Семинар для родителей "Детские страхи днем и ночью"
учебно-методический материал на тему

Ситникова Елена Викторовна

Семинар посвящен страхам детей дошкольного возраста. Во время семинара разбираются причины возникновения страхов и способы помощи ребенку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon detskie_strakhi_dnem_i_nochyu.doc191 КБ

Предварительный просмотр:

Издержки воспитания

На появление детский неврозов страха влияет так называемый эгоизм родителей по отношению к ребенку, психологи относят к данному распространенному явлению следующие негативные аспекты воспитания.

        Традиционализм отношений в семье

В этих семьях взаимоотношения с ребенком построены по принципу «должен» и «обязан». Мальчик хочет играть на скрипке, а отец считает, что настоящий мужчина должен ходить в секцию бокса. Мальчик, по настоянию отца, занимается спортом, но друзья смеются над его неуклюжестью и нерасторопностью. Вместо того чтобы принимать свою уникальность, ребенок чувствует ущербность, страх не выполнить какое-либо упражнение. Комплекс неполноценности надежно закрепляется, распространяясь на все жизненные обстоятельства. Поистине прав был философ, сказав, что дорога в ад устлана благими намерениями.

 Эмоциональный шантаж и предчувствия

«Смотри, как мне плохо, когда ты...» или «Таким поведением ты добьешься моей смерти» — знакомые многим слова. Нередко родители играют роли. Ворчливость, высмеивание ребенка на людях — типичный тому пример. В глубине души ребенок постоянно чувствует обиду на взрослых, злость, желание отомстить, страх, а вдруг беда действительно случится. Детская тревожность и страх не соответствовать родительским ожиданиям постепенно перерастают в агрессию, в подростковом возрасте эти дети убегают из дому, не уважают родителей.

        Открытые посылы и прямые угрозы

Обычно в подобных семьях, что называется, за словом в карман не лезут, говоря ребенку: «Сейчас же иди...» или «Если ты не пойдешь в школу, то я...». Ребенок открыто боится, зажимается, потому и выполняет приказания родителей. Когда он делает что-либо неумело, то его строго наказывают. Невротичные дети с патологическим страхом наказания обычно мало улыбаются, вообще не смеются, ходят сутулясь, мелко семеня ногами. Такие родители забывают, что намного проще приказывать и бранить, чем убеждать и направлять. Искусству общения, приносящему здоровье, необходимо учиться долго, иногда всю жизнь.

  Постоянный надзор со стороны родителей

Многие родители читают письма и записки детей, просматривают их карманы и портфели, что совершенно недопустимо. Принцип таких родителей — контроль, контроль и еще раз контроль. Ребенок уже давно вырос, а ему все еще указывают, с кем дружить. У такого ребенка вырабатывается страх перед собственной ответственностью. Он все время боится ошибиться, принять неверное решение, по нескольку раз переспрашивает. Помните, что даже совсем маленькому существу необходима личная жизнь, собственное духовное и психологическое поле. Только тогда момент взросления, а, соответственно, избавления от тревожности и детских страхов пройдет нормально.

   Отдаленность родителей

Многие родители ходят в гости, театр или ездят отдыхать без детей. Ребенок ощущает себя брошенным, ему не с кем поговорить о своих проблемах и тревогах. У таких детей появляется страх одиночества. В дистанционных семьях у детей есть все предпосылки стать наркоманами. Они ищут друзей и эмоциональную поддержку на стороне, в кругу сверстников, однако при этом часто становятся объектом вымогательства и обмана. Наркотики, как и алкоголь, — это маскировка страхов, желание заглушить их, забыться на время, почувствовать себя сильным. Но это, конечно, лишь иллюзия.

Отсутствие привязанности внутри семьи

Это семьи, где каждый имеет свою частную жизнь, но нет общей, семейной. «Мама, я хочу с тобой поговорить о...» — говорит маленький мальчик.
«Иди лучше к папе, он тебя выслушает», — отвечает ему мать. Обиженный ребенок идет к отцу, а отец отправляет его обратно. Вот так он и ходит по кругу, от одного родителя к другому, в поисках любви и понимания. Проблемы мальчика не разрешаются, а только накапливаются. Следует помнить, что любовь — это не врожденное чувство, а приобретенное в процессе жизни. Любовь — это
универсальное средство от всех болезней, и особенно — психологических. Поэтому если родители по разным причинам не могут уделить ребенку много времени, поговорить с ним о его проблемах, то следует хотя бы завести животное, чтобы ребенок реализовал свои нежные чувства, ухаживал за ним. Дружба и любовь — вот все, что нужно невротичному ребенку.

Негативное отношение к престарелым

В некоторых семьях старики становятся лишней обузой, на них выросшие дети срывают накопившееся зло. Необходимо помнить, что старики и маленькие дети психологически близки друг к другу и нередко объединяются в негласный внутрисемейный союз.

На появление детского страха оказывают влияние травмирующий опыт и стрессовые ситуации. К ним можно отнести смерть матери или отца (особенно в период дошкольного возраста), развод родителей, землетрясение, наводнение, переезд на другое место жительства, перевод в новую школу. Также сюда относятся некие вполне конкретные случаи, события, реально произошедшие с ребенком (напугала собака, застрял в лифте и т. д.) Если неприятные случаи не повторяются, то часто такие страхи проходят сами собой.

Причиной страхов у детей также могут стать:

  • Конфликтные отношения между родителями. Эмоциональная чувствительность детей к конфликту родителей имеет тенденцию усиливаться с
    возрастом. Особенно ранимы в этом смысле девочки в силу их большей восприимчивости по сравнению с мальчиками.
  • Наличие страхов у родителей (главным образом, матери): тревожность в отношениях с ребенком, избыточное ограждение его от опасностей и изоляция от общения со сверстниками. Гиперопекающее поведение родителей — чрезмерное оберегание — формирует в ребенке ощущение слабости, неуверенности, беззащитности перед опасным окружающим миром.
  • Большое количество запретов со стороны родителя своего пола или предоставление полной свободы ребенку родителем другого пола, а также многочисленные нереализуемые угрозы со стороны взрослых.
  • Психическое заражение страхами в процессе непосредственного общения со сверстниками и взрослыми.

Первая и самая понятная причина: некий вполне конкретный случай, событие, реально произошедшее с ребенком. Напугала собака, застрял в лифте, пристал на улице какой-нибудь неопрятного вида бомж — жизнь вокруг разнообразна и Далеко не всегда безопасна. Такие страхи легче других поддаются коррекции и если неприятные события не повторяются, то часто проходят сами собой. Далеко не у каждого ребенка покусанного собакой или запертого в лифте развивается стойкий и заметный для окружающих страх.

Отсюда  переходим ко второй причине детских страхов — особенностям характера ребенка. Появлению и, главное, закреплению страхов способствуют такие черты, как тревожность, мнительность, пессимизм, неуверенность в себе, чрезмерная зависимость от других людей (родителей, воспитателей, учителей), физическая и психическая незрелость, болезненность. Все это является фоном, почвой, на которой возникшие в экстремальной ситуации страхи расцветают пышным цветом. Откуда берутся все эти черты характера? В очень большой части — от нас, взрослых. Поэтому далее идет причина третья — запугивающее воспитание.

«Не ляжешь спать, тебя Баба-Яга заберет!». «Не шуми, а то дядя-шофер тебя уведет с собой!». «Мальчиков, которые плохо едят, забирает медведь в темный лес!». Наверняка, вы не раз слышали подобные «шедевры» педагогического воздействия. Или сами прибегали к ним, не особенно задумываясь о последствиях. Если ребенок не понимает слова «нельзя», то это отнюдь не его вина, а ваша и наказывать его за это несправедливо. Тем более — наказывать страхом. Если ваш ребенок достаточно смышленый и обладает крепкой нервной системой, то он довольно быстро разберется в том, что дяде-шоферу нет никакого дела до его криков, а Баба-Яга за всю его недолгую жизнь так ни разу и не вышла из леса. И тогда он сделает для себя весьма полезное открытие: во-первых, боятся этого вовсе не стоит, а, во-вторых, папа и мама часто врут ему, чтобы он был «послушным». А, значит, врать можно. Возможен и другой вариант — ваш малыш вам действительно поверил. Теперь он знает, что вы способны отдать его чужому дяде и не станете защищать его от Бабы-Яги. Каково ему оставаться один на один со своим страхом? Вы действительно хотите, чтобы ваш ребенок испытал это чувство? Гораздо лучше, в тех же воспитательных целях, сообщить ему, что его поведением недовольны вы лично, именно вы, а какая-то Баба-Яга. В этом не будет лжи, и ребенок увидит, что им недоволен самый значимый для него в этом мире человек — мать или отец. Это достаточно сильно.

Причина четвертая — тревожные родители. Вот уж, поистине, нелегкое испытание для детской психики! Очень часто ваш ребенок боится чего-то не сам по себе, а потому, что этого боятся родители. Особенно часто такая ситуация случается в семьях, где мама или бабушка сами но себе обладают высоким уровнем тревожности, который увеличивается во сто крат по отношению к малышу. Особенно, если он — единственный, поздний или не слишком здоровый. Для таких родителей мир вокруг их чада наполнен опасностями: «Не гладь собаку — укусит», «Не ходи по лужам — заболеешь», «Не ходи один во двор — там хулиганы». Если ребенок здоров и психически устойчив, то он, скорее всего, привыкнув, перестанет обращать на все это внимание, относясь к предостережениям взрослых как к привычному фону всей его жизни. Но беда в том, что наследственность и многократные повторения тоже способны сделать свое черной дело: у тревожных матерей часто растут тревожные дети.

Причина пятая — детские фантазии. У кого-то это качество развито больше, у кого-то меньше, но мир фантазий — привычная среда обитания для малышей — дошкольников (впрочем, и младших школьников тоже). Фантазия наших детей не имеет границ, границы появятся чуть позже, когда мы, взрослые, твердо «вдолбим» в их маленькие головки, что «этого не может быть, потому, что не может быть никогда…». А пока этого не произошло малыш населяет мир созданиями своей фантазии, он, таким образом, структурирует его, делает понятным для себя. И, отчасти, управляемым. Только отчасти, потому, что порождения его фантазии имеют обыкновение выходить из-под контроля, становиться непослушными и потому — страшными. В любом случае, ребенок, как первобытный человек, сам творит свой мир и свои страхи.

И, наконец, причина шестая — наличие другого, более серьезного расстройства. Если наряду со страхами у ребенка появляется и другие расстройства поведения: агрессивность, нарушение сна, заторможенность, тики или заикание — возможно, у него невроз, диагностировать и лечить который необходимо у медиков. Если страхи малыша уж очень необычны по своему содержанию и по способу их проявления, если ребенок слышит угрожающие ему голоса или видит что-то, чего не видят другие, то это повод для серьезного беспокойства и для немедленного обращения к специалисту.

Возрастная динамика страхов

Для того чтобы лучше понимать тревоги своего ребенка, необходимо знать возрастную динамику страхов.

 Первый год жизни

  • Страх новой окружающей среды.
  • Страх отдаления от матери.
  • Боязнь посторонних людей.

От 1 до 3 лет

  • Боязнь темноты (основной страх в этом возрасте).
  • Страх оставаться одному.
  • Ночные страхи.

От 3 до 5 лет

  • Страх одиночества.
  • Страх темноты.
  • Боязнь замкнутого пространства.
  • Боязнь сказочных персонажей.

От 5 до 7 лет

  • Страхи, связанные со стихиями.
  • Боязнь родительского наказания.
  • Страх перед животными.
  • Боязнь страшных снов.
  • Боязнь потерять родителей.
  • Страх смерти.
  • Боязнь опоздать.
  • Страх перед болезнью.

Ребенок растет и страхи растут вместе с ним. До 7 лет это так называемые природные страхи, основанные на инстинкте самосохранения.

Терапия

Освобождение от болезненного состояния происходит тогда, когда ребенок чувствует себя принятым и понятым. Эмпатия и принятие дают ребенку возможность усилить самого себя и выявить свой уникальный потенциал. Различные виды арт-терапии («терапии искусством») через движение, рисование, живопись, музыку, импровизацию стимулируют личностный рост ребенка, его психическое развитие и оздоровление. Движение в сочетании с осознанием открывают глубокие переживания, которые затем могут быть выражены с помощью цвета, линии, формы или словесных ассоциаций, а может быть даже невербальными способами общения: жестом, мимикой, пантомимикой. Как только ребенок осознает свои переживания, они становятся источником дальнейшего понимания себя и самореализации. Психогимнастика, тематические рисунки, ролевые сценки, релаксация с использованием музыкотерапии помогают выявить психологические конфликты детей с окружающими и внутриличностные конфликты, что трудно осуществить в беседе. Образы, цветовая гамма в рисунках на свободную тему, в спонтанных рисунках и в музыкорисовании, в психогимнастике и релаксации отражают подсознательные процессы психики (страхи, фантазии, нарушение эмоционально-волевой сферы, конфликты и межперсональкые установки, фрустрированные потребности). Через музыко-терапию, психогимнастику и рисунки происходит самоосознание и высвобождение негативных чувств, эмоций, мыслей (невербальные коммуникации могут с большей вероятностью избежать сознательной оценки и критики).

Для эффективного преодоления страхов у детей можно использовать и такой метод, как игротерапия. Игра — способ выражения чувств, познания и моделирования окружающей ребенка действительности. Игра — это движение, победа, радость, удовольствие... Игра для ребенка — дело серьезное, она, как и рисование, позволяет лучше понять переживания детей, их интересы, потребности, характер, темперамент. Она помогает ребенку приобрести определенные навыки в той или иной деятельности, в том числе в общении, усвоить социальные нормы поведения, доставляет ребенку удовольствие, повышает жизненный тонус, улучшает эмоциональное и физическое состояние. К тому же игра обладает терапевтической функцией, поскольку в ней травмирующие жизненные обстоятельства переживаются в условном, а значит ослабленном виде и, кроме того, происходит их эмоциональное отреагирование — катарсис. Цель психологически направленных игр состоит в снятии избытка торможения, скованности и страха, возникающих в темноте, замкнутом пространстве, при внезапном воздействии и попадании в новую, неожиданную ситуацию общения. Одновременно это предупреждение неуверенности в себе и застенчивости или их коррекция, если они уже входят в характер ребенка.

Необходимо отметить и такой способ коррекции страхов, как сказкотерапия. Тексты сказок вызывают интенсивный эмоциональный резонанс как у детей, так и у взрослых. Важно тактично относиться к ребенку и, если он итак напуган, например, Волком или Бабой-Ягой, то не стоит читать ему страшные сказки с этими персонажами, тем более на ночь. Психологу (родителю, взрослому) надо так преподать сказку, чтобы ребенок почувствовал себя смелым, сильным и смог побороть страх. Для этого используются сказки, либо придуманные психологом с учетом особенностей ребенка, либо подобранные таким образом, чтобы оказать благотворное действие на ребенка. Сказка дает возможность отреагировать на значимые эмоции, выявить внутренние конфликты и затруднения. Во время прослушивания страшных сказок или сказок со «страшными» эпизодами ребенок учится разряжать свои страхи, его эмоциональный мир становится гибким и насыщенным.

Еще один способ коррекции — музыкотерапия. Давно известно, что музыка оказывает как бодрящее, так и подавляющее, успокаивающее воздействие. Чутко подобранные музыкальные композиции определенным образом успокаивают ребенка, расслабляя и отвлекая его от страха.

Новизна ситуации с использованием музыки облегчает освоение ребенком приемов аутогенной тренировки, помогающей в дальнейшем контролировать свои эмоции. Психогимнастика обогащает эмоциональный опыт ребенка, гармонизирует эмоциональную и нравственную сферу, актуализирует «зону ближайшего развития» личности и создает запас прочности в отношении вероятных эмоциональных и социально-психологических стрессов.

Танцетерапия — метод психотерапии, в котором сочетаются движения тела и воздействие музыки, которое отвлекает ребенка от страхов, способствует пониманию языка своего тела, умению корректировать чувства и эмоции.

Ароматерапия — этот древний метод, которым в совершенстве владели наши предки, обрел «новую жизнь» и хорошо зарекомендовал себя. Его можно использовать дополнительно при рисовании страхов, прослушивании музыки и т. д. Ароматерапия нормализует психическое состояние ребенка, улучшает циркуляцию крови, уравновешивает процессы, протекающие в организме, способствует сопротивляемости ребенка вредным воздействиям окружающей среды.

Системный подход в арт-терапии детских страхов — один из наиболее эффективных методов. Какие бы методы коррекции ни были выбраны (один или несколько), они принесут только пользу ребенку. Легче предупредить развитие патологических страхов в детском возрасте, чем лечить фобии и навязчивые состояния у взрослых. Использование данных методов для профилактики и коррекции детских страхов поможет ребенку легче пройти возрастную обусловленность страхов и переключиться к здоровой, жизнерадостной деятельности, игре.

Развиваются детские страхи рано, примерно уже в семь-восемь месяцев, и если не помочь ребенку избавиться от них, они могут привести к серьезным осложнениям нервной системы.

Малыш боится незнакомых людей. Даже сидя у мамы на руках, он отворачивается, плачет, ни за что не пойдет «на ручки» к незнакомому. Подрастая, где-то к двум годам, начинает бояться темноты, сказочных персонажей, животных, грозы. Нередко эти страхи мы сами ему внушаем! Не надо рассказывать детям на ночь «страшные» сказки с грустным концом, пугать их Бабой-Ягой, Кощеем, «дядькой с мешком». Это не сделает ребенка дисциплинирование, послушнее, потому что днем, в присутствии мамы, бабушки ему ничего не страшно, он даже уличит вас в выдумке, сказав, что «по правде» никакой Бабы Яги нет на свете. Но когда приходит вечер и он остается один в комнате, да еще в темноте, все страшные герои детских сказок оживают и тянутся к нему из темноты. Для детей впечатлительных, с фантазией и воображением боязнь темноты может стать настоящим мучением.

Отнеситесь к ребенку с пониманием, помогите ему! Именно помогите, а не старайтесь «переломить», как настаивают иногда папы и дедушки. Если так ему спокойнее, пусть засыпает при неярком свете настольной лампы, ночника. Можно оставить дверь в его комнаты приоткрытой, голоса, шаги родителей успокоят его. Ничего, кроме пользы, не будет, если кто-то из взрослых, уложив ребенка, немного посидит с ним рядом, приласкает, успокоит.

Если ребенка укладывает спать папа, ночные страхи отступают. Ведь для малыша «мои папа — самый сильный», и одно его присутствие придает уверенности, рождает чувство защищенности.

К сожалению, возникновение страхов у детей в большинстве случаев— это вина самих родителей (семейные неурядицы, душевная черствость, родительская невнимательность). Нормализация отношений в семье, устранение психотравмирующих ситуаций сразу же резко снизят невротичность ребенка.

Особо следует остановиться на том, что не следует пытаться силовыми методами преодолеть страхи ребенка. Особенно часто этим «грешат» отцы, которые опасаются, что их сын вырастет трусливым и нерешительным. Нам известен случай, когда отец, чтобы преодолеть страх пятилетнего сына перед высотой, держал его на вытянутых руках на балконе седьмого этажа. Дело закончилось тем, что ребенок начал заикаться.

Терапия рисованием

Методы устранения детских страхов не должны быть сами по себе психотравмирующими, а, наоборот, должны привлекать и заинтересовывать ребенка. Для начала можно порекомендовать такой давно известный метод, как рисование.

Стремление рисовать присуще детям дошкольного возраста. Изучение рисунков позволяет лучше понять интересы, особенности переживаний и внутреннего мира ребенка. Страхи, как и все, что волнует ребенка, находят отражение в его рисунках. В них он достигает желаемого, но и борется со страхами. Он интуитивно прибегает к творчеству, пытаясь изжить страх. Ребенок рисует «страшного человека», чудищ, Бабу-Ягу, лешего, но он рисует их или смешными, или себя рядом с ними, но себя вооруженного, смелого и непобедимого. И объекты страха теряют свою угрожающую суть. Огонь на рисунке гаснет под напором воды, которой он, ребенок, в каске пожарника, заливает пламя. Лес населяется добрыми животными и людьми, в нем тропинка, а на тропинке мама и папа. И лес уже не страшен. Испытывающий страх ребенок в рисунках значительно эффектнее, чем при объяснениях, образно постигает «что это?», «откуда?», «почему?» и «что будет?». В рисунке он создал пожар и погасил его. Что? Пожар. Почему? Неосторожное обращение с огнем, удар молнии. Что будет? Не надо бояться, надо гасить. Хотелось бы отметить, что преобладание серых тонов и доминирование черного цвета в рисунках подчеркивают отсутствие жизнерадостности и наличие страхов, с которыми ребенок не может справиться.

Рисование на тему «Что мне снится страшное» или «Чего я боюсь» дает возможность отобразить наиболее яркий страх. Графическое изображение страха не приводит к его усилению, а, наоборот, снижает напряжение. В рисунках страх уже во многом реализован, как нечто уже произошедшее, фактически уже случившееся. Это способствует потере аффективно-травмирующего страха в психике ребенка.

Для целенаправленного устранения страхов необходимо выяснить в беседе с ребенком чего он боится (одиночества, смерти, наказания, сказочных персонажей и пр.). Зная страхи своего ребенка, необходимо попросить его нарисовать их. Ни в коем случае нельзя торопить ребенка с выполнением задания, так как мысли о том, как изобразить страх, предполагают «встречу» с ним, что само по себе пугает малыша.

В процессе рисования необходимо выражать одобрение «трусишке» по поводу того, что он справился с заданием, так как успешность является антиподом страха, у ребенка повышается чувство собственного достоинства, уверенности в себе. Вместе с тем не следует заверять ребенка в том, что его страх после рисования сразу исчезнет и тем более спрашивать, боится он теперь или нет.

Некоторые дети долго не могут приступить к рисованию, постоянно спрашивают: «А как?», что отражает их неуверенность и тревожно-мнительный настрой.

Через несколько дней нужно провести с ребенком обсуждение рисунков, последовательно показывая рисунки и спрашивая о том, чего боится ребенок теперь. Чтобы не допустить внушения страха, необходимо внимательно следить за тональностью голоса ребенка. Отрицание страха закрепляется похвалой.

Оставшиеся страхи предлагается нарисовать снова, но так, чтобы на рисунках ребенок изобразил себя не-боящимся. Подобная установка действует в качестве косвенного внушения или дополнительного стимула преодоления страха. Через несколько дней вновь проводится обсуждение рисунков.

Итак, процесс преодоления страхов с помощью рисунков проходит в два этапа с интервалом семь-десять дней. Достигнутые результаты «рисуночной терапии» закрепляются в играх, включающих в себя драматизацию историй на темы страхов, оставшихся после рисования.

Игротерапия

Игра — это способ познания и моделирования окружающей ребенка действительности. Она помогает ребенку приобрести определенные навыки в общении, усвоить социальные нормы поведения, доставляет ребенку удовольствие, улучшает эмоциональное и физическое состояние. К тому же игра обладает «терапевтической функцией», поскольку в ней травмирующие жизненные обстоятельства переживаются в условном, а значит, ослабленном виде и, кроме того, происходит их эмоциональная отработка.

Как естественный способ выражения «я», укрепления уверенности в себе игра будит активность ребенка, его инициативу и самостоятельность, развивает умение владеть эмоциями и принимать решения.

Ребенок, включаясь в игру, переступает порог застенчивости и страха, одерживает «победы» и терпит «поражения». Подражание в игре любимым героям помогает побороть страх и испуг, неизбежные в любой игре. Игра — лучшая психотерапия. Играя, можно побегать за волком (один из играющих надевает маску волка) с ружьем. И теперь уже боится, просит прощения за свои проделки волк. В игре можно и самому побыть волком, Бабой-Ягой, попугать маму и бабушку, посмеяться над их страхом. Смех убивает страх. Очевидно, что в игре, как в древнем обряде, страх изживается символическим действом, когда страшное побеждают, превращая его в нестрашное.

Можно использовать в игре маски или кукол. Обязательно надо дозволить ребенку быть воинственным, например, угрожать Кощею (отцу). Полезно поменяться ролями, чтобы ребенок сам побывал Кощеем. Встречаясь лицом к лицу со страхом в присутствии родителей, дети приучаются преодолевать его.

Игры, которые могут быть проведены родителями для устранения страхов у малыша, давно известны. Они помогут снять заторможенность, скованность и страх, возникающие у ребенка в темноте, замкнутом пространстве, при внезапном воздействии или попадании в новую, неожиданную ситуацию общения.

Ценность этих семейных игр заключается в том, что дети, испытывающие страхи, легче раскрепощаются в игре с родителями, а не в группе детского сада.

Первая игра — «Пятнашки» — служит своеобразной разминкой к последующим играм и, несмотря на кажущуюся простоту, содержит ряд правил. Заранее ограничивается игровая площадка, на которой в беспорядке расставлены стулья, так, чтобы между ними остались небольшие проходы. Нельзя «пятнать» через стулья — они как бы цельные колонны. Тогда ребенок учится лучше отворачиваться, увертываться. Кто случайно заденет стулья или выбежит за пределы площадки, становится водящим, то есть начинает сам «пятнать». Хлопать можно только по спине и даже по «нижнему ее месту», что еще больше осложняет задачу. Причем нужно не прикасаться, а именно хлопать как следует, с чувством, эмоционально, чем одновременно устраняются страхи боли и уколов, да и физических наказаний.

Эта игра всегда вызывает много радости, веселья, служит своего рода аккумулятором положительной психической энергии для всей семьи. На этом фоне угрозы в адрес детей и взрослых («Поймаю и съем!»; «Ага, попался!»; «Ну, погоди!» и т. п.) воспринимаются не буквально, а как один из юмористических компонентов игры, снижая в то же время страх перед ними в реальных отношениях.

С помощью этой игры удается обеспечить эмоциональную разрядку, снять накопившееся нервное напряжение, значительно уменьшить торможение и страх при внезапном, неожиданном воздействии, а также страх наказания со стороны родителей, развить ловкость, координацию движений, наладить более непосредственный контакт между родителями и детьми.

Продолжительность игр в «пятнашки» весьма небольшая и обычно не превышает 10 мин. Нельзя позволять ребенку сразу садиться после игры из-за нагрузки на сердечно-сосудистую систему, лучше походить и затем перейти к другой игре. Если размер квартиры не позволяет проводить эту игру, то ее можно организовать во время семейной прогулки в лес.

Вторая игра — «Жмурки». Игровое пространство остается таким же, как при игре «Пятнашки». Основное правило игры — стоять на одном месте и ничем не выдавать себя, чтобы не быть обнаруженным. Требуются, следовательно, определенная выдержка, терпение в противоположность двигательному беспокойству и возбуждению. Вместе с тем, можно изгибаться, наклоняться, приседать, ложиться, когда водящий проходит рядом и пытается нащупать вытянутыми руками участников игры. Но и тогда их ноги остаются как бы приклеенными к полу.

Сначала ребенку, испытывающему страхи, плотно завязывают глаза, и он должен держать их закрытыми, то есть имитируется замкнутое пространство, если малыш его начал бояться. Перед началом поиска водящий с завязанными глазами поворачивается вокруг себя, что осложняет его ориентировку в окружающем пространстве.

При обнаружении участника игры его нужно на ощупь опознать и назвать имя. Игра длится в среднем 10—15 мин, и обычно каждый успевает побывать в роли водящего.

В рамках данной игры устраняются страхи внезапного воздействия, а также страхи темноты и замкнутого пространства.

Третья игра — «Кто первый». В поле, на стадионе, детской площадке из подручных материалов взрослые делают «ворота», через которые может пролезть на четвереньках только один человек. Играющие встают на четвереньки лицом к воротам. Руки у них находятся на стартовой линии, как на спортивных соревнованиях, и любое движение раньше времени считается нарушением (фальстартом), влекущим за собой замечание, а при повторении ошибки — и выбывание на время из игры. Ребенок должен попытаться обогнать родителей, что, кстати, весьма нетрудно сделать, так как дети ползают на четвереньках достаточно быстро, гораздо быстрее взрослых.

«Прятки». Ребенок-прилипала, который не в состоянии остаться один далее в своей комнате, остро боящийся одиночества и темноты, с удовольствием остается один в темной ванной, платяном шкафу, под кроватью. Если дело хорошо идет, то пробуйте тушить свет в комнате. Если вы видите, что ребенок избегает прятаться в укромных и темных местах, то, будучи водящим, изобразите, что вам страшно заглядывать в эти места и вы там искать ребенка не будете. Сами прячьтесь в темноту — пусть ищет. А найдя ребенка, бурно похвалите его — ведь он преодолел свой страх.

«Салки». Эта игра хороша для детей, которые боятся драк, уколов, физических страданий. Это очень осторожные дети. Играть в салки можно и дома, соорудив всевозможные препятствия из стульев и кресел. Гоняясь за ребенком, можно ему угрожать: «Вот сейчас догоню, тогда узнаешь!» Поймав ребенка, довольно ощутимо шлепните его.

«Бедный котенок». Это игра разговорного жанра. Идете в магазин, едете в автобусе и играете. Придумайте какого-нибудь симпатичного героя, например, котенка, который чего-то боялся. По очереди сочиняйте, какая у него была жизнь с этим страхом и как он от него избавился. Рассказы можно записывать. Как правило, ребенок проецирует свои переживания на животный персонаж и находит выход для своих собственных переживаний

Страх темноты

Малыша, который боится засыпать в комнате без света и находиться в темных помещениях, ни в коем случае нельзя заставлять это делать! Надо понимать, что чадо боится вовсе не потому, что растет трусишкой: все дело в его богатом воображении, которое свойственно дошкольникам и младшим школьникам. Поэтому вместе с ребенком приобретите веселенький ночничок в виде, например, волшебного гномика, который, конечно, не подпустит и близко всяких монстров! Потом, когда малыш перестанет прибегать к вам в слезах, «давайте гномику немножко отдохнуть» — отключайте ночник сначала на несколько минут, потом постепенно увеличивайте время, пока надобность в нем совсем не пропадет. Вместе с ночником можно купить красочное постельное белье с различными сказочными персонажами, которые со всех сторон обнимут малыша, и никто его не обидит. И, наверное, даже не стоит об этом говорить, но все-таки не позволяйте ребенку смотреть ужасные мультфильмы, фильмы, которые не соответствуют его возрасту, тем более не надо делать это на ночь. Не провоцируйте его воображение и формирующуюся нервную систему.

«Зверушки в норке» — игра для детей трех-четырех лет

Придумайте, как можно сделать детской кроватке полог. Лягте вечером с малышом в его постель. Включите ночник. Накройтесь одеялом и разыграйте с ним такой нехитрый сюжет. Как будто вы маленькие мышата (зайчата, лисята...), лежите в своей уютной, любимой норке. Там, на улице, сверху, холодно, гроза, воет ветер. А ваша норка совершенна безопасная, теплая и уютная. Никто не знает, где она спрятана и не сможет к вам прийти. И вы никого-никого не пустите и никому-никому не расскажете, где ваша норка, ну, разве что папе, по большому-большому секрету.

От вашего голоса тоже очень много зависит. Чем нежнее и спокойнее он будет, тем комфортнее будет чувствовать себя малыш:. В первые несколько дней лучше всего дождаться, пока ребенок уснет. А потом предложите ему вместо себя его любимую игрушку, которой по секрету можно показать, где находится чудо-норка. Не приучайте ребенка накрываться с головой — это не безопасно!

Наутро (ни в коем случае не перед сном) можно разыграть, как норку попытался обнаружить какой-нибудь злой волк, роль волка исполнить может сам ребенок. Конечно же, у волка ничего не получится, ведь норка очень надежная.

«В темной норе» — игра для детей четырех-пяти лет Разыграйте с ребенком такую историю. Лиса (это вы) пригласила Зайку (ваш: малыш) и Утенка (его изображает игрушка, а озвучивает ваш ребенок — у него сразу две роли) в гости, заманила их в нору, пообещав угощение. Но как только зверята зашли в нору, лиса захлопнула дверь и закрыла на замок. Засмеялась и пошла разводить огонь, чтобы сварить малышей себе на обед. Они оказались запертыми в полной темноте. Утенок сразу стал плакать и громко звать свою маму. А вот Зайчонок не растерялся и стал думать, как выйти из положения. И предложил утенку вырыть подземный ход. Они стали рыть, и вскоре в небольшую щелку проник свет. Через несколько минут друзья оказались на воле и радостные побежали домой. Лиса вернулась  и чуть с ума не сошла от досады!

«Норой» должно служить помещение, в котором нет окон, например кладовка или ванная комната. Малыш заходит туда сам, вы тихонько прикрываете дверь и голосом имитируете, как закрывается замок (не закрывайте ребенка по-настоящему!) Малыш «роет подземный ход», скребя пальцами по двери. Вы через некоторое время начинаете потихоньку приоткрывать дверь, чтобы в щелку проникало все больше и больше света, пока дверь не приоткроется достаточно, чтобы ребенок мог выйти. Обязательно как можно эмоциональней изобразите досаду лисы, чтобы ребенок хохотал, — он должен быть вознагражден за то, что сидел в полной темноте.

Как и в предыдущих играх, время пребывания в темном помещении от игры к игре увеличивается.

«Смелый разведчик» — игра для детей пяти-восьми лет

Лучше, если эта игра станет эпизодом развернутой игры в войну, которую придумает папа (командир) с ребенком (разведчик или разведчица), а участвовать в ней будет вся семья, и у каждого будет свое боевое задание. Вашему чаду достанется такое. Нужно ночью, незаметно для врага, сходить на разведку. В темном помещении в разных местах раскладывается оружие. Ребенок должен все сосчитать и доложить командиру о состоянии вражеского арсенала. Командир награждает разведчика медалью за отвагу.

Ночные кошмары

Страшные сны снятся и нам, взрослым, тоже. И мы знаем, как это неприятно. Хорошо еще, что за несколько минут до пробуждения, в последней фазе сна, подсознание дает нам возможность понять, что это только сон, а не реальность, и мы, утерев холодный пот, можем спокойно поспать еще часок-другой. У детей регуляция нервной системы не настолько совершенна, она только формируется. Поэтому основная проблема детских кошмаров в том, что малыши не могут проснуться усилием воли, как мы, и отличить сон от реальности. Они воспринимают страшные образы сновидений как нечто живущее само по себе.

Лучшее, что тут можно сделать, — это «вытащить» ночной кошмар наружу и научиться им управлять. Для начала, конечно, нужно проанализировать, не спровоцированы ли эти сны извне, страшными фильмами, чтением, чьими-то рассказами.

 «Бестолковый кошмар» — игра для детей четырех-шести лет.

Сделайте с ребенком кукольный театр: пластилиновый, бумажный, проволочный, тканевый — насколько хватит фантазии и мастерства. Начните издалека: сначала изобразите не связанных с ночным кошмаром персонажей. Когда куклы будут готовы, предложите ребенку сделать то, что его пугает. Пусть он вам рассказывает, а вы будете рисовать или мастерить это чудовище. Затем предложите малышу разыграть в сценке его страшный сон. А сами подмечайте смешные детали в его кошмаре, наделяйте нелепостями то, что пугает ребенка особенно. Например, когда чудище за ним гналось и уже почти настигло (вы разыгрывайте это в куклах), оно вдруг споткнулось, шлепнулось в лужу, долго не могло встать, поскальзывалось и шлепалось обратно. Ваша эмоциональность должна заставить ребенка смеяться над собственным страхом. Каждый раз, играя в эту игру, придумывайте разные счастливые концовки страшного сна, и однажды пусть малыш нечаянно наступит на свой страх и раздавит его, а вы воскликнете: «Боже, что же ты наделал? Он же больше никогда не сможет тебе присниться!» Так ребенок научится чувствовать себя хозяином своего сна и, пусть не сразу, но избавится от ужаса перед властью ночного кошмара.

После того, как ребенок попрактиковался в победе над своими худшими страхами в воображении, помогите ему сделать то же самое в реальной жизни, но очень постепенно. Создайте ситуацию, при которой ребенок чувствует себя уверенно, полностью контролируя происходящее. Если ребенок боится животных, например, пойдите с ним в магазин, где продаются животные, но сначала предложите ему посмотреть через стекло.

Ничего не может быть лучше для подавления страхов, как реальных, так и воображаемых, чем подробная информация. Если ребенок боится пауков или насекомых (или физических явлений), например, он может прочитать о них в книге.

Когда приходит время ложиться спать, ужасные ночные чудовища якобы появляются, чтобы наводить страх на маленьких беззащитных детей в их кроватях. Поэтому надо, чтобы ваш ребенок не чувствовал себя беззащитным — дайте ему его собственный электрический фонарик, который символизирует контроль. Даже если ребенок им не воспользуется, он знает, что фонарик находится рядом и его можно включить в любое время.

Иногда помогает, когда вы можете придать ребенку особую силу. Чтобы подбодрить ребенка вы можете использовать баллон спрэя, содержащий безвредное вещество вроде воды, как бы не допуская к ребенку воображаемых чудовищ. Рассуждая логически, этого не следует делать, потому что если вы готовитесь «изгонять» чудовище — это означает, что, по вашему мнению, оно реально существует. Но все-таки этот прием действует, потому что ребенок считает своих родителей всемогущими и воспринимает спрэй, как мощное оружие.

Попросите ребенка выбрать игрушку, которая ему нравится, и назначить своим защитником. Это тоже даст ребенку ощущение контроля над вещами, которых он боится.

По телевидению сейчас показывают много пугающего, и вам не следует соглашаться с тем, чтобы испуганный ребенок смотрел передачи, в которых показывают кровопролитие, запугивание и насилие.

Глубокое дыхание и мысленное воображение какого-нибудь тихого спокойного места может помочь вашему ребенку расслабиться и испытывать меньше страха. Дети используют эти методы лучше, чем взрослые — пусть ваш ребенок представит, что он плывет на облаке или лежит на морском берегу, что-нибудь спокойное и доставляющее удовольствие.

Часто чудовища, которых боятся дети — это они сами. Ночные страхи особенно символичны и показывают то, что происходит в жизни детей. Если поведение детей не поддается контролю днем, они могут подумать, что им нужна защита от чудовищ ночью. Им нужна лучше организованная жизнь и больше дисциплины, под которой подразумевается защита от собственной агрессивности. Если им разрешается бить своих родителей или не соглашаться с их мнением — а ведь они считают, что родители всемогущи — вполне вероятно, что они будут испытывать ночные страхи. Контролируя поведение своих детей, вы можете помочь им успокоить эти страхи.

Поскольку дети боятся главным образом вещей, которых они не могут контролировать, рассказывайте им вечерние истории о героях, которые добились побед в трудной борьбе или преодолели свои страхи, о том, как кто-то справился с вещами, которых он боялся и сумел добиться того, о чем он даже не мечтал.

При этом надо как можно чаще подчеркивать, что ничего плохого с ним никогда не случится, что вы, большие и сильные взрослые, всегда придете ему, более слабому, на помощь. И реально поможете! А страдания трусишки надо по возможности облегчать — если чего-то боится, то необходимо постараться избегать этих ситуаций. Из игр они предлагают, например, такую. Попросить ребенка нарисовать то, чего он боится (ненавязчиво, в игре), а потом постараться найти в изображении что-то карикатурное, смешное и посмеяться вместе над ним, а не над ребенком. Можно разыграть сценки с детскими страхами с куклами так, чтобы становилось в конце понятно, что бояться-то было нечего (но кукле, а не ребенку).

Если ваш ребенок испытывает страхи, то, первым делом, прекратите его пугать и пугаться сами. Вы должны серьезно отнестись ко всем чувствам, которые испытывает ваш ребенок. Высмеивание страхов просто недопустимо: ваш малыш замкнется и останется со своим страхом один на один. Отнеситесь ко всему, что он вам сообщает по этому поводу с полным доверием. Постарайтесь выяснить, чего именно (или кого) боится ваш ребенок? Как это выглядит (можно ли его нарисовать)? Что «это» может сделать, какие у него привычки, чего он хочет? Что можно сделать, чтобы уменьшить его силу? Такое серьезное и конструктивное отношение с вашей стороны — мощное психотерапевтическое средство

Мама не смеется, мама не боится, мама рядом и она уверена, что с «этим» можно справиться. А мама всегда права. Кроме того, проговаривание (а еще лучше — прорисовывание) страха сильно уменьшает его силу. Попробуйте таким образом поработать со своим ребенком. В том случае, если встретите какие-то затруднения — есть повод обратиться к специалисту.

Родители нередко заслоняются от детских переживаний: «Ничего не бойся», «Такого не бывает», но чаще всего они говорят: «Когда станешь взрослым, это все пройдет». У кого-то, может, и пройдет, но у многих сохранятся неизъяснимые страхи, которые потом основательно будут портить им жизнь. Психологи считают, что существует три наиболее действенных способа преодоления подобных детских страхов: информирование, последовательный опыт и присутствие человека, который может помочь.

Очень важно, чтобы, когда у ребенка возникает чувство страха, он ощущал ваше присутствие. Оказывается, для него исключительно важной является ваша внешность. Он заметит вас в полутьме, издалека, его приободрят звуки вашего голоса, ваши запахи, прикосновения. И это очень нужно — понимать, что физически ощущая присутствие любящих родителей, ребенок чувствует себя в безопасности.

>        Информация

Оказывается, если ребенок знает о настроениях матери и отца, о том, что они любят и чего не любят, ему намного легче не попадать в конфликтные ситуации. А мы часто не обращаем на это внимания и очень мало рассказываем о себе. Бытовало, помнится, такое представление, что ребенку не нужно знать о неприятностях родителей. Однако совместное переживание неприятностей, поддержка друг друга помогает сохранять в семье партнерские отношения, предотвращать многие страхи ребенка.

Бели ребенок хочет вас о чем-нибудь спросить, внимательно и доброжелательно выслушайте его, постарайтесь дать исчерпывающий ответ. Это тоже информационная поддержка чувства безопасности ребенка.

>        Прикосновения

У ребенка есть постоянная потребность в том, чтобы к нему прикасались любящие родители. Подержите руку на голове ребенка, когда он чем-то расстроен и его надо успокоить. Посадите на колени, когда он болеет, возьмите его лицо в свои ладони, когда ребенок плачет, посмотрите ему в глаза и все-таки выясните, что же его беспокоит. Если вам нужно уйти, уехать в командировку, помогите ребенку преодолеть чувство утери безопасности, страха — обнимите его, подержите руку на его спине, покажите, что вы тоже переживаете, разлучаясь с ним.

Если ребенок пришел из школы, дайте ему почувствовать, что его заметили, ему рады. Улыбнитесь, поцелуйте его.

Ребенок внимательно прислушивается к вашему голосу, он услышит вас и ночью, и в шумной комнате, и в грозу, и в бурю. Ребенок вас слышит всегда. И поэтому исключительно важно, как вы разговариваете с ним, какой ваш голос он помнит. Многие родители считают, что у них нет слуха и голоса и не поют для своего ребенка. А ваше пение добавляет малышу веры в жизнь. Очень важно тихонько спеть вечером, когда сын или дочь засыпают.

И еще один совет. Четко говорите ребенку, чего вы от него хотите. Не говорите «Будь хорошей девочкой (хорошим мальчиком)». Попросите о чем-то конкретном, например: «Посиди, пожалуйста, 10 минут вот здесь, а я за это время закончу работу (разговор)».

Установите границы вашего руководства ребенком. Не спрашивайте, что он хочет есть на завтрак. Спросите конкретно: «Ты хочешь бутерброд с колбасой или бутерброд с сыром?». В первом случае ребенок растеряется, а во втором сделает простой выбор и будет чувствовать себя уверенно.

Если ребенку предстоит что-то серьезное в жизни, например, идти в детский сад или школу, он, как правило, страшится этого. Поддержать его можно, во-первых, информированием, а во-вторых, рассказом о том, как вы пережили такое событие и что в этом было положительного для вас. Например, повышает чувство безопасности такое сообщение матери или отца: «Вот ты пойдешь в детский сад. А знаешь, я в детском саду нашла (нашел) себе друга».

> Надо быть последовательным

Ребенок очень нервничает и боится родителей, когда они каждый день меняют свои руководящие указания. Существуют обстоятельства, способствующие возникновению детских страхов. Например, страха темноты, присущего многим детям. И в сказках, и в мифах, и в кино, попадая в темноту, герои сталкиваются с темными силами. К сожалению, наши дети сейчас смотрят слишком много подобных передач и фильмов. Чувство страха нарастает.

Надо помнить, что антиподом темноты является свет. Сегодня подобный совет звучит несколько расточительно (надо экономить электроэнергию), но все-таки предоставьте ребенку, который боится темноты, засыпать, когда горит небольшая лампа. Надо найти возможность осветить коридор, по которому он пройдет ночью в туалет.

Многие маленькие дети приходят домой после школы в пустую квартиру. Им страшно. Разрешите им зажигать лампы, чтобы стало светло и он убедился, что в квартире никого чужого нет.

Оказывается, много страхов вызывает у ребенка переезд — перед новым местом, новыми соседями, даже новыми деревьям. Если вы переезжаете в другую квартиру или город, обязательно захватите с собой что-нибудь, служащее приметой милого душе ребенка окружения, — например, какой-то кустик или цветы, которые можно пересадить возле нового дома.

Полезно подарить ребенку что-нибудь недорогое, но чтобы он мог всегда носить это с собой — ожерелье или браслет, например. Такой талисман, если хотите, тоже способствует преодолению чувства страха.

Если ребенок едет куда-то, например, в лагерь или идет в поход, подарите ему свою фотографию. Лучше, если это будет фотография, на которой с ребенком играет мама, или фотография всей семьи.

Как же нужно вести себя, если у вашего ребенка возникла фобия?

>        Признавайте существование этого страха

Важно дать понять вашему ребенку, что вы его хорошо понимаете, и что, когда вы сами были ребенком, вы тоже боялись некоторых вещей. Это дозволит ребенку не зацикливаться на своем страхе. Помните, что дошкольники с трудом отличают реальный мир от воображаемого. Поэтому бесполезно говорить дошкольнику «Монстров не существует!», для него они также реальны, как и все остальное.

  • Помогите ребенку облечь его страхи в слова

Чем лучше он поймет свой собственный страх, тем менее угрожающим он будет казаться ребенку. Не принижайте значение этого страха для ребенка. Не отмахивайтесь от него в надежде, что с возрастом все пройдет. Говоря «Но это же глупо!» или «Такой большой мальчик боится такой ерунды!», вы заставляете ребенка чувствовать себя виноватым. А появившийся стыд может помешать ребенку в дальнейшем говорить об этих страхах, что только усугубит ситуацию, поскольку страх только загоняется глубже.

>        Уверьте ребенка в его безопасности

Он должен верить, что вы знаете, что делать, и не позволите случиться с ним чему-либо плохому. Ничто так не способствует усилению страхов, как чувство, что взрослый растерян и не знает, что делать.

>        Обсудите с ребенком его страхи

Родители должны помочь ребенку осознать, что же действительно его беспокоит, и предложить решения, как можно с этим справиться. Но помните, что, в конце концов, ребенок должен научиться справляться со своими страхами сам.

Во время приступов паники постарайтесь отвлечь внимание ребенка с помощью знакомых ему и любимых вещей. Можно почитать ему любимую книжку или поиграть в любимые игрушки.

> Не идите у страхов па поводу

Вы должны обеспечить ребенку поддержку и уверенность, но не стоит специально менять весь свой жизненный уклад или окружающую обстановку. Такие радикальные перемены могут временно облегчить его беспокойство, но в долгосрочном плане они на подсознательном уровне внушают ребенку, что его страхи оправданы и реальны, и в дальнейшем его страхи могут возобновиться с двойной силой, или возникнут новые.

Посетите детского психолога или психотерапевта, если фобия усугубляется и сопровождается такими симптомами, как: ночное или дневное недержание мочи, бессонница, потеря аппетита, слезливость.

Например, если ребенок боится темноты, но затрудняется описать, что же конкретно его пугает, можно задать ему следующие наводящие вопросы: Ты боишься монстров? Или ты боишься бандитов? Ты боишься, что может начаться пожар? Или ты просто боишься в темноте пойти в туалет?

Когда ребенок проговорил все свои страхи, следует попытаться найти решение проблемы: «Давай посмотрим, что мы с тобой можем сделать.» Временным решением может быть: оставить гореть ночник; спать в одной комнате с кем-либо из членов семьи (обычно страхи ребенка уменьшаются, даже если он спит в одной комнате с более младшим ребенком); поставить в комнате телефон, чтобы ребенок знал, что всегда сможет позвонить, если начнется пожар или придут бандиты; положить рядом с кроватью свисток, чтобы ребенок знал, что может предупредить вас в опасной ситуации. Ваша задача — внушить ребенку уверенность в его собственных силах.

Не следует сразу же торопиться помочь немедленно устранить страх. Иногда такой поспешностью можно принести больше вреда, чем пользы; не снять, а еще больше укрепить страх. Родителям полезно внимательно присмотреться к ребенку, заметить все ситуации, в которых появляются страхи.

Прежде всего, следует определиться с причинами тревожности ребенка. Проанализируйте свое поведение и поведение других значимых для ребенка взрослых, глядя на таблицу с перечнем основных родительских ошибок. Необходимо максимально ответственно отнестись к данной задаче, ведь без устранения причины тревожности сами детские страхи устранить вряд ли удастся.

Ошибочными являются попытки некоторых родителей дискредитировать страх, показать ребенку его нелепый характер. Чаще всего получается обратный эффект: страх еще больше фиксируется. Поэтому, если ваш малыш боится, обязательно выслушайте его серьезно и без смеха. Дайте ему убедиться, что вы хотите его понять, и ему ничто не угрожает, так как вы всегда сможете защитить его. Постарайтесь, чтобы ребенок понял: бояться — это нормально и свойственно

всем людям без исключения. Ведь иногда боязнь чего-либо помогает нам избежать ошибки или опасности. Обсудите с ним свои собственные детские переживания, вспомните, когда и как вы преодолели конкретный страх, и что вам помогло в этом.

Воспользуйтесь воображением вашего ребенка. Если он придумал себе страх, он может сделать и обратное. Попробуйте придумать какое-то животное, волшебное существо, которое поможет ему быть смелым, «большим», взрослым, бесстрашным. Сочините сказку, в которой главный герой побеждает свои страхи.

Очень эффективным может быть проигрывание ситуации, вызывающей страх. Сюжет можно придумать самим или взять из художественной литературы. Игра в доктора, сказка про волка, которого победил заяц, и т. д. помогают справиться со страхами, порожденными травмирующими ситуациями. Полезным является также прорисовывание этих ситуаций (ночных кошмаров, ужасных историй и т. д.).

Кроме того, со страхом можно справляться постепенно. Если ребенок боится собак, составьте вместе с ним план, как вы будете знакомиться с соседской собакой. Не забывайте хвалить ребенка за малейшие успехи, за то, что он четко следует намеченному плану. Если ребенок боится врачей, попробуйте договориться с доктором и прийти первый раз просто на экскурсию, познакомиться с кабинетом, с инструментами.

В ситуации со страхом перед медицинскими процедурами никогда не обманывайте ребенка, говоря, что ему будет не больно. Лучше, напротив, максимально подробно рассказать, что будет происходить, и в какой момент будет больно или неприятно (т. к. это, опять же, способствует преобразованию тревоги в конкретный страх)  Сказать, что вы будете рядом (поддержка чувства безопасности), и вы уверены, что он (ребенок) стойко все перенесет (поддержка чувства уверенности в себе). После процедуры похвалите ребенка — скажите, что он держался прямо как взрослый (создание ситуации успеха).

Перед неприятным событием (например, перед походом к врачу) запланируйте для ребенка какой-то приятный сюрприз (поход в кафе, прогулку и т. д.) и постарайтесь настроить его на него. Пусть его жизнь будет насыщена и интересна, тогда он будет поглощен мыслями о будущем событии и забудет свой страх, отвлечется от переживаний.

Помочь ребенку справиться со страхами — это значит пережить совместную радость от обретенной победы над самим собой. Это будет вашей общей победой, потому что измениться нужно не только ребенку, но и его родителям.

Проверьте, не провоцируете ли вы своим поведением страхи у малыша...

Дети — это не маленькие взрослые, а существа с совершенно иным восприятием мира. Они не переносят одиночества, верят всем нашим словам и боятся монстров из сна. Проверьте, не провоцируете ли вы своим поведением страхи у малыша:

1.        Ваш ребенок нахулиганил. Собираясь его наказать, что вы скажете?

А) «Ты плохой мальчик/девочка, посиди и подумай».

Б) «Ты плохо поступил/а, посиди и подумай».

2.        Баш ребенок нарисовал «чучело-мяучело» и сам же его испугался. Что сделаете вы, чтобы его успокоить?

А) Отвлеку малыша и незаметно спрячу эту картинку.

В) Сяду рядом, и мы вместе нарисуем чудовищу смешные уши и забавно раскрасим его.

3.        Предположим, вы страшно боитесь мышей или пауков. Как вы поведете себя рядом с этим «страшилкой» при ребенке?

А) Если появится внезапно, могу и завизжать.

В) Держусь изо всех сил, но не подаю вида, что боюсь.

4.        Пробегавшая по своим делам собака облаяла вас, и ребенок испугался. Едва вы успокоили его, к вам подошла приятельница с беленькой болонкой на поводке. Как вы поступите?

    А) Попрошу ее держать свою собачку подальше.

    Б) Похвалю знакомую собачку, поглажу ее и предложу погладить ребенку.

5.        Вернувшись из детского сада, ребенок попросил вас поставить кассету с мультиком. Что вы предложите ему посмотреть?

А) Про Тома и Джерри.

Б) Про кота Леопольда..

6.        Ребенок рассказывает вам страшилку про Черную-Черную руку. Как вы реагируете?

А) Считаю, что это полная чепуха, о чем радостно сообщаю ему.

Б) Слушаю, сопереживаю и одновременно пытаюсь понять, что его тревожит.

7.        Ребенок допил молоко и вместо того, чтобы поставить кружку на стол, начал играть с ней. Тетя сказала, что сейчас из кружки вылезет страшный великан. Малыш испугался. Что вы делаете?

А) Смеюсь и говорю, что кружку надо поставить на место.

Б) Обнимаю и говорю, что в обиду не дам; но кружку придется поставить на место.

8.        Когда вы смотрите по телевизору боевик или
ужастик, где в это время находится ваш ребенок?

А) Крутится где-то рядом, играет.

Б) Играет или занимается в своей комнате.

9.        Вы привели ребенка в детский сад. Вдруг он расплакался и не желает вас отпускать. Что вы ему говорите?

А) Обещаю, что никуда не уйду, а когда он заигрался и успокоился, потихоньку ухожу.

Б) Говорю, что мне пора идти, но вечером обязательно вернусь.

10.        Ребенок проснулся в холодном поту: он рассказывает вам, как за ним гнались монстры и чудовища. Как вы его успокаиваете?

А) Говорю, что это всего лишь сон.

Б) Успокаиваю и придумываю продолжение сна — о том, как к нему пришли на помощь добрые звери и добрые волшебники и как все хорошо закончилось,

11.        Ваши друзья принесли на день рождения ребенку в подарок интересную игрушку, а он при виде ее испугался и расплакался. Что сделаете вы?

А) Постараюсь успокоить, показать и объяснить, какая она хорошая.

Б) Уберу подальше, а через несколько дней постараюсь в спокойной обстановке «познакомить» их.

12. Ваш ребенок-второклассник разыскал свою старую плюшевую игрушку и стал брать ее с собой в постель спать. Как вы поступите?

А) Незло посмеюсь над ним: все-таки он уже большой.

Б) Сделаю вид, что не заметила, но постараюсь выяснить, что его тревожит.

Результаты:

>        Большинство ответов А

Вы сами формируете многие детские страхи. Вы не учитываете возрастных особенностей детей, а потому боретесь с детскими страхами взрослыми способами. Вольно или невольно вы критически оцениваете поведение ребенка — «чего же ты испугался, как маленький». Это понижает детскую самооценку, что, в свою очередь, может породить очередной страх или даже комплекс. Иной раз вам кажется, что малыш специально все придумывает или врет, чтобы не есть кашу или не ложиться спать. Иногда вам хочется «открыть ему глаза» на то, что сказка и жизнь — абсолютно разные вещи. Но не торопитесь! Не так плохо верить в чудеса, когда ты еще маленький. Стать циничным в этом возрасте намного хуже.

Вспомните, разве вы сами не боялись чего-нибудь, когда были ребенком? Чтобы страх ушел — его надо пережить, а потом дать ребенку возможность убедиться в своей безопасности. Просто верьте малышу, прислушивайтесь к нему и знайте — когда-нибудь страхи сами исчезнут, испугавшись подросшего ребенка.

>        Ответов А и Б примерно поровну

Вы знаете, что детская психика отличается от взрослой. Вы умеете отвлечь и переключить внимание ребенка, дать ему возможность убедиться в необоснованности возникшего страха.

Но почему-то вы не всегда верите в искренность собственного ребенка. То, что кажется вам ложью, на самом деле — обычные детские фантазии, в которых перемешаны правда и вымысел. Вспомните себя в детстве, свои страхи и переживания — и вам станет легче понять своего ребенка.

> Большинство ответов В

Главная ваша заслуга — это умение создать атмосферу, в которой ребенок чувствует себя уверенно и спокойно. Если вы вместе умеете посмеяться над тем, что кажется страшным — все в порядке: смешной злодей не может быть страшным злодеем!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Почему солнце светит днем, а звезды ночью".

Этот проект расширяет представления детей о солнце - как об источнике света и тепла, о его положении на небосклоне, о звездах; через решение проблемных вопросов....

Тема: Ни ночью, ни днем не балуйтесь с огнем.

Занятие по развитию умений у детей старшего дошкольного возраста вести себя в ЧС....

"И ночью, и днем осторожным будь с огнем!"

Данный конспект продолжает  знакомить детей с правилами безопасности при пользовании электроприборами и горючими веществами, с тем как вести себя при пожаре в квартире, а также с работой пожарных...

Консультация для родителей « Ни ночью, ни днем не балуйтесь с огнем»

Задумывались ли вы над тем, что детские шалости со спичками и зажигалками могут привести к пожару? ...

Ни ночью, ни днем, не балуйтесь с огнем!

Ни ночью, ни днем,не балуйтесь с огнем!        ...

семинар-практикум "Детские страхи-это серьезно!"

В этом  материале есть рекомендации для родителей по проведению игр для детей дошкольного возраста, психологические тренинги, релаксации...

Ни ночью ни днем не балуйся с огнем!

Беседы для дошкольников о безопасном поведении дома и на улице....