Консультация для родителей "Роль игр - забав в жизни маленьких детей"
консультация по теме

Игры важная деталь в воспитании и обучении дошкольников. Дети в игре учатся многому. Народные игры и игры - забавы учат детей доброте, прививают любовь к своей Родине.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_2.docx16.24 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Роль игр - забав в жизни маленьких детей»

О роли игры в развитии дошкольника говориться очень, много. Всегда говорилось, что игра – это тот вид деятельности, из которой ребёнок черпает много нового и интересного. Игра – источник развития. Среди  разнообразных игр, используемых в педагогическом процессе, одно из ведущих по праву принадлежит играм основанных на народном материале, играм – забавам. В таких играх отражались веками складывавшиеся отношения между людьми и миром природы, что и определяет их большое воспитательное значение. Кроме того, в них есть тот богатейший материал, который с давних времён используется в народной педагогики, т.е. фольклор. Русский народ – мастер на присказки, потешки, прибаутки, пословицы и поговорки. Изучая и анализируя народные игры можно сделать удивительный вывод: они точно соответствуют законам интеллектуального развития ребёнка. Народные игры как средство воспитания подрастающего поколения получили самую высокую оценку  выдающихся педагогов, как К.Д.Ушинский, Е.И.Тихеева, А.А.Симонович. Особый интерес к народным играм проявился в России в 40х годах.

С раннего возраста ребёнок откликается на потешки, поговорки, колыбельные, которые забавляют и радуют его. Ведь всем известна истина: что интересно, то легче запоминается и дольше сохраняется в памяти. Поэтому, в работе с детьми, я всегда читаю наизусть потешки, диалоги, сказки, и тактично, с чувством меры, с учётом доступности восприятия, включить их в повседневный разговор с детьми. Детям очень нравятся игры – забавы. Игры – забавы в жизни детей дошкольного возраста играют весьма существенную роль. Содержащийся в них фольклорный материал способствует овладению родной речью, её выразительной лексикой. Запоминая слова потешек, поговорок, прибауток, сопровождающих игры, дети развивают память, внимание, воображение. Народные игры помогают в нравственном воспитании детей, в частности учат взаимопомощи.

 Вспомните , например, известную игру-забаву «Мальчик-пальчик»:

                         Мальчик – пальчик, где ты был ?

                         С этим пальцем в лес ходил,

                         С этим пальцем щи варил,

                          С этим пальцем кашу ел,

                          С этим пальцем песни пел.

( По ходу рассказывания потешки дети загибают один палец за другим)

Игры-забавы насыщены добрыми чувствами и юмором, они всегда осуждают отрицательные качества, дают заряд бодрости и теплоты. Многие из них связаны с выполнением определенных движений (бег, прыжки, метание), тем самым они могут оказывать помощь в физическом воспитании, в укреплении здоровья. Вот типичный пример.

Еду, еду к бабе, деду                                   (топают ногами)

На лошадке в красной шапке!

По ровной дорожке                                   (скачут на одной ноге)

На одной ножке,

В старом лапоточке

По рытвинам, по кочкам,

Все прямо и прямо.

А потом вдруг ….в ямку – бух!              ( приседают.)

Игры-забавы могут быть использованы и для развития детского творчества. Например, игры «Солнечные зайчики». Читая потешку

    Солнечные зайчики, солнечные зайчики скачут по стене.

    Поманю их пальчиком, пусть бегут ко мне,

Дети с помощью зеркальца пускают солнечных зайчиков фантазируют ,на кого они похожи, что делают и т.п.

   Анализируя различные классификации народных игр-забав, опираясь на практический опыт, считаем целесообразным выделить, следующие критерии отбора игр-забав, позволяющие наиболее полно раскрыть их потенциальные возможности для развития детей:

  • возраст детей (от самых маленьких, которым  предназначены простые потешки, сопровождаемые простыми движениями, как правило, вместе с взрослым, до старших дошкольников, предпочитающих игры со сложным действием, например, «Горелки», «Цапки»);
  • число занятых в играх  детей (от одного ребенка до целой группы детей, например, «Краски», «Перелизы»);
  • сезонность (игры-забавы хорошо организовывать именно в то время года, о  котором в них говорится);
  • используемый материал (словесный, словесный в сочетании с движениями, игрушки, такие как юла, каталка, свистулька);
  • сюжет (бытовой, спортивный, праздничный).

Конечно, не следует видеть в играх-забавах  панацею от всех бед, но и приуменьшать их значение для воспитания детей было бы ошибкой, так как «воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах».

       Далее мне хотелось бы познакомить вас с играми-забавами для маленьких детей, которые можно использовать в педагогическом процессе дошкольного учреждения:

«Ладушки-хлопушки»    «В гости»

«Тяни холсты»                 «Сажень»

«Игры с пальцами»         «Ушки»

«Строим дом»                  «Перевертушки»

«Цапки»                            «Где же наши ручки?»

«Молчанка»

               

                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на педсовете на тему:"Фольклор в жизни маленьких детей".

Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт. В.А.Сухомлинский считал сказки, песенгки, потешки незаменимым средством пробужден...

Деловая игра "Безопасность жизни маленьких детей"

Деловая игра для детей и родителей по теме "Безопасность жизни маленьких детей"....

Консультация для родителей на тему «Потешки для маленьких детей»

В данной консультации материал на тему"Потешки для маленьких детей"...

Консультация для родителей «Основные правила чтения вслух маленьким детям»

Дети, которым родители регулярно читали вслух в дошкольном возрасте, лучше учатся в школе, грамотнее пишут, более развернуто и красиво выражают свои мысли....

Консультация для родителей на тему «Потешки для маленьких детей»

Согласно правилам народной педагогики, чтобы воспитать физически здорового, жизнерадостного, любознательного человека, в ребенке необходимо поддерживать в часы его бодрствования радостные эмоции....

Консультация для родителей: "Потешка в жизни маленьких детей"

Регулярное использование потешек позволяет заложить фундамент психофизического благополучия ребёнка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства....