Готов ли ваш ребенок стать первоклассником?
консультация (подготовительная группа) по теме

Сердюкова Ирина Васильевна

Консультация для родителей, о том как правильно подготовить ребенка к школе, не навредив ему.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon консультация79 КБ

Предварительный просмотр:

                                                         

                                                                     Консультация

                                                             для  родителей

 

                                     

                                     

       

                                     

                                                                                 Воспитатели: И.В.Сердюкова

                                                                 О.Г.Романова

Билет в первый класс.

Как подготовить ребёнка к школе.

Прежде чем научить  ребёнка читать -    

научите его думать.

На носу первое сентября. А всё ли мы, родители, сделали для того, чтобы подготовить ребёнка к успешному запуску во взрослую жизнь? Тем, кто сделал не всё, придётся исправлять упущенное уже в ходе учёбы. У тех же родителей, чьи дети пойдут в школу через год, ещё есть возможность избежать возможных проблем.

                       Не палочки, а пазлы.

Чаще всего родители завтрашних школьников не имеют четкой программы подготовки их детей к школе. Нет, всё, конечно, понимают: для того чтобы ребёнок хорошо усваивал грядущий школьный материал, до школы его много чему надо научить. И бедные дети с четырёх-пяти лет под контролем родителей пишут палочки, учат числовые ряды, заучивают длинные стихотворения… Но помогает ли это им?

По мнению Марьяны Безруких, доктора биологических наук, директора Института возрастной физиологии РАО, «самый главный показатель готовности к школе, и это подтверждают наши физиологические исследования, и многолетний опыт анализа причин возникновения проблем в школе – умение ребёнка принять инструкцию, услышать и понять, что от него хотят. А инструкция – это любое задание, любая просьба к ребёнку. Если вы попросили ребёнка что-то сделать, но он не слышит просьбу или  слышит только её часть, значит, он пока не умеет воспринимать инструкцию».

Важнейшее условие будущей успешной работы над школьными заданиями – умение ребёнка планировать свою работу. И прежде чем сажать ребёнка за тетрадку писать палочки, попросите его… собрать пазл. И посмотрите, как он это сделает: просто так берёт детальки мозаики или кладёт перед собой рисунок, отбирает нужные цвета, а потом лишь берётся за дело?

А  умеет ли сын исправлять то, что он делает неправильно? Если, выполнив задание кое-как, он уходит к другим делам (то есть результат его не интересует!) – значит, не умеет. А умеет ли он попросить помощь, сказать «я не понял», или бросает несделанное лишь потому, что не знает, как это сделать?

Если вы видите беспомощность и отсутствие интереса к достижению цели – с ним нужно работать. Для этого есть специальные методики, но, используя их, ставьте, пожалуйста, во главу угла свою любовь к малышу, а не желание сделать его «не хуже других». Организуйте всё так, чтобы ребёнок, учась, не страдал, а, наоборот, получал от узнавания новое удовольствие, чтоб ему это было интересно. Важнее этой задачи на подходе к школе нет ничего.

                                Уроки чтения.

Ни в коем случае нельзя в детстве – до первого класса, по крайней мере – делать интеллектуальную деятельность только предметом долга.

…Буквы он у вас уже знает давно, слова на бумаге по буквам разбирает, но выхватывая первые буквы, он дальше называет слово наобум, причём даже не глядя уже в книжку, не ухватывая смысла слова. Или очень бойко произносит все слова, а о чём говориться в прочитанном тексте, не знает. Форма у него опережает содержание – значит, вы в какой-то момент стали требовать от него лишь умения читать, не дожидаясь, пока это станет для него внутренней потребностью.

Теперь эту потребность у него придется воспитывать. Берите для чтения только книжки яркие, с крупными буквами, где много картинок и, самое главное, яркий сюжет. Забудьте о том, чтобы заставлять или даже уговаривать ребёнка, не говоря уж о том, чтобы насильно сажать за книгу. Придумывайте ходы, включайте фантазию, делайте что хотите, но ребёнок должен захотеть читать сам! Радуйтесь каждому прочитанному слову, не акцентируйтесь на ошибках, постарайтесь их поправлять незаметно, а то и вовсе не поправляйте. Ему должно нравиться то, что он делает, - и тогда всё пойдёт  само.

То же касается и счёта и всего остального. Ну подумайте, в чём смысл заучивания ребёнком названия отдельных месяцев или дней недели, если он не знает, какое сейчас  время года? И почему он глядя в стену, «отбарабанил» до ста, но не может сосчитать четырёх воробьёв, прыгающих по песочнице? Да потому, что он учил всё лишь ради того, чтобы заслужить вашу похвалу! «Слепое» представление о счёте не поможет ему в будущем разбираться в школьных задачах, где требуется зримо представить себе путь из пункта  А  в пункт Б.

Конечно, хорош, что к школе ребёнок умеет читать. Но он также должен уметь сравнивать, делать из увиденного выводы и обобщения. Сосредотачиваться в будущем на словах стоящего у доски учителя ему поможет умение внимательно слушать книгу или ваш рассказ. Способность без волнения отвечать урок, умение последовательно излагать свои мысли воспитывается в ваших спокойных и равноправных диалогах, обсуждениях фильма или чего-то необычного, увиденного на улице. Приучайте его анализировать пережитое, учите связной речи, закрепляйте в его словаре новые слова. Всё это придаст ему в школе дополнительную уверенность.

                     Школа для родителей.

Но раньше самих детей к школе должны быть подготовлены их папы и мамы.

Для этого им нужно сделать главное усилие – отпустить ребёнка от себя. Начните уже избавляться от страха за него, пусть любовь к малышу станет уже любовью, воспитывающей взрослого человека, любовью-доверием.

Он растёт, от этого никуда не деется и уже должен учиться принимать на себя ответственность, для начала за себя самого. Вы должны быть уверены в нём, в его силах на 200 процентов – тогда эта уверенность появится и у него, и он ни секунды не будет сомневаться, что у него всё получиться.

А что касается практических рекомендаций, то начните с того,  чтобы перестать навязывать ребёнку своё общество. В школе через год начнётся время его самостоятельности, он должен уметь занимать себя сам. Так, идя, к примеру, в магазин, не тащите его с собой «по умолчанию». Для начала спросите его: «Ты пойдёшь со мной?» Пусть принимает решение, а вы будьте готовы это решение уважать или спокойно объяснить, почему вам важно его присутствие.

Перестаньте бояться оставлять его одного дома. В школе – то он будет без вас! Для начала оставляйте на полчаса, потом на час и больше – естественно объяснив правила безопасности (не подходить к двери, не включать газ и т.д.).

Всё это мелочи, но из них складывается социальная смелость маленького человека, выстраивает его самостоятельность.

                                      Кстати.

Больше внимания к собственному поведению, уважаемые родители! Ребёнок смотрит на вас и берёт от вас буквально всё. Так, воспитывая у сына то же умение слушать, стоит сначала самим этому обучиться и хотя бы в присутствии ребёнка стараться выслушивать друг друга и адекватно выстраивать свои диалоги. И, не заставляя его быть дятлом, пытаться безуспешно пробить «стену» ваших важных разговоров каким-нибудь простейшим вопросом. Ответьте уже ему, и это поможет завтрашнему школьнику свыкнуться с мыслью, что, если он говорит, его обязательно выслушают.

                     Вниманию родителей.

Ваш ребёнок умеет читать, но для него это пока не является жизненной потребностью. Вот несколько рекомендаций, которые помогут ему понять, что чтение – это очень интересно.

    МЕТОД  КАССИЛЯ.

Для ребёнка, который читает достаточно свободно, но читать не любит. Выбирается интересный текст с ярким сюжетом, родитель читает его, вдруг останавливается на самом интересном месте. А потом у отца уже нет времени! Ребёнок берётся  за книгу в надежде, что всё-таки кто-то сжалится и дочитает ему. Ребёнка хвалят за желание читать и читают с ним вместе – строчку ты, две строчки я.. И «техническое» чтение постепенно переходит в содержательное.

МЕТОД ИСКРЫ ДАУНИС.

Ребёнок находит под подушкой письмо Карлсона, где тот всего в двух строчках предлагает ему дружбу, а подарок для него – там-то. Подарок находится. Потом ещё письмо, где уже про подарок ни слова, а говорится, что Карлсон хотел оставить ему билеты в цирк, но он дергал кошку за хвост, и потому цирк откладывается. С каждым днём письма длиннее, а читаются быстрее. Навык становится содержательным, у ребёнка с чтением связываются удовольствия и радости.