"Консультации для родителей"
консультация (средняя группа) на тему
Носите на руках детей!
Ведь этот миг не долго длиться
И он уже не повториться.
Они становятся взрослей.
Носите на руках детей!
Им это очень, очень важно,
В объятьях им тепло, не страшно
В период самых первых дней.
Носите на руках детей!
Дарите так любовь друг другу
И чувства не губите. Грубость
Лишь сделает сердца черствей.
Носите на руках детей!
Избаловать любовью сложно,
И мнение об этом ложно
Носите на руках! Смелей!
Носите на руках детей!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rebenok_i_semeynye_konflikty_konsultatsiya_po_rabote.docx | 688.97 КБ |
Предварительный просмотр:
РЕБЕНОК И СЕМЕЙНЫЕ КОНФЛИКТЫ
Ребенок и семейные конфликты Мирная обстановка в доме для детей – синоним счастья. В противовес этому семейные ссоры в детском понимании являются одними из самых болезненных событий. Даже малыши чувствуют, когда обстановка накаляется, и стараются скрыться от криков: исчезают в другой комнате, захлопывают за собой дверь, закрывают глаза и уши. В общем, пытаются избежать неприятной сцены наиболее простым для них способом: "ничего не вижу, ничего не слышу".
Становясь старше, дети не перестают чутко реагировать на перемены в родительских взаимоотношениях, но уже не убегают, а начинают вмешиваться в конфликт и часто с волнением в голосе спрашивают: "Вы ссоритесь из-за меня?" Не понимая, почему взрослые не могут поладить, дети автоматически назначают себя виновниками домашних неприятностей. Именно поэтому психологи рекомендуют не выяснять отношения на глазах у детей. А если размолвка все-таки произошла, стараться сдерживать себя и обдумывать слова, которые произносятся в детском присутствии. В пылу ссоры это может быть очень сложно, но необходимо помнить, что дети все воспринимают буквально: они запоминают, что мама назвала папу "бесчувственным" и "грубым" и, к сожалению, это может повлиять на отношение ребенка к родителю, пробудив в нем желание – восстать против "обидчика", даже если это родной человек.
И все-таки даже в счастливых семьях случаются трудные времена, когда накопившиеся эмоции находят выход в ссорах. Чтобы конфликты не становились причиной мучительных переживаний и психологических травм у детей, взрослым следует проявить больше понимания к тому, что чувствуют дети, когда их родители кричат друг на друга.
В понимании детей ссорящиеся взрослые начинают говорить на чужом языке: на высоких тонах, бросаясь обвинениями, не выбирая выражения. Часто дети просто не понимают, что происходит, и если никто не объясняет им ситуацию, недосказанность перерастает во внутренний страх. Дети начнут додумывать худший сценарий: родители расстанутся, мама или папа уйдут из дома, им придется выбирать, с кем жить. В такой ситуации семья уже не видится детям островком безопасности, поэтому так важно успокоить их и объяснить, что же произошло между вами. Доступным языком и простыми словами признайтесь, из-за чего вы поссорились, и как вам жаль, что им пришлось это слышать и видеть. Постарайтесь найти в себе силы извиниться перед детьми, особенно если они стали свидетелями некрасивой ругани и криков.
Детям важно видеть, что худшее позади, а в ссоре поставлена мирная точка. Если вы все еще не договорились между собой, пообещайте, что вы постараетесь решить свои взрослые проблемы как можно быстрее, и скоро все снова будут улыбаться и дружить. Когда вы все-таки помиритесь со своей второй половиной, обязательно вместе расскажите об этом детям. Это продемонстрирует им пример того, как в будущем разрешать собственные конфликты.
Если ссоры в доме стали частым, обыденным делом и возникают из-за серьезных разногласий в отношениях или кризисных моментов семейной жизни, отнеситесь к решению вопроса со всей ответственностью, вплоть до обращения к семейному психологу. Что бы ни происходило между взрослыми, оно всегда отражается на поведении детей: многие детские проблемы возникают из-за того, что у родителей не все гладко. Не получая объяснений о происходящем, дети начинают чувствовать себя третьими лишними, предпочитают не оставаться свидетелями конфликтов и ищут утешения на стороне, отдаляясь от дома и близких.
Невозможно и не нужно скрывать от детей негативные моменты взрослых отношений: всем людям свойственны кратковременные недопонимания, но необходимо дать детям понять, что все конфликты решаемы при обоюдном желании. И даже в трудные времена важно проявлять уважительное отношение друг к другу. Можно заранее договориться о стоп-сигнале, который обоим даст понять, что лучше перестать ругаться на глазах у детей и отложить разговор до вечера: это к тому же даст возможность обдумать сложную ситуацию и, может быть, прошествии времени позволит решить проблему без громкого выяснения отношений.
Лена Чарлин
СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ – ВОСПИТАНИЕ ЧУВСТВ
Пять систем чувственного восприятия - зрение, слух, осязание, обоняние и вкус – настоящее богатство, дарованное нам природой, с помощью которого мы познаем мир. Когда ребенок появляется на свет, то все пять чувств сразу же начинают работать - начинается период сенсорного (от лат. "sensus" - чувство или ощущение) развития. Это период особого восприятия и формирования представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе и вкусе. Кроме того, сенсорное развитие дает предпосылки для формирования таких психических функций как наблюдательность, умение концентрироваться, логическое и творческое мышление, которые необходимы для дальнейшего развития и обучения.
Конечно, любой здоровый ребенок с рождения обладает всеми способностями чувственного восприятия, заложенными в нем природой. С первых дней на малыша наваливается хаотичный поток звуков, запахов, зрительных образов, тактильных ощущений и перед ним стоит задача научиться распознавать все эти признаки предметов, окружающих его, научиться систематизировать их и умело использовать для дальнейшего познания.
"Впитывающий разум" - так называла врач, педагог, основательница педагогической системы Мария Монтессори способность ребенка воспринимать мир от рождения до трех лет. В этот период мозг ребенка представляет собой нечто схожее с губкой - он впитывает в себя огромные объемы информации. Мы не можем не заметить это, так как малыш, движимый волей своего разума, беспрерывно смотрит, слушает, трогает, нюхает и пробует на вкус все, что его окружает. В возрасте от трех до шести лет ребенок становится «строителем самого себя», именно на этот период выпадают моменты максимальной интенсивности развития всех органов чувств, причем при благоприятных условиях их развитие может достигнуть предела человеческих возможностей.
Монтессори уделяла особое внимание сенсорному развитию, а также отмечала важность воспитания чувств именно в период от рождения до шести лет. Дело в том, что, достигнув шестилетнего возраста, человек навсегда утрачивает большинство способностей чувственного восприятия и наверстать упущенное уже будет невозможно.
Также и готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития в раннем возрасте. Исследования, проведенные детскими психологами, показали, что большая часть трудностей, возникающих у детей в ходе начального обучения (особенно в первом классе), связана с недостаточной точностью и гибкостью сенсорного восприятия.
Как же мы можем помочь ребенку в чувственном познании мира? Рассмотрим каждую из систем чувственного восприятия.
Тактильное восприятие – осязание
Подбирайте для малыша не только пластиковые игрушки, но и резиновые, деревянные, из различных видов тканей, с разными текстурами – шершавые, ребристые, пушистые.
Тактильные ощущения полезно получать не только руками, но и всем телом. Заворачивайте малыша в простынь или махровое полотенце, прикасайтесь к нему шелковым платком или вязаным шарфом. Смазывайте тело ребенка кремом, делайте различные виды массажа. Проводите по телу мягкой кисточкой, помпоном от вязаной шапки, ребристым мячиком. Во время купания для мытья тела можно использовать губки разной жесткости.
Интересными будут ощущения пальчиковых красок на ручках, животе, спинке. Поэтому лучше использовать краски в ванной, и давать малышу вдоволь измазать себя.
Полезно играть с сыпучими материалами – крупами. Насыпайте фасоль, горох, рис, гречу или макароны в таз и давайте ребенку вдоволь возиться в нем – пересыпать, трогать.
Используйте для игры различные природные материалы - камешки, сухой и мокрый песок, глину, землю, листья, цветы, желуди, каштаны. Обращайте внимание ребенка на разность температур - холодный снег и горячие батареи, например. При купании можно в один тазик налить теплую воду, в другой прохладную, и попеременно опускать в них ручки или ножки.
Развивайте чувствительность стоп. Разрешайте детям летом как можно чаще бегать босиком по траве, песку, влажной глине, речной или морской гальке. Дома можно ходить по гороху, фасоли, катать ножками резиновые ребристые мячики.
Зрение
Для развития зрения важен свет, поэтому желательно выбирать самое светлое помещение в доме для того места, где будет обитать малыш, а также гуляйте с ребенком как можно больше в течение светового дня.
Хорошо, если интерьер комнаты будет выполнен в светлых тонах и не будет перегружен деталями. Гармония пространства способствует развитию гармонии в душе.
Важно, чтобы обстановка, которую видит ребенок, периодически менялась. С самых первых месяцев носите малыша по дому и знакомьте с пространством. Выбирайте разные места для прогулок – оживленную улицу, парк, озеро, детскую площадку. Сторонники ношения детей в сленгах рекомендуют реже возить детей в колясках, а чаще брать на руки и показывать мир вокруг.
Психологи рекомендуют при выборе детской одежды, предметов мебели и игрушек отдавать предпочтение естественным цветам и их оттенкам – белому, зеленому, синему, красному, желтому. Натуральные оттенки способствуют развитию внутренней гармонии, а пестрота и слишком яркие, неоновые краски - раздражают.
Старайтесь, чтобы ребенок с самого раннего возраста видел как можно больше разных объектов для рассматривания – морские волны, раскачивание деревьев, движение реки, «танец» костра – это только несколько из множества примеров.
Подбирайте «правильные» картинки для рассматривания, соответствующие возрасту. Для возраста от рождения до шести лет – это графические изображения, с одним предметом или простым узором, ближе к году предлагайте смотреть на простые сюжеты - заяц прыгает, машина едет, ближе к трем годам вводите сложные картинки с большим количеством деталей.
Обоняние и вкус
Запах, мамы самый приятный и успокаивающий для малыша, поэтому мамам не рекомендуется злоупотреблять косметическими средствами с сильными отдушками особенно в первые месяцы жизни ребенка.
Старайтесь вносить разнообразие в мир запахов вашего ребенка. Запах домашней выпечки, запах цветов, леса, дождя, моря – это огромный простор для познания. По мере взросления малыша знакомьте его с новыми ароматами – кофе, корицы, ванили, хвои. Можно использовать и специальные аромат заторы, но лучше находить натуральные источники запахов.
Также стремитесь к разнообразию вкусов. По мере введения прикорма старайтесь знакомить малыша с различными видами овощей, фруктов, злаковых, рыбы и мяса.
Слух
Слух - это сенсорная способность, которая развивается еще задолго до появления малыша на свет. Известно, что находясь, в животе у мамы малыш слышит биение ее сердца, журчание в животе, голоса родителей, а также способен слышать музыку. Также, малыша тревожат громкие звуки, а спокойные и мелодичные успокаивают.
С появлением ребеночка на свет его предпочтения в звуках остаются прежними. Он успокаивается под мамин голос и под биение ее сердца, прижимаясь к маминой груди, ребенок способен узнавать те мелодии, которые слышал еще до рождения и реагировать на них улыбкой или блаженным успокоением.
Знакомьте малыша со звуками природы, с классической музыкой, со звучанием разных музыкальных инструментов, а также с тишиной.
Помимо повседневного познания окружающего мира, каждый родитель может выполнять со своим малышом различные упражнения для развития и утончения сенсорного восприятия. Можно сравнивать предметы по различным признакам, например, "большой - маленький, самый большой - самый маленький", можно сортировать предметы по цвету, размеру, форме или выстраивать ряд от самого длинного к самому короткому, от самого светлого к самому темному и т.д.
Я приведу список основных сенсорных понятий, на которые стоит обратить внимание, и разделю их на две группы: первая - простая (для возраста от рождения до 1,5 лет) и вторая - сложная (от 1,5 лет до 3):
Итак, первая группа сенсорных понятий:
- мягкий - колючий пример: вата и жесткая губка
- гладкий - шершавый пример: пластиковая коробочка и кусок пемзы
- пушистый - колючий пример: кусочек искусственного меха и жесткая щетка
- сухой - мокрый пример: две салфетки-губки, одна намоченная и отжатая, а другая сухая
- гибкий - жесткий пример: две губки-салфетки. Одна из них новая, а другая предварительно намоченная и высушенная
- теплый - холодный пример: два камня, один на греть в горячей воде, другой охладить в холодильнике
- легкий - тяжелый пример: вата и камень
- светлый - темный пример: два шелковых платка
- пустой - полный пример: два сосуда, пустой и наполненный водой. Или один сосуд, который мы то наполняем, то опустошаем
- большой - маленький пример: горошина и яблоко
- высокий - низкий пример: две башни, которые вы построили из кубиков
Вторая группа:
- длинный - короткий пример: две веревки или палки разной длины
- толстый - тонкий пример: две подушки - объемная и тонкая
- широкий - узкий пример: два отверстия в коробке
- глубокий - мелкий пример: две тарелки
- цвета - красный, желтый, синий, зеленый, белый, черный пример: любые предметы, карточки
- громкий - тихий пример: клавесы (деревянные палочки) или металлофон
- яркий - бледный пример: карандаши и мелки
- кислый - сладкий пример: лимон и конфета
- сладкий - соленый пример: мед и соленый огурец
- приятный запах - неприятный запах пример: духи и дегтярное мыло
- геометрические фигуры - треугольник, круг, квадрат, ромб, овал пример: здесь сложно обойтись бытовыми предметами, потребуются специальные пособия
- геометрические формы - куб, шар, пирамида пример: здесь также сложно обойтись бытовыми предметами, потребуются специальные пособия
Большинство из этих сенсорных понятий к трем годам ребенком уже будут освоены, период активного впитывания информации будет завершен. После трех лет наступит период утончение усвоенных понятий чувственного восприятия. Я перечислю основные моменты, на которые стоит обратить внимание в этом возрасте.
Сравнительные степени всех уже пройденных понятий. Например: длинный – длиннее – самый длинный, большой – больше – самый большой и т.д.
Оттенки цветов. Например: темно-красный и светло-красный, а также сложные цвета: бордовый, розовый, лиловый, бирюзовый, лавандовый и т.д. Огромное значение для развития в этом возрасте имеет художественное творчество, когда ребенок сам становится созидателем – творцом цвета и формы.
Геометрические фигуры: прямоугольник, трапеция, многоугольники, эллипс и геометрические формы: призма, конус, пирамида, овоид, эллипсоид. У многих деток в этом возрасте проявляются математические наклонности, а представления о размерах, объемах, формах и количестве – это ни что иное как фундамент успехов в области математики.
Запахи и вкусы: самый широкий диапазон, который только возможен. Не верьте, теории, что дети любят только сосиски и макароны, просто к такой еде они быстрее всего привыкают. Вносите разнообразие в семейный рацион. Пусть на столе всегда будут фрукты, овощи, зелень. Старайтесь регулярно знакомить ребенка с новыми запахами и вкусами, показывайте на своем примере любовь к разнообразной пище и разным ароматам.
Звуки: возраст трех лет – хорошее время, чтобы водить ребенка на музыкальные занятия, т.к. уровень восприятия звуков уже настолько развит, что способствовать их утончению могут только профессионалы. Но и не следует забывать о прослушивании классической музыки, посещении концертов.
Период сенсорного развития, который длится, от рождения до шести лет состоит из множества отдельных этапов, и невозможно определить точный возраст, когда ребенок будет наиболее восприимчив к цвету, форме, звукам. У каждого малыша своя уникальная программа развития, поэтому важно создавать полноценную развивающую среду для ребенка, где в условиях свободного выбора занятий он мог бы развивать то чувство, в развитии которого в данный момент нуждается. Наша задача, как взрослых, - делать разнообразнее окружающую ребенка действительность - насыщать ее новыми образами, новыми предметами, новыми ощущениями. Не стоит ограничивать малыша в жажде познания, ведь чем больше информации он получит от рождения до шести лет, тем полнее будет его картина мира.
РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА — В РУКАХ РОДИТЕЛЕЙ
Теория пошла в жизнь
Основоположником теории привязанности является английский психотерапевт Джон Боулби, который уделял особое внимание роли семьи в психическом развитии ребенка. После Второй мировой войны он написал доклад о синдроме лишения матери, из положений которого и выросла целая теория. Поскольку она выходила за рамки психоаналитического подхода, поддержки в научных кругах в то время она не получила. За полвека ученые провели достаточно исследований, которые, так или иначе, подтверждали основные постулаты теории привязанности. А в 2004 году канадский психолог Гордон Ньюфелд и врач Габор Мате написали книгу «Не упускайте своих детей», которая и стала новым этапом в распространении теории привязанности. Основная мысль теории альфа-родительства — только удовлетворив свою потребность в привязанности, ребенок может нормально развиваться и само выражаться. В противном случае всю свою энергию он будет тратить не на развитие, а на поиск и удержание контакта и близости с взрослыми людьми или ровесниками.
В широком понимании привязанность — это стремление к приобретению и сохранению близости: физической, эмоциональной и психологической. С самого рождения малышу важен физический контакт. Ежедневно ему приходится сталкиваться с массой новых впечатлений и информации, что создает огромную нагрузку на психику. Для того, чтобы ребенок хорошо развивался, ему необходимо чувствовать себя в безопасности, знать, что рядом есть человек, которому он доверяет и который в любой ситуации придет на помощь.
Некоторые психологи считают, что человек, о котором не заботились в детстве, сам вряд ли сможет по-настоящему заботиться о своих детях.
Потому что мы – команда!
Ольга Писарик, психолог, мама четырех детей, считает, что ситуация поправима:
— Чтобы быть для ребенка надежной скалой и безопасной гаванью, не надо особой зрелости. Нужно просто прочувствовать, что вы — большой, а ребенок — маленький. Что вы — ответ на все его нужды и чаяния, что вы без него проживете, а он без вас — нет. А зрелость придет в процессе.
Самый очевидный способ стать ближе — проводить с ребенком больше времени. Но, не просто физически находясь на одной территории, а занимаясь совместной деятельностью. Родители должны «пригласить» малыша в свою жизнь, позволить ему участвовать в своих делах. Это могут быть даже повседневные заботы — совместное приготовление еды, уборка или стирка. Неважно, что у ребенка не будет что-то получаться, важно, что вы будете вместе. Укреплению привязанности способствуют также семейные традиции и ритуалы — подготовка к праздникам, семейные трапезы, совместные прогулки и отпуск. Привязанность посредством похожести можно развивать при помощи одинаковых аксессуаров в гардеробе и рассказами о том, как малыш похож на маму или папу. И почаще употреблять выражения "Мы — семья" и "Мы — одна команда!"
Я тебя никому не отдам
"Будешь себя так вести, отдам чужой тете!", "Не буду с тобой разговаривать!", "Я с тобой не дружу!" — такие фразы и действия недопустимы. Они отделяют ребенка от родителей. Такой подход, даже если малыш с его помощью перестанет капризничать в конкретной ситуации, только усиливает тревожность и страх разлучения с близкими людьми. Психологи говорят: не стоит ожидать, что отношения будут строиться легко, но нужно понимать, что у ребенка нет цели, специально насолить родителям или доставить им неприятности. "Дети хорошо ведут себя с теми, кому доверяют, с кем им хорошо", — говорят специалисты. И предлагают строить отношения посредством укрепления привязанности и поощрения зависимости ребенка от взрослого, а не при помощи наказаний. То есть если ребенок уже умеет завязывать шнурки или самостоятельно есть суп, но просит вас помочь ему в этом деле, то не стоит отвергать его просьбу. Тем более нельзя сопровождать ее обидными высказываниями вроде: "Ты же уже большой! Как тебе не стыдно!".
Интересно, что проблемы с ежевечерним отходом ко сну тоже могут быть связаны со страхом разлучения. Если ребенок по сто раз просит попить, поесть или отвести его на горшок, это, вероятнее всего, означает, что он боится оставаться в комнате один. Поэтому так важно сделать ритуал отхода ко сну. Например, почитать книжки, полежать рядышком с малышом, обсудить прошедший день и составить планы на завтра.
Слезы — это не шантаж
Все родители рано или поздно сталкиваются с капризами и истериками ребенка. Особенно ярко они проявляются с двух до четырех лет, когда малыш очень легко расстраивается по, казалось бы, малейшему поводу. На самом деле то, что взрослому кажется пустяком, может быть для ребенка целой трагедией. При столкновении с обстоятельствами, которые невозможно изменить, именно слезы способны помочь ребенку адаптироваться к ситуации. Например, когда сломалась любимая игрушка, нужно возвращаться домой с интересной прогулки, не получается что-то сделать или надо делать то, что не хочется, негативные эмоции быстро захватывают ваше чадо. Многие родители стараются придумать, как отвлечь ребенка от возникшей ситуации и избежать слез. Тогда как теория привязанности советует не предотвращать слезы, а даже подтолкнуть к ним, проговорив эмоции, которые испытывает ребенок.
"Так грустно, что игрушка сломалась", "Это не то, чего ты хотел", "Я знаю, что тебе не хочется домой", — примеры фраз, которые могут использоваться в разговоре. Задача родителя — помочь ребенку примириться с ситуацией и успокоиться. Психологи говорят, что именно таким способом ваш малыш быстрее поймет, что в жизни есть некоторые ограничения и запреты.
А как же родители?
На первый взгляд может показаться, что теория альфа-родительства предлагает поставить крест на личной жизни и карьере родителей. Но это не так. Конечно, ребенку хорошо, когда мама постоянно рядом, но при условии, что она наслаждается своими материнскими хлопотами, а не принимает их как пытку. Если женщина будет чувствовать себя несчастной, пользы ребенку это не принесет.
На помощь в такой ситуации приходит так называемая деревня привязанностей — друзья, родственники, няни, воспитатели, учителя. Они могут играть роли «заместителей» родителей в то время, когда они не находятся рядом с ребенком.
Все знают, что отношения между супругами — это труд. Но мало кто задумывается о том, что отношения с ребенком тоже требуют внимания, терпения и времени. Но ваши усилия окупятся сторицей, потому что ребенка, который привязан к родителям, растить легко и приятно.
ИДЕМ В МУЗЕЙ: ПРАВИЛА ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ
Все мы, родители, мечтаем видеть в будущем своих малышей людьми интеллигентными, образованными, начитанными. Такими же, как мы сами... Или нет, даже лучше! Вот только как превратить эту мечту в реальность? Как заложить в еще детское сознание желание постигать прекрасное? Один из проверенных вариантов – с ранних лет расширять кругозор сына или дочери с помощью походов в музеи.
Правда, делать это нужно осторожно, с учетом возраста отпрыска. Чтобы походы в галереи и выставочные залы ассоциировались у ребенка не со скукой, а были по-настоящему интересными и малыш хотел возвращаться в них снова и снова!
Интерактивные
Если говорить о совсем маленьких ребятишках 2 – 3 лет, то вести их, конечно же, стоит в интерактивные музеи – там все гораздо понятнее. К тому же, юным исследователям (а в этом возрасте малыши все такие!) очень важно все вокруг пощупать, потрогать собственными ручонками, побегать, повеселиться.
Художественные
Малышу уже 4 ли 5? Отправляйтесь в художественный музей. Правда, к этому мероприятию требуется предварительная подготовка – как ни крути, знакомить чадо предстоит уже не с динозавриками, бабочками и мультипликационными героями, а с картинами классиков, работами скульпторов. Это сложнее. С чего начать? Сразу определитесь, что вы именно идете смотреть. Не секрет: если взрослые люди способны получить удовольствие, наспех просмотрев шедевры, детям требуется детальное изучение. Поэтому заранее выберите небольшой участок экспозиции. Например, один зал в галерее, посвященный только картинам с изображением столицы. В таком случае, заранее расскажите сыну или дочке о цели поездки: "Мы едем смотреть картины с изображением нашего родного города. Давай подумаем, какие места мы в нем любим больше всего…" Кроме того, поход в царство культуры можно привязать и к определенным событиям. Скажем, какому-то музею исполняется 100 лет. Отчего бы не сходить к нему на День рождения? А чтобы там было весело нужно заранее рассказать маленькому человечку побольше информации о юбиляре.
Кстати, оказавшись в музейных залах, ни в коем случае стоит молча смотреть на работы мастеров, считая, что дитя также самостоятельно сможет их оценить. Вряд ли. Чтобы понять, что к чему, дошкольнику требуется помощь старших. Поэтому задача мамы и папы рассказать отпрыску о том, что изобразил художник на полотне, почему выбрал именно этот сюжет и т.д. Не бойтесь досочинить немного от себя – уход от фактов на данный момент совсем не страшен. Страшнее – не суметь увлечь, заинтересовать. Кроме того, обязательно вовлекай в обсуждение самого кроху: что тебе здесь больше нравится? Как считаешь, кто это там, вдали? Правда, это похоже на сквер, где мы гуляли на прошлых выходных?
Общие рекомендации
Посещать музеи с маленькими детьми рекомендуется в первой половине дня (до обеденного сна, в 10-11 утра) и в будние дни, когда в залах меньше всего людей. Кроме того, не стоит забывать – малышам свойственно часто переключать внимание и они очень устают от монотонности и однообразия – визит в музей с дошкольником не должен длиться дольше 30-40 минут. Это как раз тот случай, когда срабатывает утверждение: лучше меньше, но чаще. После экскурсии не лишним будет небольшой визит в буфет или кафе. Сладкое пирожное не затмит воспоминаний об экспозиции, но в целом сделает особенный день более ярким и запоминающимся.
Ну а чтобы полученная информация надолго отложилась в детской памяти еще два совета: старайтесь покупать в музейных лавках детские сувениры с изображением музея или его экспозиций (можно даже просто коллекционировать открытки!). И уже дома обязательно предлагайте чаду нарисовать то, что он увидел и то, что ему больше всего запомнилось. Поверьте, именно эти довольно простые рекомендации помогут привить маленькому интеллектуалу любовь к прекрасному. Любовь, которая сохранится с ним на всю жизнь.
Наталья Калиниченко
УСТАМИ МЛАДЕНЦА
Ситуации, когда хочется провалиться сквозь землю из-за детских откровений, озвученных на публике, происходят со всеми родителями на свете. В 3 года, 4 или 5 ваш разговорчивый малыш может застыть на месте в продуктовых рядах супермаркета и, показывая пальцем на человека с внушительными формами, воскликнуть: "Мама, скорее посмотри, какой огромный дядя!" Если у дяди все в порядке с чувством юмора, он улыбнется или иронично изобразит руки в боки, и ситуация сама собой повернется в шутливую сторону. Если же от человека вам достанется осуждающий взгляд или, что хуже, реплика про "ах какого невоспитанного ребенка", то будет легко растеряться и не понимать, как правильно выйти из неловкого положения.
Признания соседям про то, что папа вчера получил премию (точная цифра будет озвучена), уточнение на весь ресторан, что именно мама делала в туалете, бесхитростное заявление в затихшем зрительном зале, что спектакль скучный – вот лишь некоторые примеры наивной простоты, с которой дети произносят вслух все, что думают.
Почему они это делают?
У непосредственных детей нет мысли кого-то обидеть. Просто они пока не умеют контролировать себя и предугадывать реакцию окружающих, поэтому то, что на уме, совпадает у малышей с тем, что на языке. В этот период дети круглосуточно являются самими собой. Придет школьный возраст, и естественность постепенно начнет замещаться сдержанностью чувств и способностью подумать, прежде чем что-то сказать.
А пока дети не умеют скрывать эмоции и одновременно могут не понимать, что испытывают другие. Прохожий поскользнулся на ледяной дорожке, прямо как мультяшный Том на банановой кожуре, и ребенку становится смешно. Он удивлен, что вам и прохожему не только не смешно, но и больно, досадно и неприятно. А ведь в мультфильме похожий момент комичен. Почему же сейчас нельзя смеяться?
Подобные ситуации – поводы раскрывать тему чувств. При чтении, просмотре мультфильмов, обсуждении увиденных за день событий не забывайте спрашивать: "Как ты думаешь, почему обиделся мальчик, когда его назвали очкариком?" или "Что почувствовал малыш, когда упал?" Такие разговоры – путь к развитию эмпатии, умению сопереживать и понимать, что испытывает другой человек.
Как реагировать на бестактность?
Вы долго собирались на день рождения к друзьям: наряжались, упаковывали подарки, ждали назначенного времени, а через пять минут после прихода в гости дочка скрестила руки на груди и объявила: "Я хочу уйти отсюда". Неважно, что тому причиной – сиюминутное настроение, накопившаяся усталость или чувство, что она не главная на этом празднике. Если слова ребенка не задевают окружающих лично, старайтесь реагировать с юмором, незаметно отвлеките дочку от публики на что-то интересное, а затем вернитесь в эпицентр праздника, как ни в чем не бывало. И пусть происшествие останется одним из забавных случаев вашей семейной истории.
Но что, если случаются высказывания из разряда неудачных? "Мама, у этих людей неправильная кожа!" – может громко сказать ребенок, впервые увидев семью другой расы или национальности, или сморщиться "Как плохо пахнет!", оказавшись в лифте с не слишком опрятным соседом. В таких ситуациях оптимальным будет дома объяснить ребенку, в чем некрасивость его слов, а на людях спокойно извиниться. Как правило, взрослые люди, особенно если у них есть дети, умеют делать скидки на возраст и сами проходили через этап детской откровенности.
Главное, не оставлять неудачный момент без ответа. Если ребенок впервые увидел человека в инвалидной коляске и громко обратил ваше внимание на него, опуститесь на уровень глаз ребенка или придержите за плечо и тихо скажите: "Да, я вижу". А когда останетесь одни, побеседуйте о том, что произошло. Такие случаи будут подходящим поводом, чтобы объяснить, что можно сделать другому человеку больно или неприятно, если показывать на него пальцем и называть большим, маленьким или некрасивым. Расскажите ребенку о том, что все мы разные – разного роста, телосложения, цвета кожи. Но говорить об этой разнице вслух, а тем более в лицо человеку – не считается добрым и вежливым.
Дети, которые привыкли быть звездами в глазах родственников, могут столкнуться с тем, что другие люди вовсе не рады их звездному поведению. Иногда взрослые преувеличивают детский артистизм и пересказывают забавные, с точки зрения родителей, случаи при ребенке, еще больше раздувая его величие и не замечая, как непосредственность постепенно превращается в бесцеремонность. И если вы смеетесь над шутками, имеющими двойной эффект (вам смешно, а адресату шутки обидно – "Вечно наша бабушка называет коридор коридором, да, пап?"), ребенок будет ждать этой реакции и в будущем. Поэтому взрослым необходимо следить за собственными оценками других людей. Непосредственный ребенок без лишнего умысла назовет полного человека "таким огромным!", но не просто так признается приятелю в песочнице: "моя мама сказала, что твоей маме нельзя носить короткие платья".
Постепенно объясняйте ребенку правила поведения и вежливости. Приложите палец к губам в поликлинике, если малыш разбаловался и ловит неодобрительные взгляды окружающих. Жест, которым вы обратите на себя его внимание, можно будет продолжить спокойным объяснением: "Здесь громко не кричат". Расскажите, что, если ребенок сомневается в том, можно ли что-то говорить, он может обратиться к вам шепотом. Со временем дети учатся понимать, когда стоит сдержаться и снизить тон, чтобы сказать что-то не во всеуслышание, а вам на ушко. И их шутки становятся более уместными. Но пока этого не случится, придется оттачивать мастерство родительской мудрости и в какой-то момент суметь рассмеяться, а в какой-то – извиниться перед окружающими за неумышленную детскую правду, которая для другого человека может прозвучать обидной.
Лена Чарлин.
ПОМОЩНИК С МАЛЫХ ЛЕТ
С момента, когда дети начинают говорить, в доме звучат их частые просьбы:
– Я тоже хочу помыть посуду!
– Ты делаешь тесто для вареников? Я помогу!
– А можно взять веник? Мне хочется подметать.
– Давай, и я буду мыть пол.
– А телевизор нужно протирать той же тряпкой, что и пол?
Малышам до всего есть дело. Желание помогать у них врожденное и делит первенство с желанием подражать взрослым. Однако родителям детская помощь иногда кажется лишней: быстрее одеть ребенка самим, чем смотреть, как он несколько минут терзает застежку-молнию, и, наверняка, взрослые качественнее помоют посуду, чем это сделают дети. Кажется, что помощь по дому лучше отложить до того, как малыши станут проворнее и аккуратнее. Но не бывает специального возраста для того, чтобы учиться помогать. Просто важно подбирать поручения в соответствии с возрастом.
Давайте посмотрим, что по силам маленьким детям.
1-3 года
- подавать нужные предметы: строительные инструменты, овощи для салата, бумагу для принтера;
- подметать пол;
- относить мусор в ведро, а ношеную одежду – в корзину для белья;
- доставать постиранную одежду из стиральной машины;
- сортировать носки по парам;
- мыть в тазике свои игрушки;
- убирать игрушки в контейнер, ставить на полку прочитанные книги;
- протирать пыль на открытых низких поверхностях;
- мыть твердые фрукты и овощи;
- доставать покупки из продуктовой сумки.
3-5 лет
- собирать ягоды, фрукты и овощи на даче;
- мыть небьющуюся посуду;
- накрывать на стол: ставить тарелки и чашки, раскладывать приборы и салфетки;
- вытирать пролитую жидкость;
- смешивать ингредиенты для жидкого теста или порезанные взрослыми овощи для салата;
- собирать свой рюкзачок в детский сад и на прогулку;
- нести домой из магазина легкий пакет с продуктами.
5-7 лет
- расчесывать шерсть собаке или кошке, наливать питомцу воду в миску и насыпать корм;
- поливать цветы;
- сортировать одежду по цветам;
- заправлять свою кровать;
- выбирать одежду на день;
- занимать в течение 5-10 минут младшего брата или сестру.
Получается довольно внушительный список дел, который может пополняться, если вовлекать детей в любое из домашних занятий и выделять им даже самую маленькую часть работы для исполнения.
Несколько советов родителям маленьких помощников
- давая ребенку поручение, делайте это с улыбкой и в хорошем настроении. Лучше, если наведение порядка воспринимается в семье как естественный процесс. Тогда дети помогают родителям не из страха испортить мамино настроение, а просто потому, что это часть их семейной жизни;
- избегайте рискованных для здоровья дел – убедитесь, что средства бытовой химии находятся вне зоны детского доступа;
- будьте рядом и наблюдайте за процессом, если дети выполняют что-то впервые. Убедившись, что все получается, как надо, в дальнейшем не вмешивайтесь в процесс, если ребенок не просит вашей помощи;
- хвалите малышей: их дерзания заслуживают добрых слов, а похвала вдохновит делать хорошие дела и в будущем;
- не игнорируйте результаты работы, и, если ребенок зовет посмотреть, как чисто он вытер со стола следы пролитого клея, обязательно оторвитесь от дел и оцените старания;
- не делите помощь по дому на дела для мальчиков и девочек: девочка вполне может помочь папе собирать купленный табурет по схеме, а мальчик – раскатывать тесто скалкой;
- не поручайте домашнюю работу в качестве наказания, чтобы не вызывать негативные ассоциации;
- переделывайте неправильно сделанную ребенком работу незаметно для него;
- не отказывайтесь помогать другим членам семьи или, если заняты, объясните, что сделаете это позже. Дети копируют взрослые диалоги и, если часто слышат от кого-то из родителей односложные "не могу" и "не хочу", воспринимают такие ответы как норму.
А пролитая на пол вода? А ненароком опрокинутый цветочный горшок? А пол в разводах? Всего это не миновать, это уж точно. Но старайтесь удерживать себя от критики, чтобы не сбивать энтузиазм. Дети чаще всего хотят помогать, чтобы радовать родителей, и, видя, что плоды их труда принимают, малыши укрепляются в том, как здорово – быть помощниками и вносить посильный вклад в общее дело семьи. Лучшее, что могут сделать взрослые – поддерживать детскую инициативу.
ПОГОВОРИМ О БЕРЕЖНОМ ОТНОШЕНИИ
Когда годовалый ребенок рушит башню из кубиков, в нем говорит не агрессия, а желание понять логическую закономерность: что будет, если опрокинуть или сломать постройку. Но становясь старше, дети осознают поступки и вкладывают смысл во все свои действия, поэтому важно, чтобы родители направляли их в правильную сторону. Один из таких векторов – стремление к тому, чтобы ребенок вел себя бережно по отношению к природе, своим и чужим вещам и к чувствам окружающих. С помощью разговоров, мягких напоминаний и на собственном примере взрослые помогают детям расти в большом мире и думать не только о себе.
Ребенок и природа: как привить внимательное отношение к окружающей среде?
- не бросать мусор на дорогу во время прогулок, оставлять чистой площадку после пикника; - акцентировать, что порядок в доме и чистота на улице – это красиво;
- принять семейное участие в социальной акции "Город без мусора", общественном субботнике или посадке деревьев; - посадить семена и ежедневно поливать их, чтобы вместе вырастить цветы;
- привлекать детей к заботе о домашних животных: дошкольник вполне может наливать питомцу воду и насыпать сухой корм, а школьник – расчесывать шерсть или выгуливать животное;
- экономно расходовать электричество и воду. Показать, как пускать несильную струю воды во время умывания и сколько воды достаточно для того, чтобы принять ванну. Рассказать о том, для чего в доме используются энергосберегающие лампы и почему нужно выключать свет, выходя из комнаты;
- показать, как сортировать мусор, чтобы в будущем его могли переработать. Обращать внимание ребенка на купленные товары, на которых есть пометка, что они сделаны из переработанной бумаги или пластика;
- смастерить скворечник и кормушку, в холодное время года подкармливать птиц и белок в парке.
Ребенок и другие люди: как развивать эмпатию?
- не смеяться над внешними недостатками людей и объяснить, что не нужно делать это за компанию со сверстниками;
- показать, как успокоить человека, когда тот расстроен или плачет;
- тихо разговаривать и заниматься спокойной игрой, когда кто-то из членов семьи отдыхает или спит;
- привлекать ребенка к посильной помощи в уходе за младшими братьями и сестрами;
- пояснять малышу чувства других: когда человека толкают, ему больно; когда с тобой грубо разговаривают – это неприятно и обидно. Это поможет ребенку озвучивать свои эмоции и понимать, что происходит с другими;
- научить уступать: пропускать на кассе магазина семью с плачущим младенцем, уступать место в общественном транспорте пожилым людям;
- хвалить за добрые дела: "Как хорошо, что ты придержал дверь для мамы с коляской. Это очень вежливо с твоей стороны";
- обращать внимание детей на общественные призывы в связи со сложными жизненными ситуациями и подумать, что вы можете сделать: купить детское питание в дом ребенка, перечислить средства в фонд помощи пострадавшим от несчастных случаев, отнести одежду и игрушки в социальное учреждение;
- объяснять, почему некоторые люди могут стать бездомными, и почему бывает, что кто-то ведет себя экспрессивно в общественных местах в силу проблем со здоровьем: с этими людьми все равно нужно быть вежливым и аккуратным.
Ребенок и вещи: как ценить свое и чужое?
- не ломать то, что построил другой человек: не растаптывать куличик в песочнице, не портить чужую поделку, не разбирать дом из веток, даже если хозяина шалаша нет рядом;
- не спешить заменять потерянную по неаккуратности или намеренно испорченную вещь (мобильный телефон или куклу, постриженную в азарте игры в парикмахерскую) точно такой же новой вещью;
- подклеивать порванные страницы в книге, чинить сломанные игрушки;
- объяснять, что, когда игрушку бросают, она ломается, и с ней невозможно играть дальше, зато, если спокойно класть ее на место, игрушка остается целой, а вот бросать лучше мяч;
- учить организовывать свои вещи, чтобы знать, где их искать;
- объяснить, почему нельзя портить окружающую действительность: не разрисовывать столик в самолете, не пачкать следами от обуви сиденье в транспорте, не обламывать ветки деревьев;
- рассказывать, откуда берутся вещи: булочки пекут на хлебозаводе, книги печатают в издательстве, картины рисует художник и т.д. Предложите создать что-то вместе: испечь хлеб или нарисовать и склеить самодельную книгу. Затраченные усилия помогут ребенку понять, что в каждую созданную на свете вещь вложены человеческий труд, время и душа.
НОЧНЫЕ СТРАХИ – КАК ИХ ПОБЕДИТЬ
Однажды ребенок может поведать вам секрет: под кроватью прячется страшное чудовище, и если ночью свесить руку вниз, оно непременно укусит. Прежде спокойно засыпавший в темноте, теперь малыш просит оставлять свет в спальне, опасливо рассматривает тени на стене и зажмуривает глаза, услышав скрип в соседней комнате: «А паук не придет?» Как правило, пик периода ночных страхов приходится на возраст 4-6 лет, хотя может затянуться на более длительный срок.
В этом возрасте за ребенка говорит его фантазия. До конца не понимая природу некоторых вещей, но все-таки впитывая большое количество информации извне, дети домысливают реальность, привнося в нее элементы прочитанных сказок, образы запомнившихся мультгероев, а также плоды собственного воображения, которое так волнительно щекочут страшные сюжеты.
Дети пока только учатся отличать сказку от реальности. Они верят в Деда Мороза так же искренне, как в Бармалея. И если Дед Мороз ассоциируется у них с веселым праздником и подарками, то Бармалей, согласно прочитанной книге, может представлять вполне реальную опасность. Как и всяческие привидения, монстры и даже безобидные пауки, которых ребенок записал в страшные существа. Из мира фантазий берет начало страх темноты, боязнь оставаться одному в комнате и рассказы про чудовищ, которые просыпаются, едва ребенок закрывает глаза.
В дошкольном возрасте дети психологически не готовы справиться со страхами самостоятельно. Поэтому от родителей ожидается повышенное участие, понимание и желание помочь.
Как можно уменьшить тревожность перед сном?
- Объясните ребенку разницу между фантазией и реальностью, расскажите, что все литературные персонажи остаются в сказках, а герои мультфильмов – придуманы и нарисованы художником и не могут причинить вред.
- Подарите ребенку фонарик, чтобы он всегда мог держать его на прикроватной тумбочке и посветить на комнатное растение, если в темноте оно вдруг покажется ему подозрительным и похожим на страшное существо. Вместе пройдитесь по дому с фонариком в вечернее время, чтобы ребенок увидел, что, даже когда выключается свет, все вещи остаются на привычных местах.
- Сочините истории, в которых обыгрывается страх темноты. В таких сказках должен быть главный герой, похожий на ребенка (но не обязательно человек), и простое объяснение, почему в темноте не так страшно: например, как светлячок поможет добраться до дома заблудившемуся малышу, а волшебный фонарик, если посветить им на привидение, превратит его в знакомый предмет.
- Постарайтесь, чтобы за несколько часов до сна в доме была спокойная обстановка: ребенок не смотрел программы с жестокими сценами, играл в мирные игры. Желательно, чтобы существовал заведенный ритуал отхода ко сну, который бы действовал успокаивающе: ванна, вечернее чтение, разговор, уютно подоткнутое одеяло, поцелуй на ночь.
- Если так будет спокойнее – оставьте включенным ночник с мягким светом и установите его так, чтобы он не отбрасывал тени на стене, а также приоткройте дверь в детскую комнату, чтобы ребенок знал и слышал: вы рядом.
- Придумайте ритуал, как можно прогонять ночных монстров: например, особенные волшебные слова, которых они боятся, или разбрызганный по комнате спрей (это может быть обыкновенная вода в пульверизаторе), или знак на двери «Привидениям вход воспрещен», или игрушка-защитник, которая сидит у входа в комнату и не пропустит ни одного злодея, или магическая кнопка, нажав на которую ребенок «переключает» канал плохих мыслей.
- На помощь может прийти успокаивающий объект – любимая игрушка, которую можно обнимать, засыпая. Хорошо, если рядом с кроватью будет стоять любимое питье: в случае неприятного сна ребенок сможет успокоиться, просто попив воды.
Проговаривайте страхи вместе с детьми, внимательно выслушивайте их переживания и расскажите, как в детстве вы преодолевали собственные страхи. Предложите ребенку нарисовать картинку того, что его пугает, обсудите ее и подумайте, как можно эти страхи победить. Скорее всего, это будет не внезапный, а постепенный процесс, во время которого малыш научится отделять выдумку от реальности, побеждать плохие мысли добрыми и позитивными, а также укрепиться в собственной силе и храбрости.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".
Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...
Консультация для родителей из цикла: «Правила безопасности для детей. Безопасность на дорогах» Подготовила и провела: Воспитатель группы №5: Дудорова Т.Е..; Консультация для родителей из цикла: «Дорожная азбука» Подготовила и провела: Воспит
Консультация для родителей из цикла:«Правила безопасности для детей.Безопасность на дорогах» Подготовила и провела:Воспитатель группы №5:Дудорова Т.Е.....
1.Консультация для родителей «Использование театральной деятельности в работе с неуверенными детьми» 2.Консультация для родителей «Развитие детей в театрализованной деятельности».
Как привлечь детей к театральным играм.Игры....
Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"
Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...
Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей
«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...
Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»
Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...
Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»
Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...