Главные вкладки

    Памятка для родителей дошкольника "Чтение без принуждения"
    консультация (старшая группа) на тему

    Тумченок Елена Алексеевна

    Данный материал поможет родителям дошкольника сформировать навыки звукового анализа слов и послогового чтения.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл pamyatka_dlya_roditeley_chtenie_bez_prinuzhdeniya.rar683.27 КБ

    Предварительный просмотр:

       

     

       

    МБДОУ ДСВК №66 «Забавушка»

    Родители! При обучении ребенка чтению помните:

          Звук –это самое маленькое, что можно услышать и произнести. Произносить звуки нужно четко и ясно  без примесей других звуков: не ПЭ, а П. не СЭ, а С.    Звуки мы слышим, произносим, но не видим.    

      Звуки образуются при помощи воздушной струи. При образовании гласных звуков воздушная струя проходит свободно.

           В русском языке 6 гласных звуков, которые обозначаем красным квадратом – А,У,О,Ы, Э,И  и  10 гласных букв:  А,О,У,И,Ы, Э, Е,Ё, Ю, Я.

         Если воздушная струя встречает во рту  преграду (зубы, губы или язык), то образуются согласные звуки. Они бывают звонкие и глухие.  Приложив руку к горлу, ребенок почувствует, какой  звук звенит «З» или «С», «Ш» или «Ж», «М» или «П».

         Согласные звуки также различаются по твердости и мягкости.  Согласные твердые звуки обозначаем синими квадратами,  согласные  мягкие звуки – зелеными квадратами.

     Запомни: гласный звук И  всегда  делает впереди стоящую согласную всегда мягкой. Например: МИ, ТИ, ЛИ, ПИЛА, КОНИ, САНИ, МИЛА.

           Запомни: Й,  Ч, Щ  - всегда мягкие,        а Ш, Ж, Ц – всегда твердые.

           Буква – это графическое изображение звука.     Буквы мы видим и пишем. 

     В русском языке 33 буквы. Из них буквы  Ъ и Ь знаки не имеют звуков. Зато буквы Я, Ю, Е, Ё, стоящие после гласных, в начале слова и после разделительного мягкого знака, обозначают два звука: Я= ЙА   Ю =ЙУ    Ё = ЙО     Е = ЙЭ

           Слог  - это часть слова (один гласный или несколько звуков, которые  произносятся одним толчком воздуха).

           Звуковой анализ слова – это значит определить количество слогов и звуков в слове, дать характеристику каждому  из звуков.   Например: КОНИ – Сколько слогов? - (2 слога), Назови 1-ый слог –(КО), 2-ой слог – (НИ).   Какой 1-ый звук?-

    (К- согласный, твердый, глухой). Назови 2 –ой звук –( О – гласный) Какой  3-ий звук? - ( Нь – согласный, звонкий, мягкий, т.к. И смягчает впереди стоящую согласную) Какой  4-ый звук? –( И   - гласный).

    Важно! Букву алфавита надо называть ее звуком (говорить не «БЭ», а «Б», не «КА», а «К», не «МЭ», а «М».

    Игры для быстрого запоминания букв

    1. Завязать ребенку глаза. Затем на его ладони обратной стороной ручки или карандаша взрослый пишет букву. Ребенок отгадывает.
    2.На ощупь определить, какие буквы лежат на столе (или находятся в мешочке).

     Для этой игры подходят пластмассовые буквы.


    3. На фанере спицей выдавить очертания букв. Ребенок на ощупь определяет их
    4. Ребёнок указкой рисует букву в воздухе, а взрослый угадывает ее.
    5. Игра «Быстро буквы называй» — взрослый пишет по две-три буквы, ребёнок быстро называет буквы.

    Как научить ребенка читать? 

    1 этап - Учим и запоминаем буквы; 
    2 этап - Учимся читать слоги разной степени трудности; 
    3 этап – Читаем и понимаем смысл прочитанного слова; 
    4 этап - Читаем и воспринимаем прочитанные слова как часть какого-то смыслового целого: словосочетания, предложения.

    Ошибки, допускаемые взрослыми при обучении ребенка

    чтению в домашних условиях

    1. В основе обучения чтению является звук, а не буква. Прежде, чем показать ребенку новую букву, например М, следует научить его слышать звук «м» в слогах и словах.

       При обучении чтению  дома следует называть и звуки, и соответствующие им буквы одинаково – то есть так, как звучит звук. Например: звук «м»  произносим  отрывисто, так, как он звучит в словах ком, дом. И букву «М» необходимо называть так же! Ни в коем случае не «ЭМ»! Говоря «ЭМ», мы произносим два звука – «э» и «м». Данное обстоятельство только дезориентирует детей.

    2. Вторая грубая ошибка - в обучении по буквенному чтению, то есть ребенок сначала называет буквы слога: М! А! – и только после этого читает сам слог: МА. Этот навык неправильного чтения очень стойкий и исправляется с большим трудом.

            Правильное чтение – это чтение слогами. И пусть ребенок сколько угодно долго читает первую букву слога, пока не сообразит, какая буква следующая: МММА. (Одновременно ребенок переводит указку с буквы на букву.) Главное, чтобы он не останавливался после первой буквы, чтобы он слитно прочел буквы слога.

    Рекомендации для родителей при выполнении домашних заданий

    1. Занятия должны проводиться в непринужденной форме.
    2. Необходимо учитывать силы и возможности ребенка, предотвращать наступление утомления.
    3. Поощряйте малейшие успехи детей, своевременно и тактично помогайте им

    развивать в них веру в собственные силы и возможности.
    4. Продолжительность занятий должна быть не более 20- 25 минут.

    В некотором царстве, в некотором государстве жили-были невидимки. Их нельзя увидеть, но можно услышать и произнести, и тогда они оживут. Зовут их звуками. Одни из них живут в красных домиках. Они очень любят петь песенки и носят красные сарафанчики. Их называют гласными.

         Логопед задает вопрос родителям.

         - Какие гласные звуки вы можете вспомнить? (ответы родителей). Правильно гласные звуки А, У, О, И, Ы, Э обозначаются красным цветом.

            В этом же государстве живут другие звуки, у которых песенка не получается. Они могут только пыхтеть, свистеть, шипеть, мычать. Однажды им стало так обидно, что они заплакали. И тогда гласные звуки предложили другим звукам научить их петь песенку. Звуки очень обрадовались и закричали: «Согласны! Согласны!» И с тех пор все зовут их согласными.

           Согласные звуки живут в синих и зеленых домиках. В синих домиках находятся твердые согласные. Они бывают звонкие и глухие. В зеленых домиках живут мягкие согласные. Они тоже бывают звонкие и глухие.

         Логопед задает вопрос родителям. 

    - Скажите, какие сарафанчики носят твердые и мягкие согласные? (ответы родителей). 

          Соответственно эти звуки носят синие и зеленые сарафанчики и обозначаются синим и зеленым цветом, например: звук М – согласный, твердый, звонкий. Живет он в синем домике. У него есть младший братец звук Мь – живет по соседству в зеленом домике. Он тоже согласный, звонкий, но мягкий.

           А сейчас, уважаемые родители, разберем слово САНИ (родители выкладывают с помощью цветных фишек выше указанное слово, а логопед выводит на интерактивную доску правильность построения слова с подробным его объяснением).

    САНИ – 2 слога, 1-ый слог – СА, 2-ой слог – НИ (количество слогов определяем с помощью хлопков и счетных палочек)

    1-ый звук  С – согласный, твердый, глухой.    2-ой звук  А – гласный.

    3-ий звук  Н – согласный, звонкий, мягкий (И смягчает впереди стоящую    согласную).   4-ый звук  И – гласный.

    Слово Мила родители выполняют самостоятельно. Логопед проверяет, подсказывает, исправляет ошибки.

    МИЛА – 2 слога , 1-ый слог – МИ, 2-ой слог – ЛА.  

      1-ый звук  М – согласный, звонкий, мягкий.

      2-ой звук  И – гласный.

      3-ий звук  Л – согласный, звонкий, твердый.

      4-ый звук  А – гласный.

       Игра «Звуковое лукошко»

    А сейчас, давайте поиграем в игру «Звуковое лукошко». По дорожке мы пойдем – звуки в лукошко соберем.

       Инструкция. Перед вами лежат грибочки, на которых изображены звуки. Прежде чем вы положите его в нужное лукошко (красное, синее, зеленое), вам необходимо охарактеризовать данный звук.

      Быстро сказка сказывается, да не быстро дело делается.

      Посеем мы это звуковое зернышко в наших ребятишек и будем взращивать его, не покладая сил и времени.  И только тогда мы пожнём богатый урожай знаний у наших детушек.

    Рекомендации для родителей при обучении чтению

     

    При обучении чтению помните:

     знакомство надо начинать с изучения гласных букв А, О, Э, И, У, Ы. Гласные Я, Е, Ю, взять позже;

     

     знакомя с какой-либо согласной буквой, подбирайте пары по твердости-мягкости (МА, МЯ) и по признаку звонкий - глухой (Б - П, Д - Т и т. д.);

     

     учить читать лучше сразу слогом (БА - ПА, БЯ - ПЯ).

    Игры и игровые задания для обучения детей чтению

     

    Страна гласных букв

    Ø Скажите ребенку о том, что звуки мы слышим, произносим, но не видим. Их можно записать буквами, предложите ребенку назвать гласные звуки.

     

    Ø Произнесите звук «А». Запишите заглавную букву А. Выясните, на что она похожа (на крышу дома). Напишите ее сначала в воздухе, затем в тетради. Вылепите ее из теста, пластилина; выложите из гороха, счетных палочек и т. д.

     

    Ø Предложите ребенку гласные буквы писать красным цветом — ведь они красивые, музыкальные. Покажите картинки с изображением предметов, название которых начинается на изучаемую вами букву. Громко произнесите эти названия, выделив голосом начальную букву.

     

    Ø Поиграйте в игру «Прочитай-ка». Например: картинка автобуса, перед картинкой стоит буква «А». Ребенок читает «А», остальное договаривает, глядя на картинку.

     

    Ø Или же под картинкой автобуса написано слово «Автобус». Ребенок читает «А», остальное «дочитывает» по смыслу.

     

    Ø Чтобы лучше запомнить гласную букву, ищем ее и подписываем (подчеркиваем) в старых книгах или журналах до тех пор, пока не выделим все буквы (в данном случае — все А).

     

    Ø Если вы, например, изучаете букву «О», можно написать слово «окно», выделив эту букву красным цветом и приклеить карточку на окно. И так можно «расписать» всю квартиру, повесив слова с изучаемыми буквами на те предметы, в названии которых они есть. Ребенок будет читать вместе с вами и запомнит их.

    Аналогично знакомьтесь со всеми гласными буквами.

     

    Ø Дедушка АУ

     

    Покажите ребенку картинки, на которых нарисованы ослик, маленький ребенок, заблудившиеся дети. Под каждой картинкой написаны короткие слова: ИА, УА, АУ. Ребенок должен прочитать их. Или прочитать и соединить черточкой слова, написанные в произвольном порядке, и картинки, соответствующие им.

     

    Ø Читаем слоги: АУ, УА, ИА, АЫ, ИЭ, — и любые другие сочетания гласных букв. А может, кто-нибудь прочтет: АЭИ, УИА — никакого смысла, но смешно.

     

    Согласные буквы

     

    Ø Покажите ребенку написанный слог «БА». Читайте — Ба, выделяя голосом букву «Б». Скажите ребенку, что букву «А» он уже знает, покажите на букву «Б» и спросите, какая это буква? Напишите в воздухе, в тетради букву «Б». Находите в тексте или букву, или слог с изучаемой буквой и подчеркивайте их. Аналогично читаем слоги: БО, БУ, БЫ, БЕ, БЭ.

     

    Ø Покажите картинки: изображения предметов или животных, названия которых начинаются на изучаемые слоги, под ними написаны слова, например: БАрабан, БАбочка, БУсы. «Прочитайте» их. Аналогично поработайте со словами, которые заканчиваются на слоги БА, БО, БЫ и т. д. Повесьте на видное место таблицу слогов с изучаемой согласной: открытых слогов БА-БЯ, БО-БЕ, БЫ-БИ, БУ-БЮ, БЭ-БЕ; обратных слогов АБ-ЯБ, УБ-ЮБ и т. д. По такой же схеме изучаем каждую согласную, а «Й», мягкий и твердый знак не берем.

     

    А может, кто-нибудь найдет в тексте и прочитает слова «БА-БА», «БО-БЫ», «БИ-БИ»? Не забывайте делать карточки слов: «бобы», «баба». А может, «баобаб»?

     

    Ø «Мы читали, мы читали»

     

    Покажите ребенку картинки, на которых нарисованы животные: корова, коза, баран, тигр, собака, кошка, цыпленок и т. д.

     

    1 Вариант

     Под каждой картинкой или около нее написаны короткие слова: МУ, БЭ, ME, Р-Р, ГАВ, МЯУ, ПИ и т. д. Ребенок должен «прочитать» их.

     

    2 Вариант

    Слова написаны в произвольном порядке — ребенок должен провести карандашом стрелочку от слова к нужному животному.

     

    Ø Звучащие картинки

     

    На столе выложите картинки с изображением часов, поезда, воды и карточки со словами «ТИК-ТАК», «КАП- КАП», «ТУ-ТУ» и т. д. Ребенок должен сложить пары — карточки со словами рядом с картинками — предметами, которые их издают.

     

     Если вы не умеете рисовать, возьмите картинки, вырезанные из старых журналов, книг и наклейте их на плотную бумагу. Слова напишите сами.

     

    Ø «Как хорошо уметь читать»

     

    Ø Вы идете с ребенком по улице — читайте вместе с ним вывески, рекламу. Ищите знакомые слова и буквы.

     

    Ø А может, ребенок некоторые вывески прочитает сам? Поощряйте его — купите ему азбуку.

     

    Ø В магазине читайте этикетки.

     

    Ø Разрезная азбука

     

    Выложите на стол буквы из разрезной азбуки — пусть ребенок выкладывает слова, слоги, ищет знакомые буквы.

     

    Покажите ему картинки — пусть он к каждой картинке положит букву или слог, с которого начинается название предмета, нарисованного на ней (например, БАНТ, МОЛОТОК, ТИГР). Это все можно разложить в алфавитном порядке: арбуз, барабан, ведерко и т. д.

     

    Ø Что это за буква?

     

     Покажите ребенку элементы букв, он должен их угадать и дописать. Если ни разу не ошибется — поощрите его сюрпризом из сумки сюрпризов.

     

    Ø «Спасай-ка»

     

    Придумайте любую сказку, в которой ребенок должен кого-нибудь спасти, прочитав слова, фразы или слоги — это зависит от уровня подготовки к чтению.

     

    Например, зайке нужно попасть в свой домик, чтобы спастись от волка. Но он не умеет читать. Попросите ребенка прочитать три слова, написанные около трех домов: мясо, сыр, морковка. Ну а где домик зайца, ребенок догадается, прочитав их.

     

    Ø «Много нужно овощей, чтоб сварить кастрюлю щей»

     

    На кухне вы варите суп. Покажите ребенку написанные слова, например: лук, капуста, картофель, молоко. Он должен прочитать слова и убрать лишнее (молоко). А вы можете пока спокойно варить. А затем проверить — правильно ли ребенок отложил ненужное слово.

     

    А если вы варите кашу, компот? Придумывайте варианты игр.

     

    Ø «Переверни картинку»

     

    На столе лежат картинки, перевернутые изображением вниз. На обратной стороне написана буква или слово. Вы загадываете загадку, например: «Шумит он в поле и саду, но в дом не попадет, и никуда я не пойду, покуда он идет» (дождь).

     

    Ø Ребенок должен отгадать загадку, найти соответствующую букву или слово и перевернуть картинку. Игра закончится тогда, когда ребенок угадает последнюю картинку.

     

    Ø Игрушки

     

    Ребенок играет в кукольном уголке? Покажите ему написанные буквы или слоги, слова. Пусть он отберет из них те, с которых начинаются названия его игрушек: заяц, машина, мяч и т. д. Можно положить картинку с названием игрушки, которой у ребенка нет, — пусть он ее отложит в сторону.

     

    Ø «Палочки-писалочки»

     

              Рисуем на асфальте мелом, пишем палочкой на песке, на снегу слова, слоги, буквы. Ребенок угадывает их. Меняйтесь ролями. Ребенок пишет — вы угадываете.

     

    Ø Можно устроить конкурс между детьми «Кто напишет больше слов?».

    Ø Похожие - разные

     

     Покажите ребенку пары картинок: БЫК — БАК. Ребенок читает и объясняет, что такое «БЫК», «БАК». Аналогично: СОМ — ДОМ, ЛЕС — ЛЕВ, КОСА — КИСА и т. п.

     

    Ø «Одевали — обували»

     

     На столе разложены или картинки с подписями к ним, или карточки со словами. Ребенок должен прочитать их и разложить, например, слева слова — названия предметов одежды, справа — обуви.

     

    Аналогично: мебель и бытовые приборы, овощи и фрукты, водный и наземный транспорт и т. п.

     

    Нужная таблица

     

    Нам понадобится таблица. В ней десять столбцов — по числу гласных букв. И двадцать строк — по числу согласных. В клетках записаны слоги на каждую согласную букву.

     

    Читаем и поем слоги сверху вниз, снизу вверх. Ищем слова, например: Маша, мыло, папа, бусы и т. д. Читать по таблице можно каждый день по 5-10 минут.

     

    Загляни в альбом

     

    Сделайте с ребенком тематический альбом. В нем могут быть страницы с изображением домашних животных, страницы одежды и т. д. Сначала ребенок будет листать его, затем начнет называть предметы. Ну а если вы подпишете картинки, он начнет «прочитывать» и запоминать написанные слова.

     

    Альбомы могут быть на слова, начинающиеся на какую- то одну букву, например «С», или на слова, расположенные в алфавитном порядке.

    АБВГДейка

     

    Ø Чтобы ребенку было легче заучить алфавит, выучите стишки, песенки, например:

     

    А, Б, В, Г, А, Е, Ж

    Прикатили на еже!

    3, И, К, Л, М, Н, О

    Дружно вылезли в окно!

    И Р, С, Т, У, Ф,Х

    Оседлали петуха!

    Ц, Ч,Ш,Щ,Э,Ю,Я-

    Вот и все они, друзья!

    Важно! Вначале букву алфавита надо называть ее звуком (говорить не «БЭ», а «Б», не «КА», а «К» 

        

    Самые распространённые ошибки, допускаемые взрослыми при обучении детей чтению в домашних условиях

    Родители, имеющие детей дошкольного возраста, очень часто задают вопрос: каков возраст ребенка, с которого можно и нужно начинать обучение его чтению? С моей точки зрения, подходящим моментом станет проявление интереса к обучению у самого ребенка. Среди других многочисленных вопросов начнут появляться следующие: «А какая это буква? А с какой буквы начинается мое имя? А что здесь написано?»
    Однако существует определенная категория детей, у которых полностью отсутствует интерес к чтению вплоть до момента поступления в школу. Что делать в таких случаях?
    Прежде всего, попытайтесь найти и устранить причину подобного безразличия. Посоветуйтесь со специалистами: педиатром, логопедом, психологом. Знание большинства букв послужило бы им большим подспорьем на начальном этапе школьного обучения. Многие специалисты считают, что связать звук с буквой посильно даже полуторагодовалому малышу.
    Домашние задания, значительно облегчат задачу взрослых, родителей, педагогов, взявшихся за изучение букв с детьми дошкольного возраста и обучение их чтению. Цели домашних заданий:
    — сделать процесс обучения чтению как можно незаметнее для детей;
    — обучая ребенка чтению, создавать предпосылки для формирования у него грамотного письма в дальнейшем.

    Рекомендации для родителей при выполнении домашних заданий

    1. Занятия должны проводиться в непринужденной форме.
    2. Следует начинать занятие с ребенком тогда, когда у него хорошее настроение и самочувствие.
    3. Необходимо учитывать силы и возможности ребенка, предотвращать наступление утомления.
    4. Следует подмечать и поощрять малейшие успехи детей, своевременно и тактично помогать им, развивать в них веру в собственные силы и возможности.
    5. Нужно соблюдать основной принцип обучения — от простого к сложному.
    6. Не следует переходить к следующему виду упражнений, если ребенок не усвоил предыдущий.
    7. Продолжительность занятий должна быть не более
     20- 25 минут.
    8. Называть буквы, как звуки.

    Самые распространённые ошибки, допускаемые взрослыми при обучении детей чтению в домашних условиях

    В основе обучения чтению – не буква, а звук. Прежде чем показать ребёнку новую букву, например М, следует его научить слышать звук [М] в слогах, словах.
    На протяжении всего периода обучения дома следует называть и звуки, и буквы соответствующие им одинаково – т.е. так, как звучит звук.
    Возьмём, к примеру, звук [М]. Мы произносим его отрывисто: М! и букву М необходимо называть также: М! ни в коем случае не ЭМ или МЭ! Говоря ЭМ, мы произносим два звука – [Э] и [М]. Данное обстоятельство только дезориентирует детей.
    И ещё, уважаемые взрослые, не смешивайте, пожалуйста, понятия ЗВУК и БУКВА, когда учите ребёнка читать.
    ЗВУКИ мы слышим, произносим. БУКВЫ мы видим, пишем, читаем.

    Вторая грубая ошибка заключается в обучении побуквенному чтению, т.е. ребёнок сначала называет буквы слога: М! А! – и только после этого читает сам слог: МА. Этот навык неправильного чтения очень стойкий и исправляется с большим трудом.

    Правильное чтение – это чтение слогами (конечно, на начальном этапе). И пусть в начале обучения ребёнок сколь угодно долго читает (тянет) первую букву слога, пока не сообразит, какая буква следующая: МА или МММА. (Одновременно ребёнок переводит указку с буквы на букву). Лишь бы он не останавливался после первой буквы! Лишь бы он прочёл слитно буквы слога!

      Игры для быстрого запоминания букв

    1. Завязать ребенку глаза. Затем на его ладони обратной стороной ручки или карандаша взрослый пишет букву. Ребенок отгадывает.
    2.На ощупь определить, какие буквы лежат на столе (или находятся в мешочке). Для этой игры подходят пластмассовые буквы.
    3. На фанере спицей выдавить очертания букв. Ребенок на ощупь определяет их.
    4. Ребёнок указкой рисует букву в воздухе, а взрослый угадывает ее.
    5. Игра «Быстро буквы называй» — взрослый пишет по две-три буквы, ребёнок быстро называет буквы.

    Работа со слогами

    И вот наступил момент, когда ваш ребенок освоил большое количество букв и проявил желание научиться читать. Приступаем к обучению ребенка плавному послоговому чтению.
    Помогут в этом знаки –подсказки. Нужно дать понятие о плавном чтении слогов. Например: дуга под слогом— ГУ, а точка — В; дуга — РЫ, а точка — Б и т. д. Ребенок, проводя указкой по дугам, одновременно должен произносить МА. А указывая на точку, читать М. Если ребенок не понял задание, взрослый сам дает образец выполнения.
    При чтении нужно плавно проводить указкой по дугам, акцентировать остановку движения руки на точках. Это упражнение полезно выполнять раза два в день по 5—10 минут.
    Смысловая (соотнесение звуковой формы слова с его значением) сторона речи.
    В тех случаях, когда у ребенка не сформирована техническая сторона, его внимание будет акцентироваться на самом процессе чтения слова. Ребёнок будет читать механически, по нескольку раз возвращаясь к началу. Не стоит ставить перед ребенком непосильную задачу — одновременно с овладением им техникой чтения требовать понимания прочитанного. Лучше делать это постепенно, по мере того, как будут совершенствоваться навыки чтения. А навыки лучше всего отрабатывать на слоговых таблицах.
    Прежде чем приступить к чтению слогов, необходимо объяснить ребенку, зачем нужны эти таблички. Уточняется понятие «слога». Для наглядности на глазах у ребенка надо написать печатными буквами слово ракета. Прочитать его, а затем разрезать на три части и прочитать слоги вразбивку.
    Делаем выводы:
    - один слог ничего не обозначает, только тогда, когда они все вместе и стоят в определенном порядке, получаются слова, имеющие смысл;
    - чтобы научиться читать слова, сначала нужно потренироваться в чтении слогов.
    Если ваш ребёнок научится быстро читать слоги, то в дальнейшем сможет читать самые длинные и сложные слова.

    Как научить ребенка читать. Рекомендации по обучению ребенка чтению.

    В статье приведены конкретные рекомендации по обучению ребенка чтению: с чего нужно начинать и как правильно это делать.

    Если вашему малышу уже исполнилось три года, самое время приобщать его чтению. Однако как сделать, чтобы процесс обучения был увлекательным и эффективным? Ни для кого не секрет, что одни дети учатся легко, а другим приходится прикладывать немало усилий. 

    С чего начать?

    Нужно обратить внимание на возраст ребенка. Психологи советует начинать учить малыша читать с 3-4 лет. Делать это следует постепенно. Необходимо, чтобы обучение было интересным, поэтому оно должно осуществляться в форме игры. Но перед тем как учить ребенка читать, следует выучить алфавит.

    Начинать нужно с написания букв на белых листах картона. Буквы должны иметь высоту более 7 см, а шрифт быть толщиной примерно 1,5 см. Нужно, чтобы все буквы были печатными – так ребенку будет легче их усвоить. Процесс обучения будет быстрее, если вы будете проговаривать буквы вместе с ребенком.

    Отдельные слова

    После того как ребенок выучил алфавит, можно начинать процесс обучения чтению. Первым этапом является чтение слов. Для начала их количество не должно превышать 15. В первый день ребенку можно дать 5 слов на изучение. Их нужно будет повторить минимум три раза на протяжении дня. Обязательно нужно делать перерыв. Этот процесс в среднем занимает 3 минуты. На второй день слова из первого занятия нужно повторить три раза, после этого можно добавить новые. Помните, что слова, которые ребенок учится читать, должны быть ему известны. 

    Словосочетания

    После того как ребенок освоит основной запас слов, он сможет соединять их вместе и получать разнообразные комбинации. 

    Простые предложения

    От словосочетаний можно переходить к простым предложениям. Вначале нужно начинать читать распространенные предложения. Не стоит переживать: ваш малыш уже вполне к этому готов. Ребенок отлично понимает предложения, которые выражают законченную мысль. Методика остается прежней – нужно изучать несколько слов в день, добавляя их в предложение. 

    Книги

    После того как ребенок научился читать предложения, можно переходит к чтению книг. Помните, что в книге должны быть слова и предложение, знакомые вашему малышу. Книга должна иметь словарный запас – 50-100 слов. Необходимо, чтобы печатный шрифт был как минимум 1 см. В тексте обязательно должны присутствовать иллюстрации. 

    Совместное чтение

    Необходимо сесть с малышом и начать читать книгу. Очень хорошо, если ему захочется прочитать отдельные слова самостоятельно. Однако если этого не происходит, не нужно огорчаться. Это во многом определяется возрастом и личными особенностями ребенка. Читать следует медленно и выразительно. 

    Дети учатся очень быстро – главное, чтобы занятия были интересными. Не стоит также забывать о поощрении. После каждого занятия нужно хвалить ребенка, говорить, что гордитесь его успехами. Ребенок должен воспринимать чтение как удовольствие, а не как обязанность.

    Рекомендации по обучению детей

    старшего возраста чтению

    Учитель-логопед

    ГОУ детского сада № 2331

    Борзыкина С.А.

           Современные дошкольные программы чаще всего не предусматривают обучение детей самостоятельному чтению. Но многие лицеи и гимназии предъявляют к будущим первоклассникам завышенные требования. В частности, умение читать не только слова и предложения, но и тексты.

    При обучении своих детей чтению родители часто допускают ошибки:

    1. В основе обучения чтению – не буква, а звук. Прежде чем показать ребенку новую букву, например М, следует научить его слышать звук «м» в слогах и словах.

    На протяжении всего периода обучения дома следует называть и звуки, и соответствующие им буквы одинаково – то есть так, как звучит звук.

    Возьмем, к примеру, звук «м». Мы произносим его отрывисто, так, как он звучит в словах ком, дом. И букву М необходимо называть так же! Ни в коем случае не ЭМ! Говоря ЭМ, мы произносим два звука – «э» и «м». Данное обстоятельство только дезориентирует детей.

    2. Вторая грубая ошибка заключается в обучении по буквенному чтению, то есть ребенок сначала называет буквы слога: М! А! – и только после этого читает сам слог: МА. Этот навык неправильного чтения очень стойкий и исправляется с большим трудом.

    Правильное чтение – это чтение слогами. И пусть в начале обучения ребенок сколько угодно долго читает первую букву слога, пока не сообразит, какая буква следующая: МММА. (Одновременно ребенок переводит указку с буквы на букву.) Главное, чтобы он не останавливался после первой буквы, чтобы он слитно прочел буквы слога.

    Как помочь ребенку, если он забывает, путает, неправильно пишет буквы?

    1. Различает ли ваш ребенок понятия «слева» и «справа»?

    Ребенок должен уметь правильно выполнять задания: покажи свое правое ухо, левую ногу и так далее; расскажи, что ты видишь справа от себя, что слева. Если ребенок пишет буквы не в ту сторону – чаще всего это следствие несформированных понятий «слева» и «справа».

    2. Умеет ли ваш ребенок складывать картинки из шести кубиков? Если он затрудняется, то это следствие недоразвития зрительно-пространственного анализа и синтеза. В таком случае начинайте с набором из четырех кубиков. Очень полезны для развития пространственных представлений и зрительного восприятия игры-занятия с различными конструкторами и строителями.

    Чтобы ребенку было легче запоминать буквы, рекомендуем следующие приемы:

    а) Взрослый пишет «трудную» букву большого размера 5-6 сантиметров, ребенок раскрашивает ее. Под буквой ребенок рисует предметы, в названия которых трудная для него буква в начале слова.

    б) Лепка ребенком буквы из пластилина.

    в) Вырезание ребенком буквы по контуру, нарисованному взрослым.

    г) «Написание» широкими жестами всех изучаемых букв в воздухе.

    д) Сравнение букв, ее элементов со знакомыми предметами, другими буквами. И пусть такие сравнения придумывает сам ребенок! Например, буква А маленькая – это буква с животиком и хвостиком.

    е) Обводка ребенком букв, написанных взрослым.

    ж) Письмо буквы по контору, нарисованному взрослым.

    з) Письмо буквы по опорным точкам, поставленным взрослым.

    Как подготовить руку ребенка к письму?

    Полезны все виды занятий, связанные с тренировкой мускулатуры пальцев рук: игры с мозаикой, конструкторами, вырезанием, лепка, рисование, штриховка и так далее.

    И последнее. Приступив к занятию, не забывайте, пожалуйста, о том, что для ваших детей вы – самые близкие и дорогие люди, и чувство психологической защищенности, которое малыши испытывают при общении с вами, не должно покидать их ни на минуту!

    Взаимоотношение с ребенком в процессе обучения следует строить таким образом, чтобы он видел от вас не требовательного наставника, а друга, всегда готового прийти на помощь в трудную минуту.

    Не давайте, пожалуйста, малышу низких оценок, не увлекайтесь критикой его недостатков, ибо этими мерами можно весьма жестко «запрограммировать» психику ребенка на заниженную самооценку. Значительно полезнее и эффективнее похвала! Не страшно, если она будет несколько завышена: получая ее в качестве аванса, ребенок всеми силами будет стараться ей соответствовать.

    Как научить ребенка читать?

    Рекомендации для родителей по обучению детей чтению (букварь "Игробуквотека")


    - 1 этап методики обучения чтению - Учим и запоминаем буквы;

    - 2 этап методики обучения чтению - Учимся читать слоги разной степени трудности;

    - 3 этап методики обучения чтению - Читаем и понимаем смысл прочитанного слова;

    - 4 этап методики обучения чтению - Читаем и учимся понимать смысл прочитанного предложения и текста.



    Родители, которые хотят научить ребенка читать, должны помнить об особенностях поэтапного формирования навыка и необходимости прохождения всех этапов в пределах каждой букварной темы. 
    (Более подробно методические комментарии к занятиям по обучению чтению дошкольников даны в брошюре «Методические рекомендации к «Игробуквотеке»: букварь для дошкольников») 

    Вопрос формирования навыка чтения далеко не так прост, как может показаться некоторым родителям и педагогам. Навык чтения является одним из сложнейших навыков человеческой деятельности. Поэтому, прежде чем приступить к занятиям, советуем внимательно прочитать информацию, которая познакомит вас с основными этапами формирования этого навыка у детей. 

    Естественно, что это длительный процесс. Он распадается на ряд этапов (вряд ли вы встречали ребенка, который после знакомства с буквами сразу же начинал читать и понимать (!) тексты). До этого момента ребенку придется преодолеть несколько этапов: 
    1 этап - Учим и запоминаем буквы; 
    2 этап - Учимся читать слоги разной степени трудности; 
    3 этап – Читаем и понимаем смысл прочитанного слова; 
    4 этап - Читаем и воспринимаем прочитанные слова как часть какого-то смыслового целого: словосочетания, предложения, текста. 

    1 этап обучения - Учим и запоминаем буквы;



    Первое, чему необходимо научить ребенка, это умению отличать одну букву от другой, узнавать их в многообразии графического изображения и читать. Целесообразно не давать детям названий согласных букв в том виде, как они приняты в алфавите, а называть согласную букву так, как она читается (не «ЭС» , а «С»; не «КА», а «К»). 

    Если вы решили знакомить ребенка с буквами, используя электронную азбуку, то предварительно проверьте, соответствуют ли названия букв в этой азбуке этим рекомендациям. 
    Какие приемы можно использовать, чтобы ребенок лучше запомнил буквы?

    Вывешивайте крупное изображение буквы с рисунками предметов, названия которых начинаются с нее, над кроватью или столом малыша. Буквы должны целый день находиться в поле его зрения.
    Гуляя по улицам, постоянно фиксируйте внимание ребенка на вывесках магазинов. Пусть он находит среди стилизованных букв те, которые уже известны ему. Очень хороший прием - ассоциативная связь между графическим изображением буквы и образом предмета, созданного из этой буквы. 

    Сейчас в магазинах можно купить различные наборы букв из пластмассы или мягкого вспененного изолона. Старайтесь выбрать буквы покрупнее, чтобы они удобно помещались в ладошку ребенка.
    Как правило, эти буквы имеют магнитики, и с ними очень удобно играть на дверце холодильника или использовать специальную детскую доску с металлической основой. Можно использовать традиционные кубики с картинками и с изображениями букв. 

    Купите «Азбуку» в картинках. Хорошо, если в этой книжке к каждой букварной теме будут напечатаны небольшие стихотворения. Читайте их перед сном. Это поможет малышу лучше эту букву запомнить, а главное – узнавать звук, обозначаемый буквой, среди множества других звуков. 

    Очень полезно выполнять следующее упражнение. Предварительно нужно вырезать буквы из бархатной или наждачной бумаги, а затем наклеить их на лист плотного картона. Попросите малыша пальцем обвести контуры буквы сначала с открытыми глазами, а потом с закрытыми. Тактильные ощущения будут способствовать лучшему запоминанию букв. Можно лепить буквы из пластилина, глины, из мокрого песка. 
    А можно вырезать буквы из теста и испечь печенье.
    Научите ребенка выделять и печатать те буквы, с которых начинаются имена его родственников и знакомых. 

    Очень эффективными и полезными являются задания, в процессе выполнения которых ребенок воссоздает целостный образ буквы с опорой на одну или несколько её частей. Например, малыш должен внимательно рассмотреть рисунок и догадаться, какие буквы лежат на столе, т.е. из частей создать целое. 

    Очень полезной для лучшего запоминания букв является игра «Мешочек». Ребенок на ощупь, ориентируясь только на тактильные ощущения и свои представления о графическом образе букв, определяет те из них, которые вы положили в мешочек. 

    Порядок введения букв для ознакомления предлагается следующий: а, о, с, н, м, у, т, к, ы, л, в, д, п, р, и, з, б, г, е, ч, ш, я, ь, ё, ж, й, ф, ю, ц, щ, х, э, ъ. 

    В первый месяц обучения (самый трудный!) дети будут знакомиться с теми гласными буквами, которые хорошо запоминаются (А,О). На начальном этапе знакомство с согласными буквами определяется акустическими данными и артикуляционным укладом звуков, обозначаемых этими буквами. Главное при этом облегчить детям прочтение слогов, типа С+Г (НА, СА, МА). 
    Например, у звуков Н, М преобладает тон голоса, поэтому их легко будет произносить в сочетании с гласными. При произнесении звука «С» в открытом слоге губы принимают положение, свойственное им при произнесении гласного, который следует за согласным. К тому же все эти буквы внешне не похожи друг на друга, поэтому их легче будет запомнить. 

    На этом этапе обучения будут очень полезны следующие комплексы упражнений:

    Упражнения "Буквы спрятались"

    Упражнения "Стилизованные буквы"

    2 этап обучения - Учимся читать слоги разной степени трудности;



    Главная конечная цель данного этапа – закрепить связи между видом слога и его произнесением. 
    Именно здесь, на этом этапе, рождается большинство трудностей, с которыми ребенок иногда не в состоянии справиться на протяжении всей жизни. Эту трудную для детей работу следует сделать наиболее доступной и понятной. 

    В методике насчитывается несколько приемов, специально рассчитанных на облегчение детям слияния звуков (слияние – это прочтение слогов, типа СА, РУ, ТИ, т.е. слогов, в которых за согласной идет гласная буква). Однако самым эффективным, на наш взгляд, является способ обучения прочтению слияний по подражанию. 

    Ребенок овладевает этим не теоретически, а чисто практически: он видит, как читает другой, и подражает ему. Затем путём упражнений овладевает механизмом прочтения слогов любой сложности.

    Чтобы сделать этот процесс наиболее легким, в материалы для чтения вводятся подсказки для детей: наглядные схемы (подстрочные дуги и точки). 

    Суть в следующем: читая, ребенок одновременно проводит рукой по дугам и точкам. Дуги подсказывают ребенку, что две буквы нужно прочитать вместе, плавно (этому соответствует плавное движение руки); точки говорят о кратком прочтении названий букв. 

    Подобный способ обучения избавляет ребёнка от так называемых «мук слияния». Можно с большой долей убеждённости говорить о том, что этот приём является наиболее простым и эффективным. Как только ребенок усвоит несколько букв (например, А. О, Н, С,), взрослый предлагает ему упражнение «Катаемся с горки». 
    Обучающий, проводя указкой по дугам, читает слоги: «поднимаясь на горку», — медленно, выделяя голосом гласные; «спускаясь с горки,» — быстро. Предварительно следует обратить внимание детей на то, что дуга как бы соединяет две буквы, читать их нужно плавно, ориентируясь на вторую букву. 







    Дети копируют все действия взрослого (плавное движение рукой по дугам будет соответствовать плавному произнесению прямого слога и помогать детям на первоначальном этапе). Несколько раз ребенок «катается на горке» вместе со взрослым, потом — без него. 


    Очень эффективное упражнение для автоматизации прочтения слогов разной трудности — чтение слоговых таблиц. 

    Этот вид работы избавит детей от многих трудностей, т.к. их внимание будет сосредоточено лишь на технической стороне процесса. Они не смогут запомнить набор слогов, поэтому их прочитывание может стать многократным. Очень важно, что при этом отрабатывается и подвижность артикуляционного аппарата. 

    Известно, что чем большую нагрузку испытывают при чтении органы речи, тем больше получаемый эффект. Кроме того, отрабатывая чтение слоговых цепочек разной структуры, мы готовим детей к прочтению слов разной степени трудности. 

    При знакомстве с очередной таблицей первым ее читает взрослый. При чтении нужно плавно проводить указкой по дугам, акцентировать остановку движения руки на точках. Таблицы читаются как в горизонтальном, так и в вертикальном направлениях (по строчкам и по столбикам). Дети могут читать слоги в таблицах шепотом или громко. Возвращаться к прочтению таблиц можно неоднократно. 



    На этом этапе очень эффективными будут упражнения по выделению первого прочитанного слога из названий предметных картинок. 

    Не всегда в названии картинки первый слог-слияние является ударным. В этом случае взрослый должен произнести слово четко, как оно пишется, например: "са-а-а-рафан", са-а-а-лют". 

    Большую помощь ребенку в отработке навыка прочтения слогов окажут настольно-печатные игры, в которых ребенку предлагается подобрать соответствующую картинку к тому или иному слогу. 


    Очень нравится детям читать слоги, в которых графические образы букв являются необычными для детского восприятия или напоминают им знакомые предметы. 

    Самая распространенная ошибка взрослых на этом этапе обучения - попытка подсказать ребенку буквы, если у того произошла какая-то трудность с прочтением слога (или слова). 
    Например, мама помогает своему сыну прочитать слово «МУКА» следующим образом: «Смотри, буква «М» и буква «У», читаем «МУ»; буква «К» и буква «А», читаем «КА». Что получилось?» 

    Этого нельзя делать ни в коем случае! В дальнейшем ребенок может запомнить этот приём и пользоваться им постоянно (например, произнося сначала буквы про себя). А последствие этого – формирование неправильного способа чтения (побуквенного), от которого бывает очень и очень трудно избавиться, который будет тормозить отработку скоростных навыков чтения и приведет к ошибкам на письме. 

    Поэтому правильно будет в таких ситуациях показать ребенку правильное чтение (слогов, слов), а он повторит вслед за вами. Или предложить несколько вариантов прочтения, а ребенок выберет нужный. И не бойтесь, если к такой помощи придется прибегать довольно часто. Наберитесь терпения: наступит время (для каждого ребенка оно индивидуально), и он сам откажется от какой-либо помощи с вашей стороны. 

    На этом этапе обучения будут очень полезны следующие комплексы упражнений:

    Цикл упражнений "Покатаемся на горках"

    Работа со слоговыми таблицами и слоговыми цепочками

    "Марсианские" стихотворения

    Чтение слогов, напечатанных стилизованными буквами

    Работа со слоговыми таблицами (2)



    3 этап обучения - Читаем и понимаем смысл прочитанного слова;



    Итак, на первых двух этапах путем специальных упражнений мы поднимаем технику чтения слогов до того уровня, при котором становится возможным усвоение смысла читаемых слов.

    Это становится возможным лишь тогда, когда темп прочтения слова будет близок к темпу произнесения слова в обычной живой речи. 

    При слишком большой растянутости во времени слогов читаемого слова у большинства детей не возникает смысловой догадки даже в том случае, когда буквы совершенно правильно объединены в слоги и слоги произносятся в нужной последовательности (ребенок, дочитывая последний слог слова, забывает, какой же слог он прочитал первым?). 

    В связи с этим становится понятным огромное значение 2 этапа в формировании навыка чтения. Если в результате тренировочных упражнений взрослому удается достичь его главной цели (научить ребенка быстро узнавать слоги «в лицо»), то и объединение слогов в слова не вызовет у него больших затруднений. Таким образом, читая слово, одновременно ребенок будет понимать и смысл прочитанного. Ему не придется многократно повторять одно и то же. Быстрая реакция на зрительное изображение приведет к увеличению скорости и эффективности чтения. 


    В первую очередь, на этом этапе следует рекомендовать работу со столбиками слов, имеющих одинаковое начало или конец. Это упражнение очень хорошо автоматизирует навык чтения и облегчает сам процесс прочитывания, т.к. относительно новыми для детей в прочитываемых словах всякий раз оказываются несколько букв, а не все слово целиком. 

    При этом важно соблюдать такие рекомендации:
    • Слова следует читать несколько раз: медленно, постепенно убыстряя темп, громко, тихо и т.д.
    • После чтения необходимо выяснить у ребенка, значения каких слов ему непонятны и что общего в написании слов каждого столбика.
    • Взрослый называет слово (прилагательное), а ребенок из столбиков выбирает подходящее по смыслу к данному. 

    Например: взрослый произносит слово "электрическая", а ребенок должен из первого столбика найти подходящее слово (лампа). 

    Не менее эффективным!! на этом этапе является чтение подписей к предметным картинкам. 


    Для детей на первых порах могут быть непонятными слова, орфографическая оболочка которых значительно отличается от звуковой. Например, ребенок не сразу поймет, что читаемое им слово ГВОЗДЬ обозначает тот же предмет, что и часто слышимое и привычно произносимое им звукосочетание ГВОСЬТЬ. Должно пройти какое-то время, чтобы малыш разобрался с такими особенностями русского языка. Именно поэтому в этот период становления навыка чтения очень полезно предлагать детям прочитывать подписи к предметным картинкам. 

    Большим подспорьем в выполнении подобных упражнений могут стать настольно-печатные игры для дошкольников. Их сейчас очень много. В комплект игры должны входить красочные предметные рисунки и подписи к ним. Преимуществ у такого наглядного материала очень много. Во-первых, дети могут манипулировать им. Во-вторых, у взрослых появляется большое поле для фантазии. Вы сможете сами придумывать задания для ребенка. Но при этом следует всегда помнить о главной задаче: выполняя условия игры, ребенок должен прочитывать слова и соотносить их со знакомыми предметами. 

    Например, предложите ребенку 6 рисунков и 5 подписей к ним. Пусть он догадается, к какой картинке нет подписи. Или, наоборот, 5 предметных картинок и 6 подписей. 

    Как вариант, дайте задание ребенку разложить картинки и подписи к ним (4 – 6 предметов). Затем ребенок прочитывает и запоминает их. Закрывает глаза. Взрослый в это время производит замену 1 – 2 картинок, а подписи под ними оставляет. Ребенок должен определить, что изменилось. 

    Не менее эффективным является составление слов из букв и слогов. Это упражнение развивает у детей фонематическое восприятие, способность к анализу и синтезу, увеличивает объем кратковременной памяти, концентрацию внимания. 

    Общий смысл упражнения заключается в поиске общих и отличительных признаков у различных предметов, фигур. Ребенок сам будет контролировать, успешным или неуспешным был этот поиск, т.к. при правильном решении задачи он сможет составить слово (из букв или слогов). 

    Например, в данном случае ребенок должен определить, каким образом он сможет составить слово из данных слогов. Подсказкой в этом примере является величина доски. Если доски и слоги под ними расположить в нужной последовательности, то получится слово "фотоаппарат". 

    На страницах букваря "ИГРОБУКВОТЕКА" представлено много подобных упражнений. Вы можете и сами придумать аналогичные упражнения или подобрать подходящую настольно-печатную игру. 

    После того, как ребенок правильно составит слово, его необходимо выложить из букв азбуки или напечатать в тетради. 
    Очень нравится детям упражнение «Слово закружилось». В процессе его выполнения нужно прочитать слово, не зная, какая буква в этом слове первая, а какая – последняя. Дети должны понять, что читать надо без ошибок и, по возможности, быстро, не останавливаясь. Только тогда «всплывет» и само слово. 

    Вместе с ребенком вылепите из пластилина буквы какого-либо слова. Когда он закроет глаза, расположите их по кругу. 
    Примечание: на первых порах следует предварительно знакомить детей с теми словами, которые будут «кружиться на блюдце». Произносить их надо по орфографическим нормам. Слова могут быть такими: аквариум, библиотека, сковорода, табуретка, автомобиль, телевизор, вермишель, крокодилы, космонавты, велосипед, композитор, инструмент, магнитофон, водопровод, верблюды, медвежонок, снегурочка. 

    То же задание в качестве игрового момента можно предложить детям на любом празднике. Но предварительно вылепите буквы из теста и сделайте круговую надпись на куличе или торте. 


    Достаточно эффективными являются упражнения по решению буквенных примеров и узнаванию слов в слоговой цепочке. 

    Упражнение выполняется следующим образом: сначала взрослый читает всю цепочку слов от начала до конца на одном дыхании. Затем ребенок пытается это повторить. Не надо требовать от ребенка полного прочтения цепочки. Главное - чтобы он к этому стремился. 

    Следующим этапом является нахождение (выделение) слов из цепочки и запись их печатными буквами в тетрадь. Не обязательно выделять слова по порядку. Главное, чтобы ребенок увидел все слова в цепочке. 

    И не забывайте об очень эффективном способе формирования письменной речи у ребенка – это составление слов из букв. Начинайте с очень простых слов, постепенно усложняйте задание. Лучше, если ребенок будет составлять слова с опорой на зрительную память. Сначала он несколько раз прочитывает слово, затем, закрыв глаза, проговаривает его, а уже после такой предварительной подготовки составляет из букв. 

    Хотелось бы еще раз обратить внимание взрослых на то, что при чтении всего словарного материала, который вы используете на этом этапе, следует применять орфографическое проговаривание, т.е. читать слова так, как они пишутся! 

    Перечисленные виды упражнений ни в коем случае не исчерпывают всех видов заданий, которые представлены в букваре «Игробуквотека». Еще раз хочется отметить,что в процессе выполнения этих и других упражнений параллельно с формированием навыка чтения у детей будет развиваться наблюдательность, слуховое и зрительное восприятие, память, мышление, воображение. 

    На этом этапе обучения будут очень полезны следующие комплексы упражнений:

    Чтение слов с пропущенной буквой

    Упражнение "Слово закружилось"

    Упражнение "Разорви цепочку букв"

    Чтение столбиков слов, имеющих одинаковую концовку





    4 этап обучения - Читаем и учимся понимать смысл прочитанного предложения и текста.



    На этом этапе детей больше не затрудняют процессы восприятия, и они могут уделить основное внимание осмысливанию содержания. Постепенно смогут понять содержание рассказа. Последний этап самый длительный.

    Но и здесь взрослые должны постоянно контролировать детей и понимать, с какими трудностями им предстоит столкнуться. 

    1. Ребенок правильно прочитал все слова в предложении, но не понял его смысла. Почему? 

    Вероятно, читая предложение, он встретился с трудным для восприятия словом и переключил свое внимание на него. Процесс же понимания на момент прервался. 

    Еще одна возможная причина: для того, чтобы правильно прочитать и понять смысл предложения, ребенок должен одновременно держать в голове все слова, из которых это предложение состоит. Но очень многим детям это не удается. Поэтому смысл читаемого воспринимается ими лишь после многократного прочтения текста. 

    2. Некоторые дети, не овладевшие достаточно хорошей техникой чтения, пытаются читать по догадке (особенно, когда взрослые дают установку читать быстро): ребенок, стараясь понять написанное, ухватывается за первую возникшую ассоциацию читаемого с каким-либо знакомым им словом или стремится упростить трудное по произношению или непонятное слово. 

    3. Очень часто при чтении у детей появляются замены, пропуски или добавления букв в словах (дети схватывают графический образ слова, но неточно). Если вы чувствуете, что такие трудности возникают у вашего ребенка систематически, то лучше всего сделать шаг назад, ко 2 - 3 этапу, и продолжать выполнение тренировочных упражнений, связанных с прочтением слоговых таблиц или отдельных слов (для работы лучше всего брать слова со сложной слоговой структурой). 

    Не заставляйте его многократно перечитывать одно и то же, т.к. подобная форма работы, которая быстро «приедается» детям, мешает формированию у них интереса к книге, «убивает» в ребенке читателя. 

    Подытоживая сказанное, следует еще раз подчеркнуть, что эффективность овладения навыком чтения (а в дальнейшем – и грамотного письма) зависит от степени освоения детьми каждого из этапов в его формировании. 

    На этом этапе обучения будут очень полезны следующие комплексы упражнений:

    Читаем словосочетания




    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Памятка для родителей Памятка по обучению детей правилам дорожного движения

    Уважаемые родители хочется напомнить Вам еще раз правила безопасного поведения на улицах нашего города. 1. Переходите дорогу размеренным шагом. Выходя на проезжую часть дороги прекратите разговариват...

    Консультация для родителей "Чтение без принуждения"

    Консультация для родителей.Чтение без принужденияУважаемые родители! Сегодня мы с сожалением констатируем, что чтение занимает в жизни наших детей все меньше и меньше места. Его вытесняют телеви...

    Памятка для родителей «Памятка родителям от детей»

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШЕОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА № 6 «ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК» МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТИМАШЕВСКОГО РАЙОНА Памятка для родителей «Памятка род...

    Консультация для родителей: "Чтение без принуждения"

    Сегодня мы с сожалением констатируем, что чтение занимает в жизни наших детей все меньше и меньше места. Его вытесняют телевидение и видео, компьютерные игры и многое другое. Закономерно, что наших ре...

    консультация для родителей "Чтение без принуждения"

    Роль игры в обучении чтению.Приёмы помоши ребёнку при переходе к беглому чтению. Развитие интереса к чтению....