ВОСПИТЫВАЕМ, ЛЮБЯ.
статья на тему

Сунцова Елена Артёмовна

В статье анализируются различные типы детско-родительских отношений и родительской любви.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vospityvaem_lyubya.doc31 КБ

Предварительный просмотр:

ВОСПИТЫВАЙТЕ, ЛЮБЯ.

Известный детский психотерапевт, А.С. Спиваковская выделяет восемь основных типов детско-родительских отношений:

• Действенная любовь (симпатия, уважение, близость). Формула семейного воспитания при этом такова; «хочу, чтобы мой ребенок был счастлив, и буду помогать ему в этом». Действенная любовь включает активное внимание к интересам ребенка, принятие его как самостоятельной личности, теплое эмоциональное отношение.                                                                                                                               • Отстраненная любовь (симпатия, уважение, но большая дистанция в общении). Воспитание осуществляется по формуле: «смотрите, какой у меня прекрасный ребенок, жаль, что у меня так мало времени для общения с ним». Родители высоко оценивают ребенка, особенно его успехи или способности, но это сочетается с незнанием его душевного мира, с неумением помочь ему в его проблемах.

• Действенная жалость (симпатия, близость, но отсутствие уважения). Формула такова: «хотя мой ребенок недостаточно умен и развит, но все равно я его люблю». Для такого стиля характерно признание действительных (а часто и мнимых) отклонений в умственном или физическом развитии ребенка, в результате чего родители начинают чрезмерно его опекать, не веря в детские способности и возможности, не доверяя ребенку.

• Снисходительное отстранение (симпатия, неуважение, большая дистанция в общении). Воспитание по принципу: «нельзя винить моего ребенка в том, что он недостаточно умен и развит». Родителям свойственно не вполне осознанное оправдание личностных особенностей ребенка его наследственностью, условиями рождения и т.п. Они как бы признают за ребенком право на неблагополучие и несчастье и при этом не особенно стремятся предотвратить это, не вмешиваются в его дела и плохо осведомлены о его переживаниях и внутреннем мире.

• Отвержение (антипатия, неуважение, большая дистанция в общении). Подобное отношение встречается достаточно редко, его формула: «ребенок меня раздражает, не хочу иметь с ним дела». Родитель холоден и неприступен даже тогда, когда ребенок нуждается в помощи и поддержке.

• Презрение (антипатия, неуважение и малая дистанция в общении). Такое отношение соответствует формуле; «я мучаюсь и страдаю от того, что мой ребенок так неразвит, неумен, неприятен другим». Родитель обычно не замечает в ребенке ничего положительного, игнорирует любые его достижения, но в то же время мучительно переживает свою связь с таким «неудачником». Для родителей характерно признание своего бессилия, и переадресация ответственности специалистам — для «исправления».

• Преследование (антипатия, уважение, близость). Формула: «мой ребенок негодяй, и я докажу ему это!» Родители пытаются строгостью и жестким контролем «переломить» ребенка, выступают инициаторами привлечения к воспитанию общественности. Однако наряду с внутренней убежденностью, что их ребенок превратится в законченного негодяя, присутствует признание детской силы и воли.

• Отказ (антипатия, уважение, большая дистанция в общении). Родители живут по формуле: «я не хочу иметь дело с этим негодяем». В воспитании преобладает отстранение от проблем ребенка, родители как бы «издали следят» за ним, признавая его силу, ценность некоторых личностных качеств. В поведении родителей просматривается не вполне осознанный призыв; «оградите нас от этого чудовища».

Чаще всего в поведении родителей смешиваются несколько вариантов отношений. Однако можно определить, какая именно установка на данный момент времени стала для родителей ведущей.

Надеемся, мудрые советы опытных педагогов помогут Вам реализовать любовные, уважительные и доверительные отношения с ребенком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитываем мальчика, воспитываем девочку.

Давайте зададимся вопросом: если у мальчиков так много разных отклонений, если среди них много двоечников и трудновоспитуемых, то почему почти все выдающиеся ученые, художники, писатели, врачи, ...

Сначала любить, а потом воспитывать

Организация педагогической деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья....

статья для родителей "Любить, воспитывать или развивать..."

Статья для родителей.В ней отражён взгляд на современное отношение к развитию ребёнка с пелёнок, на внутренние смыслы, побуждающие нас пересмотреть исторически сложившейся взгляд на детство. Автор поп...

Практическое занятие с родителями: " Мальчики и девочки: - воспитывать по-разному, - любить по-разному".

Практическое занятие с родителями"Мальчики и девочки: - воспитывать по-разному, - любить по-разному".План проведения:1. Приветствие в кругу. Эмоциональный настрой.2. Упр. «Минутка добр...

Родительское собрание в нетрадиционной форме во второй младшей группе «Воспитываем любя, играя…»

Родительское собрание в нетрадиционной форме во второй младшей группе «Воспитываем любя, играя…» Если мать - уверенный в себе человек, то, как правило, она хвалит своего ребенк...

конспект родительского собрания "Воспитываем любя, играя..."

конспект родительского собрания " Воспитываем любя, играя"...

Воспитывать - значит, любить!

Я - педагог. Моя визитка!...