Задания для автоматизации звуков л-ль
консультация (старшая группа) по теме

Перегудова Елена Альбертовна

Материалы для самостоятельной работы после постановки звуков логопедом

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл materialy_dlya_avtomatizatsii_zvukov_l-l.docx24.44 КБ

Предварительный просмотр:

№ 1 Звук Л

  1. Слоги и слова (проговаривать по 3-5 раз):

        ал        бал        вал        мал        пал        зал

        ол        бол        вол        мол        пол        зол

        ул        бул        вул        мул        пул        зул

        ыл        был        выл        мыл        пыл        зыл

        ил        бил        вил        мил        пил        зил

        ел        бел        вел        мел        пел        зел

        ял        бял        вял        мял        пял        зял

  1. Отработка произношения слов перед зеркалом: стул, Павел, забыл, пенал, упал, пол.
  2. Чистоговорки:

        Ал-ал-ал – пенал на пол упал, ол-ол-ол – пенал упал на пол.

        Ул-ул-ул – пенал упал на стул, ыл-ыл-ыл Павел пенал забыл.

  1. Игра «1-2-5-6-7-10» со словами: пенал, стул, зал.

№ 2 Звук Л

  1. Слова: укол, бокал, дятел, вокзал, козёл, футбол, пенал, палка, галка, белка, полка, булка, вилка, балкон, бутылка, фиалка, косилка, скакалка, молния, сеялка, солдат.
  2. Игры «Эхо» (имен. пад. множ. числа) с перечисленными выше словами: палка – палки, булка - ….
  3. Счет 1-10 со словами (см. выше).
  4. Скороговорки:

Ал-ал-ал – Павел днем не спал, ул-ул-ул – Павел сел на стул.

Ол-ол-ол – Павел видел футбол, ил-ил-ил – Павел гол забил.

  1. Выделение слов со звуком «Л» из скороговорок.
  2. Стихотворение «Скакалка»

Очень любит Галка веселую скакалку,

Скок да скок! Галке не жалко ног.

А бывает жалко веселую скакалку.

 – Отдохни, скакалка! – еле шепчет Галка.

№ 3 Звук Л

1. Слоги и слова( проговаривать по 3-5раз)

        ла                лаз                лак                лапа                лампа        лавка

        ло                лоб                лом                лось                лодка                ложка

        лу                лук                луч                лужа                Луша                луковица

        лы                лыко                лыжи                лыжник        

        2. Отработка произношения слов перед зеркалом: ласточка, ландыш, лошадь,

 ма – лыш, у – лыбка.

3. Чистоговорки:        

ла-ла-ла-ла – наша девочка мала

лы-лы-лы – подмети полы

№ 4 Звук Л

  1. Слова: лапы, лампа, лама, лапша, юла, пила, акула, школа, халат, скала, лом, лось, лодка, ложка, лошадь, лото, мыло, одеяло, калоши, лыко, полы, столы, вилы, волы, малы, малыш, скалы, лук, луна, лупа, колун, лукошко, шалун.
  2. Запомни и назови: халат, лось, одеяло, лошадь, лодка.
  3. Счет 1-10 – одеяло, акула, лошадь, малыш.
  4. Учим:

Зима.

                Все бело, бело, бело.

                Много снегу намело.

                Вот веселые деньки!

        Все – на лыжи и коньки!

  1. Выделение слов со звуком «Л».
  2. Подбор родственных слов: лыжи – лыжник, лыжница, лыжня, лыжный.

№ 5 Звук Л

  1. Слова: палатка, болото, голуби, молоток, булавка, салат, золото, молоко, Володя, чучело, пилот, колос, улов, потолок, колодец, тулуп, получка, наволочка, малыш, солдат, халва, седло, метла, шоколад, масло, водолаз, хлоп.
  2. Счет 1-10 калоши, наволочка, малыш, водолаз.
  3. Слова на «Л» из скороговорки, деление их на слоги (игра «Телеграф»): 1слог – мел; 2слога – белка, …; 3слога – зашептал.

№ 6 Звук Л

1. Учим:

        Белый снег,         белый мел,

        Белый заяц тоже бел.

        А вот белка не бела,

        Б        елой даже не была.

                                2.Учим:

                                Заяц белый, заяц белый,

                                Ты куда за лыком бегал?

                                Заяц белый зашептал:

                                – Я не бегал, я скакал!

        

№ 7 Звук Л

  1. Слоги: кла-кло-клу-клы,  акл-окл-укл-ыкл,  лка-лко-лку-лкы, алк-олк-улк-ылк.
  2. Слова: Клава, класс, кладовка, класть, клад, клавиши, клуб, клумба, клубника, клок, клоун, свекла, Клаша, клуша, Фекла, закладка, клык.

3.  Игры с этими словами – «Телеграф»(деление слов на слоги),     «Запомни и повтори»(4-5 слов), «Счет 1-10» - клубника, клоун, клавиши.

4.  Составление и проговаривание предложений по данному образцу   (с притяжательным прилагательным «Клавин»): Это Клавин класс.  Это Клавина клумба. Это Клавино мыло.

5. Спряжение в будущ. и прош. времени (Я, Ты, Мы, Вы, Он, Она,  Они): Полоть гладиолусы на клумбе. Класть лук на полку.(в настоящ. врем.).

6. Заучивание скороговорки: Клава клала лук на полку, позвала к себе Николку.

№ 8 Звук Л

  1. Слоги: сла-сло-слу-слы,  асл-осл-уол-ысл,  лсо-лсу-лса-лсы,  алс-олс-улс-ылс,  зла-зло-злу-злы.
  2. Слова: слон, слонёнок, слониха, слоник, слоновый, слоновник, слово, слоги, слух, случать, заслуга, слышать, Слава, сладкий, слабый, послать, злой, злоба, узлы.
  3. Выделение и проговаривание родственных слов.
  4. Счет 1-10 – слон, слониха, слоненок, слоник.
  5. Заучивание серии стихов о слонах:

Слоны умны, слоны сильны, слоны спокойны, веселы.

        Головой кивает слон – он слонихе шлет поклон.

Спит в углу моя слониха, двое маленьких слонят спать давным-давно хотят.

№ 9 Звук Л

  1. Слоги: гла-гло-глу-глы,  абл-обл-убл-ыбл,  лпа-лпо-лпу-лпы,  алф-олф-улф-ылф.
  2. Слова: платье, платок, плакат, платан, пластик, пластилин, пластмасса, плавать, пловец, заплатка, плов, плохо, пломба, плов, плыть, каблук, блокнот, хлопать, хлыст, флаг, флакон, флот, флотилия, флоксы, глаза, гладиолусы, гладкий, гладить, глупый, глубокий.
  3. Подбор предметов к признакам, проговаривание полученных словосочетаний: Голубой, -ая, ое. Белый, -ая, -ое. Глупый, -ая, -ое. Пластмассовый,  - ая, -ое. Глубокий, - ая, ое.
  4. Спряжение в прошедшем времени (Я, Ты, Мы, Вы, Он, Она, Они): Заблудиться в глухом лесу. Полоскать голубое платье в холодной воде. Полоскать белый халат в холодной воде.

№ 10 Звук Л

  1. Учим:

        По оврагам ехал лыжник,

        По сугробам ехал лыжник,

        По дороге ехал лыжник

        И наехал на булыжник.

  1. Счет 1-10:

Голубое одеяло, смелый салдат.

№ 11 Звук Л

  1. Назвать птиц, животных, в названиях которых слышится звук «Л»: голубь, ласточка, глухарь, щегол, дятел, галка, перепел, соловей, орел, иволга, сокол, лунь.

Волк, белка, лось, слон, лама, лошадь, осел, козел, шакал, ласка, вол, мул.

  1. Скороговорки: Сел и все съел. Около кола колокола. Дятел сидел на елке и долбил щелки. Не жалела мама мыла, мама Милу мылом мыла. В уголок Аленка села, у Аленки много дела. Кот молоко лакал, а Боря булку в молоко макал. Котик ниток клубок укатил в уголок. Потап кота по лапе хлопал, и от Потапа кот утопал. Милая Мила мылась с мылом, намылилась и смыла – так мылась Мила.

№ 12 Звук Л

Мыло душистое, белое, мылкое,

Мыло глядит на грязнулю с ухмылкою.

Если б грязнуля вспомнил про мыло,

Мыло его, наконец-то, отмыло!

Жил – был Забыл.

Где жил? – забыл.

Где был? – забыл.

Что ел? – забыл.

Что пил? Забыл.

        Прыгало, прыгало, пугало, пугало на одной ножке

В лес по дорожке не доскакало – ворон увидало.

        Испугалось, растерялось, да так и стоять осталось.

№ 13 Звук Л

Не жалела мама мыла, мама Милу мылом мыла.

Мила мыла не любила. Миле в глаз попало мыло.

 – Что ты плачешь, наша Мила?  – Я выплакиваю мыло.

        Веник пол подметал, веник очень устал.

        Он чихнул, он зевнул и тихонько лёг на стул.

Запилила пила, отпилила кусок, наскочила на сучок,

Лопнула и стала – начинай сначала.

        Мышка весело жила, на пуху в углу спала.

        Ела мышка хлеб и сало, но всё мышке было мало.

Были галчата в гостях у волчат.

Были волчата в гостях у галчат.

Нынче волчата галдят, как галчата,

И как волчата галчата молчат.

№ 16 Звук Л

Козёл-мукомол, кому муку молол, а кому не молол.

От того, кому молол –  получал ватрушки.

От того, кому не молол – получал по макушке.

        Чтоб кормили лапы волка и зимой не мёрзли долгой,

        Волк у волка шерсть чесал – волчьи варежки вязал.

Пилит толстый ствол пила, накалилась добела.

        Плясала, плясала по дому метла.

        Полы подмела от угла до угла.

Лопата копала, копала, копала,

Потом улеглась, видно очень устала.

        Молоток стучал, стучал, стучал, гвозди в доску загонял.

        Колотил он с толком – получилась полка.

Лом ломает толстый лёд, лом ломать не устаёт.

№ 17 Звук Л

Убежало, убежало, убежало молоко.

Я с трудом его поймала, быть хозяйкой нелегко.

        Голубь белый, голубь смелый…Сделал он большое дело.

        По полям, лесам летал и поклон от нас всем детям:

        Белым, желтым – всем на свете белый голубь передал.

Мама мыла Милу мылом, маме мыла не хватило,

Мама в лавочку сходила, только мыла не купила.

 – Ладно, мой меня без мыла, – улыбнулась маме Мила.

Это было б очень мило – вымыть Милочку без мыла,

Только кончилась вода. Вот беда!

№ 18 Звук Л

        Русские народные скороговорки:

У ежа и у ёлки иголки колки.

        Наменял старик мочал, а лапти не вылапотничал.

Ты, молодец, скажи молодцу:

Пусть молодец молодцу скажет,

Пусть молодец теленка привяжет.

        Бегал заяц по болоту, он искал себе работу,

        А работы не нашёл, он заплакал и пошёл.

№ 19 Звук ЛЬ

  1. Слова: липа, лимон, лиса, лицо, лист, лето, лебедь, лес, лев, лейка, лента, лесник, лепёшка, лестница, люди, люк, малина, качели, телега, колесо, колено, полено, олень, палец, улей, балет, тюлень, билет, котлеты, валенки, василек, теленок, самолет, поляна.
  2.  Образование полных имен: Толя – Анатолий, Лена – Елена, Илюша – Илья, Леша – Алексей, Леня – Леонид, Люба – Любовь, Лида – Лидия, Валя – Валентина, Галя – Галина, Лева – Лев, Люда – Людмила, Аля – Алевтина, Оля – Ольга.
  3. Спряжение в настоящ. времени (Я, Ты, Мы, Вы, Он, Она, Они): Лепить оленя. Поливать лилии. Клевать клюкву.
  4. Счет 1-10 – телега, тюлень, теленок, колесо.

№ 20 Звук ЛЬ

  1. Слова: пыль, ель, мель, шаль, сталь, даль, моль, боль, ковыль, бутыль, фасоль, соболь, кольцо, пальто, пальма, мальчик, ельник, плеть, клен, клей, след, блеск, клещи, плечи, клетка, слепой, клюв, ключ, слюда, клюква, плита, слива, глина, шляпа, фляга, туфли, вафли, калитка.
  2. Запомни и повтори: липа – ель- тополь- клен.
  3. Подбор названий деревьев и кустарников со звуком»ЛЬ»: тополь, липа, клен, калина, малина.
  4. Словообразование относительных прилагательных от названий деревьев и кустарников: Аллея (какая?) кленовая, липовая, калиновая, тополиная. Лист (какой?) кленовый, липовый,  калиновый, тополиный. Полено (какое?) кленовое, липовое, калиновое, тополиное. От названий ягод: «Какой компот?» - из малины, из калины, из клюквы.

№ 21 Звук ЛЬ

  1. Слова: улица, поле, цыплята, козлята, коляска, пилюли, малютка, спальня, мельница, сливки, хлеб, хлев, капля, сабля, пляска, белье, колья, Ольга, шпилька, сильный, будильник, сельдь, умельцы, мотылек, кошелек, салют.
  2. Спряжение в настоящем времени (Я, Мы, Вы, Ты, Он, Она, Они): Лепить из пластилина. Любить лимонад.
  3. Родственные слова: белка – бельчонок, беличий, бельчата, белочка.
  4. Притяжательные прилагательные: лиса – лисий хвост, лисья морда, белка - … , волк - … .
  5. Назвать детенышей животных:

У льва – львята, у лисы - … , у лягушки - … , у лебедя - … , у тюленя - … ,

 у косули - … .

№ 22 Звук ЛЬ

1. Запомнить стишки, назвать родственные слова:  

Слов «ленивый», «лень», «лентяй» никогда не забывай.

 Только лень свою забудь и лентяем ты не будь.

        Лиска, лисонька, лиса! Ты в каких живешь лесах?

        Лисий хвост замел следы. Где лисичка? Видел ты?

Белый, беленький, белить – маляром хочу я быть.

 От побелки и покраски станут домики как в сказке.

2. Скороговорки:

        Один Клим клин колотил, колотил и выколотил.

                Коля колет колья.

        Пилил Филипп полено из лип, притупил пилу Филипп.

                Неделю Емеле прясть короб кудели.

                А Емелиной дочке прясть одну ночку.

№ 23 Звук ЛЬ

Воду лили, лили, лили, поливали. Ляленьку купали.

        Самолет, самолет, он готов уже в полет,

        Полетит он над полями, полетит он над лесами.

Эти вишни, эти слива сами мы сажали,

Эти кустики малины сами поливали.

        Летели две птички, собой невелички.

        Как они летели, все люди глядели.

        Как они садились, все люди дивились.

        Сели, посидели, взвились, полетели,

        Песенки запели.

Листья сыплются дождем, под ногами шелестят

И летят, летят, летят…

Все летит. Должно быть это улетает наше лето.

Листопад, листопад, опустел и лес, и сад.

№ 24 Звук ЛЬ

В магазине Валеньке покупают валенки,

Маленькие валенки до чего милы!

Но надела валенки маленькая Валенька –

Оказались валенки на нее малы.

Зиму всю мели метели – клены, липы поседели…

А весной повеселели, зацвели, зазеленели:

Птицы с юга прилетели – ветки лапами согрели.

        Ледоход, ледоход! Раскололся зимний лед.

        Может это ледокол по Москве-реке прошел?

        Нет, большие ледоколы никогда не ходят тут.

        Это от лучей веселых льдины скользкие бегут.

№ 25 Звук ЛЬ

Целый день лежит тюлень и лежать ему не лень.

Жаль, тюленье прилежанье не пример для подражанья.

        Глупый маленький теленок только вышел из пеленок.

        Вот тебе косыночка, ты теленок Зиночка.

Метели летели, летели метели,

Стелили в долинах из снега постели.

Кружили, мели, завывали метели,

Над лесом, над полем гудели и пели.

Метели летели, метели плясали,

Леса и поляны в снега пеленали.

Калины и липы, клены и ели

Заснули, застыли под белой метелью.

№ 26 Звуки Л-ЛЬ

  1. Слова-паронимы: юла – Юля, лук – люк, мел – мель, был – быль, угол – уголь, цел – цель, мол – моль, пыл – пыль, дал – даль, коли – колы, вали – валы, вили – выли, галька – галка, полка – полька, Поля – пола, ель – ел, лисий – лысый, полынь – павлин, улыбка – улитка.
  2. Различение «Л» - «ЛЬ» на слух и в произношении:

а) ля, ла, ло, ели, осль, слу, шла, шли;

б) лом, лед, калина, калитка, колос, колеса, полоса, полено, ладонь, ловкий, холод, ледяная, половина, полотенце.

     3. Образование прилагательных с ласкательным значением: белый –       беленький, теплый – тепленький, светлый – светленький, целый – целенький, голый – голенький.

     4. Счет 1-10 – ловкая, веселая белка; большой, злой волк.

№ 27 Звуки Л-ЛЬ

  1. Слова: лоб – лед, лов – Лёва, пилот – полет, колосья – колеса, слон – силен, кулачок – светлячок, игла – земля, глазки – коляски, хлыст – лист, слышать – слишком.
  2. Договаривание предложений о ловкой, веселой белке и большом, злом волке: В лесу прыгала с ветки на ветку веселая, ловкая белка. По лесу бегал большой, злой волк. Мы увидели в лесу (веселую, ловкую белку или большого, злого волка). Мы подошли поближе к ….  Мы любовались … и возмущались … . Мы рассказали о … и о … .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Универсальные задания для автоматизации звуков у дошкольников

Предлагаются универсальные задания для автоматизации и дифференциации звуков. Эти игры при­меняют, начиная с этапа авто­матизации звука в слове, при условии, что этап постановки и закрепления изолиров...

Задания для автоматизации звуков

картотека заданий на автоматизацию звуков...

Задания для автоматизации звуков с-сь

Материалы предназначены для самостоятельной работы в домашних условиях после постановки звука логопедом...

Задания для автоматизации звуков з-зь

Материал предназначен для самостоятельной работы дома после постановки звуков логопедом...

Задания для автоматизации звука ш

Материал предназначен для самостоятельной работы после постановки звука логопедом...

Задания для автоматизации звука ж

Материал предназначен для самостоятельной работы после постановки звука логопедом...