Консультация для родителей "Художественное развитие детей дошкольного возраста"
консультация (старшая группа) по теме

Произведения для эстетического восприятия детей должны быть художественными, доставлять наслаждение своей красотой и передавать чувства, настроение, мысли, доступные детям. Рисунки в книге являются одним из первых произведений изобразительного искусства, с которым встречаются дети в семье. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_dlya_roditeley.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

                   Муниципальное образование город Ноябрьск

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад компенсирующего вида «Аленький цветочек»

Консультация для родителей

"Художественное развитие детей дошкольного возраста"

Подготовили: воспитатели Максимович Галина Владимировна,  Барыбина Любовь Петровна

Взрослых давно волнует вопрос о том как организовать процесс восприятия произведений изобразительного искусства детьми так, чтобы, с одной стороны, сохранить детскую непосредственность во всей её наивной первозданности, а с другой – научить их рассматривать художественные произведения.

        Николай Андреевич Тырса, живописец, станковый и книжный график, в своём выступлении по поводу этого сказал так:

           «Я потребитель искусства с четырёхлетнего возраста . Когда был ребёнком . я очень любил рассматривать картинки . Мои бедные родители сумели мне, семилетнему ребёнку, показать Эрмитаж. У меня трое детей, я люблю детей вообще так, что в этом отношении у меня есть какой то опыт . И вот в чём тут дело. Важно научиться рассматривать художественное произведение. А как получается на практике? Я наблюдал, как часто рассматривают рисунки . Рассматривают иллюстрации, рассматривают изображения как сумму каких-то смысловых обозначений.

             От ребёнка требуют рассказать, почему старик лежит. Почему мальчик сидит, в какой одежде, в какое время года, в какое время дня, что у них в руках, что они делают и т.д.Этим всё и ограничивается. А где же искусство, почему оно не доходит до ребёнка? Почему об этом не говориться?  

            Надо считаться с  неодинаковостью детского восприятия. Оно очень разное у детей. Надо считаться с разницей детских натур и родителям, и художникам, и писателям- нужно хорошенько войти в искусство, чтобы понимать изображения, видеть их как художественные произведения».

            Мы полностью согласны с данной точкой зрения и считаем, что в процессе диалогического общения взрослого и ребёнка искусство самоценно.

             В первую очередь необходимо того, чтобы дети поняли, что в любом произведении искусства не только рассказывается о чём-либо. Но и обязательно присутствует определённое настроение. Но показать эту важнейшую особенность искусства можно только на произведениях со специальным содержанием. Так, например, маленькие дети не в состоянии понять те произведения живописи, в которых передана борьба  добра со злом. Для них будет весьма сложно постигнуть духовное  противостояние героев живописного полотна, в котором разыгралась любовная драма или даны сложные аллегории. Вместе с тем общеизвестно, что малыши очень рано начинают интересоваться изображением детей, животных. Их увлекают иллюстрации в книгах, отдельные произведения живописи, скульптуры.

              В результате специального наблюдения нами было установлено, что эмоциональный отклик у детей, не достигших четырёх лет, вызывают те произведения искусства, в которых переданы чувства и отношения, наиболее близкие и понятные ребёнку этого возраста(мать и дитя и их взаимоотношения). Не менее привлекателен для малышей и мир книжной графики.

               Детей старшего дошкольного возраста уже можно познакомить с основными жанрами живописи (пейзаж, портрет, натюрморт) и помочь им понять, как художники, используя средства выразительности, передают в художественной поэтической форме своё восприятие мира, своё понимание его.

                  Так например, в работах Е. Чарушина у каждого зверя свой характер, своё настроение, состояние. Зверь может быть настороженным, спокойным или расслабленным. Может быть в плохом настроении, а может радоваться и безмятежно наслаждаться своей долей звериного счастья. Он может быть приветлив и хмур, растерян и уверен в себе. Создавая свои произведения, Чарушин мечтал  о том, что дети поймут его зверят, их мимику, движения и почувствуют их настроение, постигнут глубину индивидуальности каждого персонажа.

                 Но, к сожалению, уже первый педагогический опыт работы с детьми разочаровал художника, потому что некоторые родители вовсе не понимают животное. В качестве примера художник приводит случай , который произошёл в его присутствии с одним его знакомым, демонстрирующим ребёнку рисунок, на котором была изображена собака в прекрасном расположении духа и даже «улыбалась». Несмотря на дружелюбный вид собаки, отец «объяснил» сыну этот рисунок так: « Смотри какая злющая собака. Смотри, как она рычит!». Но сын с ним не согласился: « Да нет- утверждал мальчик- она не злая, совсем и не рычит,- видишь рот раскрыла».

                     Можно сделать вывод, что взрослым не следует навязывать детям свою точку зрения.

                       Произведения для эстетического восприятия детей должны быть художественными, доставлять наслаждение своей красотой и передавать чувства, настроение, мысли, доступные детям. Рисунки в книге являются одним из первых произведений изобразительного искусства, с которым встречаются дети в семье. Они вызывают у детей эмоциональный отклик, помогают понять содержание сказки, песенки, потешки, лучше представить внешность героев и их характер. Но не все иллюстрации в детских книгах целесообразно использовать для эстетического воспитания дошкольников. Во-первых, ребёнок с первого взгляда должен понимать картинку. Но при всей своей простоте иллюстрация должна заключать в себе множество подробностей ( не в ущерб ясности изложения), только в этом случае её интересно рассматривать. Во-вторых иллюстрации должны быть выразительными. Благодаря выразительности изображения ребёнок воспринимает настроение героев, разделяет их чувства.

                        Для работы с детьми дома мы рекомендуем использовать следующие иллюстрации:

  • Ю.Васнецов. Иллюстрации к потешкам «Мыши», «Кисонька», «Конь», «Коза-хлопота», «Петушок», «Пошёл котик на Торжок», «Котинька- коток», «Ладушки», «Гуси».
  • Е. Чарушин, Иллюстрации к авторской сказке «Теремок».
  • В. Конашевич. Иллюстрации к сказкам К.Чуковского «Муха-цокотуха», «Тараканище» и др.
  • Е.Рочев. Иллюстации к русским народным сказкам «Волк и семеро козлят», «Маша и медведь», «Заюшкина избушка», «Лиса и заяц» и др.

Родители дошкольников так же могут воспользоваться иллюстрациями, которые представлены в учебно-наглядных пособиях: ( Т.Н Дронова «дошкольникам об искусстве»).

Важно помнить, что любое произведение искусства - это рассказ не только через изображение фигуры и предмета, но и через цвет, линию, композицию, технику и материалы изображения.

               Постижение ребёнком средств выразительности происходит постепенно. Вначале важно вызвать просто эмоциональный отклик, помочь почувствовать настроение, состояние героев, предоставить возможность просто «войти» в картинку. Сопереживание, сострадание, идентификация себя с героями произведений изобразительного искусства возникают у детей, когда они проникаются человеческими чувствами.