"Готовность к школе – что готовим?" - консультация для родителей
консультация (старшая группа) на тему

Понятие «готовность к школе» неоднозначное и многогранное. Различные специалисты в него вкладывают свой смысл, и порой бывает сложно придти к единому мнению, объединяющему разнообразные научные течения. В понятие «готовность к школьному обучению» вкладывают и зрелость познавательных процессов, и сформированность мотивационной позиции, и даже физиологическую готовность, переход организма из одного этапа развития в другой

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gotovnost_k_shkole_-_chto_gotovim.doc86.5 КБ

Предварительный просмотр:

Готовность к школе – что готовим?

    Понятие «готовность к школе» неоднозначное и многогранное. Различные специалисты в него вкладывают свой смысл, и порой бывает сложно придти к единому мнению, объединяющему разнообразные научные течения. В понятие «готовность к школьному обучению» вкладывают и зрелость познавательных процессов, и сформированность мотивационной позиции, и даже физиологическую готовность, переход организма из одного этапа развития в другой. Взглядов, позиций, мнений огромное множество. Постараемся же рассмотреть данное понятие с различных сторон.

    Давайте оттолкнемся от свода психолого-педагогических требований, которыми пользуются в некоторых школах для оценки готовности будущего первоклассника к школьному обучению  (таблица)

Таблица: Оценка готовности к школе.

Требования к развитию фонетического слуха

1.

Знать, что речь состоит из предложений, предложения из слов, слова из слогов, слоги из звуков

2.

Уметь отличать букву от звука

3.

Уметь выделять звуки в словах

4.

Уметь определять место звука в слове

5.

Уметь подбирать слова с заданным звуком

Требования к развитию речи

6.

Достаточный словарный запас

7.

Знание наизусть стихотворений

8.

Составление простых предложений из 3-4 слов

9.

Умение излагать содержание прочитанного взрослым текста, пересказывать

10.

Умение отвечать на вопросы

11.

Составление рассказа по картине или серии картинок

Требования к социально – психологическому развитию ребенка

12.

Наличие положительной учебной мотивации

13.

Наличие навыков культурного поведения и культуры общения друг с другом, с взрослыми

14.

Развитая память

15.

Умение концентрировать внимание, переключать, распределять его

16.

Развитие мыслительных операций по возрасту

17.

Умение осознано слушать и воспроизводить услышанное

18.

Умение работать в едином темпе с коллективом

Требования к подготовке руки к обучению письму

19.

Хорошо, уверенно владеет ножницами, карандашом

20.

Может рисовать по клеточкам, срисовать по данному образцу

21.

Умеет рисовать узоры акварелью

22.

Владеет штриховкой в разных направлениях, обводит контуры

23.

Правильно держит ручку и карандаш

Математические представления ребенка

24.

Умеет ориентироваться на листе бумаги, в тетради

25.

Может считать в пределах 10 и обратно, знать название, последовательность и обозначение чисел

26.

Знает что такое сложение и вычитание

27.

Решает простые примеры

28.

Составляет и решает простые задачи на сложение и вычитание

  Теперь по пунктам разберемся, какое значение имеют те или иные требования, и насколько они могут быть обоснованными с точки зрения необходимости при обучении ребенка.

  1. Знать, что речь состоит из предложений, предложения из слов, слова из слогов, слоги из звуков.

  В детском саду у ребят есть занятия по подготовке к обучению грамоте, где им обычно рассказывают о том, что такое предложение, слово, слоги, звуки. Дети тренируются в определении слогов и звуков, составлении предложений. Когда ребенок придет в школу, речевой подготовке уделяют немало внимания на первых неделях обучения. Тогда логичен вопрос: зачем же вообще до школы об этом заботиться? Здесь не все так просто.

    Дело в том, что эти начальные понятия, да и первые 11 пунктов в нашем списке требований вообще, так или иначе относятся к сформированности речевых процессов ребенка. И особое внимание им уделено неслучайно. В целом устная речь формируется на достаточно высоком уровне уже к 5 годам. В этом возрасте ребенок уже способен произносить правильно все звуки родного языка, грамотно строить словосочетания и предложения, обладает достаточно большим словарным запасом. Конечно, речь еще несовершенна, и ее совершенствование будет длиться еще  долгие годы, но определенный задел на будущее уже есть. И в данном случае очень важно, чтобы определенные структуры и процессы устной речи были сформированы, прежде чем ребенок начнет осваивать письменную речь. Думаю, уже становиться понятно, откуда возникают все эти речевые требования. Важно, чтобы к моменту поступления в школу у ребенка была в достаточной мере сформирована устная речь. В противном случае появляется высокий риск того, что все ошибки, трудности, которые есть в устной речи, могут перейти в письменную. Они будут там закрепляться, и справиться с ними потом станет значительно трудней. В свою очередь проблемы в усвоении родного языка могут повлиять в будущем как на само школьное обучение, так и на сдачу выпускных и вступительных экзаменов. И хотя экзамены еще очень далеки, и думать сегодня о них, возможно, не хочется, следует помнить, что исправлять закрепившиеся в опыте ошибки потом будет очень тяжело. Поэтому подумать о будущем ребенка нужно еще до школы. Обратитесь за консультацией к логопеду, при необходимости вам дадут рекомендации по коррекции или направят на занятия. Если у ребенка нет существенных проблем со здоровьем, справиться с  недостатками речевого развития не так сложно, нужно только приложить немного усилий.

  1. Уметь отличать букву от звука.

  Буквы мы пишем и видим, а звуки – слышим и говорим. Согласитесь, ребенок может это запомнить и понять, ничего сложного тут нет. Позже, уже в школе, с терминами «буква» и «звук» он будет сталкиваться многократно, поэтому давайте объясним сразу, раз и навсегда, чем эти понятия отличаются друг от друга.

  1. Уметь выделять звуки в словах. Уметь определять место звука в слове. Уметь подбирать слова с заданным звуком.

   Данные критерии являются различными показателями развития фонематического слуха ребенка. Своевременное обнаружение сложностей и их корректировка позволит в дальнейшем избежать проблем при изучении как родного, так и иностранных языков.

  1. Достаточный словарный запас.

   К семи годам словарный запас ребенка уже довольно велик. Он умеет правильно пользоваться различными частями речи. В активной лексике много имен прилагательных, глаголов, естественно, и имен существительных. Ребенок уже может использовать правильные формы слов, сопоставлять их по лицам, родам, падежам (еще не зная этих понятий).

  1. Знание наизусть стихотворений.

   Знает и рассказывает наизусть различные стихотворения. На собеседовании, которое проходит ребенок при поступлении в некоторые школы, могут предложить рассказать наизусть любимое стихотворение.

  1. Составление простых предложений из 3-4 слов.

  Навык, которым владеет большинство детей уже с двухлетнего возраста. Например, когда ребенок отвечает на какой-то вопрос или рассказывает, что он видит на картинке, с кем живет, что любит делать – все это составление простых предложений.

  1. Умение излагать содержание прочитанного текста, пересказывать.

   Это и умение слушать (в школе надо слушать и слышать учителя), запоминать (куда без этого), воспроизводить некую последовательность событий (это можно рассматривать как зрелость мыслительных процессов).

  1. Умение отвечать на вопросы.

   Пункт банальный, но важный.

«Мальчик, как тебя зовут?»

«Как зовут твою маму?»

«Какой сегодня день?»

Вопросы несложные, но даже они порой могут поставить ребенка в тупик. Кто-то стесняется, кто-то не понимает, что от него требуется, а кто-то ответить безусловно, может, но вместо полного ответа отвечает одним словом и затрудняется в составлении полного предложения. А ведь мы уже говорили, что все развивается постепенно, понемногу. Сегодня ребенок учится отвечать на простые конкретные вопросы, а завтра будет учиться давать развернутый, аргументированный ответ на вопрос по литературе, философии, истории. Поэтому даже такой, казалось бы, малости, как ответ на вопрос, ребенка нужно учить начиная еще с дошкольного возраста.

«Мальчик, как тебя зовут?   - Меня зовут Матвей.»

«Как зовут твою маму? – Мою маму зовут Оля».

«Какой сегодня день? – Сегодня понедельник».

«Матвей, ты хочешь учиться в школе? – Да, я хочу учиться в школе»,

  Так что желательно обратить внимание на то, умеет ли ваш ребенок отвечать на вопросы полными предложениями и при необходимости потренировать его в этом.

  1. Составление рассказа по картинке или серии картинок.

  Это и развитие наблюдательности, и развитие мышления, и развитие речи одновременно. Данный параметр больше оценивает психологические характеристики, умение прослеживать причинно-следственные связи, рассуждать, мыслить. Это требование опирается на возрастную особенность ребенка – дается опора на зрительный образ, что, конечно, облегчает задачу в составлении рассказа и вместе с тем проверяет навык владения родным языком.

  1. Наличие положительной учебной мотивации.

  О мотивации мы еще будем говорить, но сразу хочется заметить вот что:

  • Ребенку нужно хотеть в школу.
  • Ребенку нужно знать, зачем он туда пришел.
  • Ребенку нужно знать, чему он там будет учиться.

Если задать детям вопросы, передающие смысл этих утверждений, не всегда можно получить радующие слух ответы. Варианты ответов детей, уже пришедших в первый класс.

«Хочешь в школу?» или «Нравится тебе в школе?»

«Не хочу (не нравится), в садике лучше».

«Не хочу (не нравится), рано вставать».

«Не хочу (не нравится), писать тяжело».

«Зачем ты ходишь (пришел) в школу?»

«Здесь много друзей»

«Здесь можно бегать по коридорам»,

«Не знаю».

«Учиться»

Последний ответ хороший, но возникает следующий вопрос: «Чему ты хочешь научится в школе?»

    В моей практике ответы детей были такими: вязать, танцевать, говорить по-английски, чтобы мама не знала, о чем мы говорим с подружкой, ездить на мотоцикле, бегать. Причем дети совершенно не хотели учиться читать, писать, считать, много знать и так далее. Возникает вопрос: не разочаруются ли все эти ребята в школе, и каково же им там будет? Поэтому данный пункт неслучаен: если ребенок не хочет, и в процессе обучения в первом-втором классе так и не захочет учиться в школе, его могут ожидать весьма серьезные трудности и разочарования.

  1. Наличие навыков культурного поведения и культуры общения друг с другом, с взрослыми.

Очередной, казалось бы, банальный пункт, но все же. Желательно, чтобы ребенок знал, что нужно здороваться и прощаться, говорить «спасибо», мусор выкидывать в мусорную корзину, драться с одноклассниками нежелательно, ругаться бранными словами нельзя (некоторые дети почему-то этого не знают), учителя нужно слушать, выполнять его просьбы и указания на уроке и т.д. Думаю, подобных пунктов можно назвать много. Все это элементарные правила сосуществования, совместного пребывания в обществе. Наличие навыков культурного поведения и культуры общения друг с другом и с взрослыми нужно для повышения комфортности нахождения вашего ребенка в школе.

  1. Развитая память.

  При обучении приходится запоминать большой объем информации. Поэтому понятно, что развитая память (кратковременная и долговременная, зрительная и слуховая) необходима для того, чтобы ребенок был успешен в процессе обучения.

  1. Умение концентрировать внимание, переключать и распределять его.

  Этот пункт очень важен, ведь ребенку нужно высидеть урок, учителя услышать, буквы в тетради написать – да мало ли чем еще нужно сконцентрироваться в школе.

  1. Развитие мыслительных операций по возрасту.

  Мышление должно развиваться по возрасту, и если есть существенные проблемы в его формировании, то, быть может, стоит подумать о специальной программе? Во всяком случае ребенку может быть тяжеловато обучение в массовом классе, и тем более в том случае, если программа усиленная.

  1. Умение осознано слушать и воспроизводить услышанное.

Без этого умения ребенок просто не услышит, что говорит учитель, не выполнит его просьбу, задание, и, вероятно, чему-то не сможет научиться. Далее мы к этому вернемся, когда зайдет речь о произвольности.

  1. Умение работать в едином темпе с коллективом.

Этого заранее не узнаешь, на данный параметр можно будет обратить внимание только когда коллектив сформируется и ребенок начнет учиться в нем. Сложно будет слишком быстрому и слишком медлительному: первый будет отвлекаться, что-то пропускать, скучать на уроках, а второй – не успевать за работой класса. Повышенная утомляемость, кстати, грозит и первому и второму в равной степени, со всеми вытекающими из этого последствиями.

  1. Хорошо, уверенно владеет ножницами, карандашом.

Развитие мелкой моторики в соответствии с возрастом также важный фактор. Ребенку нужно уметь уже до школы уверенно пользоваться ножницами и карандашом и ручкой. Если вы видите, что ребенок с этой деятельностью не справляется, обратите внимание, помогите ему в развитии данных навыков. Если не получается справиться самостоятельно, возможно, необходима помощь психолога или даже невролога.

  1. Может рисовать по клеточкам, срисовывать по предложенному образцу.

Ориентация в пространстве листа, тетради. Точность движений, умение работы с образцами – в первом классе данные навыки необходимы.

  1. Умеет рисовать узоры акварелью.

 Очередной показатель развития мелкой моторики. Просто посмотрите – ваш ребенок умеет рисовать красками? Способностей к рисованию от малыша никто не требует, нужно просто умение пользоваться кисточкой и акварельными красками.

  1. Владеет штриховкой в разных направлениях, обводит контуры.

Показатель развития мелкой моторики, согласованности действий рук (следовательно, согласованности в работе полушарий).

  1. Правильно держит ручку и карандаш.

На сегодняшний день в специальной литературе и среди педагогов иногда встречается мнение, что как держит, так пусть и держит и не стоит на это обращать внимание. Тем не менее некоторые дети так выворачивают руку, что их даже становится жалко. Обратите внимание на следующий момент: ни при рисовании, ни при письме рука не должна быть чересчур напряжена. Если костяшки пальцев у ребенка при письме белеют, значит, он неправильно держит ручку или карандаш, мышцы руки перенапрягаются. В процессе письма учувствует только кисть. Постановка правой руки отличается от постановки левой: как правило, левши сильно сгибают кисть, чтобы иметь возможность видеть то, что они пишут или рисуют.

  Часто бывает, что ребенок просто не знает, как держать ручку по-другому, ему просто никто никогда этого не показывал, и обучение правильному способу не вызывает у него негатива, а чаще всего приносит облегчение.

  Если нужно, обратитесь за помощью к специалисту. Важно помнить, что в данном случае необходима согласованность действий и своевременное, ранее вмешательство. Если учитель в классе будет поправлять ребенка, а вы дома нет, то результата можно ждать долго и так и не дождаться. Если вы спохватились только лишь в конце учебного год, когда ребенок уже как минимум год будет писать определенным образом, переучивать его будет тяжело, потому что определенный навык у него к тому времени уже сформируется. Именно поэтому важны своевременность и согласованность.

  1. Умеет ориентироваться на листе бумаги, в тетради.

  Оформление работ в начальной школе уделяется особое внимание. Аккуратность, чистота в тетрадях – один из критериев оценивания, и даже если нам, родителям, это непонятно или не нравится, сделать с этим мы ничего не можем. Кроме того, если ученик работает в тетради по принципу «где рука упала – там и пишем», проверять такую работу нелегко и давать ему задания тоже, а уж о том, насколько тяжело самому ребенку, и говорить не приходиться.

  1. Может считать в пределах 10 и обратно, знать название последовательность и обозначение чисел. Знает, что такое сложение и вычитание. Решает простые примеры. Составляет и решает простые задачи на сложение и вычитание.

Этими несложными навыками ребенок владеет уже в шесть лет, и они являются одним из показателей его нормального развития. Вспомните себя, наверняка еще до школы вы могли сами купить мороженое, посчитать, сколько для этого нужно денег, сколько вам должны дать сдачи и так далее. С подобными простенькими задачками вы когда-то прекрасно справлялись, и ваш ребенок сделает это без труда. В школе, конечно же, обучение математике начнется с самого начала – с понятий «много – один», изучение цифр, порядкового счета. Обо всем этом первокласснику, безусловно, расскажут, но начальные навыки нужно иметь еще до школы, чтобы знания были прочными и их формирование не вызывало слишком больших усилий со стороны ребенка.

Физиологические показатели готовности к школе.

Физиологическое развитие ребенка происходит неравномерно. В этом процессе есть два ростовых скачка – примерно в 5 лет и в подростковом возрасте, с 12 до 15 лет. Во время такого скачка интенсивно растет скелет  ребенка, при этом внутренние органы и мозг снижают темпы развития. Перед поступлением ребенка в школу первый ростовой скачок должен завершиться, а стало быть мозг снова готов к усиленному интеллектуальному труду.

   Существует такой бесхитростный тест. Если ребенок рукой может через голову (через затылок) достать до противоположного уха, то первый ростовой скачок близится к завершению, а значит по одному из физиологических показателей малыш готов к школьному обучению. Кроме этого, к  физиологическим показателям стоит отнести и состояние здоровья ребенка, но об этом мы еще будем говорить дальше.

   Итак, в целом готовность к школе можно разбить на несколько направлений:

  • Зрелость познавательных процессов (внимание, мышление, речь, память);
  • Физиологическую и физическую сформированность. И здесь обычно выделяют уровень развития мелкой моторики и показатели здоровья ребенка;
  • Положительную мотивацию к школьному обучению, наличие так называемой «внутренней позиции школьника»;
  • Наличие социальных навыков, социализированность ребенка;
  • Зрелость эмоциональной сферы ребенка (часто случается, так что при опережении в развитии познавательной сферы развитие эмоциональной сферы запаздывает).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

"В школу с удовольствием" - консультация для родителей

Как помочь ребёнку успешно адаптироваться к режиму школьника....

Консультация для родителей "Совместная деятельность ДОУ, семьи и школы по формированию готовности ребенка к школе и благополучной адаптации к школьному обучению в условиях ФГОС ДО"

В консультации описывается совместная деятельность семьи, школы и детского сада по благополучной адаптации ребенка к школьному обучению в условиях ФГОС"...

«Московская Электронная Школа» для дошкольников - консультация для родителей.

               «МЭШ» для малышей: как работает развивающее приложение «Дошкольники» В библиотеке «Московской электронной шк...

"Готовность к школе без проблем" консультация для родителей

Консультация содержит полезные советы для родителей будущих первоклассников. Как избежать негативного отношения к школе и обучению в ней. Подскажет правильные поведенческие моменты положительного наст...