Родительское собрание с элементами тренинга «Играем вместе с детьми»
методическая разработка по теме

Акимова Ольга Валерьевна

Значимость и разнообразие форм работы учителя - логопеда с родителями трудно переоценить. Необходимость их использования важна не только для педагогов, но, прежде всего, для родителей, чьи дети посещают дошкольное учреждение. Успех  в воспитании и обучении детей в дошкольном учреждении во многом зависит от того, как организовано педагогическое просвещение родителей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_.docx30.26 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Березовский детский сад №35»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ПРОВЕДЕНИЯ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ С ЭЛЕМЕНТАМИ ТРЕНИНГА

«ИГРАЕМ ВМЕСТЕ С ДЕТЬМИ»

Разработала:

Учитель-логопед

Акимова Ольга Валерьевна

II кв. катеория

2014г.

Пояснительная записка

Семья – ближайшее и постоянное социальное окружение ребенка и ее влияние на его развитие, на формирование личности велико. Серьезный настрой родителей на проведение в семье необходимых мероприятий превентивной и коррекционной направленности имеет едва ли не главное значение в речевом развитии ребенка. К сожалению, современная семья переживает кризис: в настоящее время родители тратят значительную часть времени на поддержание необходимого уровня жизни, уделяя мало внимания развитию и воспитанию ребенка. Кроме того, большая часть современных родителей  не имеют педагогического образования и не владеют методами и приемами воспитания и развития ребенка. 

Значимость и разнообразие форм работы учителя - логопеда с родителями трудно переоценить. Необходимость их использования важна не только для педагогов, но, прежде всего, для родителей, чьи дети посещают дошкольное учреждение. Успех  в воспитании и обучении детей в дошкольном учреждении во многом зависит от того, как организовано педагогическое просвещение родителей.

Современные формы работы учителя-логопеда с родителями:

  • Современные средства ИКТ (общение учителя-логопеда с родителями по электронной почте; использование сайта детского сада, блога логопеда);
  • Медиатека;
  • Видеотека;
  • Семинары-практикумы, тренинги и т.д.

Тренинги  вооружают родителей практическими, чаще всего игровыми приёмами коррекционной работы. Родители, играя с логопедом и друг с другом, обязательно поиграют с ребёнком. Они  не только устанавливают партнёрские отношения с родителями, но и повышают педагогическую компетентность родителей. У родителей такие мероприятия вызывают живой интерес, радость общения. И  в этом случае родители – не сторонние наблюдатели, а активные помощники логопеда. Мама и папа вполне могут стать для своих детей «домашними логопедами» при наличии соответствующего обучения их методам игровой терапии в коррекции  речевых нарушений и развитии речи.

Родительское собрание с элементами тренинга

«Играем вместе с детьми»

Цель родительского тренинга:

Повышать компетентность родителей по вопросу развития артикуляционной моторики ребенка в домашних условиях.

Задачи:

  • Информировать родителей о значении артикуляционной гимнастики.
  • Формировать навыки и умения проведения игр с детьми в домашних условиях и организации домашнего досуга;
  • Совершенствовать формы родительского взаимодействия в процессе проведения артикуляционной гимнастики.
  • Способствовать сплочению родительского коллектива.

Оборудование и материалы: презентация, фотографии, на которых дети выполняют различные артикуляционные упражнения, музыкальное оформление, картинки - артикуляционной гимнастики, бумага, шесть разноцветных шляп, буклеты с правилами выполнения артикуляционной гимнастики.

Ход занятия

I.Вводная часть

Приветствие и представление (упражнение «Имя»)

Упражнение направлено на создание положительной атмосферы в группе, на поднятие самооценки участников тренинга. Оно акцентирует внимание на ценности каждого члена группы.

Логопед: Здравствуйте, уважаемые родители! Предлагаю всем представиться – назвать свое имя и отчество. Затем охарактеризуйте себя, подобрав слово на первые буквы своего имени и отчества.

Педагог называет свое имя и подбирает слова: «Меня зовут Ольга Валерьевна - отзывчива, внимательна».

Родитель: «Меня зовут Рита Геннадьевна- радушна, гармонична » и т.д.

Сообщение темы занятия

«Наши дети»  на слайде представлены фотографии, на которых дети выполняют различные артикуляционные упражнения.

Логопед: очень приятно, что многие из вас обеспокоены состоянием звукопроизношения своего ребенка. Жизнь дошкольников, у которых есть речевые нарушения, состоят не только из беззаботных игр. Артикуляционная гимнастика – это труд, серьезная работа для ваших детей. Это постоянные тренировки, которые требуют концентрации внимания и приложения усилий.

Сегодня наш тренинг  будет посвящен играм с язычком (артикуляционная гимнастика), которые помогут, вам заботливым и думающим родителям, познакомиться с артикуляционными упражнениями и овладеть некоторыми из них.

Упражнение «Листик»

Логопед: Сейчас мы с вами поиграем – сделаем осенний листик. Главные условия: ни на кого не смотреть, слушать мою инструкцию. Перед каждым из вас на столе лежит лист. Все листы одинаковой формы, размера, качества, цвета. Слушайте внимательно и выполняйте: сложите лист пополам; оторвите верхний уголок. Продолжайте эти действия, пока они будут возможны. Теперь раскройте свой листик. Найдите среди других листиков такой  же, как ваш. Нашли?

Родители отвечают, что не нашли.

Логопед: Почему, как вы думаете?

Предположения высказываются самые разные, и постепенно, по мере их поступления аудитория приходит к выводу: одинаковых людей нет, поэтому и снежинки получились разные.

Это вывод о том, что все дети - разные: различны их способности, возможности и личностные качества.

II. Основная часть.

1.Артикуляционные упражнения для звука Р. На слайде проецируется фотографии правильного выполнения упражнений.

Логопед: Мы рассмотрим и попробуем выполнить артикуляционные упражнения для звука Р.

Упражнения на развитие губных мышц.

·    Вытягивание губ вперед трубочкой – «поцелуй», растягивание губ в улыбку;

·    Приподнимание верхней губы так, чтобы показались верхние зубы;

·    Дрожание губ (подражание фырканью лошади);

Упражнения на развитие мышц языка.

·    «Почисти зубы» - ритмическое проведение языком сначала по верхним, затем по нижним зубам в левую и правую стороны при сжатых губах.

·  «Качели» - широкий язык прижать к верхней губе, будто стараясь дотянуться им до носа, затем наоборот, тянуться до подбородка, прижимая язык к нижней губе.

·    «Лошадка» - рот открыт, широкий язык присосать к небу до появления щелчка, затем цокать языком медленно и сильно, растягивая подъязычную связку (8-10 раз). Если у ребенка не получается, можно положить на язык липкую конфету или жевательную резинку.

·   «Грибок» - язык прищелкнуть к небу и пытаться удержать его в этом положении 5-10 сек.

·   «Барабан» - быстрое ритмичное произнесение звуков «т-т-т» или «д-д-д». Рот при этом открыт, кончик языка упирается в верхние зубы и отталкивается от них, нижняя челюсть неподвижна.

Родители выполняют все упражнения за логопедом.

Логопед: давайте обсудим упражнения, что вызвало затруднения, какие возникли вопросы.

2.Игра «Выполни упражнения Лунтика»

Логопед: Следующая игра, с которой я предлагаю вам познакомиться, называется  «Выполни упражнения Лунтика». На слайде Лунтик и по щелчку появляется одно артикуляционное упражнение, после правильного выполнения появляются воздушные шарики.  

3.Игра «Ветерок»

Логопед: Следующая игра, с которой я предлагаю вам познакомиться, называется «Ветерок».  

Перед вами лежат картинки с артикуляционными упражнениями:

Барабан, гриб, лошадка, качели, зубная щетка. Выполняем упражнения соответствующие картинкам.

Родители выполняют все упражнения.

А теперь над нашими картинками пролетел ветерок и перепутал все картинки. Нужно разложить картинки в правильном порядке и выполнить упражнения. Игра проводится 3 раза.

4. Массаж языка «Лошадка»

Логопед: Следующая игра «Лошадка». Родители выполняют движения по тексту.

Лошадка большая и сильная, она может возить людей и тяжелые грузы. Мы тоже сядем на лошадку и поскачем. Вот так: «Но, но!» Цокать языком сначала в медленном темпе, потом в более быстром, и наконец опять в медленно. При этом спину выпрямить, а руками «держать» воображаемые поводья.

Приехали. Остановим нашу лошадку. Родители произносят: «Тпру», за счет вибрации губ.

Надо нам лошадку накормить и напоить. «На, лошадка, ешь сено». Жуёт лошадка сено. Родители «жуют» кончик языка и одновременно произносят «та-та-та…».

А теперь напоим лошадку водой. Родители вытягивают губы трубочкой и втягивают в себя воздух.  

А теперь послушайте и отгадайте, что  я сейчас буду делать: кормить лошадку «На!» или погонять ее «Но!». Логопед поочередно произносит «На!» или «Но!». Родители выполняют цоканье или жевание язычка.

Логопед: давайте обсудим условия выполнения данной игры, что вызвало затруднения, какие возникли вопросы в ходе игры.

5.Игра «Фотография»

Логопед: Следующая игра «Фотография» на слайде представлены все картинки артикуляционных упражнений: Барабан, гриб, лошадка, качели, зубная щетка, родители закрывают глаза и фотоаппарат делает одну фотографию, т.е. закрывает картинку одного артикуляционного упражнения. Вам нужно вспомнить, какая это картинка и выполнить упражнение. Игра проводится, пока все картинки не закроются по разу.

Родители выполняют задание.

6.Игра «Кто больше».

Логопед: Следующая игра «Кто больше». Нужно вспомнить все артикуляционные упражнения (Барабан, гриб, лошадка, качели, зубная щетка) и правильно выполнить.

Родители называют упражнения и выполняют его.

Логопед: давайте обсудим условия выполнения данной игры, что вызвало затруднения, какие возникли вопросы в ходе игры.

III.Заключительная часть.

Рефлексия занятия «Шесть шляп мышления» по методике Эдварда де Боно.

Логопед: Уважаемые родители, наша встреча подходит к завершению. Вы познакомились с играми, приобрели навыки организации игр в домашних условиях. У вас сформировалось свое мнение по поводу нашего тренинга, поэтому я вам предлагаю выбрать и «примерить» разноцветные шляпы и высказать свое отношение к занятиям.

Педагог предлагает выбрать каждому участнику тренингу бумажную шляпу определенного цвета. Далее на слайде презентации разъясняется, о чем должен говорить человек, выбравший шляпу определенного цвета.

Белая шляпа: информация

Используется  для того, чтобы направить внимание на информацию. Родитель, должен сказать какая информация его заинтересовала. Так же задаемся вопросами о том, что мы уже узнали, и какая еще информация нам необходима и как нам ее получить.

Красная шляпа: чувства.

В режиме красной шляпы у родителей появляется возможность высказать свои чувства относительно рассматриваемого вопроса, не вдаваясь в объяснения о том, почему это так и что делать.

Черная шляпа: критика.

Черная шляпа позволяет дать волю критическим оценками, опасениям и осторожности. Она указывает на возможные риски и подводные камни. Польза от такого мышления несомненна, если, конечно, им не злоупотреблять.

Желтая шляпа: логический позитив.

Желтая шляпа требует от нас переключить свое внимание на поиск достоинств, преимуществ и позитивных сторон.

Зеленая шляпа: креативность.

Находясь под зеленой шляпой, родители придумывают новые идеи, модифицируют уже существующие, ищут  альтернативы, в общем, даем креативности зеленый свет.

Синяя шляпа: управление процессом.

Синяя шляпа отличается от других шляп тем, что она предназначена не для работы с содержанием, а для управления самим процессом работы. В частности, ее используют для определения того, что предстоит еще сделать, и чтобы обобщить достигнутое и обозначить новые цели.

Логопед предлагает родителям по очереди высказаться свое мнение о проведенном тренинге.

Завершение занятия (ритуал прощания)

Логопед: Уважаемые родители! Мне было очень приятно видеть вашу активность и заинтересованность. Давайте поаплодируем друг другу. Желаю вам успехов!

Таким образом, тренинги являются активной формой обучения взрослых упражнениям, которые можно использовать на практике уже на следующей день. Хочется отметить, что самое важное для детей – это поддержка родителей и педагогов, особенно в сложных ситуациях, необходимо всегда быть рядом и помогать ему.

Список литературы

1. Арнаутова Е.П. Основы сотрудничества педагога с семьей дошкольника. М., 2007.

2. Бабина Е.С. Партнерство ДОУ и семья в логопедической работе//Логопед. 2005.№5

3.Миронцева С.М. Взаимодействие участников процесса коррекционно- речевого развития дошкольников. - СПб.: ООО"ИЗДАТЕЛЬСТВО "ДЕТСТВО-ПРЕСС",2012.-208с.

4.Щедрова Е.А. Взаимодействие логопеда и семьи по развитию речи//Логопедия. 2004.№4.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

выступление на родительском собрании в старшей группе "Играйте вместе с детьми"

    Родители знают, что дети любят играть, поощряют их самостоятельные игры, покупают  игрушки. Но не все при этом задумываются, каково воспитательное значение детских игр. ...

Родительское собрание в средней группе "Играйте вместе с детьми"

Цель: дать родителям знания о значении игры в развитии ребенка, о влиянии игры  на развитие коммуникативных способностей у детей; привлечь внимание родителей к детской игре как деятельности,...

Игровое родительское собрание с элементами тренинга «Вместе с мамой»

Игровое родительское собрание с элементами тренинга "Вместе с мамой"...

Призентация: Родительское собрание с элементами тренинга «Играем вместе с детьми» (с детьми с РАС)

Цель родительского тренинга:Повышать компетентность родителей по вопросу развития социально-коммуникативной сферы дошкольников с РАС в домашних условиях....

Конспект: Родительское собрание с элементами тренинга «Играем вместе с детьми» (с детьми с РАС)

Цель родительского тренинга: Повышать компетентность родителей по вопросу развития социально-коммуникативной сферы дошкольников с РАС в домашних условиях....

Презентация: Родительское собрание с элементами тренинга «Играем вместе с детьми» (с детьми с РАС)

Цель родительского тренинга:Повышать компетентность родителей по вопросу развития социально-коммуникативной сферы дошкольников с РАС в домашних условиях....

Конспект родительского собрания с элементами тренинга «Играем вместе с детьми» (с детьми с РАС)

Дети с аутизмом тоже хотят играть! Просто они не умеют играть в наши игры. Им надо помочь!...