Воспитание послушания у детей.
консультация по теме

Сурьянинова Татьяна Александровна

Что же такое послушание? Воспитание послушания у детей, требования к родителям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vospitanie_poslushaniya_u_detey.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 94 «Полянка» г. Волжского Волгоградской области

Консультация для родителей.

Подготовила:

ст. воспитатель I кВ. категории

Т.А.Сурьянинова

Послушание  - это первичная и очень важная ступенька дисциплинированности, так как без умения слушаться, невозможна никакая дисциплина. Послушание можно начинать воспитывать с того времени, как ребенок станет понимать требования окружающих.

Однако есть родители, которые считают, что человека красят самостоятельность и инициатива, а не слепая готовность подчиняться чужой воле. Безусловно, самостоятельность и инициатива необходимы. Но они хороши тогда, когда направны на достижение разумных целей, разумных не только с точки зрения ребенка, но и окружающих людей, т.е.  инициатива должна регулироваться нормами общественной морали. А эти нормы успешно усваиваются лишь в том случае, если ребенок умеет прислушиваться к мнению взрослых и выполнять их требования.  Послушание не противоречит и воспитанию  воли. Сила воли как раз и заключается в том, чтобы подчинять свои желания определенным  требованиям. Ребенку недоступно еще понимание многих моральных принципов, поэтому если в своем поведении он не находит опоры в твердой воле старших, он вырастет своевольным человеком.

Выдающийся советский педагог Антон Семенович Макаренко писал: «Ребенок в  младшем возрасте должен слушаться родителей, ибо если он не послушен сейчас, то он совершенно утратит послушание в 6-8 лет». Послушного ребенка легче научить доступным его возрасту хорошим делам, внушить ему, что хорошо и что плохо, выработать у него привычки нравственного поведения. Наверное, все присутствующие согласятся с этим.

Однако слепое послушание нас удовлетворить не может. Настоящее, активное послушание -  это сознательное и разумное подчинение авторитету взрослых, основанное на том, что ребенок признает справедливость предъявляемых ему требований и с желанием их выполняет.

Воспитание послушания требует от родителей, прежде всего спокойствия и терпения. Больше, чем где - либо, здесь могут принести вред возбуждение, нервное и нетерпеливое поведение. Нельзя постоянно порицать (упрекать) ребенка. Не всякая шалость приводит к тому, что ребенок становиться плохим.  Ребенку подчас его шалости кажутся невинными, и нужно уметь посмотреть на них глазами малыша. Когда же он действительно проявляет проступок, то проявите строгость. Но не теряйте самообладания.

При воспитании послушания важно считаться с индивидуальными особенностями ребенка, с его интересами, запросами, желаниями, с уважением относится к его деятельности и результатам этой деятельности, внимательно выслушивать его вопросы, серьезно и умело отвечать на них, верить в возможности ребенка, доверять ему, проявлять такт в обращении с ним. Надежда Константиновна Крупская указывала: «Самое важное - это не смотреть на ребенка как на свою собственность, с которой что хочешь то и можешь делать, не смотреть на ребенка как на раба, как на обузу или игрушку».

Надо научиться смотреть на ребенка как на человека, пусть еще слабого, нуждающегося в помощи, защите,… но все же человека, притом человека будущего.

Любовь и уважение к ребенку надо умело сочетать с неукоснительной требовательностью  к нему.

Опыт показывает, что дети только в том случае легко подчиняются требованиям старших, если они не возбуждены, если у них хорошее настроение. Нельзя также забывать о том, что отрицательную  реакцию ребенка нередко вызывают непосильные требования взрослых. И чтобы избежать этого, от ребенка надо требовать то, что он может наверняка сделать: содержать в чистоте и прядке игрушки, аккуратно складывать свои вещи и др.

Успех воспитания послушания предполагает единство требований со стороны всех членов семьи. И если мать предъявляет к ребенку определенные требования, а отец освобождает сына (дочь) от их выполнения или наоборот, ребенок будет поступать так, как захочет. Вот почему требования к ребенку должны быть едиными. Без единства требований невозможно добиться уважения к старшим, веры в их авторитет. Когда же ребенок постоянно ощущает единство требований всех челнов семьи, у него вырабатывается устойчивая привычка послушания (можно подчеркнуть, что воспитатели группы всегда договариваются о едином подходе к детям, особенно к тем, кто непослушен).

Очень важно не просто предъявить требования к ребенку, но и попытаться разъяснить ему, для чего они, убедить в необходимости определенного поведения. Ребенку можно объяснить очень многое: например, почему нельзя шуметь, когда кто-то отдыхает, грубо разговаривать со старшими, обижать малышей и пр. Беседы с ребенком (очень короткие) помогают ребенку сформировать у него осознанное отношение к своему поведению.

В практике семейного воспитания бывает и так, что даже послушный ребенок не всегда выполняет требования родителей. Это объясняется разными причинами. В частности, дети, например, реагируют не на то, что вы потребовали, а на то, как вы потребовали. Ребенок отказывается выполнять требование, когда оно предъявлено ему тоном приказа или раздражения. Повышенный тон нередко вызывает недовольство и сопротивление ребенка. Ему в это время кажется, что вы его не любите, и он переживает отчуждение. Поэтому, чтобы вызвать у ребенка желание выполнить требование, следует обращаться к нему спокойным ровным, а порой ил ласковым тоном. При этом надо помнит, что в каждом конкретном случае тон должен соответствовать обстановке, характеру поступка, и учитывать индивидуальные способности ребенка.

Если вы не будете следить за выполнением своих требований, дети привыкнут недобросовестно относиться к ним. Правильно организованный контроль предупреждает уклонение детей от выполнения требований и развивает у них чувство ответственности за свои поступки. Но контролировать ребенка следует деликатно, так чтобы он не думал, что его проверяют, ему не доверяют, не верят в его силы. Допустим, ребенок в первый раз не послушался вас, не выполнил ваше распоряжение. Следует его повторить еще раз, но уже более категорично. Если и в этом случае ребенок не послушался, оставьте его в покое. Через некоторое время, когда он подойдет к вам со своими делами, обратиться с вопросом вы спокойно потребуйте исполнения своей просьбы и пока он ее не выполнит, то не общайтесь  с ним. При этом не нужды длинные объяснения, разговоры, нравоучения, а категорическое требование – исполнить то, о чем я прошу.

«Но это так трудно, - нередко говорят родители. Может подойти время еды, прогулки, поневоле войдешь в контакт с ребенком и забудешь его отказ». Трудно, но надо тренировать себя и перестраивать свое отношение к ребенку, заставить его считаться с вашим требованием. Пусть на этот раз он даже не поесть своевременно, но зато поймет, что со взрослыми, их заданиями, требованиями надо считаться. В таких случаях очень важна единая линия всех членов семьи. Если ребенок начнет искать поддержки у других он должен у всех встретить отказ, твердый и определенный. Самое главное, следить, чтобы у ребенка не накапливался опыт непослушания, чтобы он не смотрел на родителей как на нечто необязательное.

Не допустимо подменять требовательность упрашиванием: «Ну, будь умником, ты же обещал слушаться». Следует также избегать распоряжений, заранее утверждающих детское непослушание. «Сколько раз тебе говорить! Пока сто раз не скажешь, никогда не послушает».

 Дети, как правило, выражают много раз личных желаний, и  это проявляется в их стремление к самостоятельности, активности. Хорошее желание ребенка – довести начатое дело до конца, помочь маме в уборке квартиры, сделать что-нибудь приятное бабушке и пр. – надо всемерно поддерживать и поощрять. Но дети выполняют много и таких желаний, которые по разным причинам  невыполнимы. Поэтому, запрещая, надо быть твердым, настойчивыми, не поддаваться жалости – ребенок должен подчиняться слову «нельзя».

Вместе с тем недопустимо злоупотреблять запретами, так как бесконечные запрещения вызывают у ребенка стремление противодействовать им.

Ребенок задает вопросы, а родители, вместо того, чтобы удовлетворить детскую любознательность, отмахиваются от него: «не надоедай», «не мешай». Ребенок берет нож, чтобы почистить картошку, а родители отбирают его: «Положи -  порежешься» и так на каждом шагу. В результате радость ребенка сменяется унынием, его энергия – бездеятельностью.

Надо четко определить, что можно детям,  а что нельзя. Запрещать надо только то, что действительно заслуживает осуждения, и при этом  объяснить причину запрета. Тогда запрет станет более убедительным, и у ребенка постепенно будет развиваться способность сдерживать свои желания.

Но иногда искушение сделать что-нибудь запрещенное настолько сильно, что ребенок не в состоянии ему противиться. В таком случае лучше всего постараться отвлечь малыша: напомнить, что он хотел о чем – то рассказать вам, вспомнить о каком – ни будь интересном случае, предложить вместе чем – ни будь заняться. Когда никакие отвлечения не помогают и ребенок продолжает настаивать на своем, надо набраться терпения и не реагировать на капризы. Ребенок увидит, что его слезы остаются без внимания, и постепенно успокоиться.

Иногда следует отказаться от применения прямых запретов. Порой ребенку даже полезно разрешить то, на чем он настаивает, например, надеть  в жаркую погоду новый шерстяной костюм, взять на улицу санки, когда снег только что выпал и т.п. – пусть на собственном опыте убедиться в неразумности своих желаний.

*************************************************

Какие вы будете использовать методы и приемы воспитания, во многом зависит от вас, но во всех случаях необходимо учитывать возраст и индивидуальные особенности ребенка. Важно так же помнит, что никакие средства педагогического воздействия не сыграют положительной роли, если вы своим собственным поведением не будете подтверждать того, что требуете от ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальная консультация для родителей "Воспитание послушания у детей дошкольного возраста"

Цель консультации: познакомить родителей с причинами появления непослушания, показать важность и значимость этой проблемы, помочь родителям в воспитании послушания у своих детей, дать советы и рекомен...

Консультация для родителей. "Воспитание послушания у детей."

Послушание маленького ребенка является основой развития у него драгоценного качества_- дисциплинированности. В послушании  выражаеться уважение и доверие ребенка   к воспитате...

Консультация для родителей «Воспитание послушания у детей»

Послушание – это первая и очень важная ступенька дисциплинированности....

Воспитание послушания у детей среднего возраста.

Индивидуальная консультацияЦель: Познакомить родителей с причинами появления непослушания, показать важность и значимость этой проблемы, помочь родителям в воспитании послушания у своих детей, подсказ...

Воспитание послушания у детей.

Антон Семенович Макаренко писал: “Ребенок в младшем возрасте должен слушаться родителей, ибо если он непослушен сейчас, то он совершенно утратит послушание в 6…8 лет”. Послушного ребенка легче научить...

Воспитание послушания у детей младшего дошкольного возраста.

Выдающийся советский педагог А.С. Макаренко писал: «Ребенок в среднем возрасте должен слушаться родителей, ибо если он не послушает сейчас, то он совершенно утратит послушание в 6-8 лет». Послуш...

Консультация для родителей «Воспитание послушания у детей»

Консультация для родителей «Воспитание послушания у детей»...