Как сформировать правильную речь ребёнка с раннего возраста
консультация по теме

Светашова Ирина Евгеньевна

Родители должны понимать свою роль в развитии речи ребёнка раннего возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsipr.docx277.51 КБ

Предварительный просмотр:

КАК СФОРМИРОВАТЬ ПРАВИЛЬНУЮ РЕЧЬ РЕБЁНКА С РАННЕГО ВОЗРАСТА

  1. Необходимо разговаривать с ребёнком, как только появились гуление и лепет.
  2. Наличие тишины при речевом общении с ребёнком (ребёнок должен слышать и себя и взрослого)
  3. Разговор с ребёнком должен быть эмоциональным и сопровождаться мимикой (уже с первых дней одобрение взрослых является сильным стимулом для детей)
  4. Отсутствие постоянного шума и громкой музыки вокруг ребёнка (незрелая нервная система ребёнка может дать невротическую реакцию)
  5. Ребёнок должен хорошо видеть лицо взрослого, который разговаривает с ним (если ребёнок не видит артикуляторную мимику, то не сможет воспроизвести и звук) Если ребёнок слышит речь, но не видит лица – то наша речь будет только шумом.
  6. Ребёнок должен получать твёрдую пищу, т.к. мышцы которые участвуют в жевании и глотании, также используются в артикуляции звуков (ребёнок, долго получающий протёртую пищу, будет отставать в овладении правильным звукопроизношением)
  7. Необходимы игры с мимикой ребёнка, также для развития мышц, участвующих в артикуляции
  8. Необходимо часто повторять звуки, слоги и слова, у детей сильно развит рефлекс подражания.
  9. Учим детей дуть, сдувать и надувать, вырабатывая длинный выдох.
  10. Необходимо ребёнку давать предметы в руки, чтобы он производил с ними разные манипуляции (тогда ребёнок перестанет называть одним словом разные предметы, ребёнок быстрее запоминает названия предметов, которые чаще трогал)
  11. Не повторять за ребёнком детские слова и дефектные фразы, какие бы смешные они не были (если ребёнок вас рассмешил и вам понравится, он будет этим гордиться и коверкать слова специально) Самое лучшее – спокойно поправит ребёнка.
  12.  Необходимо грамматически правильно  разговаривать с ребёнком (ребёнок в освоении речи использует шаблоны вашей речи)
  13. Необходимо терпеливо слушать рассказы детей, их сказки (дети часто сочиняют и говорят то, что видят, и им просто необходимы слушатели, только так будет развиваться монологовая речь ребёнка)
  14. Необходимо знать, что ребёнок до 4 лет не владеет шёпотной речью, поэтому на его громкие замечания о других людях, надо реагировать спокойно.
  15. Только в пять лет ребёнок может думать беззвучно, а до этого периода он может проговаривать свои действия.
  16. Надо знать, что речь носит социальный характер, т.е. для общения с другими людьми, без общения речь не будет развиваться.
  17. Необходимо детей знакомить с новыми словами, т.е. пополнять словарный запас детей.
  18. Нужно читать ребёнку сказки и обсуждать картинки.
  19. Необходимо обучать ребёнка диалогу, для этого ребёнок должен посещать садик или иметь друзей.
  20. Взрослый должен стараться получить ответы от ребёнка, даже если он уже знает ответ. Т.е надо провоцировать у детей речевую деятельность.
  21. Надо оречевлять свои действия, проговаривая свои действия, а не называть то, что мы будем делать. Дети могут говорить только о том, что видят в данный момент.
  22. Необходимо создавать такие условия, чтобы ребёнок чувствовал необходимость попросить взрослого о чём-то, или ответить ему словами.
  23. Не требовать от ребёнка повторения сложных слов, это может спровоцировать заикание.
  24. Следить, чтобы речь взрослого была чёткой и медленной.
  25. Знать, что если у взрослого есть дефекты речи, они могут повториться у ребёнка.
  26. Нельзя говорить с ребёнком непрерывно, он устаёт от этого и перестаёт слушать.
  27. Нельзя давать исчерпывающие ответы ребёнку, надо чтобы он догадался кое о чём сам, а для этого задавайте ему наводящие вопросы.
  28. Необходимо развивать мелкую моторику рук, т.к. в головном мозге рядом с речевым центром находится двигательная область руки. Тренировка тонких движений пальцев рук окажет большее влияние на развитие активной речи ребенка. Работу можно начинать с 6-7 месяцев. Делать массаж кисти, давать перебирать сначала крупные предметы, затем мелкие. Использовать народные игры с пальчиками.
  29. Нельзя переучивать леворуких детей, т.к это грозит появлением заикания и речевых нарушений ребёнка.

Итак, в разные периоды развития ребенка перед родителями  стоят разные задачи.

На любой стадии развития речи ребенок нуждается во внимании и помощи взрослых.

На самом раннем этапе — главное, в чем должно заключаться участие взрослых, это создание положительного эмоционального фона.

 Далее необходимо несколько раз в день по 3—5 минут разговаривать с малышом, соблюдая следующие условия:

 ребенок должен видеть лицо говорящего,

говорить должен взрослый четко и не быстро,

 говорить, о том, что сейчас привлекло внимание ребенка, что он делает.

 Как при обучении ребенка называнию предметов, так и при формировании у него понятий, нужно заботиться о том, чтобы ребенок не был пассивным слушателем, чтобы он имел возможность действовать с предметами; необходимо также добиваться словесных реакций малыша.

Малышам нельзя сразу давать словесные инструкции общего характера, которые подразумевают цепь действий. Сначала нужно давать инструкцию к каждому действию («засучи рукава» — «открой кран» — «возьми мыло» и т. д.) и лишь после упрочнения цепи действий переходить к общей инструкции («вымой руки»).

 

Необходимо помнить, что по мере того, как ребенок растет и развивается, нужно усложнять то, что мы ему говорим, и по содержанию, и по форме.

По книге Г.А.Волковой

«Методика психолого-педагогического обследования

 детей с нарушениями речи»

По книге М.М.Кольцовой

 «Ребёнок учится говорить»

д/с № 2456

учитель-логопед Светашова И.Е.