Интерактивные игрушки: плюсы и минусы.
консультация по теме

 Консультация для родителей на тему: «Плюсы и минусы интерактивных игрушек»

Интерактивные игрушки – это подарок детям от XXI века, который, как и все новое, нуждается в проверке временем. Интерактивные иг­рушки – это иг­рушки с обратной связью, то есть малыш в ответ на свое действие по отношению к любимому предмету получает ответную реак­цию.

Таким образом, кро­ха учится формировать причинно – следственные связи и просто наслажда­ется процессом игры. Ведь современные интерактив­ные игрушки способны на сотни различных мани­пуляций. Представители официальной педагогики нередко выступают про­тив подобных игрушек. Но причиной их негатив­ного отношения является чаще всего не сама игруш­ка, а неумение родителей выбрать подходящую для малыша забаву.

Главное назначение любой интерактивной игрушки – развивать малыша. В ран­нем возрасте очень важно стимулировать развитие у ребенка навыков координации движений, мелкой моторики, а также всех видов анализаторов (так­тильных, слуховых, зри­тельных, обонятельных). Вот тут и приходят на помощь интерактивные друзья-игрушки.

Мягкие игрушки для сна в виде собачек, котят, утят и т.д. Это подушки с ароматизированным сеном, которые подогреваются в СВЧ-печи и затем «укладываются» спать вместе с ребёнком. Их «интерактивность» заключается в успокаивающем и расслабляющем воздействии на малыша, формировании у него положительных ощущений и эмоций, связанных с отходом ко сну. Однако негативность данного воздействия заключается в том, что такая «одушевлённая» игрушка заменяет тепло материнских объятий, ласку взрослого по отношению к ребёнку. Потом «неживое» будет обеспечивать малышу «базовое доверие к миру» и защиту от неприятных ощущений, которые ему будет доставлять живой человек: не улыбнуться в ответ, а показать, что расстроен или обижен, повернуться не так, дотронуться прохладными руками и т.д. Это создаёт условия для притупления социальных эмоций в дальнейшем.

Есть интерактивные игрушки, стимулирующие положительные эмоции, удивление, радость – при наблюдении за их движениями. Это спящие котята с поднимающейся и опускающейся в такт дыханию холкой. Однако они никогда не смогут проснуться. Таковы милые и забавные зверюшки, переступающие на негнущихся лапках по полу, переваливающиеся с боку на бок. Их советуют использовать в качестве «симуляции» ходьбы у малышей. При этом снова забывается та причина, ради которой малыш начинает осваивать окружающее пространство, и мотив, благодаря которому он не боится это делать. Он должен быть готов ползти и идти к маме или папе, зовущих и улыбающемуся ему, а не к суррогату вместо них.

Другое дело – интерактивные коврики. По ним ребёнок ползает не просто так. Он осваивает окружающее пространство. Здесь много кармашков с секретиками. Правда, покупая эти игрушки, никто не понимает, что ребёнок овладевает всеми предметными и орудийными действиями в условиях совместной предметно-практической деятельности со взрослым. Поэтому «интерактивность» игрушки на данной стадии будет только мешать.

Другой пример «интерактивной» игрушки – мягкие разноцветные (с розовыми или голубыми ушами, красными и жёлтыми лапами) животные со звуковыми эффектами: при нажатии, например, на лапку, на которой написано «рука» или «нога» (что само по себе уже странно по отношению  к собаке), включается запись голоса с «озвученным вслух» названием или идёт музыкальная заставка (при условии, что на какой-нибудь части тела животного изображён скрипичный ключ). Считается, что так дети приучаются к глобальному чтению и у них формируется познавательный интерес. Однако, к сожалению, ошибок, связанных с дальнейшим обучением детей, здесь больше, чем преимуществ.

Правда, есть интересные в методическом плане вещи: ярко иллюстрированные книжки-игрушки со звуковыми эффектами. С одной стороны – текст и набор кнопочек с картинками, с другой – большая сюжетная картинка, отражающая содержание маленького рассказа.

Отдельная группа интерактивных игрушек для старших дошкольников –трансформеры. Преобразование, которое связано с трансформацией, воспринимается многими родителями как проявление интеллекта ребёнка. Однако, следует заметить, что интеллектуальной одарённости для игры с такими игрушками не требуется: все действия с ней жёстко заданы особенностями самой модели. Ничего нового в результате действий с ней не появится.

Завершая данный обзор, хочется сказать прямо: выбирая интерактивные игрушки для своего ребёнка, думайте не столько об их цене и моде на них – это не мера вашей любви и внимания к ребёнку, сколько о том, как с ними ребёнок сможет действовать и чему может научиться или не научиться, упустив время для развития. Самое дорогое время – время детства.

Необходимо помнить, что в период до трех лет фи­зическое и психическое здоровье малыша проч­но взаимосвязаны. И от того, как ребенок прове­дет первые три года своей жизни, будет во многом зависеть его будущее. Поэтому просто необходимо знать об особенностях детского развития и не делать ошибок в подборе игрушки.

Некоторые качественные, на первый взгляд, игруш­ки могут оказаться вред­ными. Например, если они учат чему-нибудь неправильному или про­граммируют искаженное представление о действи­тельности.

Даже самая увлекатель­ная игра очень скоро те­ряет для ребенка свою привлекательность. Что­бы игрушка не надоела ребенку своей «интерактивностью» - необходима дозированность ее участия в ваших совместных играх: 10-12 минут интерактивной за­бавы вполне достаточно.

Игрушка, пусть даже са­мая интересная  и по­лезная, не сможет заме­нить малышу общения с мамой. А без общения замедляется развитие. И помните, родители: те навыки коммуникации, которые вы даете крохе в возрасте до трех лет, станут осно­вой его взаимодействия с окружающим миром во взрослой жизни. Именно в раннем возрасте закла­дываются основы поведе­ния ребенка. И никто, кроме живого слова, не помо­жет ребенку правильно сформировать основные качества человека: добро­ту, способность к сочувствию, сопереживанию. Будьте мудрее: не пытайся заменить себя даже самой умной игрушкой.

Использованная литература: Микляева Н.В. «Альтернативные методики раннего развития: за и против»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знакомство со знаками ПЛЮС и МИНУС 1 этап

Организованная образовательная деятельность по математике с использованием авторских пособий и рифмовок....

Плюсы и минусы интерактивных игрушек.

Консультация для родителей на тему:«Плюсы и минусы интерактивных игрушек»Интерактивные игрушки на сегодня являются одной из самых модных тем для общения молодых родителей в интернете. Остановимс...

Презентация "Кенетический песок" все плюсы и минусы современной игрушки.

Презентация "Кенетический песок"в призентации рассказываются все плюсы и минусы современной игрушки.Кинетический песок – визуально он похож на обычный влажный песок, который мы привыкл...

Статья "Игрушки из мультиков, монстры и супергерои.Плюсы и минусы"

Каких игрушек стоит избегать-игрушки со знаком минус-и почему.Отрицательные герои.Правильные игрушки.Игрушка ,сделанная мамиными руками -самая "теплая" и "дорогая"!!!...

Мастер-класс в рамках родительского клуба "Связующая нить" "Антистрессовые игрушки:плюсы и минусы. Изготовление антистрессовой игрушки"

Антистрессовые игрушки стали частью игрушечной индустрии совсем недавно. Этот рынок развивается столь стремительно, предлагая вертящиеся, крутящиеся, мнущиеся товары, что их производителям приписывают...

Консультация для родителей " Интерактивная игра: плюсы и минусы"

Стремительное развитие информационных технологий приводит к снижению возрастной планки юных пользователей компьютеров. Сейчас подавляющее большинство дошкольников уже владеют основными навыками общени...

"Плюсы и минусы интерактивных игрушек"

интерактивные игрушки: развивают мелкую моторику, могут способствовать запуску речи у неговорящих детей; обучают – от развития цветовосприятия и расширения словарного запаса до обучения иностранным ...