянно меняющимся условиям окружающего мира, что проявляется в устойчивости к экстремальным ситуациям, невосприимчивости организма к неблагоприятным факторам. Нужно отметить, что наши дети физически развиты и подвижны. С каждым днем они становятся валеологически грамотней. Дети знают, как не навредить своему здоровью, как действовать в экстремальных ситуациях и многое другое. Имеют элементарные представления об анатомии и физиологии человека, гигиена питания, сна, кожи.

    Таким образом, можно сказать, что валеологическая работа не проходит бесследно. Нетрадиционный подход к оздоровительно-профилактической работе с детьми дошкольного возраста имеет огромный воспитательный потенциал. Это очень важно в воспитании здорового поколения.



    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для родителей: «Отношения в современной семье».

    Консультация для родителей: «Отношения в современной семье»....

    Консультация для родителей «Отношения в современной семье»

    Консультация для родителей "Отношения в современной семье"...

    «Отношения в современной семье»

    Любой родитель хочет для своего ребенка всего самого лучшего. Прилагается масса усилий, делается все возможное, чтобы наши дети были здоровыми, счастливыми, чтобы они развивались гармонично каждый ден...

    Консультация для родителей «Отношения в современной семье»

    Любой родитель хочет для своего ребенка всего самого лучшего. Прилагается масса усилий, делается все возможное, чтобы наши дети были здоровыми, счастливыми, чтобы они развивались гармонично каждый ден...

    Консультация для родителей «Отношения в современной семье»

    Любой родитель хочет для своего ребенка всего самого лучшего. Прилагается масса усилий, делается все возможное, чтобы наши дети были здоровыми, счастливыми, чтобы они развивались гармонично каждый ден...

    Консультация для родителей «Детско-родительские отношения в современных семьях»

    Консультация для родителей «Детско-родительские отношения в современных семьях»...

    Консультация для родителей "Отношения в современной семье"

    Консультация для родителей "Отношения в современной семье"...