"Рекомендации родителям в период кризиса трех лет"
консультация (младшая группа) по теме

Мухаматнурова  Сайра  Ибатовна

В статье   дается ответ на вопрос " Что такое кризис трех лет?" Какие негативные проявления появляются в этот период?  Как  реагировать  при таких проявлениях у детей. Даются рекомендации родителям как поступить  втех или иных случаях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл рекомендации родителям17.67 КБ

Предварительный просмотр:

Казенное учреждение. Урайский специализированный Дом ребенка.ХМАО-ЮГРА.

Рекомендации родителям в период кризиса трех   лет.

Подготовила воспитатель: Мухаматнурова С.И.  

  Возраст трех лет- переломный момент в  жизни  любого ребенка.  От  рождения до трех  лет  ребенок  меняется  столь  существенно, что  его  развитие  можно  назвать  наиболее  стремительным    из  всех   последующих  этапов  взросления.  В  данном  возрасте  ребенок  овладевает тем  умением, которое    влияет  на  его  последующее поведенческое, интеллектуальное  и  личностное  развитие.  Благодаря  речевому  взаимодействию с  взрослыми, ребенок    из  биологического  существа  превращается,  по  своим  поведенческим и  психологическим  качествам  в  человека,  а  к  концу  этого  периода  в  личность,  появляются  личные  действия  и  сознание  «Я сам»,  проявление  «Я»  ребенка. Преобразования, которые  претерпевают  дети  за  первые  три  года,  очень  значительны.  Кажется,  еще  вчера  ваш  малыш  был  милым  и  послушным,  как  вдруг  перед  вами новое  испытание- ребенка  как  подменили.  Он  капризничает,  упрямится,  с  ним  трудно  даже  договориться  в  тех  ситуациях,  в  которых  раньше  достаточно  было  просто  попросить  или  даже  указать  на  то,  что  нужно  делать. Это  говорит  о  том , что  ребенок  перешел  на  следующую   ступень  своего  развития,     которая  согласно  возрастной  периодизации Л.С. Выготского  носит  название  « кризис  трех  лет».От  того  , как складывается  развитие  ребенка  в  этот  период,  зависит его  будущее.  Этот  возраст  может  стать  эпохой  расцвета  многочисленных  способностей  и  возможностей  малыша,  а  может  обернуться  эпохой    упущенных  возможностей,  трудновосполнимых   впоследствии. Становление личности- процесс  не  равномерный.  Кроме  постепенных  изменений,  сопровождающихся  приобретением  навыков  и  знаний,  существуют  этапы,  когда  развитие  носит   стремительный,  скачкообразный  характер.  Именно  эти  поворотные  пункты  и  получили   название  кризисов  детского  развития.  Время  возникновения  кризисов  зависит  от  конкретного  ребенка  и  условий  его  жизни. Родители  не  должны  пугаться  остроты  протекания  кризиса,  это  вовсе  не  отрицательный  показатель.  Напротив,  яркое проявление  ребенка  в  самоутверждении  в  новом  возрастном  качестве  говорит о  том,  в  его  психике  сложились  все  возрастные  новообразования  для  дальнейшего  развития  его  личности.  И ,  наоборот,  внешняя  «бескризисность»,  создающая  иллюзию  благополучия,  может  быть  обманчивой,  свидетельствовать  о  том,  что  в  развитии  ребенка  не  произошло  соответствующих  возрастных  изменений. Симптомы  кризиса  трех  лет.

 Негативизм----один  из  основных  симптомов;  вынуждает  ребенка  поступать  вопреки своему  желанию.  Отказывается делать то, что  его попросили  об  этом.  В  сложных  ситуациях  взаимодействие  с  ребенком  доходит  до  абсурда:  на  любое  высказывание  взрослого  ребенок  отвечает  наперекор( «Это холодное»- «нет, горячее!» и т.д.) причем  отказом  отвечает  даже  если  минуту  назад  сам  желал  этого. Негативизм  отличается  от  непослушания. При  непослушании ребенок  не  следует  указаниям  взрослого, , что занят  другим  делом, более интересующим  его  в  данный  момент,  то есть  он противится  содержанию  просьбы. Негативизм  носит  социальный  характер,  он  адресован  человеку,  а  непослушание- содержанию.  При  негативизме  ребенок поступает  наперекор  своему  желанию,  при  непослушании  же  следует  своему  желанию,  которое идет  вразрез  с  желанием  взрослого. Негативизм  избирателен:  ребенок  отказывается  исполнять  просьбы  только  определенных  людей(например,  только  мамы или  папы).  С  остальными  окружающими  он  может  быть  послушным  и покладистым. Главный  мотив,  который  движет  ребенком- сделать не  так как его  просят, а  наоборот.

 Упрямство---реакция  ребенка,  когда  он  настаивает  на  чем-либо не  потому,  что  это  ему  сильно  хочется,  а  потому,  что  он  этого  потребовал, т.е.  это реакция  не  на  предложение,  а  на  собственное решение. Например, мама  просит  ребенка  утром  встать  с  постели,  а  ребенок  отказывается   это  сделать,  несмотря  на  то,  что  лежать ему  давно  уже  надоело(Сказал не  встану,  значит  не  встану!)  Это  реакция  не  на  предложение  встать,  а  на  свое  собственное  решение- не  вставать!< на  позицию  «кто -кого»  родители усугубляют  и  закрепляют  проявления  упрямства и  загоняют  ребенка  в  угол,  лишая  возможности с  достоинством  выйти  из  конфликтной  ситуации.<

Строптивость -отличается от негативизма  безличностью. Она  не  направлена на  человека, а  направлена  против  самого  образа  жизни,  против  тех  правил,  которые  были  в его  жизни  до  3-х  лет это  скрытый  бунт  против  того,  с  чем  ребенок  имел  дело  раньше.  При  авторитарном  воспитании  строптивость   является    одной  из  главных  черт  кризиса  трех  лет.<

Своеволие-  все  хочет  делать  сам даже если  не  умеет. Так  проявляется  тенденция  к  самостоятельности<

Симптомы   вторичного  значения:<Протест-бунт—поведение  носит  протестующий  характер, как будто  ребенок  находится  в  состоянии  войны с  окружающими,  в  постоянном  конфликте с  ними.  Протест  проявляется  в  частых  ссорах   с  родителями.<

Обесценивание.  В  этом  случае  обесцениваются  старые  привязанности  к  вещам,  людям,  правилам  поведения.  Ребенок  может  употреблять  бранные  слова,  которые  не  принято  произносить в доме. В  его  речи  появляются  выражения,  которые  обозначают  все  плохое,  отрицательное,  негативное.  И  все  это  относится  к  тем  вещам  ,  которые  сами   по  себе  никакой  неприятности  не  приносят.  Иногда дети  обзывают  близких  людей  грубыми  словами. Кроме  того для  ребенка  могут потерять  ценность  еще  недавно  любимые  игрушки,  книги, ион  может  их  бросать,  рвать,  ломать.<Деспотизм -чаще  проявляется  в  семье с  единственным  ребенком. Он  изо  всех  сил   старается  проявить  власть  над  окружающими,  ему  хочется  добиться  того  положения,  которое  было  в  раннем детстве,  когда  исполнялись  все  его  желания.  Ребенок  хочет  стать « господином  положения».<Таким  образом,  кризис  3-х лет-это бунт  против  авторитарного  воспитания,  это протест  ребенка,  требующего  самостоятельности,  переросшего  те  нормы  и  формы  опеки,  которые  сложились  в  раннем  детстве. Для самих  детей этот  кризис  очень  мучителен,  связан  с  множеством  задач,  которые  ребенок  должен  решать.В общении  с  ребенком  в  этом  периоде  желательно  избегать  угроз  и  применении силы,  т.к.  их  использование  формирует  у детей  аналогичное  поведение и  может  стать причиной  появления  таких  черт  характера  как злоба,  упрямство,  жестокость.В  период  кризиса  трех  лет  ребенок  находится  на  определенной  стадии  психосексуального  развития. В  этот  период  происходит не  только  осознание  своего  тела и  пола,  но  и  определенные  изменения  во  взаимоотношениях  с  близкими людьми.<Эмоциональное  отношение  к  матери  на  этой  стадии  развития  характеризуется амбивалентностью: одновременным осуществованием агрессивности и  потребности  в  близости.  В  этот  период  ребенок  может  совершать  разные  агрессивные  действия  в  адрес  матери,  как  бы  проверяет  ее    на  прочность- любит ли  она  его  или  нет.  Если  мать(или  другой  взрослый)  жестоко  подавляют  вспышки  агрессии,  чересчур  серьезно  реагируют  на  проявления   агрессии,  ребенок  начинает  чувствовать  себя   брошенным  и  нелюбимым.  Это  в  свою  очередь  возобновит  вспышки  агрессии  и  создаст  ситуации  порочного  круга.<Для  снятия  внутреннего  напряжения и  отвода  агрессивных  импульсов  в  приемлемое  русло  подойдут  игры  с  водой,  песком,  камнями, красками, игры типа «построить  и  разрушить».  Подойдут  также  все  игры  связанные  с  «легализированной  агрессией»--разрывание  бумаги,  бросание  предметов  в  мишени,  пистолеты,  громкие  музыкальные  инструменты,  шуточные « бои»  бумажными  шариками.<

Значимый итог  прохождения  этой  стадии  развития-овладевание  своими  агрессивными  импульсами  и  принятие собственной амбивалентности.  Навыки  контроля   своих  эмоциональных  импульсов  особенно  важны  будут  впоследствии  при  установлении  социальных  контактов  и  создании  семьи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КАК НАДО вести себя родителям в период кризиса ребенка трех лет

как надо вести себя родителям в период кризиса 3 лет...

Памятка для родителей "Как необходимо вести себя родителям в период кризиса ребенка трех лет"

Для нормального развития малыша желательно во время кризиса трех лет, чтобы ребенок ощущал, что все взрослые в доме знают, что рядом с ними не малыш, а равный им товарищ их и друг...

Как надо вести себя родителям ребенка в период кризиса трех лет

Памятка для родителей Как надо вести себя родителям ребенка в период кризиса трех лет...

Памятка для родителей «Как не надо вести себя родителям во время кризиса трех лет у ребенка.

Памятка для родителей «Как не надо вести себя родителям во время кризиса трех лет у ребенка....

Как надо вести себя родителям в период кризиса ребенка трех лет?

Как правило, в центре событий оказывается мать. И главная ответственность за правильный выход из этого кризиса возлагается на нее. Запомните, что малыш страдает от кризиса сам. Но кризис трех лет &nda...