Главные вкладки

    О чем говорит детский рисунок
    консультация по теме

     Шатунова Яна Николаевна

    Как часто, глядя на своего ребенка, мы хотим знать, что же в этой маленькой головке творится, о чем наш малыш думает и что его беспокоит. На эти вопросы можно ответить, «прочитав» детский рисунок. С самых первых моментов, как малыш берет в руки карандаш, он рисует. Как мы, взрослые, изливаем душу кому-то из близких или пишем свои мысли и переживания в личный дневник, так и ребенок в своем рисунке рассказывает о своем восприятии жизни, о своем настроении, о своих переживаниях. Что бы не происходило в семье, как бы ребенок не чувствовал себя, как бы не относился к окружающим - все излагается на рисунке. В рисунке ребенок самовыражается.

          Разгадать суть рисунка ребенка можно по выбранным цветам, по расположению картинки на листе, по нарисованным предметам. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл o_chyom_govorit_detskiy_risunok.docx88.83 КБ

    Предварительный просмотр:

    О чём говорит детский рисунок:  научитесь анализировать, как психолог.

         Как часто, глядя на своего ребенка, мы хотим знать, что же в этой маленькой головке творится, о чем наш малыш думает и что его беспокоит. На эти вопросы можно ответить, «прочитав» детский рисунок. С самых первых моментов, как малыш берет в руки карандаш, он рисует. Как мы, взрослые, изливаем душу кому-то из близких или пишем свои мысли и переживания в личный дневник, так и ребенок в своем рисунке рассказывает о своем восприятии жизни, о своем настроении, о своих переживаниях. Что бы не происходило в семье, как бы ребенок не чувствовал себя, как бы не относился к окружающим - все излагается на рисунке. В рисунке ребенок самовыражается.

          Разгадать суть рисунка ребенка можно по выбранным цветам, по расположению картинки на листе, по нарисованным предметам.

        «Прочитать» рисунок до мельчайших подробностей - это дело психологов. Но некоторые детали Вы и сами можете проанализировать: уловить тревожные моменты, понять настроение малыша, узнать о его страхах. И эти знания будут как бы своеобразным мостиком между Вами и малышом. Необязательно давать ребенку какую-то тему. Просто, когда малыш рисует, обратите внимание на цвет рисунка, на линии, на штриховку, есть ли контуры на предметах.

    Семейные отношения в рисунке.

           Если Вы хотите понять настроение ребенка в семье, то предложите ему нарисовать, например, свою семью. Конечно, это надо делать ненавязчиво, в игре, и не сидеть над ребенком во время творчества. Пусть малыш рисует, как этого желает он сам.

    Попробуйте поговорить с ребенком о его рисунке, проследите, кого он изображает первым, кого последним, кого вообще «забыл» нарисовать и почему.

    Обратите внимание на то, как расположены члены семьи, на близость и отдаленность их друг от друга, на место нахождения малыша среди них. Если малыш рисует себя между родителями, то он доволен отношением к нему в семье, а если он не нарисует себя вообще или же изобразит где-то в сторонке или даже вне дома, то об этом стоит задуматься. Значит, ребенок одинок и ему нужна помощь.

    Самого любимого члена семьи ребенок обязательно приукрасит какой-нибудь деталью, т.е. будет наряжать.

    Самого авторитетного члена семьи скорей всего нарисует большим. Ребенок-эгоист, ребенок-кумир изображает себя крупнее всех.

    Очень важно также общее впечатление от рисунка. Обратите внимание на выражение лиц людей. Какие эмоции они проявляют: улыбка, грусть.

    Некоторые части тела малыш может особенно выделить у той или иной фигуры. Например, если у мамы выделен рот, то она своими нравоучениями, нотациями и наставлениями давит на малыша. Очень важно обратить внимание на руки. Очень длинные руки или иногда и отсутствие их говорят об агрессии, исходящей от члена семьи в адрес ребенка.

    Иногда малыши сознательно не рисуют кого-то из семьи и при этом приводят довольно логичные объяснения. Например, забывает нарисовать брата, к которому он испытывает ревность, или же отсутствие его объясняет тем, что тот гуляет в парке, или находится где-то в другой комнате.

    Обязательно посмотрите на цвета, выбранные малышом. Так, обеспокоенные чем-то дети рисуют темными «тяжелыми» цветами. А яркие нежные цвета говорят о нормальном настроении ребенка. Коричневый и черный - сигнализируют о подавленности, дискомфорте, желтый, фиолетовый - уравновешенность, положительные эмоции. Холодные цвета свидетельствуют о конфликте в семье. Например, рисуемый им член семьи темными тонами, особенно черным, говорит о неприятии ребенком этого человека. Например, ребенок нарисовал маму с черными волосами или в черной одежде. Этим он выражает свое внутреннее волнение по отношению к ней. Может, мама сильно занята, и ему не хватает ее ласки и общения с ней. Красный иногда трактуется агрессией, высокой возбудимостью. Голубой, розовый - это цвета полные жизнерадостности, отличного настроения.

    Отношение к себе.

         Для определения отношения ребенка к себе малышу можно предложить нарисовать автопортрет.

    Здесь нужно обратить внимание на расположение рисунка на листе, чтобы понять об уровне самооценки ребенка;

    на цветовую гамму рисунка, чтобы понять настроение малыша.

    Обратите внимание на нарисованные черты лица. Например, отсутствие ушей говорит о том, что ребенок не «слышит» окружающих, их замечания. Большие глаза говорят о том, что ребенок обеспокоен тем, что о нем думают окружающие. Улыбка на лице - ребенок раскрыт для общения.

       Любая ваша попытка стать ближе к Вашему малышу и понять его будет вознаграждена его любовью к людям и его успехами в жизни. Вглядевшись внимательнее в любой детский рисунок, можно увидеть все, что творится в душе малыша, и чего он не сумеет объяснить взрослым, даже в самой доверительной беседе.

       Рисунок для ребенка является не искусством, а речью. До трех лет - это только черточки, линии, круги. Малыш «пробует» карандаш или кисть, экспериментирует. К четырем годам у картинок появляется замысел. Маленького художника «вдохновляет» главным образом человек - мама, папа, сам малыш. Люди на рисунках чаще всего выглядят как «головоноги»: существа, тело и голова которых представляют собой единый «пузырь» с ножками.

         Анализировать рисунок можно начинать с 4-5 лет. Человечек на рисунке уже состоит из двух овалов с ручками и ножками - палочками. Появляется интерес к различным занятиям, предметам, окружению главного героя. К семи годам «живописцы» уже не упускают из виду такие детали человеческого образа, как шея, волосы (или шапка), одежда (хотя бы в схематическом виде), а руки и ноги изображают двойными линиями. Это указывает на гармоничное развитие ребенка.

    Структура рисунка.

       Предложите ребенку нарисовать его семью. Причем, так, чтобы все были заняты каким-нибудь делом. Пусть у него будет выбор цветных карандашей и достаточно бумаги - обычный альбомный лист (формат А4) вполне подойдет. Не стоит торопить малыша или комментировать его рисунок в процессе рисования. А когда он закончит семейный портрет, самое время обратиться с вопросами: кого именно он нарисовал и чем заняты все эти персонажи.

    Для верного прочтения детского рисунка необходимо довериться своим впечатлениям. Какие эмоции он вызывает? Чтобы точнее определить это, для описания рисунка используйте понятия: «светлый» - «темный», «яркий» - «тусклый», «спокойный» - «тревожный», «агрессивный» - «доброжелательный», «богатый» - «бедный» и так далее. Например, грустный - на котором члены семьи разобщены, находятся в разных частях листа, лица у них безрадостны или вовсе отсутствуют. Агрессивный - с угрожающей мимикой, позами, возможно, с оружием. Если самим вам сложновато, то можно найти таких же заинтересованных родителей и обменяться с ними творениями малышей. А затем поделиться друг с другом ощущениями от рисунков в качестве «независимых экспертов». Все слова, которыми можно описать рисунок, имеют отношение к тому, как сейчас чувствует себя ребенок. Если негативных оценок слишком много, то это может говорить о психологическом неблагополучии ребенка. Однако не стоит делать поспешных выводов по одному-единственному рисунку. Возможно, ребенок просто обижен.

    Совпадает ли количество членов семьи на бумаге с реальным? Первым и самым крупным, как правило, изображается наиболее значимый в понимании ребенка член семьи. Себя дети обычно рисуют рядом с теми, к кому испытывают наибольшую привязанность. А дальше всех на рисунке располагается самый несимпатичный малышу родственник. Изображение в профиль или спиной также свидетельствует о негативе.

    Не забывайте, однако, что дети живут сиюминутными переживаниями. К примеру, малыш не рисует отца, который уделяет ему мало внимания и бывает груб. А его отсутствие на рисунке объясняет тем, что «папа уехал в командировку». А младшей сестренки на рисунке нет, потому что она "спит в другой комнате". Ребенок не может примириться с тем, что мама из-за сестры не уделяет ему столько же внимания, как прежде. Подобные «коррективы» в состав семьи вносят дети, неудовлетворенные своим эмоциональным положением. Им требуется больше доброжелательного внимания взрослых, а лучше - игр в компании таких же малышей.

    Важные детали.

    - Члены семьи объединены каким-то общим делом - знак хорошей «погоды в доме».

    - Ребенок нарисовал себя отдельно от остальных - «сигнал» о своей изолированности в семье.

    - Родные отделены друг от друга перегородками - возможный признак проблемы в общении.

    - Младшего по возрасту брата или сестру малыш рисует крупнее себя - он «занимает много места в их жизни»

    - На рисунке нет самого маленького художника - «мне нет места» в отношениях между близкими.

          Проверить это можно, задав малышу вопрос: «Может быть, ты забыл кого-то нарисовать?» Но бывает, что даже прямое указание: «ты забыл изобразить себя» ребенок игнорирует или объясняет: «не осталось места», «потом дорисую». Такая ситуация является серьезным поводом задуматься о семейных взаимоотношениях.

    Манера письма.

    - Частые самоисправления - первый признак повышенной тревожности.

    - Рисунок состоит из отдельных мелких штрихов - малыш как бы опасается провести решительную линию - также признак опаски.

    - Преувеличенно большие глаза с густо заштрихованными зрачками - возможно, малыш чего-то боится.

    - Многочисленные украшения, множество деталей в костюме - желание быть замеченным, тяга к внешним эффектам.

    - Слабый нажим на карандаш, не по возрасту слабая детальность рисунка - ребенок склонен к быстрому утомлению, эмоционально чувствителен, психологически неустойчив.

    - Линии не доводятся до конца, рисунок размашистый, небрежный - его автор импульсивен. Стоит обратить внимание на сильный нажим и грубые нарушения симметрии. Иногда рисунок "не помещается" на листе - признак энергии, бьющей через край, даже агрессии.

    - Все фигуры изображены очень мелко, композиция смещена к краю - малыш не верит в свои силы. Возможно, кто-то из родных слишком строг с ним или требования, предъявляемые ребенку, не соответствуют его реальным возможностям.

    - Символы агрессии - большие акцентированные кулаки, оружие, устрашающая поза, четко прорисованные ногти и зубы. Взрослым следует разобраться, зачем ребенку понадобилась такая демонстрация своей силы.

    Палитра - зеркало души.  

    Обычно в рисунке дети используют 5-6 цветов. Более широкая палитра открывает натуру чувствительную, богатую эмоциями. Более скудная говорит о негативных эмоциях в данный момент.

    - Темно-синий - сосредоточенность на внутренних проблемах, потребность в покое, самоанализ;

    - зеленый - уравновешенность, независимость, упрямство, стремление к безопасности;

    - красный - сила воли, эксцентричность, агрессия, возбудимость;

    - желтый - положительные эмоции, любознательность, оптимизм;

    - фиолетовый - фантазия, интуиция;

    - коричневый - медлительность, физический дискомфорт, часто - отрицательные эмоции;

    - черный - подавленность, протест, настоятельная потребность в изменениях;

    - серый - безразличие, отстраненность, желание уйти, не замечать того, что тревожит.

    Цветовой тест отношений (ЦТО)

    Назначение теста.

        Методика предназначена для изучения эмоционального отношения ребенка к нравственным нормам.

    Описание теста.

       Для проведения ЦТО нужен лист белой бумаги (А4, 210 х 297 мм) и 8 карточек разного цвета (синяя, зеленая, красная, желтая, фиолетовая, коричневая, черная, серая). Исследование проводится индивидуально. Перед ребенком раскладывают на белой бумаге восемь цветных карточек в произвольном порядке.

    Инструкция к тесту.

       Представь себе, что это волшебный дом с волшебными окошками. В нем живут разные люди. Я буду называть тебе людей, а ты сам выберешь, кто где будет жить. Договорились? Хорошо! В каком окошке живут добрые люди? А ленивые?

       Далее называется весь список понятий. Желательно чередовать положительные и отрицательные (но не парные) нравственные качества. Например: добрый, ленивый, щедрый, лживый (обманщик), трудолюбивый... и т. д. При этом цвета могут повторяться, т. е. ребенок может выбрать один и тот же цвет на разные понятия.

    Примечание:

        В протоколе фиксируется цвет, который был выбран для каждого понятия, и комментарии ребенка.

    Обработка результатов теста.

       При анализе результатов необходимо соотнести цвет, присвоенный каждому понятию, и эмоциональное значение этого цвета. Ниже приводится краткая характеристика каждого цвета, его эмоционально-психологическое значение:

    Синий: добросовестный, спокойный, несколько холодный.

    Зеленый: самостоятельный, настойчивый, иногда упрямый, напряженный.

    Красный: дружелюбный, общительный, энергичный, уверенный, раздражительный.

    Желтый: очень активный, открытый, общительный, веселый.

    Фиолетовый: беспокойный, эмоционально напряженный, имеющий потребность в душевном контакте.

    Коричневый: зависимый, чувствительный, расслабленный.

    Черный: молчаливый, эгоистичный, враждебный, отвергаемый.

    Серый: вялый, пассивный, неуверенный, безразличный.

    Опыт показывает, что дети дошкольного возраста обычно выбирают:

    Добрый - желтый и красный цвета. Другими словами, дети считают, что добрый человек общительный, дружелюбный, открытый.

    Злой - черный цвет. Пожалуй, комментарии здесь излишни - ведь этот цвет отражает эгоистичность, враждебность, отвержение.

    Честный - желтый, фиолетовый и красный цвета. То есть для детей данное понятие ассоциируется с такими характеристиками, как потребность в душевном контакте, общительность, открытость, дружелюбность.

    Лживый - черный цвет. Дети не случайно выбирают этот цвет, поскольку он ассоциируется с такими личностными характеристиками, как упрямство, враждебность, эгоистичность. При этом дети почти не выбирают красный и желтый цвета, то есть обманщик не воспринимается ими как открытый, общительный, дружелюбный, отзывчивый человек, с чем трудно не согласиться.

    Щедрый - красный и фиолетовый цвета. Необходимо отметить, что для дошкольника щедрость является очень сложным понятием, отношение к нему достаточно противоречивое. Ребенок знает, что щедрым быть хорошо, но отдать свое, поделиться ему трудно. Особенно это заметно у детей до 5 лет: они нередко выбирают даже черный цвет. Дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет) уже не выбирают черный и коричневый цвета, тем самым относя это качество к положительным, хотя отношение остается неопределенным. И только в младшем школьном возрасте становится возможным выделение определенных цветов.

    Жадный - красный и черный цвета. То есть дети считают его решительным, сильным, может, даже агрессивным, враждебным.

    Трудолюбивый - фиолетовый и желтый цвета. Другими словами, трудолюбивый человек очень активен, энергичен, готов к активным действиям, может быть суетлив.

    Ленивый - коричневый, серый, синий цвет. То есть дети справедливо считают ленивого человека слабым, не вовлеченным в дело, вялым, пассивным, а также холодным.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    О чем говорит детский рисунок?

    По рисунку ребенка можно определить его психологическое состояние....

    Статья на тему: "О чем говорит детский рисунок?"

    Рисунок ребенка - это его речь, это способ общения с миром. Рисуя, ребенок также выражает сферу своих интересов, это прекрасный способ перенести на бумагу свое психоэмоциональное состояние....

    О чем "говорит" детский рисунок?

    Внимательно присматривайтесь к рисункам ребенка, выслушивайте его рассказы, это вам поможет быть ближе к своему чаду, понимать его желания и вовремя справляться со страхами и негативными эмоциями ребе...

    О чем говорит детский рисунок?

    Рисунок для ребенка является не искусством, а речью. До трех лет – это только черточки, линии, круги. ...

    О чём говорит детский рисунок?

    Статья о том, как анализировать рисунки детей 4-5 лет....

    "О чем говорит детский рисунок?".

    Вглядевшись внимательнее в любой детский рисунок, можно увидеть все, что творится в душе малыша, и чего он не сумеет объяснить взрослым, даже в самой доверительной беседе.Малыш провел над листом бумаг...

    О чем говорит детский рисунок?

    Вглядевшись внимательнее в любой детский рисунок, можно увидеть все, что творится в душе малыша, и чего он не сумеет объяснить взрослым, даже в самой доверительной беседе. ...