Главные вкладки

    Консультация (младшая группа) по теме:
    Использование педагогических современных методов в период адаптации ребёнка к дошкольному учреждению.

    Дыкусова Евгения Николаевна

    Статья о привыкании ребенкак условиям детского сада.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл dyk.docx20.78 КБ

    Предварительный просмотр:

    Использование современных педагогических технологий для успешной адаптации ребенка в условиях детского сада.

    Проблема социальной адаптации не нова, однако до сих пор остается одной из актуальных в силу трансформации определенных ценностных ориентаций и в социальной политике государства, и в процессе воспитания детей. Социальная адаптация ребенка перестает рассматриваться в биологическом аспекте приспособления индивида к новым условиям окружающей среды. Перерастая рамки проблемы приспособления ребенка к новой социальной ситуации в ДОУ, она выходит в совершенно иную плоскость изучения.

    Необходимо понять каждого поступающего в детский сад малыша, или, говоря словами В.А. Сухомлинского, «проникнуть в духовный мир ребенка», чтобы правильно организовать процесс адаптации в условиях ДОУ.

    Адаптация – от латинского «приспособляю» - это сложный процесс приспособления организма, который происходит на разных уровнях: физиологическом, социальном, психологическом. Адаптация детей к условиям детского сада требует социально-педагогического сопровождения как взаимодействия субъектов адаптации – воспитателей, родителей, детей.

    Поступление ребенка в дошкольное учреждение – процесс сложный и для него и для его родителей. Для ребенка это сильное стрессовое переживание, которое необходимо смягчить.  Чтобы привыкание было максимально безболезненным, необходим комплексный подход к решению проблемы адаптации. Согласовать действия родителей и воспитателей, сближение подходов к индивидуальным особенностям ребенка в семье и детском саду.  Учреждение является первым опытом предъявлением ребенка в социум.

    Цели:

    • Детальное знакомство родителей вновь поступивших детей с организацией воспитательно-образовательной, оздоровительной работой.
    • Подготовка ребенка к поступлению в ДОУ
    • Сохранение и укрепление здоровья детей
    • Создание непрерывной системы воспитательно-образовательной, оздоровительной работы в детском саду и семье.

    Задачи:

    1. Создать условия для охраны и укрепления здоровья детей, облегчения периода адаптации к условиям ДОУ.
    2. Формировать у детей навыки здорового образа жизни, содействовать полноценному физическому развитию детей:
    1. Организовать рациональный режим дня в группе, обеспечивающий ребенку физический и психологический комфорт;
    2. Формировать у детей привычку к аккуратности и частоте, прививать простейшие навыки самообслуживания;
    3. Обеспечить понимания детьми смысла выполнения режимных процессов;
    4. Воспитывать у детей потребность в самостоятельной двигательной активности.
    1. Закладывать основы будущей личности:
    1. Воспитывать у детей уверенность в самих себе и своих возможностях, развивать аккуратность, инициативность, самостоятельность
    2. Закладывать основы доверительного отношения детей к взрослым, формируя доверие и привязанность к воспитателю;
    3. Закладывать основы доброжелательного отношения детей друг к другу;
    4. Поддерживать у детей интерес к окружающей действительности;
    5. Побуждать у детей эмоциональную отзывчивость к эстетической стороне окружающей действительности (природа, окружающие предметы, картины, иллюстрации, музыка).

    Дошкольное учреждение играет важную роль в развитии ребенка. Здесь он получает образование, приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, организовывать собственную деятельность. Однако насколько эффективно ребенок овладевает этими навыками, зависит от отношения семьи к дошкольному учреждению. Гармоничное развитие дошкольника без активного участия его родителей в образовательном процессе вряд ли возможно.

    Оформляя ребенка в детский сад, родители очень часто переживают. Как его встретят? Будет ли ему хорошо? Как его будут кормить, поить, укладывать спать? Волнения эти в полнее объяснимы: родители впервые оставляют ребенка с неизвестными людьми. Чутко улавливая состояние и настроение своих близких, особенно мамы ребенок тоже тревожиться. Поэтому задача воспитателя – успокоить, прежде всего, взрослых. Ещё до поступления малыша в группу воспитателям следует установить контакт с семьёй все привычки и особенности ребенка сразу выяснить сложно, но в ознакомительной беседе с родителями можно узнать каковы характерные черты его поведения, интересы и склонности. Целесообразно рекомендовать родителям впервые приводить ребенка только на прогулку, так как ему проще познакомиться с воспитателями и другими детьми. Желательно приводить малыша не только на утреннюю, но и на вечернюю прогулку, когда можно обратить его внимание на то, как мамы и папы приходят за детьми как они радостно встречаются. Впервые дни стоит приводить ребенка  в группу позже 8 часов, чтобы он не видел слёз и отрицательных эмоций других детей при расставании с мамой. Родители должны быть уверенны в том, что воспитатель выполнит их просьбы относительно питания, сна и одежды ребенка, что все медицинские, закаливающие процедуры будут проводиться только с их согласия. Пригласить родителей осмотреть групповые помещения, показать шкафчик, кровать,  игрушки, рассказать, чем ребенок будет заниматься, во что играть, познакомить с режимом дня, вместе обсудить, как облегчить период адаптации. В свою очередь родители должны очень внимательно прислушиваться к советам педагога принимать к сведению его консультации, наблюдения и пожелания. Если ребенок видит хорошее доброжелательное отношение между своими родителями и воспитателями, он гораздо быстрее адаптируется в новой обстановке.

    Адаптационный период – серьезное испытание для детей раннего возраста: вызванные адаптацией стрессовые реакции надолго нарушают эмоциональное состояние детей. К сожалению, проблемы, связанные с адаптацией, остаются на уровне теоретических исследований и сводятся к рекомендации перед поступлением ребенка в детский сад максимально приблизить домашний режим дня к режиму дошкольного учреждения.

    Важным фактором, влияющим на характер адаптации, является общение с окружающими и действий с предметами. В раннем возрасте предметная деятельность становится ведущей, а общение происходит в основном по поводу действий с предметами. Такое общение называется ситуативно-деловым. На смену непосредственным, эмоциональным контактам приходят контакты в центре, которых стоит предмет. Выявляется четкая закономерность между развитием предметной деятельности ребенка и его привыканием к ДОУ. Воспитатель помогает разнообразно и сосредоточенно действовать с игрушками и решать предметные задачи: собрать пирамидку, матрешку, элементы конструктора. Ребенку, умеющему хорошо играть, не составляет труда войти в контакт с любым взрослым, так как он овладел необходимыми для этого средствами. Научившись общаться с взрослыми через игровую деятельность, постепенно формируется общение со сверстниками.

    На основании выше сказанного формируется модель использования современных педагогических технологий для успешной адаптации ребенка в условиях детского сада.

    1. Индивидуальный подход к ребенку:
    • Использование игрушек-забав, игрушек-сюрпризов;
    • Учет домашних привычек;
    • Использование колыбельных при укладывании детей спать
    1. Игры с воспитателем.
    2. Игры-занятия, игры- упражнения, игры-инсценировки.
    3. Побуждения ребенка к общению со сверстниками:
    • Игры ребенка рядом со сверстниками;
    • Приучение к объединению в игре с другим ребенком;
    • Ситуации, общения;
    • Использование фольклора;
    • Элементы театральной деятельности;
    1. Контроль за физическим состоянием ребенка.
    2. Элементы закаливающих мероприятий.
    3. Различные формы работы с родителями:
    • Родительские собрания;
    • анкетирования, беседы, выставки, папки-передвижки, консультации;
    • Присутствие родителей во время адаптационного периода в группе.

    Четкая профессионально сложенная и продуманная работа педагогов, психологов, медиков, участие родителей и благополучный микроклимат в детском саду – залог оптимального течения адаптации детей раннего возраста к детскому саду.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Полезные советы родителям в период адаптации ребёнка к дошкольному учреждению

    Данные советы предназначены для родителей детей раннего возраста, которые собираются вести своего ребёнка в детский сад впервые  Прислушаясь к данным советам, родители смогут подготовить малыша ...

    Работа с родителями в период адаптации ребёнка к дошкольному учреждению

    На сегодняшний день актуальна тема сотрудничества воспитателей и родителей в период адаптации ребёнка к дошкольному учреждению. Если воспитатели и родители объединят свои усилия и обеспечат малышу защ...

    ФОРМИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ РОДИТЕЛЕЙ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ РЕБЁНКА К УСЛОВИЯМ ДОУ

    Важным моментом на начальных этапах посещения ребёнком детского сада является установление доверительных отношений между работниками ДОУ и родителями. Именно этому вопросу и посвящена эта статья....

    Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста в период адаптации детей к дошкольному учреждению на 2014-2015 учебный год

    Рабочая программапсихолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возрастав  период адаптации детей к дошкольному учреждениюна 2014-2015 учебный год ...

    Полезные советы родителям в период адаптации ребёнка к дошкольному учреждению

    Полезные советы родителям в период адаптации ребёнка к дошкольному учреждению...

    Сказки в период адаптации ребёнка к дошкольному учреждению

    Сказка – один из мощнейших ресурсов для адаптации малыша к детскому саду. Можно перед сном придумывать и рассказывать необычные истории про детский садик. Пусть там вместо детей будут разные смешные з...