Главные вкладки

    Статья для родителей. «Игрушки вашего малыша»
    статья по теме

    Шестопалова Ирина Геннадьевна

    Развитие богатого эмоционального мира ребенка немыслимо без существования в нем игрушек. Именно они служат для него той средой, которая позволяет выражать свои чувства, исследовать окружающий мир, учит общаться и познавать себя. Вспомните свои любимые игрушки! Это не обязательно огромные, шикарные, дорогие львы и тигры, экстравагантные куклы и электрические машины. У кого-то это невзрачный мишка, переданный мамой по наследству, малюсенький пупсик с огромным количеством немыслимых нарядов из тюля, а может быть, просто кусочек искусственного меха, перетянутый веревочкой, надежно зажатый в ладошке во время сна. Размышляя о выборе игрушек для детей, можно сделать вывод о том, насколько это серьезное и важное дело и не взрослые должны это делать, а только лишь сам ребенок. Только он из огромного набора домашних игрушек, искренне подаренных ему родителями, из блеска и богатства витрин магазинов способен выбрать именно то существо, которое нужно ему. Если хотите, выбор игрушек самим ребенком внутренне обусловлен теми же эмоциональными побудителями, что и выбор взрослым друзей и любимых. Зачем ребенку любимая игрушка? Затем, зачем нам, взрослым, не только дети, родители и коллеги по работе, но и друзья, и любимые. Речь идет о той (тех) игрушках, память о которых возможно ребенок пронесет по всей своей жизни.

    У каждого ребенка должна быть такая игрушка, которой он может пожаловаться, которую поругает и накажет, пожалеет и утешит. Именно она поможет ему преодолеть страх одиночества, когда родители куда-то уйдут, страх темноты, когда выключается свет и - надо уснуть, но не в одиночестве, а с игрушкой-подружкой. На них иногда злятся, их наказывают и даже ломают, забрасывая в дальний угол, но и их же вспоминают в минуты детского горя, достают из угла и чинят, дорисовывают стершиеся глаза и губы, шьют новые наряды, пришивают уши и хвосты.

    Трудно представить, что подобное отношение ребенок может испытать к роботу, взмывающему ввысь самолету, ревущей и гремящей машине.

    В «подружки» маленькие мальчики и девочки скорее выберут куклу, Мишку, котенка, зайчонка, то есть существо, очень похожее на человека, близкое ему и понятное.

    Поэтому, узнав о заветной мечте ребенка иметь ту или иную игрушку, подумайте сначала, а по-настоящему ли она ему нужна.

     

    Несомненно, у ребенка должен быть определенный набор игрушек, способствующих развитию его чувственного восприятия, мышления, кругозора, позволяющих ему проигрывать реальные и сказочные ситуации, подражать взрослым. В книге Г.Л. Лэндрет «Игровая терапия: искусство общения» приводятся рекомендации по выбору игрушек, помогающих гармонично развивать интеллект, эмоции, самопознание, самоконтроль и умение общаться. Не все они покупаются в магазине, многие можно сделать самим родителям, и от этого они будут еще ближе и дороже ребенку.

    Игрушки из реальной жизни. Кукольное семейство (может быть, семья зверушек), кукольный домик, мебель, посуда, машины, лодка, касса, весы, медицинские и парикмахерские инструменты, часы, стиральные машины, плиты, телевизоры, мелки и доска, счеты, музыкальные инструменты, железные дороги, телефон и т.д.

    Игрушки, помогающие «выплеснуть» агрессию. Это солдатики, ружья, мячи, надувные «груши», подушки, дикие животные, резиновые игрушки, скакалки, молотки и другие инструменты, дротики для метания, кегли и т.д.

    Игрушки для развития творческой фантазии и самовыражения.

    Кубики, матрешки, пирамидки, конструкторы, азбуки, настольные игры, разрезные картинки или открытки, краски, пластилин, мозаика, наборы для рукоделия, нитки, кусочки ткани, бумага для аппликаций, клей и т.д.

    При покупке игрушек пользуйтесь простым правилом: игрушки следует выбирать, а не собирать!

    Игрушки, какими их представляют себе взрослые, с точки зрения ребенка никуда не годятся. Великолепные автоматические и полуавтоматические, полностью собранные игрушки не могут удовлетворить творческие и эмоциональные потребности ребенка. Ребенку нужны такие игрушки, на которых можно отрабатывать, отшлифовывать основные необходимые свойства характера. Для этого автоматические игрушки совершенно не пригодны.

    Игрушки для самых маленьких, прежде всего, должны развивать органы чувств: глаза, уши, руки, пока основная его потребность - чувствовать тепло. Поэтому первые игрушки малышей должны быть мягкими и теплыми, тогда они будут полностью соответствовать стремлению малыша все познать через осязание. Самые лучшие игрушки для маленьких - это те, которые можно кусать. Они должны быть сделаны из мягких материалов пластмассы, резины, хорошо мыться, быть легкими, не иметь удлиненной плоской формы, чтобы, засовывая их в рот, ребенок не мог подавиться. Окраска игрушек должна быть яркой, хорошо, если они будут звучащими.

     

    Для годовалого малыша интересны и полезны будут пластмассовые пирамидки из 3 - 4-х составляющих колец разного цвета, мисочки разных размеров, вкладывающиеся друг в друга, разноцветные кубики. Манипуляции с этими игрушками не только развивают интеллект ребенка, но и доставляют удовольствие и радость, когда у малыша что-то получается так же, как у взрослого. Очень полезны игрушки каталки и неваляшки.

    Для 2-летних очень хорош большой разноцветный мяч, который не закатывается под мебель, 7 — 8-составные пирамидки, мягкие, пушистые игрушки, которые уже не тянут в рот, а вот засыпают с ними очень хорошо. Большая пластмассовая машина или коробка уже с этого возраста будут приучать ребенка к аккуратности, самостоятельности, так как в них должны складываться после игры кубики, мячики, резиновые и мягкие игрушки. Хорошо, если уже в этом возрасте у малыша будет свое игровое место в квартире, а у игрушек тоже свой домик.

    К трем годам набор игрушек расширяется. К ярким, разноцветным, с четкой формой игрушкам прибавляются простейшие конструкторы («Волшебный сундучок», «Сюрпризное яйцо»), которые малыши собирают вместе с взрослыми, всегда при этом, испытывая удовольствие и восторг оттого, что из странных кусочков может получиться замечательная, понятная ребенку фигура-игрушка. На этом возрастном этапе ребенок начинает активно включаться в мир реальных жизненных ситуаций, узнает, что люди заняты в жизни работой и имеют разные профессии, сталкиваются с проблемами и находят выход из конфликтов. Поэтому чаще всего ребенок выбирает сюжеты для ролевых игр из той жизни, которая его окружает. Дети играют в «Дочки-матери», в «Магазин», «Доктора», «Детский сад» и т.п.. Игрушки в этом возрасте увеличиваются в размерах (большая кукла, большой медведь и т.д.). Правильной будет покупка «парикмахерских наборов», чайных и столовых сервизов, принадлежностей доктора Айболита, мебели и других предметов, отображающих различные стороны реальности. Стремление ребенка жить общей с взрослыми жизнью свидетельствует о новом этапе в развитии эмоций и социальной адаптации. Основное требование - «бытовые игрушки» должны выглядеть как можно ближе к «оригиналу» и быть достаточно прочными.

    К четырем годам ролевая игра становится основным видом деятельности ребенка. Усложняется содержание игры, многие игрушки становятся «ненужными», так как детская фантазия способна превратить конкретные предметы в воображаемые. Так, карандаш может стать волшебной палочкой, зеленые листья - деньгами, нарисованные орнаменты на бумаге - коврами в кукольной квартире. Именно поэтому в таком возрасте наибольшую пользу ребенку принесут не покупные дорогие игрушки, а сделанные своими руками вместе с взрослыми. Крупные игрушки к пяти годам постепенно перестают занимать ребенка и перемещаются из игровой зоны на кресла, кровати, шкафы. А вот наборы зверушек, солдатиков, кукольных семей завоевывают интерес и эмоции ребенка. Появляется большая возможность для проигрывания разных вариантов с одними и теми же игрушками, развивается фантазия и воображение, мышление перестает быть конкретным, а эмоциональный мир обогащается.

    Шестилетнему ребенку полезнее и интереснее уже не статичные и конкретные игрушки. Он будет рад необычному конструктору, моделям кораблей и самолетов, красивым фломастерам и занимательной настольной игре, разборному роботу-трансформеру, набору для шитья и вязания. Детям очень нравятся игрушки, сделанные собственными руками, особенно, если они становятся полезными для других. Дети любят в этом возрасте делать игрушки-подарки (кухонные прихватки, салфетки, украшения). Радость и гордость вызывает в ребенке тот факт, что он умеет делать добро окружающим и любимым людям. Поэтому любое желание ребенка что-то смастерить, сшить, склеить и кому-то подарить, должно приветствоваться родителями, если они хотят развить в ребенке трудолюбие, усидчивость и желание что-то в жизни давать другим. Игрушечные магазины уходят на второй план, а наибольший интерес у детей вызывают прилавки с канцелярскими принадлежностями, строительными материалами, нитками и пуговицами. Ребенок сам готовит себя к смене вида деятельности и школьному обучению. В дальнейшем ребенок сам сделает «инвентаризацию» своих игрушек.

    Не заставляйте никогда ребенка своими руками выкидывать сломанные или устаревшие игрушки! Для него это символы его развития, с каждой связаны положительные эмоции и переживания. Это его детские воспоминания, это его друзья. Намного лучше будет отремонтировать их и отдать другим детям, подарить детскому саду, ребенку, которому в этом плане не повезло, и родители не покупают ему игрушек.

    Распоряжаясь сами игрушечным миром своего ребенка, вы можете выбросить его любимые игрушки, а они, как вы уже поняли, не обязательно должны быть самыми большими, дорогими и красочными. Нередко ребенку дороги совсем иные свойства игрушки.

    В школьном возрасте дети учатся играть без игрушек. Им все больше начинают нравиться подвижные игры со сверстниками с помощью мячей, скакалок и т.д. В играх ребенок учится выигрывать и проигрывать, подчиняться правилам, признавать выигрыш других, общаться и работать совместно с взрослыми и сверстниками.

    Есть поговорка «Нельзя всю жизнь в игрушки играть». Это правда, но согласитесь, взрослые, как иногда приятно получить смешной сувенир от приятного человека! Дарите своим детям радость не только в дни рождения и новый год, но и просто так, от хорошего настроения! Несколько советов:

    •      Попробуйте вместе с ребенком сделать «игрушку-подружку»: возьмите пучок шерстяных или хлопчатобумажных ниток, согните пополам и перетяните веревочками. Наденьте на голову платочек - вот и получилась чудесная куколка. Такую игрушку можно сделать и из травы на загородной прогулке или даче.

    •      Как просто можно из уже имеющихся в доме игрушек: мячик, пластмассовая или деревянная пирамидка, пустое яйцо сделать

     

    новые игрушки. В доме наверняка найдутся кусочки тканей, тюля, ленточки, пучки ниток. Вам понадобится еще и липкая лента.

    •      Совместной фантазии хватит на то, чтобы из самодельных игрушек сделать домашний кукольный театр и разыгрывать известные и свои собственные сказки. По выкройке за 2 минуты можно сшить гномика и его друзей и, надев на пальчики, поиграть с ними, посмеяться или сочинить считалку.

    •      Полистайте руководства по изготовлению игрушек, и вы найдете

     

     

    там множество оригинальных способов обновить бесплатно игрушечный мир ребенка. То, что сделано своими руками и руками близких, несет в себе отпечаток их чувств и эмоций, вдыхает в игрушку часть души.

     

    Помните, что все, кроме любимой игрушки, надо периодически менять и обновлять. Если вы заметили, что малыш долго не берет в руки какую-то игрушку, значит, она ему сейчас просто не нужна Спрячьте ее подальше, а через некоторое время ее появление вызовет новый эмоциональный или познавательный интерес у ребенка.

     

    Не водите ребенка часто в игрушечный магазин с множеством соблазнительных, но очень дорогих игрушек. Сколько слез и страданий малышей видели сидящие на прилавках новомодные куклы, звери и машины! Эти переживания неспособности получить то, что очень хочется, ребенку совсем не нужны. Только когда вы сами готовы подарить ребенку радость, водите его в магазин и делайте ему праздник.

    Вспомните фильм «Игрушка», где сын миллионера жил в огромном

    доме, имел кучу роботов машин, компьютеров, но был одинок, пока не нашел себе друга-человека, понимающего и любящего его, способного вместе с ним фантазировать и играть.

    Так играйте же со своими детьми вместе!

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Package icon attachments_ketrin_89regmail.ru_2014-03-13_18-36-16_1.zip35.91 КБ

    Предварительный просмотр:

    НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОЕ МЫШЛЕНИЕ

    Основу развития мышления составляет формирование и совершенствование мыслительных действий. Овладение мыслительными действиями в дошкольном возрасте происходит по следующему закону: сначала ребенок действует во внешнем плане, оперируя непосредственно с предметами и изменяя их состояние и свойства, затем происходит интериоризация этих действий, т.е. переход во внутренний план, они превращаются в действия мыслительные. При этом мыслительные действия ребенка принимают либо форму действия с образами, либо форму действия со знаками (словами, числами и др.). В соответствии с этим различают три формы мыслительной деятельности - наглядно-действенную, образную и словесно-логическую.

    Различие между образным и логическим мышлением состоит в том, что эти виды мышления дают возможность выделять существенные свойства для разных ситуаций и тем самым находить правильное решение для разных задач. Образное мышление является более эффективным в тех случаях, когда существенные свойства предмета или явления можно себе представить. Однако когда эти свойства оказываются скрытыми, и представить их нельзя, но можно обозначить словами или другими знаками, задача может быть решена только с помощью логического мышления.

    Основной акцент в тренировке мышления ребенка 5-7 лет следует делать на развитии образного мышления, поскольку, как показывают экспериментальные данные, успешность обучения в начальной школе в наибольшей степени зависит от сформированности именно этого мышления.

    В возрасте 5-7 лет, в результате специальной подготовки дети могут овладеть многими возможностями, связанными с этим видом мышления. Например, они могут научиться мысленно преобразовывать образы реальных предметов, строить наглядные модели (типа схем), отображающие существенные свойства объектов или явлений, планировать свои действия в уме.

    В связи с этим тренировка образного мышления в в данном возрасте должна быть направлена на развитие следующих способностей:

    1. Осуществлять мысленное преобразование образа.

    Основным содержанием образного мышления является оперирование образами. А оперирование образами, в свою очередь, предполагает умение делать с ними различные мысленные преобразования, например: вращение, перегруппировку исходных элементов, расчленение на части и соединение их в целое и многие другие. При этом важно, чтобы образ не расплывался и не исчезал.

    Для развития мысленного преобразования образа предлагаются такие игры как: «Шахматы», «Шашки», «Головоломка с палочками»

    Берем несколько палочек и складываем из них схематическое изображение в другое или как-то его меняем.

    Например:

    Задание № 1. Переместить одну палочку, чтобы «повернуть» дом в другую сторону.

    Задание №2. Переместить одну палочку, чтобы вишенка выпала из стакана. Задание №3. Переместить две палочки, чтобы олень посмотрел назад. Задание №4. Переместить три палочки, чтобы из трех квадратов сделать четыре.

    По правилам игры реально перекладывать палочки нельзя. Все действия нужно совершать в уме. Однако, если ребенок не может решить задачу мысленно, пусть попробует это сделать практически, путем реального перекладывания палочек.

    1. Ориентироваться в пространстве с помощью простой план-схемы, а также самостоятельно ее создавать.

    Одной из важных разновидностей пространственного мышления является обеспечение человека возможностью ориентации в пространстве. В 6 лет ребенок уже довольно неплохо ориентируется в реальном пространстве, поэтому все более актуальным становится формирование у него пространственных представлений. Формирование таких представлений предполагает прежде всего развитие умения строить схематизированные образы пространства и применять их в реальной ситуации. В связи с этим тренировка образного мышления должна обязательно включать и тренировку этого умения.

    Для развития ориентации в пространстве по схеме предлагаются такие игры как: «Где сидит попугай», «Начерти план-карту». Именно то, чем мы занимаемся на занятии по ознакомлению с пространственными отношениями.

    1. «Читать» и создавать простые схематические изображения различных объектов.

    Образ всегда менее информативен, чем сам объект, но зато он всегда динамичен и оперативен; он является наглядным, но обобщенным и схематизированным изображением этого объекта, выделяющим в нем содержание, значимое с точки зрения решения той или иной познавательной или практической задачи. В связи с этим действия образного мышления часто характеризуются как действия по построению и применению схематизированных образов, отображающих связи и отношения реальных объектов. И тренировка образного мышления старших дошкольников может и должна включать упражнения на развитие таких действий. Например, в этом возрасте уже имеются все необходимые предпосылки для того, чтобы ребенок научился ориентироваться в схематическом изображении предмета, позы человека, небольшого литературного произведения, а также научился самостоятельно создавать такие изображения.

    Для этого предлагаются такие задания и игры как: «Прогноз погоды», «Созвездия», «Собери по схеме», «Нарисуй схему», «Зашифруй сказку».

    Например: «Прогноз погоды». Предложить ребенку придумать , каким рисунком он обозначил бы ясный солнечный день, дождливый день, снегопад, пасмурный день, дождь с грозой, ветреный день и т.д, что позволит малышу учиться самостоятельно рассказывать о погоде по схематическим изображениям. Для этого можно предложить ребенку быть диктором телевидения, который сообщает, какая погода ожидается сегодня и завтра.

    «Созвездия» - игра на умение соотносить схематическое изображение предмета с художественным. В качестве схематических изображений используются созвездия, а художественных - рисунки животных и мифологических героев. Задача ребенка - найти и указать, что чему соответствует.

    «Собери по схеме» - развивает умение ориентироваться в схематическом изображении предмета и способность к конструированию. Материалом для игры служит любой конструктор, имеющий детали разного типа. Вы показываете ребенку схематическое изображение какой-нибудь конструкции, а он должен собрать ее из имеющегося конструктора. «Нарисуй схему» - развивает умение создавать изображение самостоятельно. В старшей группе мы предлагаем ребенку собрать из 3-5 деталей конструкцию и изобразить ее в виде трех схем — вид спереди, вид сбоку и вид сверху.

    «Зашифруй сказку» - игра на развитие умения создавать простейшую графическую план-схему логически связанного текста.

    4. Планировать свои действия в уме.

    С развитием образного мышления появляется еще одна важная способность — планировать свои действия в уме. Она дает человеку возможность заранее представить то, что получится в результате его усилий, возможность иметь образ будущего результата, образ того, что еще реально не существует, что нельзя воспринять. Кроме того, способность дает возможность планировать разные пути достижения цели, рассматривать разные способы решения задачи. Оперируя предметами в мысленном плане, представляя разные варианты их возможных изменений, можно быстрее прийти к реальному решению, чем при выполнении реальных действий. Особенно в ситуациях, когда возможности выполнения таких действий ограничены. В этом случае предлагаю поиграть в игры, которые называются «Шахматы», «Шашки», «Головоломка с палочками», «Найди все тропинки», «Игра в перестановки», «Шахматная доска».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    статья для родителей, игрушка в жизни ребенка.

    Игра, как самостоятельная детская деятельность формируется в ходе воспитания и обучения ребёнка, она способствует освоению ими опыта человеческой деятельностью. Игрушка, в данном случае, выступа...

    Консультация для родителей «Игрушка для вашего ребенка»

    Размещенный материал должен помочь родителям, желающим правильно выбрать игрушку для  ребенка старшего дошкольного возраста....

    Статья для родителей "Игрушки, которые нужны детям"

    Игрушка полезная и вредная. Игрушки, которые выбирают родители, и те которые действительно нужны детям....

    Консультации для родителей « Игрушка для вашего ребенка...»

    Эта консультация поможет родителям и педагогам , выбрать игрушки для своих детей в соответствие с возрастом детей .Она поможет в развитие детей , и поможет выбрать безопасную игрушку....

    Консультации для родителей "Игрушки для Ваших детей. Какие они?"

    Данный материал можно использовать при составлении стендовой информации для родителей дошкольников....

    Памятка для родителей "Игрушки для Ваших детей"

    Памятка для родителей к родительскому собранию....

    Памятка для родителей "Игрушки для вашего ребенка"

    Памятка для родителей "Игрушки для вашего ребенка"...