ВОСПИТЫВАЕМ, ЛЮБЯ.
статья на тему

Сунцова Елена Артёмовна

В статье анализируются различные типы детско-родительских отношений и родительской любви.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vospityvaem_lyubya.doc31 КБ

Предварительный просмотр:

ВОСПИТЫВАЙТЕ, ЛЮБЯ.

Известный детский психотерапевт, А.С. Спиваковская выделяет восемь основных типов детско-родительских отношений:

• Действенная любовь (симпатия, уважение, близость). Формула семейного воспитания при этом такова; «хочу, чтобы мой ребенок был счастлив, и буду помогать ему в этом». Действенная любовь включает активное внимание к интересам ребенка, принятие его как самостоятельной личности, теплое эмоциональное отношение.                                                                                                                               • Отстраненная любовь (симпатия, уважение, но большая дистанция в общении). Воспитание осуществляется по формуле: «смотрите, какой у меня прекрасный ребенок, жаль, что у меня так мало времени для общения с ним». Родители высоко оценивают ребенка, особенно его успехи или способности, но это сочетается с незнанием его душевного мира, с неумением помочь ему в его проблемах.

• Действенная жалость (симпатия, близость, но отсутствие уважения). Формула такова: «хотя мой ребенок недостаточно умен и развит, но все равно я его люблю». Для такого стиля характерно признание действительных (а часто и мнимых) отклонений в умственном или физическом развитии ребенка, в результате чего родители начинают чрезмерно его опекать, не веря в детские способности и возможности, не доверяя ребенку.

• Снисходительное отстранение (симпатия, неуважение, большая дистанция в общении). Воспитание по принципу: «нельзя винить моего ребенка в том, что он недостаточно умен и развит». Родителям свойственно не вполне осознанное оправдание личностных особенностей ребенка его наследственностью, условиями рождения и т.п. Они как бы признают за ребенком право на неблагополучие и несчастье и при этом не особенно стремятся предотвратить это, не вмешиваются в его дела и плохо осведомлены о его переживаниях и внутреннем мире.

• Отвержение (антипатия, неуважение, большая дистанция в общении). Подобное отношение встречается достаточно редко, его формула: «ребенок меня раздражает, не хочу иметь с ним дела». Родитель холоден и неприступен даже тогда, когда ребенок нуждается в помощи и поддержке.

• Презрение (антипатия, неуважение и малая дистанция в общении). Такое отношение соответствует формуле; «я мучаюсь и страдаю от того, что мой ребенок так неразвит, неумен, неприятен другим». Родитель обычно не замечает в ребенке ничего положительного, игнорирует любые его достижения, но в то же время мучительно переживает свою связь с таким «неудачником». Для родителей характерно признание своего бессилия, и переадресация ответственности специалистам — для «исправления».

• Преследование (антипатия, уважение, близость). Формула: «мой ребенок негодяй, и я докажу ему это!» Родители пытаются строгостью и жестким контролем «переломить» ребенка, выступают инициаторами привлечения к воспитанию общественности. Однако наряду с внутренней убежденностью, что их ребенок превратится в законченного негодяя, присутствует признание детской силы и воли.

• Отказ (антипатия, уважение, большая дистанция в общении). Родители живут по формуле: «я не хочу иметь дело с этим негодяем». В воспитании преобладает отстранение от проблем ребенка, родители как бы «издали следят» за ним, признавая его силу, ценность некоторых личностных качеств. В поведении родителей просматривается не вполне осознанный призыв; «оградите нас от этого чудовища».

Чаще всего в поведении родителей смешиваются несколько вариантов отношений. Однако можно определить, какая именно установка на данный момент времени стала для родителей ведущей.

Надеемся, мудрые советы опытных педагогов помогут Вам реализовать любовные, уважительные и доверительные отношения с ребенком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сначала любить, а потом воспитывать

Организация педагогической деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья....

Родительское собрание в нетрадиционной форме во второй младшей группе «Воспитываем любя, играя…»

Родительское собрание в нетрадиционной форме во второй младшей группе «Воспитываем любя, играя…» Если мать - уверенный в себе человек, то, как правило, она хвалит своего ребенк...

конспект родительского собрания "Воспитываем любя, играя..."

конспект родительского собрания " Воспитываем любя, играя"...

Открытое родительское собрание в нетрадиционной форме в группе раннего возраста «Воспитываем любя, играя»

Родительское открытое собрание " Воспитываем любя,играя" было приурочено ко Дню матери.На собрании присутствовали мамы воспитанников, педагоги.Мероприятие прошло  интересно, живо с акти...

Родительское собрание в нетрадиционной форме в младшей группе «Воспитываем любя, играя…»

Цели:- Развивать интерес к познанию своего ребенка, содействовать активному взаимодействию с ним.- Эмоциональное сближение всех участников образовательного процесса, организация их общения в неформаль...

нетрадиционное родительское собрание "Воспитываем любя, играя"

нетрадиционное родительское собрание "воспитываем любя,играя"...

Родительское собрание в нетрадиционной форме в первой младшей группе №5 «Гномики» «Воспитываем любя, играя…»

Родительское собрание в нетрадиционной формев первой младшей группе №5 «Гномики»«Воспитываем любя, играя…»...