Владение звуковым анализом слов - основа грамотного письма в школе
консультация (старшая группа) по теме

Шипунова Римма Раисовна

рекомендации родителям по обучению детей звуковому анализу слов, совершенствованию фонематического восприятия звуков

Скачать:


Предварительный просмотр:

Владение звуковым анализом слов – основа

грамотного письма в школе

Большинство родителей полагают, что достаточно выучить с ребенком буквы, и он станет грамотно читать и писать. Однако, как показывает практика, знание букв не исключает серьезных затруднений у дошкольников при обучении грамоте. В чем же причина? Самые распространенные причины:

  • Нарушение фонематического восприятия и дефекты произношения
  • Несформированность навыков звукового анализа и синтеза

Если вы хотите, чтобы ваш ребенок в школе без труда освоил письменную речь, а также избежал многих ошибок, следует обучить его звуковому анализу и синтезу. В свою очередь звуковой анализ и синтез должны базироваться на устойчивом фонематическом восприятии каждого звука родного языка.

Фонематическое восприятие-  способность воспринимать и различать звуки речи.

Дети с общим недоразвитием   речи имеют несформированное фонематическое восприятие и при выполнении заданий по проверке, например повтор близких по звучанию слов (бык-бак-бок, там-том-тим, мишка-миска-мышка), слоговых рядов с согласными звуками, опозиционными по звонкости-глухости или твердости-мягкости (па-па-ба, ша-жа-ша, ро-рё-ро), слов сложной слоговой структуры (велосипедисты, мотоциклисты, транспорт, фотографироваться)- допускают множество ошибок.

Несовершенное фонематическое восприятие, с одной стороны отрицательно влияет на становление детского звукопроизношения, с другой – тормозит усложняет формирование навыков звукового анализа, без которых полноценное чтение и письмо невозможны.

В своей работе использую различные игры и упражнения, направленные на развитие слухового внимания, речевого слуха и фонематического слуха.

Игры на развитие слухового внимания.

1. «Где раздается звук?» - закрепление слуховой ориентации. Один ребенок по указанию обучающего воспроизводит звук звонком, погремушкой, на барабане, остальные слушают с закрытыми глазами:

а)        показывают рукой или поворотом головы направление источника
звука, затем открывают глаза для контроля;

«Жмурки»

2.        «Угадай по звуку» — определение предмета по характеру звука.
На столе предметы: стакан с ложечкой, бумага, тарелка с ложкой,

ключи, ножницы, разные звучащие игрушки.

3.        «Что ты слышишь?»

Детям предлагается посидеть тихо и постараться уловить все звуки, которые раздадутся в доме: шорох бумаги, отодвигание стула, скрип двери, тиканье часов и др. Затем ребёнок воспроизводит те же действия и по возможности называет их. Обучающий включает магнитофон с записью голосов животных или имитирует их сам. Дети показывают соответствующие игрушки, сами подражают голосам или называют животных.

5.        «Узнай по голосу».

Ребёнок, к которому прикоснется водящий, должен назвать имя водящего или спросить: «Кто я?», а водящий должен его узнать. Тот, чей голос он узнает, становится водящим

Игры на развитие речевого слуха

1.         «Кто летает (плавает, едет, бегает)?»

Произносится ряд слов: сокол, молоко, рыба, комар... Дети в нужный момент имитируют руками полёт и произносят: «Летит». Кто ошибается, тот выполняет индивидуальное задание.

2. «Хорошо послушай».

Предлагается шесть — восемь картинок, среди которых есть близкие по звучанию; следует найти и назвать эти картинки.

         3.  «Делай, как слышишь».

Ведущий даёт разные инструкции: руки поднять, в стороны, вперёд, наклониться и т. д. — при этом сам делает другие движения. Ребёнок должен выполнять не то, что видит, а то, что слышит.

Звуковой анализ в отличие от фонематического восприятия ( даже при нормальном речевом развитии) требует специального планомерного обучения. Подвергаемая звуковому анализу речь из средства общения превращается в объект познания.

Самостоятельно выделить последний звук в слове, повторить несколько гласных одновременно, установить позицию заданного звука в слове количество слогов доступно малышу только при помощи взрослого. Формирование этих навыков требует систематического обучения с постепенным усложнением.

Фонематическое восприятие – слышание отдельных звуков в слове и умение производить анализ звуковой формы слов при  внутреннем их проговаривании.

Звуковой анализ:

  • Определение порядка слогов и звуков в слове
  • Установление различительной роли звука
  • Выделение качественных характеристик звука

Для формирования навыков звукового анализа и синтеза использую следующие игры:

1. «Спой начало»

Узнавание и выделение гласного в начале слова : ууулица – У.

2. «Перечисли звуки»

Полный звуковой анализ сочетаний гласных звуков.

3.        «Назови начало».

Выделение согласного в начале слова: сссоки — С.

4.        «Назови звуки».

Анализ сочетаний гласных звуков.

По своим артикуляционным и акустическим признакам все звуки речи объединяются в отдельные фонетические группы. гласные: А, О, У, Э, И, Ы. Это первая фонетическая группа. Для того, что облегчить усвоение таких сложных навыков, как различение фонем русского языка, звуковой анализ и синтез использую в своей работе символы звуков по Т.А.Ткаченко. Символы позволяют воспитанникам значительно быстрее освоить различение гласных и согласных звуков, поскольку различение гласных базируется на оральном образе гласных звуков.

В течение первого периода обучения мы с детьми учились различать гласные звуки на слух и в произношении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей. Формирование ЗКР - основа успешного овладения детьми звукового анализа слов

ФОРМИРОВАНИЕ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ – ОСНОВАУСПЕШНОГО ОВЛАДЕНИЯ ДЕТЬМИ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА СЛОВ. С рождения ребенка окружают множество звуков: речь людей, музыка. Щебетание птиц, шелест листь...

Картотека игр по изучению темы «Звуковой анализ слова». Этапы звукового анализа слова.

В старшей группе дети приобретают навыки звукового анализа слов различной звуковой конструкции, дифференциации гласных, твердых и мягких согласных звуков. Они получают знания о слоговом строении...

Занятие по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа) Тема: «Слова. Звуковой анализ слов. Деление слов на слоги»

Занятие по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа) Тема: «Слова. Звуковой анализ слов. Деление слов на слоги» ...

Занятие по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа) Тема: «Игры со словами. Звуковой анализ слов. Деление на слоги».

Занятие по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа) Тема: «Игры со словами. Звуковой анализ слов. Деление на слоги». ...

Конспект занятия «Первоначальные основы грамоты и развитие произвольных движений рук» в подготовительной к школе группе. Звуковой анализ слова «ручка».

Данный материал содержит конспект занятия «Первоначальные основы грамоты и развитие произвольных движений рук» для подготовительной к школе группе со звуковым анализом слова "руч...

Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа) «Путешествие по стране «Пиши-Читай» Тема: «Слова. Звуковой анализ слов. Деление слов на слоги»

Цель: В игровой форме учить детей проводить звуковой анализ слова. Учить делить слова на слоги, определять количество слогов и место ударения в слове.Задачи:Обучающая задача: В игровой форме учить дет...

Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа) «Путешествие по стране «Пиши-Читай» Тема: «Игры со словами. Звуковой анализ слов. Деление на слоги».

Цель: Обучать пониманию слов-антонимов, синонимов, омонимов. Формировать умение связывать существительное с соответствующим глаголом.Задачи:  Обучающая задача: Формировать понимание слов-синонимо...