Консультация для родителей
консультация на тему

Шекунова Валентина Николаевна

Наш детский сад работает по нравственно - патриотическому направлению.Предлагаем родителям в домашних условиях поиграть с детьми в русские народные игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл narodnye_igr1.docx24.25 КБ

Предварительный просмотр:

Народные игры, которые можно использовать для развития нравственных качеств в семье.

«Коза рогатая»

Цель: Развитие эмоциональной сферы ребенка. Активизация тактильной чувствительности.

Описание: Взрослый изображает рукой рога, выставляя указательный палец и мизинец, приговаривая: «Идет коза рогатая..» (ребенок может сидеть на коленях у взрослого, лежать в кроватке). Игра может использоваться в процессе игр или когда ребенок пробуждается, а также для поднятия ему настроения.

«Сорока – белобока»

Цель: Эмоциональная удовлетворенность, развитие сосредоточения, слухового и зрительного внимания.

Описание: Взрослый держит руку ребенка ладонью вверх и своим указательным пальцем совершает круговые движения по ладони, приговаривая:

«Сорока – белобока кашку варила,

Деток кормила.

Этому дала (По очереди загибаем пальцы, начиная с мизинца)

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

А этому не дала,

ты воды не носил, дров не рубил,

Каши не варил.»

Родители могут использовать игру в любой момент бодрствования.

«Ладушки»

Цель: Создание радостного настроения. Эмоциональная радость партнеров.

Партнеры учатся настраиваться друг на друга.

Описание: Один из родителей и ребенок находятся лицом друг к другу, смотрят в глаза, улыбаются. Сначала оба хлопают в ладоши, затем в ладони партнера. Потом опять в свои ладони, затем перекрестные хлопки. Хлопки производятся со словами:

«Ладушки, ладушки!

Где были ? У бабушки!

Что ели? Кашку!

Что пили? Бражку!

Бражка сладенька,

Бабушка добренька.

Попили, поели,

Шу-у, полетели!

На головку сели!

Сели, посидели,

Прочь улетели!»

Родители могут играть в любой момент бодрствования.

 «Ехали, ехали, ехали с орехами»

Цель: Развивается эмоциональная сфера ребенка. Проявляются элементы воли, преодоления страха.

Описание: Ребенок сидит на коленях у взрослого лицом к нему и держит его за руки. Взрослый слегка подкидывает его коленями, приговаривая: «Ехали, ехали, ехали с орехами, в ямку – бух!» На слове «бух» взрослый разводит колени и ребенок как бы проваливается в ямку. Родители используют в процессе игр с ребенком, или когда ребенок загрустит.

 

«Ласточка, перепелочка»

Цель: Испытание чувство радости от взаимодействия друг с другом. Усиление телесного контакта с родителями.

Описание: Правая ладонь ребенка ложится на левую ладонь взрослого. Медленно, тихо и ласково взрослый произносит: «ласточка» - и одновременно с пальцами правой руки он водит по большому пальцу малыша от основания до кончика. Затем, с тем же словом, поглаживает второй палец малыша. Перебрав несколько пальцев ребенка, взрослый, не меняя интонации, произносит одновременно с поглаживанием «перепелочка». Задача ребенка – как можно быстрее отдернуть руку, так как на последнем слоге этого слова взрослый схватит его за кончик пальца и начнет трясти, радостно приговаривая: «Поймал, поймал!».

Освоив игру, ребенок  сам часто предлагает перемену ролей и с удовольствием ловит «перепелку» - палец взрослого.

 

«Жмурки»

Цель: Создание  эмоциональной атмосферы радости и доброжелательности в семье.

Описание: Выбирается «жмурка». Ему завязывают глаза, заставляют повернуться несколько раз вокруг себя. Между играющими и «жмуркой происходит диалог.

- Кот, кот, на чем стоишь?

- На квашне.

- Что в квашне?

- Квас.

- Лови мышей, а не нас.

После этих слов участники игры разбегаются, а «жмурка» их ловит. Кого он поймал – тот становится «жмуркой». Игра может проводиться по народному календарю в новогодние праздники.

 

«В углы»

Цель: Укрепление эмоциональных  контактов между взрослыми и детьми. Воспитание умения побеждать и проигрывать.

Описание: В эту игру можно играть всей семьей. Четверо играющих стоят по углам, а один в центре. По сигналу: «Угол на угол! Ку-ка-ре-ку!» все перебегают из угла в угол, а центральный играющий старается занять любой из углов. Тот, кто остался в центре, - проигравший. Выбрав себе замену – любого из играющих – он выбывает из игры. По народному календарю эта игра может проводиться в новогодние праздники.

 

 «Змейка»

Цель: Объединение взрослых и детей в семье, сплочение семьи. Создание положительного настроения.

Описание:В эту игру можно играть объединившись с другими семьями. Игроки берутся за руки, образуя круг. Крайнего в цепи выбирают ведущим. Увлекая за собой всех участников игры, ведущий бежит по кругу, преодолевая разные препятствия, закручивая змейку вокруг крайнего игрока, затем раскручивая. Ведущий подает сигнал, после которого все разбегаются. Затем по сигналу восстанавливают змейку. Играющие должны крепко держаться за руки, чтобы змейка не разорвалась.

 

 

«Золотые ворота»

Цель: Создание радостного настроения, доброжелательной атмосферы. Воспитание организаторских умений детей. Учить детей соблюдать правила игры.

Описание: Выбирают двух игроков (лучше, если это будут папы). Они отходят в сторону и договариваются, кто из них будет «солнцем», а кто «луной». Затем они становятся лицом друг к другу, берутся за руки и поднимают их, образуя «ворота». Затем в «ворота» проходят игроки, а сами «ворота» говорят: «золотые ворота пропускают не всегда: первый раз прощается, второй – запрещается, а на третий раз не пропустим вас!». «Ворота» закрываются при последних словах и ловят того, кто оказывается в них. Задержанного спрашивают тихонько, на чью сторону он хотел бы стать: «луны» или «солнца». Ребенок делает выбор и встает позади соответствующего игрока. Когда все играющие разделились на две группы, устраивается перетягивание, каждый участник кладет руки на пояс стоящего впереди.

 

«Орехи»

Цель: Развивать внимание, развиваются партнерские чувства, взаимодействие. Воспитание доверительного отношения друг к другу.

Описание:  Играющие садятся и поют:

В лесу на поляне

Стоит орешник в зеленом кафтане,

Богач не велик,

А орешками наделит.

Ведущий прячет в одной руке орехи и протягивает два кулака кому-нибудь из играющих со словами:

На кусте орех родился, под куст скатился,

Под куст скатился, на руках очутился.

Твое ли, мое ли?

Пока участник отгадывает, в какой руке спрятаны орехи, остальные приговаривают:

Росли орехи, повыросли, с листьев повылезли,

Кончики закрутились, каждому полюбились.

Участник, угадавший, в какой руке у ведущего лежат орехи, восклицает: «Про эту сласть и у нас есть снасть!» Он становится новым ведущим.

 

«Перелизы»

Цель: Развивать внимание, обучение детей проявлению чувств и эмоций средствами пантомимы, помогает различать эмоциональное состояние окружающих.

Описание: Играющие берутся за руки, образуя круг. один остается в середине. Все поют и приговаривают:

У дядюшки Трифона семеро детей,

Семеро детей, да все сыновья,

Они не пьют, не едят,

Друг на друга глядят

И делают вот так…

При этом стоящий в середине игрок делает какое-либо движение, и все играющие должны его повторить. Кто опоздает или сделает это по-своему.

 

«Дрема»

Цель: игра носит успокаивающий характер. Усилить успокаивающий эффект можно, если предложить игрокам ходить как можно тише, к концу игры перейти к ходьбе на цыпочках, говорить тише и перейти на шепот.

Описание: Все встают в кружок, в центре которого усаживается дрема. Хоровод идет по кругу и поет:

Сиди, дрема, сиди, дрема,

Выбирай, дрема, выбирай, дрема,

Бери, дрема, бери, дрема.

После этого дрема встает, выбирает кого-нибудь из игроков, тот садится в центр круга, и игра начинается снова.

«Коршун»

Цель: Способствует укреплению самостоятельности и уверенности в себе. Позволяет понять чувство защищенности.

Описание:

Из играющих выбирается коршун и наседка(лучше, если это будет мама), остальные цыплята (дети). Коршун садится в условленное место. цыплята встают гуськом за наседкой, обхватив друг друга за пояс, и вся вереница отправляется к коршуну. Подойдя, цыплята несколько раз обходят вокруг него со словами:

Вокруг коршуна хожу, оже                                                                                        релие нижу,

По три ниточки, бисериночки;

Я снизала вороток – вокруг шей короток.

Или:

Вокруг коршуна хожу, я на коршуна гляжу,

По три ниточки вяжу.

Затем наседка.

 

Игры с яйцами.

Цель: приобщение детей к традициям празднования православных праздников, Воспитание умения побеждать и проигрывать.

Чье яйцо дольше прокрутится? – Играющие раскручивают яйца. Победитель тот, у кого дольше всех прокрутится яйцо.

Катание яиц с горки – чье яйцо дальше укатится, тот и победитель.

Бой с яйцами – Играющие произносят: «Раз, два, три! Мое яйцо окрепни!» Бьются яйцами: яйцо об яйцо. Чье яйцо разобьется или даст трещину, выбывает из игры.

 

«Банька»

Цель: Создание доверительных и доброжелательных отношений между взрослым и ребенком через телесный контакт, развитие внимания и быстроты реакции.

Описание: Кончики пальцев левой и правой рук взрослого смыкаются, ладони расходятся под углом – выстроена «банька». Ребенок проводит указательным пальцем между пальцами взрослого, прося:»Пусти в баньку!»

«Не протопил еще,» - отвечает взрослый. Другой палец малыша пытается попасть в щель между другими пальцами взрослого: «Пусти в баньку!»

«Мыльца нет,» - отвечает взрослый. Так поочередно каждый пальчик ребенка «просится в баньку».Взрослый может отвечать «Водичка холодная» или « Веничка нет».

Наконец взрослый может ответить: «Ну, иди!»

Ребенок просовывает палец между ладонями взрослого и старается тотчас выдернуть его, до того, как взрослый зажмет палец ладонями.

 

Заключение.

Народные игры и сегодня являются школой жизненного опыта, школой усвоения обычаев и традиций национальной культуры. Они не должны быть забыты. Но они дадут положительные результаты тогда, когда исполнят свое главное назначение – доставят детям удовольствие и радость.

В дошкольном возрасте игра является ведущей деятельностью, поэтому в своей практике я стараюсь приподнести информацию для детей в виде игровых заданий. В играх вырабатывается умение взаимодействовать с партнером, навыки самоконтроля и самодисциплины. Большое внимание оказывает игра  на формирование выдержки, упорства, инициативности. Народные игры развивают не только эти качества, но и отражают образ жизни людей, быт, труд и способствуют воспитанию патриотических чувств.

Предлагая родителям взаимодействовать с детьми в процессе проведения народных игр показываю важность этих взаимодействий для развития сплоченности членов семьи, для более глубокого познания ребенка при двигательном контактном взаимодействии. В процессе совместных игр взрослые осознают базовые потребности ребенка для его комфортного психофизического развития, имеют возможность открыто и искренне выразить свое отношение к ребенку, свои чувства.

Положительной стороной использования совместных народных игр заключается в простоте их проведения и использования в любое время.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...