Использование педагогических современных методов в период адаптации ребёнка к дошкольному учреждению.
консультация (младшая группа) по теме

Дыкусова Евгения Николаевна

Статья о привыкании ребенкак условиям детского сада.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dyk.docx20.78 КБ

Предварительный просмотр:

Использование современных педагогических технологий для успешной адаптации ребенка в условиях детского сада.

Проблема социальной адаптации не нова, однако до сих пор остается одной из актуальных в силу трансформации определенных ценностных ориентаций и в социальной политике государства, и в процессе воспитания детей. Социальная адаптация ребенка перестает рассматриваться в биологическом аспекте приспособления индивида к новым условиям окружающей среды. Перерастая рамки проблемы приспособления ребенка к новой социальной ситуации в ДОУ, она выходит в совершенно иную плоскость изучения.

Необходимо понять каждого поступающего в детский сад малыша, или, говоря словами В.А. Сухомлинского, «проникнуть в духовный мир ребенка», чтобы правильно организовать процесс адаптации в условиях ДОУ.

Адаптация – от латинского «приспособляю» - это сложный процесс приспособления организма, который происходит на разных уровнях: физиологическом, социальном, психологическом. Адаптация детей к условиям детского сада требует социально-педагогического сопровождения как взаимодействия субъектов адаптации – воспитателей, родителей, детей.

Поступление ребенка в дошкольное учреждение – процесс сложный и для него и для его родителей. Для ребенка это сильное стрессовое переживание, которое необходимо смягчить.  Чтобы привыкание было максимально безболезненным, необходим комплексный подход к решению проблемы адаптации. Согласовать действия родителей и воспитателей, сближение подходов к индивидуальным особенностям ребенка в семье и детском саду.  Учреждение является первым опытом предъявлением ребенка в социум.

Цели:

  • Детальное знакомство родителей вновь поступивших детей с организацией воспитательно-образовательной, оздоровительной работой.
  • Подготовка ребенка к поступлению в ДОУ
  • Сохранение и укрепление здоровья детей
  • Создание непрерывной системы воспитательно-образовательной, оздоровительной работы в детском саду и семье.

Задачи:

  1. Создать условия для охраны и укрепления здоровья детей, облегчения периода адаптации к условиям ДОУ.
  2. Формировать у детей навыки здорового образа жизни, содействовать полноценному физическому развитию детей:
  1. Организовать рациональный режим дня в группе, обеспечивающий ребенку физический и психологический комфорт;
  2. Формировать у детей привычку к аккуратности и частоте, прививать простейшие навыки самообслуживания;
  3. Обеспечить понимания детьми смысла выполнения режимных процессов;
  4. Воспитывать у детей потребность в самостоятельной двигательной активности.
  1. Закладывать основы будущей личности:
  1. Воспитывать у детей уверенность в самих себе и своих возможностях, развивать аккуратность, инициативность, самостоятельность
  2. Закладывать основы доверительного отношения детей к взрослым, формируя доверие и привязанность к воспитателю;
  3. Закладывать основы доброжелательного отношения детей друг к другу;
  4. Поддерживать у детей интерес к окружающей действительности;
  5. Побуждать у детей эмоциональную отзывчивость к эстетической стороне окружающей действительности (природа, окружающие предметы, картины, иллюстрации, музыка).

Дошкольное учреждение играет важную роль в развитии ребенка. Здесь он получает образование, приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, организовывать собственную деятельность. Однако насколько эффективно ребенок овладевает этими навыками, зависит от отношения семьи к дошкольному учреждению. Гармоничное развитие дошкольника без активного участия его родителей в образовательном процессе вряд ли возможно.

Оформляя ребенка в детский сад, родители очень часто переживают. Как его встретят? Будет ли ему хорошо? Как его будут кормить, поить, укладывать спать? Волнения эти в полнее объяснимы: родители впервые оставляют ребенка с неизвестными людьми. Чутко улавливая состояние и настроение своих близких, особенно мамы ребенок тоже тревожиться. Поэтому задача воспитателя – успокоить, прежде всего, взрослых. Ещё до поступления малыша в группу воспитателям следует установить контакт с семьёй все привычки и особенности ребенка сразу выяснить сложно, но в ознакомительной беседе с родителями можно узнать каковы характерные черты его поведения, интересы и склонности. Целесообразно рекомендовать родителям впервые приводить ребенка только на прогулку, так как ему проще познакомиться с воспитателями и другими детьми. Желательно приводить малыша не только на утреннюю, но и на вечернюю прогулку, когда можно обратить его внимание на то, как мамы и папы приходят за детьми как они радостно встречаются. Впервые дни стоит приводить ребенка  в группу позже 8 часов, чтобы он не видел слёз и отрицательных эмоций других детей при расставании с мамой. Родители должны быть уверенны в том, что воспитатель выполнит их просьбы относительно питания, сна и одежды ребенка, что все медицинские, закаливающие процедуры будут проводиться только с их согласия. Пригласить родителей осмотреть групповые помещения, показать шкафчик, кровать,  игрушки, рассказать, чем ребенок будет заниматься, во что играть, познакомить с режимом дня, вместе обсудить, как облегчить период адаптации. В свою очередь родители должны очень внимательно прислушиваться к советам педагога принимать к сведению его консультации, наблюдения и пожелания. Если ребенок видит хорошее доброжелательное отношение между своими родителями и воспитателями, он гораздо быстрее адаптируется в новой обстановке.

Адаптационный период – серьезное испытание для детей раннего возраста: вызванные адаптацией стрессовые реакции надолго нарушают эмоциональное состояние детей. К сожалению, проблемы, связанные с адаптацией, остаются на уровне теоретических исследований и сводятся к рекомендации перед поступлением ребенка в детский сад максимально приблизить домашний режим дня к режиму дошкольного учреждения.

Важным фактором, влияющим на характер адаптации, является общение с окружающими и действий с предметами. В раннем возрасте предметная деятельность становится ведущей, а общение происходит в основном по поводу действий с предметами. Такое общение называется ситуативно-деловым. На смену непосредственным, эмоциональным контактам приходят контакты в центре, которых стоит предмет. Выявляется четкая закономерность между развитием предметной деятельности ребенка и его привыканием к ДОУ. Воспитатель помогает разнообразно и сосредоточенно действовать с игрушками и решать предметные задачи: собрать пирамидку, матрешку, элементы конструктора. Ребенку, умеющему хорошо играть, не составляет труда войти в контакт с любым взрослым, так как он овладел необходимыми для этого средствами. Научившись общаться с взрослыми через игровую деятельность, постепенно формируется общение со сверстниками.

На основании выше сказанного формируется модель использования современных педагогических технологий для успешной адаптации ребенка в условиях детского сада.

  1. Индивидуальный подход к ребенку:
  • Использование игрушек-забав, игрушек-сюрпризов;
  • Учет домашних привычек;
  • Использование колыбельных при укладывании детей спать
  1. Игры с воспитателем.
  2. Игры-занятия, игры- упражнения, игры-инсценировки.
  3. Побуждения ребенка к общению со сверстниками:
  • Игры ребенка рядом со сверстниками;
  • Приучение к объединению в игре с другим ребенком;
  • Ситуации, общения;
  • Использование фольклора;
  • Элементы театральной деятельности;
  1. Контроль за физическим состоянием ребенка.
  2. Элементы закаливающих мероприятий.
  3. Различные формы работы с родителями:
  • Родительские собрания;
  • анкетирования, беседы, выставки, папки-передвижки, консультации;
  • Присутствие родителей во время адаптационного периода в группе.

Четкая профессионально сложенная и продуманная работа педагогов, психологов, медиков, участие родителей и благополучный микроклимат в детском саду – залог оптимального течения адаптации детей раннего возраста к детскому саду.