Консультации для родителей
консультация (младшая группа) по теме

Шаповалова Юлия Владимировна

Как правильно выбрать игрушки ребёнку. Девочки и мальчики разные миры. Играйте вместе с детьми. Во что играет ваш ребёнок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsii_dlya_roditeley.docx26.02 КБ

Предварительный просмотр:

"Ваш малыш и его игрушки"

Каждый родитель хочет сделать своего ребёнка понастоящему счастливым, дать ему только самое лучшее. А что может порадовать малыша больше, чем новая интересная игрушка? Одни родители задаривают ребёнка новыми игрушками, другие считают, что пары любимых игрушек, как это было в детстве у них, вполне достаточно. Кто же прав? И как правильно выбрать игрушку для Вашего ребёнка?

Конечно никто не скажет Вам, сколько  именно должно быть игрушек у Вашего малыша. Но здесь, как и везде, важна золотая середина. Когда их слишком много, они быстрее надоедают малышу, и он требует всё новые и новые игрушки. Это формирует потребительское отношение к вещам у ребёнка. Ведь чко может быть трогательнее, чем один старый и даже немного порванный, но такой любимый мишка.

Любимые игрушки развивают эмоциональность ребнка, учат его ценить вещи и людей (а разве мишка не живой для маленького малыша?) не за их внешний вид и пользу, а просто за время, прожитое вместе.Однако не стоит впадать в крайность и лешать ребёнка радости новой игрушки, особенно если он давно мечтает об том плюшевом зайце из магазина или о железной дороге. Пусть у ребёнка будут игрушки разного назначения, не стоит покупать ему только роботов или машинки, даже если он любит их больше всего. Играя с разными игрушками, малыш познаёт разнообразие мира, быстрее развивается. С игрушками, изображающими людей, зверей ребёнок учится социальному взаимодействию, поригрывает для себя разные социальные роли. Очень полезными будут игрушки трансформеры, разные кубики и игрушечные стройматериалы. Играя с ними, малыш развивает мелкую маторику, учится креотивному и нестандартному мышлению.

Какие бы игрушки Вы не выбрали для своего ребёнка, прежде всего, они должны быть качественными и безопасными в использовании. Лучше купить несколько дорогих, но качественных игрушек, чем множество дешёвых, быстро ломающихся, которые могут быть сделанны из небезопасных ребёнку материалов. Пусть новая игрушка  всегда будет только в радость Вашему малышу!

"Мальчики и девочки-разные миры"

Все дети развиваются по- разному. И уже к году различия мальчиков и девочек достигают такого высокого уровня, что проявляются в поведении, в том числе в такой сложной деятельности, как игра. А это говорит о том, что у них по-своему организованны психические процессы, по-разному функционирует мозг.

Физиологическая сторона восприятия несколько различается у мальчиков и девочек. Показанно, что до 8 лет острота слуха у мальчиков в среднем выше, чем у девочек, но девочки более чувствительны к шуму. В первых-вторых классах у девочек выше кожная чувствительность, т.е. их больше раздрожает телесный дискомфорт и они более отзывчивы на прикосновение, поглаживание. Игры девочек чаще опираются на ближнее зрение: они раскладывают перед собой свои "богатства"-кукол, тряпочки- и играют в ограниченном пространстве, им достаточно маленького уголка. Игры мальчиков чаще опираются на дальнее зрение: они бегают друг за другом, бросают предметы в цель и т.д. и используют при этом всё предоставленное им пространство. Кроме того, показанно, что мальчикам, в отличии от девочек, для их полноценного психического развития требуется большее пространство чем девочкам. Если пространство мало в горизонтальной плоскости, то они осваивают вертикальную: лазают по лестницам, забираются в шкаф. Если попросить детей нарисовать план окресностей своего дома, то мальчики в рисунках отражают гораздо большее пространство, умещают больщую площадь, Больше улиц, дворов, домов. Специалисты отмечают, что время необходимое для вхождения в урок -период вырабатываемости- у детей зависит от пола. Девочки обычно после начала занятия быстро набирают оптимальный уровень работоспособности. Мальчики же раскачиваются долго и на учителя смотрят редко.

У девочек в дошкольном и младшем возрасте обычно лучше развита речь, часто они сильнее мальчиков физически, их биологический возраст выше. Они оттесняют мальчиков физически и "забивают" их в речевом плане. Но их рассуждения и ответы более однообразны, мышление более однотипно. Среди мальчиков больше вариантов индивидуальности, они нестандартно и интересно мыслят, но часто их внутренний мир скрыт от нас, т. к. они реже раскрывают его перед нами в своих словах.

Опрос воспитателей и учителей относителтно индивидуальных особенностей поведенчиских характеристик детей даёт возможность считать, что обычно мальчики  более возбудимы, раздражительны, беспокойны, нетерпеливы, несдержанны, нетерпимы, неуверенны в себе и даже более агрессивны, чем девочки. Скорее всего, в большинстве случаев это действительно так. Однако, надо иметь в виду, что часто наше видение ребёнка не соответствует тому, что происходит на самом деле.

Сравнив характеристики, которые давали одному и тому же ребёнку родители (почти исключительно мамы, а не папы) и воспитатели (тоже женщины)- расхождения были весьма значительными и разными для мальчиков и девочек.

Так, мальчиков родители часто считают неэмоциональными, когда воспитатели отмечают их повышенную эмоциональность. В то же время при оценках эмоциональности девочек характеристики и мам , и воспитателей совпадают. Но родители часто считают тревожными девочек тогда, когда ни воспитатель, ни психолог тревожности у них не отмечают. У мальчиков встречаются лишь обратные случаи, когда психолог говорит о том, что мальчик очень тревожен, а родители с полной уверенностью заявляют, что их сыну такое качество не свойственно.

Значит, родители склонны несколько завышать эмоциональность дочерей, видимо потому, что она проявляется в их речи более наглядно, и не замечать эмоциональных переживаний сыновей. То есть родители хуже понимают внутренний мир мальчиков. Даже такие, казалось бы, наглядные черты поведения, которые мы обычно связываем с понятием "быстрый" или "медленный" ребёнок, по-разному оценивают родители и воспитатели. Если в отношении девочек они однозначны, то мальчики в глазах родителей чаще излишне медлительны, хотя воспитатели считают их быстрыми. Правда, иногда, наоборот- именно воспитатели жалуются на медлительность мальчиков, а их родители считают, что их сыновья очень подвижны и быстры. То есть и здесь разногласия касаются почти исключительно мальчиков.

Взрослые должны учитывать особенности эмоциональной сферы мальчиков. Мальчики кратковременно, но ярко избирательно реагируют на эмоциональный фактор, а у девочек в ситуации деятельности, вызывающей эмоции, резко нарастает общая активность, повышается эмоциональный тонус коры мозга, чтобы в любую секунду отреагировать на воздействие, пришедшее с любой стороны. Видимо, этим и достигается максимальная ориентированность женского организма на выживаемость. Мужчины же обычно быстро снимают эмоциональное напряжение и вместо переживаний переключаются на продуктивную деятельность. Когда мама (или педагог) долго ругают мальчика, нагнетая эмоции, и сердятся от того, что он не переживает вместе с ней, а как бы остаётся равнодушным к её словам, то надо помнить, что он уже дал пик эмоциональной активности, но он в отличии от мамы не может долго удерживать эмоциональное напряжение, он к этому не приспособлен и, чтобы не сломаться, просто отключает слуховой канал, и информация до его сознания не доходит. Он вас уже не слышит. Ваши воспитательные усилия пропадают впустую. Остановитесь. Ограничте длину нотации, но сделайте её более ёмкой по смыслу, т.к. мозг мальчика очень избирательно реагирует на эмоциональные воздействия. Если вся ваша речь сводится к двум словам: "ты плохой",- то чего вы ждёте от мальчика? Он дезорентирован. Уже с детства мальчики воспринимают информацию избирательно, им нужна конкретика. Объясните чем же вы не довольны, очень коротко и очень конкретно. Иначе мальчик начнёт воспринимать вас как агрессора. Тем самым вы рискуете потерять его любовь и уважение, что к большому сожалению, случается довольно часто. Это является главной причиной почему мальчики слушаются в основном отцов.

Исходя из изложенного, очевидно, что мальчика и девочку ни в коем случае нельзя воспитывать одинаково. Они по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают. Необходимо понять и принять наших мальчишек и девчонок такими, какие они есть, такими разными и по-своему прекрасными, какими создала их природа.

"Играйте вместе с детьми"

Родители знают, что дети любят играть, поощряют их самостоятельные игры, покупают игрушки. Но не все при этом задумываются, каково воспитательное значение детских игр. Они считают, что игра служит для забавы, для развлечения ребёнка. Другие видят в ней одно из средств отвлечение малыша от шалостей, капризов, заполнение его свободного времени, чтобы был при деле.

Те же родители, которые постоянно играют с детьми, наблюдают за игрой, ценят её, как одно из важных средств воспитания. Для ребёнка дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью, в которой проходит его психическое развитие, формируется личность в целом.

Жизнь взрослых интересует детей не только своей внешней стороной. Их привлекает внутренний мир людей, взаимоотношения между ними, отношение родителей друг к другу, к друзьям, к другим близким, самому ребёнку. Их отношение к труду, к окружающим предметам.

Дети подражают родителям: манере обращаться с окружающими, их поступками, трудовыми действиями. И всё это они переносят в свои игры, закрепляя, таким образом, накопленный опыт поведения, формы отношения.

С накоплением жизненного опыта, под влиянием обучения, воспитания- игры детей становятся более содержательными, разнообразными по сюжетам, тематике, по количеству исполняемых ролей, участников игры. В играх ребёнок начинает отражать не только быт семьи, факты, непосредственно воспринимаемые им. Но и образы героев прочитанных ему сказок, рассказов, которые ему надо создать по представлению.

Однако без руководства со стороны взрослых дети даже старшего дошкольного возраста не всегда умеют играть. Одни слабо владеют умениями применять имеющие знания, не умеют фантазировать, другие, умея играть самостоятельно, не владеют организаторскими способностями.

Им трудно сговариваться с партнёрами, действовать сообща. Кто-то из старших членов семьи, включаясь в игру, может стать связующим звеном между детьми, учить их играть вместе. Партнёры-организаторы также могут играть вместе. Обычно каждый навязывает другому свою тему игры, стремясь быть в главной роли. В этом случае без помощи взрослого не обойтись. Можно выполнить главную роль по очереди, взрослому можно взять второстепенную роль. Совместные игры родителей с детьми духовно и эмоционально обогащают детей, удовлетворяют потребность в общении с близкими людьми, укрепляют веру в свои силы.

Авторитет отца и матери, всё знающих и умеющих. Растёт в глазах детей, а с ним растёт любовь и преданность к близким. Хорошо, если дошкольник умеет самостоятельно затевать игру, подобрать нужный игровой материал, построить мысленно план игры, сговориться с партнёрами по игре или сумеет принять его замысел и совместно выполнять задуманное. Тогда можно говорить об умении дошкольника играть. Но и эти дети требуют внимание и серьёзного отношения к своим играм. Им бывает необходимо посоветоваться с матерью, отцом, бабушкой, старшим братом, сестрой. По ходу игры, спросить, уточнить, получить одобрение своих поступков, действий, утверждаясь, таким образом, в формах поведения.

Младший дошкольник 2-4 лет не только не умеет играть вместе, они не умеют играть самостоятельно. Малыш обычно бесцельно возит взад вперёд машину, не находя ей большего применения, он её быстро бросает, требует новую игрушку. Самостоятельность в игре формируется постепенно, в процессе игрового общения со взрослыми, со старшими детьми, с ровесниками. Развитие самостоятельности во многом зависит от того, как организовать жизнь ребёнка в игре. Ждать, пока он сам начнёт играть самостоятельно- значит заведомо тормозить развитие детской личности.

Одним из важных педагогических условий, способствующих развитию игры маленького ребёнка, является подбор игрушек по возрасту. Для малыша игрушка- центр игры материальная опора. Она наталкивает его на тему игры, рождает новые связи, вызывает желание действовать с ней, обогащает чувственный опыт. Но игрушки, которые нравятся взрослым, не всегда оказывают воспитательное значение для детей. Иногда простая коробка из- под обуви ценнее любой заводной игрушки. Коробка может быть прицепом для машины, в которой можно перевозить кубики, солдат, кирпичики, или устроить в коробке коляску для кукол.

Старшие дошкольники ценят игрушки, сделанные руками родителей. Ребятам необходимо иметь под руками кусочки меха, ткани, картона, проволоки, дерева. Из них дети мастерят недостающие игрушки, перестраивают, дополняют и т.п., что, несомненно, расширяет игровые возможности детей, фантазию, формирует трудовые навыки.

В игровом хозяйстве ребёнка должны быть разные игрушки: сюжетно-образные (изображающие людей, животных, предметы труда, быта, транспорт и др.), двигательные (различные каталки, коляски, мячи. скакалки, спортивные игрушки), строительные наборы, дидактические (разнообразные башенки, матрёшки, настольные игры).

Приобретая игрушку, важно обращать внимание не только на новизну, привлекательность. стоимость, но и на педагогическую целесообразность.

Прежде чем сделать очередную покупку, неплохо поговорить с сыном или дочерью о том, какая игрушка ему нужна и для какой игры. Часто девочки играют только с куклами, поэтому часто они лишены радости играть в такие игры, в которых формируется смекалка, находчивость, творческие способности. Девочки с куклами играют или в одиночку, или только с девочками. С мальчиками у них нет общих интересов и нет предпосылок для возникновения дружеских взаимоотношений между детьми. Мальчики обычно играют с машинами, с детским оружием. Такие игрушки тоже ограничивают круг общения с девочками. Лучше, когда мы- взрослые, не будем делить игрушки на "девчоночьи" и на "мальчишечьи".

Если мальчик играет с куклой, ему можно приобрести мишку, куклу в образе мальчика, малыша, матроса, Буратино, Чебурашки и т.п. Важно, чтобы малыш получил возможность заботиться о ком-то. Мягкие игрушки, изображающие людей и животных, радуют детей своим привлекательным видом, вызывают положительные эмоции. желание играть с ними, особенно если взрослые с ранних лет приучают беречь игрушки, сохранять их опрятный вид. Эти игрушки оказываются первыми помощниками детей в приобретении опыта общения с окружающими детьми и взрослыми. Если у ребёнка нет сестёр и братьев, то игрушки фактически являются его партнёрами по играм, с которыми он делит свои горести и радости. Игры со строительным материалом развивают у детей чувство формы, пространства, цвета, воображение, конструктивные способности.

Иногда взрослым надо помочь так построить ту или иную постройку, вместе подумать, какие детали нужны, какого цвета, как закрепить, чем дополнить недостающие конструкции, как использовать постройку в игре. Игры: лото, домино, парные картинки, открывают перед детьми возможность получать удовольствие от игры, развивают память, внимание, наблюдательность, глазомер, мелкие мышцы рук, учатся выдержке, терпению.

Такие игры имеют организующее действие, поскольку предлагают строго выполнять правила. Интересно играть в такие игры со всей семьёй, чтобы все партнёры были равными в правилах игры. Маленький также привыкает к тому, что ему надо играть, соблюдая правила, постигая их смысл.

Весьма ценными являются игры детей с театрализованными игрушками. Они привлекательны своим внешним ярким видом, умением "разговаривать".

Изготовление всей семьёй плоских фигур из картона, других материалов дают возможность детям самостоятельно разыграть знакомые произведения художественной литературы, придумывать сказки.

Участие взрослых в играх детей может быть разным. Если ребёнку только что купили игрушку, и он знает, как ей играть, лучше предоставить ему возможность действовать самостоятельно. Но скоро опыт ребёнка истощается. Игрушка становится не интересной. Здесь нужна помощь старших, подсказать новое игровое действие, показать их, предложить дополнительный игровой материал к сложившейся игре. Играя вместе с ребёнком, родителям важно следить за своим планом. Ровный, спокойный, доброжелательный тон равного при игре партнёра вселяет ребёнку уверенность в том, что его понимают, с ним хотят играть.

Если у дошкольника, особенно у маленького, есть игровой уголок, то время от времени ему следует разрешать играть в комнате, где собирается вечерами семья, в кухне, в комнате бабушки, где новая обстановка, где всё интересно. Новая обстановка рождает новые игровые действия, сюжеты.

Ребёнок очень рад минутам, подаренным ему родителями в игре. Общение в игре не бывает бесплодно для малыша. Чем больше выпадает ему дорогих минут  в обществе близких ему людей, тем больше взаимоотношения, общих интересов, любви между ними в дальнейшем.

"Сюжетно-ролевая игра в семье"

Сюжетно-ролевые игры -обязательная программа любого детского сада  и важный этап в развитии каждого дошкольника. Позитивное влияние ролевых игр на формирование личности ребёнка давно доказано, и не оспаривается уже много лет. И если для дошкольного психолога сюжетно-ролевые игры - это своего рода таблица умножения, то для родителей- это что-то познающееся только интуитивно. А ведь количество детей воспитывающихся дома, вне детского сада огромно. И в таких случаях именно родители должны восполнять пробелы воспитания- организовывать сюжетно - ролевую игру в условиях семьи. Иначе ребёнок недополучит много очень важного для него.

Ролевая игра - полёт фантазии.

Задумайтесь, с помошью чего можно определить мировосприятие ребёнка, его отношение к родителям и близким, а также воспитывать и обучать его? Ответ: сюжетно - ролевая игра. По сути, это большинство существующих игр с ребёнком: строите космический корабль для спасателя галактики; убегаете от бармалея; лечите плюшевого мишку- всё это сюжетно-ролевые игры. Для дошкольника они- необходимый и очень важный этап в развитии. Ребёнок создаёт игру на основе эпизодов из жизни и собственной фантазии, поэтому в ней переплетаются реальность и вымысел. Ролевая игра, особенно если она разыгрывается несколькими детьми, полезна для социализации. В ней ребёнок готовит себя к самым разным ситуациям, которые скоро появятся в период школьной жизни. В дошкольном возрасте у ребёнка только одна возможность побыть взрослым- в ролевой игре.

С помощью ролевой игры ребёнок познаёт мир человеческих отношений и то, как он их познаёт, зависит от родителей в целом. И особенную роль играет  в этом отец, способный стать полноценным участником игры, умеющий передавать свой житейский опыт и воспитывать нравственность в простой форме. А в освоении ролевых игр, поверьте, нет ничего сложного, большинство из них давно обоснавались в нашей исторической памяти.

Не пора ли вмешаться?

На вопрос сколько времени играть с ребёнком в сюжетно-ролевые игры, любой психолог ответит: "столько, сколько ему необходимо". Не стоит думать, что над вами издеваются,психолог прав: каждый ребёнок индивидуальность. Не существует готовых положений о том, сколько, в какое время, до или после еды играть с ребёнком. Однако не трудно понять в какой момент ребёнок переиграл, а когда не доиграл и, исходя из этого, уже делать вывод: стоит изменять ситуацию или нет.

Самое очевидное влияние взрослого на ролевую игру это старт самой игры, показать, как и во что можно играть. Учитывая, что ребёнок одинаково копирует хорошее и плохое, то, давая направление его сюжетно-ролевой игре, взрослый получает в руки мощьный инструмент влияния на будущие наклонности ребёнка, играя, можно воспитывать малыша. Для того чтобы правильно организовать ролевую игру надо помнить три простых правила. Во-первых,  игра не должна строиться на принуждении, это свободное проявление воли ребёнка. Во- вторых, игра - это творческий процесс, не стоит загонять ребёнка в какие бы то ни было жёсткие рамки. В-третьих, старайтесь, что бы игра менялась  и имела своё развитие, но при этом не стоит чрезмерно бояться повторов: если ребёнок, "ставший поваром", второй день жарит блины- не страшно, он просто запоминает и тренирует полученный навык. Поощеряйте это.

Умение начать игру так же важно, как умение прекратить, или перевести её в другое русло. Если вы замечаете, что ребёнок уже вторую неделю играет в одну и ту же ролевую игру, например, в больницу, при этом игра не имеет развития, и он прокручивает одни и те же сюжеты-плюшевый мишка получает слишком много лекарства-пора вмешиваться. Для начала необходимо помочь развить игру, изменить игровую ситуацию, добавить новых героев, например. Превратитесь, скажем, в главного врача и отправьте ребёнка- врача на помощь больному в другую страну. Покажите, где она находится на карте, помогите построить корабль или машину-вот так постепенно вы вовлечёте ребёнка в новую ситуацию. А потом тихонечко отойдите и дайте ему самому развить игру.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...