Консультация для родителей «Раннее детство: личностное развитие»
консультация по теме

Ерыкалина Елена Геннадьевна

Личностное развитие

Поведение ребенка раннего возраста импульсивно, желания его неустойчивы и быстро преходящи, он не может их контролировать, соблюдать правила и удерживать поставленную цель. В.С. Мухина приводит такой пример: детям второго и третьего годов жизни дали после завтрака по конфетке и попросили, когда придет мама, дать ей попробовать, а пока не есть. Больше половины детей съели кон­фету, а остальные по многу раз ее доставали, разворачивали, обли­зывали и т.д.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Красноборский детский сад «Колосок»

Консультация для родителей

«Раннее детство: личностное развитие»

                         

                                                           Подготовила воспитатель

Ерыкалина Е.Г.

с. Красный Бор

2014 г.

Личностное развитие

Поведение ребенка раннего возраста импульсивно, желания его неустойчивы и быстро преходящи, он не может их контролировать, соблюдать правила и удерживать поставленную цель. В.С. Мухина приводит такой пример: детям второго и третьего годов жизни дали после завтрака по конфетке и попросили, когда придет мама, дать ей попробовать, а пока не есть. Больше половины детей съели конфету, а остальные по многу раз ее доставали, разворачивали, облизывали и т.д.

Ребенок учится сдерживать возникающие желания под влиянием настойчивых указаний взрослого, под •влиянием его наказаний или поощрений. Все желания ребенка обладают одинаковой силой: в раннем возрасте отсутствует соподчинение мотивов.

В данный возрастной период, согласно теории Э. Эриксона, формируются волевые качества, закладывается самостоятельность, независимость, поэтому ребенка нужно учить самому принимать решения и нести ответственность за их выполнение. Это прежде всего касается еды, туалета, одевания и пр. Ребенок может сам решить, положить ему еще каши или не надо; будет он рисовать или играть в кубики и т.д. Однако в раннем возрасте дети, как правило, чаще ошибаются, чем принимают правильные решения, и неспособны постоянно контролировать свои поступки, поэтому, когда у детей начинает развиваться стремление к самостоятельности, они остро нуждаются в поддержке и огромном терпении со стороны любящих взрослых, особенно в конфликтных ситуациях. Внешний контроль со стороны взрослых необходим, но он должен быть поощряющим, излишняя строгость, наказания за ошибки, так же как и гиперопека, могут привести к формированию чувства стыда за свои поступки и поведение, сомнения в собственных силах и способностях. Положительное самоощущение развивается у ребенка в том случае, если взрослые, с одной стороны, поощряют его самостоятельность, а с другой — устанавливают согласованные, четкие, разумные ограничения, с любовью относясь к маленькому «изобретателю» и «экспериментатору» (К. Флэйк – Хобсон  и др.).

Для раннего возраста характерны яркие эмоциональные реакции, связанные с непосредственными желаниями ребенка. Ребенок эмоционально реагирует только на то, что непосредственно воспринимает.

У детей раннего возраста достаточно широкий диапазон страхов. Они могут бояться труб в туалете («вода их унесет с собой»), масок, куклу без руки, бородатого мужчину, пылесоса (который их может «схватить»), темноты, спать в одиночестве и т.д. Со временем большинство страхов сами исчезнут. Необходимо помнить, что чрезмерная раздражительность, нетерпимость, гнев, равно как и чрезмерная родительская опека, лишь усиливают страхи. Нужно постепенное приучение, терпеливое объяснение, а не упреки, назидания или наказания. Весьма эффективен в преодолении страха наглядный пример «бесстрашия» взрослых. Иногда справиться со страхом или подготовиться к сложным ситуациям детям помогают чтение книг и игра в куклы с элементами драматизма, приключенческими сюжетами. Мы уже упоминали, что с восьми месяцев развивается боязнь разлуки с родителями («тревожное предчувствие разлуки»), эта универсальная реакция, характерная для большинства детей: ее пик приходится на полтора-два года.

Близкие взрослые служат безопасной нишей: даже если мать неподалеку, ребенок периодически возвращается к ней, чтобы лишний раз убедиться, что все в порядке: мама здесь, можно быть спокойным. Однако кроме непосредственного эмоционального общения в раннем возрасте развивается и «деловое» общение — общение по поводу предмета. В ходе такого общения начинают развиваться мотивы сотрудничества.

Общение с другими детьми в раннем возрасте обычно только начинается и не является еще полноценным. Двух – трехлетние  дети скорее играют «рядом», а не вместе, так называемая «параллельная игра»: ребенок играет один в непосредственной близости от других играющих детей (М. Партец). В процессе игры могут возникать ссоры из-за игрушек, проявляться вспышки гнева и агрессивности. Ребенок раннего возраста рассматривает игрушки как свою собственность, общаясь с другими детьми, из-за свойственного ему эгоцентризма всегда исходит из собственных желаний, совершенно не учитывая интересы другого ребенка, не понимая его и не сопереживая  ему.

Ранний возраст характеризуется зарождающимся самосознанием. Примерно к 18 месяцам ребенок начинает узнавать себя на фотографиях и в зеркале. К трем годам у детей развивается первичная половая идентичность: они твердо знают, к какому полу принадлежат, безошибочно причисляют сверстников к тому или иному полу, основываясь на внешних характеристиках (волосы, одежда, физическая сила). Однако формируемая половая идентичность на первых порах может быть неустойчивой, например мальчик может верить словам мамы, которая говорит, что он превратится в девочку если будет плакать, или девочка, зная свой пол, думает, что в будущем  она сможет стать «дядей, потому что хочет быть пожарным» (В.С. Каган).

Речь двухлетнего ребенка полна утверждений обладания, прежде всего они устанавливают границы своих владений: «мой ботинок, моя кукла, моя машинка», что свидетельствует о понимании себя как отдельного существа. Если до двух-трех лет ребенок называл себя по имени в третьем лице («Саша хочет гулять), то теперь появляется местоимение «я», что свидетельствует  об осознании ребенком своей «самости», осознании себя отдельным человеком: он начинает говорить и действовать со своей позиции. У ребенка возникают определенные представления о себе он знает к какому полу он относится, какими физическими особенностями обладает, что он делает хорошо, а что — плохо, что он скажет а что нет. Кроме того, у ребенка появляется эмоциональное сношение к себе: осознание не только своего «Я», но того, что «я хороший», «я очень хороший», «я хороший и больше никакой» (И.Ю. Кулагина). Возникновение сознания «я», «я хороший», «я сам» приводят к распаду прежней социальной ситуации, который проявляется в кризисе трех лет.

Литература.

  1. Психология/ Под ред. Сосновского Б.А. – М.: Юрайт – Издание, 2005 г.
  2. Психология  воспитания/ Под ред. Петровского В.А. – М., 1995 г.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей направление "Социально-личностное развитие" образовательная область "Безопасность".

Большинство родителей, обеспокоенных за своих детей, прибегают к брани, многословным предупреждениям и даже к наказаниям. Такой метод не даёт эффекта, ведь ребёнок 3-5 лет (а часто и старше) не может ...

Картотека консультаций для родителей по социально - личностному развитию дошкольников.

Консультации для родителей по соуиально-личностному развитию дошкольников...

Картотека консультаций для родителей по социально - личностному развитию дошкольников.

Картотека консультаций для родителей по сациально-личностному развитию дошкольников...

картотека консультаций для родителей по социально - личностному развитию дошкольников

картотека консультаций для родителей по социально - личностному развитию дошкольников...

Картотека консультаций для родителей по социально- личностному развитию дошкольников

Картотека консультаций для родителей по социально- личностному развитию дошкольников...

Картотека консультаций для родителей по социально - личностному развитию дошкольников.

Картотека консультаций для родителей по социально - личностному развитию дошкольников....