Артикуляционная гимнастика - физкультура для языка.
консультация на тему

Баранова Елена Викторовна

Статья посвящена  использованию артикуляционной гимнастики не только для детей с нарушениями произношения, но и для обычных дошкольников и даже их родителей. Также в ней представлены упражнения для развития органов артикуляционного аппарата и рекомендации по их выполнению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл artikulyatsionnaya_gimnastika.docx21.91 КБ

Предварительный просмотр:

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ  ГИМНАСТИКА–

физкультура для языка  

       Гимнастика для рук, ног – дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь, для чего мы тренируем мышцы, чтобы они стали ловкими, сильными, подвижными. А вот зачем язык тренировать, ведь он и так «без костей»?    Оказывается язык – главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением. Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребенка, мешают ему развиваться и общаться со сверстниками. Чтобы эта проблема не возникала у ребенка в дальнейшем, стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше.

Артикуляционная гимнастика - это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

      Произношение звуков речи – это сложный двигательный навык, которым ребенок овладевает с младенческих лет, проделывая массу разнообразных артикуляционных и мимических движений языком, губами,  нижней челюстью, сопровождаемых диффузными звуками (бормотанием, лепетом). Они являются первым этапом в речевом развитии ребенка. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у малыша постепенно.

     Детям двух, трех, четырех лет артикуляционная гимнастика поможет быстрее «поставить» правильное звукопроизношение. При этом не надо сидеть перед зеркалом, а можно выполнять эти упражнения просто в виде игры во время чистки зубов или просто во время любой другой игры. Такие упражнения, как улыбка-трубочка (хоботок слоника), чистим зубы, облизываем губы, высовываем узенький язычок, цокаем как лошадка, качаем язычок и т.д.  Даже надувание шариков и пускание мыльных пузырей развивает артикуляционную моторику. При этом эти упражнения не заметны, но очень важны для развития не только звукопроизношения, но и мимики.

     Дети пяти, шести лет и далее смогут при помощи артикуляционной гимнастики во многом преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения. Но здесь уже необходима специальная артикуляционная логопедическая гимнастика – это упражнения для многочисленных  органов и мышц лица, ротовой полости, шеи, плечевого пояса, грудной клетки. При этом обязательно нужно знать, какие органы и мышцы артикуляционного аппарата и их движения  характерны для произношения  определенных звуков.

     Наиболее подвижным органом артикуляционного аппарата является ЯЗЫК. Он состоит из корня  языка и спинки, в которой различают заднюю, среднюю и переднюю  части. Наиболее активны кончик языка и его боковые края, так как от их работы зависит качество произносимых звуков. В зависимости от того, какая часть языка наиболее активна в образовании согласных звуков, их подразделяют на переднеязычные, среднеязычные и заднеязычные.

     Так же  в образовании звуков важна подвижность губ. Губы могут: вытягиваться в трубочку (при звуке   У), округляться (при звуке О), обнажать передние верхние и нижние зубы (при произношении свистящих звуков),  слегка выдвигаться вперед рупором (при произношении шипящих звуков).

     Нижняя губа также смыкается с верхней губой (при звуках п, б, м), образовывает щель, приближаясь к верхним передним зубам (при звуках ф,в).

    Когда мягкое небо опущено, то выдыхаемая струя воздуха проходит через нос; так образуются носовые звуки. Если мягкое небо поднято, то оно прижимается к задней стенке  глотки и образует затвор. При помощи которого образуются ротовые звуки.

     Таким образом, при произнесении различных  звуков речевые органы занимают строго определенное положение. Но так как мы говорим звуки не изолированно, а слитно, плавно следуя от одного к другому, то и органы артикуляционного аппарата быстро переходят от  одного положения в другое. Четкое и правильное произношение слов, фраз возможно только при достаточной подвижности всех органов  артикуляционного аппарата.  

      Цель артикуляционной гимнастики: выработка  полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.

     Поэтому одним из важнейших разделов работы логопеда при коррекции нарушений звукопроизношения является артикуляционная гимнастика.  Но очень важно не только правильно подобрать упражнения, но и регулярно их выполнять не только с логопедом на занятиях, но и дома с родителями.

Поначалу артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом. Ребенок должен видеть, что язык делает. Мы, взрослые, не задумываемся, где находится в данный момент язык (за верхними зубами или за нижними). У нас артикуляция – автоматизированный навык, а ребенку необходимо через зрительное восприятие обрести этот автоматизм, постоянно упражняясь. При этом необходимо соблюдать принцип  «от простого к сложному».

     Не надо огорчаться, если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза не только у ребенка, но даже  и у вас. Попробуйте повторить их вместе с ребенком, признаваясь ему: «Смотри, у меня тоже не получается, давай вместе попробуем». Будьте терпеливы, ласковы и спокойны, и все получится. Занимайтесь с ребенком ежедневно по 5-7 минут самостоятельно и по рекомендации логопеда.  Проводить артикуляционную гимнастику лучше всего в виде сказки или просто увлекательного занятия.    

По материалам дидактического пособия  по логопедии Поваляевой М.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Артикуляционная гимнастика - физкультура для языка.

Статья посвящена  использованию артикуляционной гимнастики не только для детей с нарушениями произношения, но и для обычных дошкольников и даже их родителей. Также в ней представлены упражнения д...

Артикуляционная гимнастика для языка

Небольшие стишки, можно использовать для разминки....

Презентация "Артикуляционная гимнастика на верхний подъём языка"

Артикуляционная гимнастика на верхний подъём языка (лопаточка, чашечка, грибок, вкусное варенье,лошадка, качели)...

Артикуляционная гимнастика "Зарядка для языка"

Основные упражнения артикуляционной гимнастики "Зарядка для языка" с красочными иллюстрациями....

Артикуляционная гимнастика губ и языка.

1. «Рыба».Рот широко открыть. Все зубы видны. Язык спокойно лежит за нижними зубами. Удержать под счет от 1 до 5. 2. «Лягушка».Губы растянуть в улыбке. Показать верхние зу...

Картотека "Артикуляционная гимнастика для мышц языка"

Работа по развитию подвижности языка начинается с общих движений, с постепенным переходом к более тонким, дифференцированным движениям. артикуляционную гимнастику лучше всего проводить в виде игр и уп...