Что делать если ваш ребенок не хочет ходить в детский сад?
консультация (младшая группа) по теме

Детям любого возраста очень непросто начинать посещать садик, ведь все меняется кардинальным образом.Поведение ребенка поначалу пугает родителей настолько, что они задумываются: а сможет ли он вообще привыкнуть? Закончится ли когда-нибудь этот «ужас»? С уверенностью можно сказать: те особенности поведения, которые очень беспокоят родителей, являются типичными для всех детей в период адаптации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_delat_esli_rebenok_ne_khochet_khodit_v_sadik.docx21.06 КБ

Предварительный просмотр:

Что делать если ребенок не хочет ходить в садик?

Адаптация – это приспособление организма к изменяющимся внешним условиям. Этот процесс требует больших затрат психической энергии и часто проходит с напряжением, а то и перенапряжением психических и физических сил организма.

Детям любого возраста очень непросто начинать посещать садик, ведь все меняется кардинальным образом. В привычную, сложившуюся жизнь буквально врываются следующие изменения:

- четкий режим дня;

- отсутствие родных рядом;

- необходимость постоянного контакта со сверстниками;

- необходимость слушать и подчиняться незнакомому до этого человеку;

- резкое уменьшение персонального внимания.

Поведение ребенка поначалу пугает родителей настолько, что они задумываются: а сможет ли он вообще привыкнуть? Закончится ли когда-нибудь этот «ужас»? С уверенностью можно сказать: те особенности поведения, которые очень беспокоят родителей, являются типичными для всех детей в период адаптации. В это время почти все мамы думают, что именно их ребенок «несадовский», а остальные малыши  якобы чувствуют себя лучше. Но это не так. Вот распространенные изменения в поведении ребенка в период адаптации.

  1. Эмоции. В первые дни пребывания в детском саду гораздо сильнее выражены отрицательные эмоции: от хныканья «за компанию» до приступообразного плача. Дольше всего сохраняется хныканье, с помощью которого ребенок стремиться выразить протест против расставания с родными. Особенно ярким становиться проявление страха (малыш явно боится идти в садик, боится воспитателя или того, что мама за ним не вернется), гнева (когда он вырывается, не давая себя раздеть и даже может ударить взрослого, собирающего оставить его), депрессивные реакции («замороженность», «заторможенность», эмоций как будто нет вообще). Поначалу ребенок испытывает мало положительных эмоций. Он очень расстроен расставанием с мамой и привычной средой. Если он и улыбается, то в основном это реакция на новизну или на яркий стимул (необычная игрушка, «одушевленная» взрослым, веселая игра). Наберитесь терпением! На смену отрицательным эмоциям обязательно придут положительные,  свидетельствующие о завершении адаптационного периода. А вот плакать при расставании ребенок может еще долго, и это не говорит о том, что адаптация проходит плохо. Если ребенок успокаивается в течении нескольких минут после ухода мамы, то все в порядке.
  2. Контакты со сверстниками и воспитателем. У ребенка снижается социальная активность. Даже общительные, оптимистичные дети становятся напряженными, замкнутыми, беспокойными. Нужно помнить, что малыши 2-3 лет играют не вместе, а рядом. У них еще не развита сюжетная  игра, в которую включались бы несколько детей. Лучше всего в этом возрасте им удаются такие «игры», как совместный визг, беготня повторение друг за другом стереотипных движений. Поэтому не стоит расстраиваться, если ваш ребенок пока не общается с другими детьми. Об успешной адаптации можно судить по тому что малыш все охотно взаимодействует с воспитателем в группе, откликается на просьбы, следует режимным моментам. Он начинает осваивать пространство группы, играть с игрушками. Общение с другими детьми, однако, может не проявляться еще долго, и это норма для малышей до 3 лет.
  3. Познавательная активность. Первое время познавательная активность бывает снижена или и вовсе отсутствует на фоне стрессовых реакций. Иногда ребенок не интересуется доже игрушками. Многим требуется посидеть в сторонке, чтобы сориентироваться в окружающей обстановке. Постепенно «вылазки» к игрушкам и другим ребятам  станут более частыми и смелыми. В процессе успешной адаптации ребенок начинает интересоваться происходящим, задавать вопросы воспитателю.
  4. Навыки. Под влиянием новых внешних воздействий малыш может на короткое время «растерять» навыки самообслуживания (умение пользоваться ложкой, носовым платком, горшком и т. д.). Успешность адаптации определяется тем, что ребенок не только «вспоминает» забытое, но вы с удивлением и радостью замечаете новые достижения.
  5. Особенности речи.  У некоторых детей словарный запас скуднеет или появляется «Облегченные» слова и предложения. Не волнуйтесь! Речь восстановиться и обогатиться, когда адаптация будет завершена.
  6. Двигательная активность. Она редко сохраняется прежней. Некоторые дети становятся «заторможенными», а некоторые – неуправляемо активными. Это зависит от темперамента ребенка. Хорошим признаком является восстановление нормальной активности дома, а затем и в садике.
  7. Сон. Если ребенка оставить на дневной сон, то первые дни он будет засыпать плохо. Малыш может вскакивать или, уснув, вскоре просыпаться с плачем. Дома может отмечаться беспокойный дневной и ночной сон. К моменту завершения адаптации сон и дома, и в саду обязательно нормализуется.
  8. Аппетит. Поначалу может быть пониженный аппетит. Это связанно с непривычной пищей (непривычен и вид, и вкус), а также со стрессовыми реакциями – малышу просто не хочется есть. Нормальной считается даже  небольшая потеря веса. Хороший признак – восстановление аппетита. Пусть малыш съедает не все, что есть на тарелке, но он начинает кушать. Вес к концу адаптационного периода восстанавливается и затем только повышается.
  9. Здоровье.  Снижается сопротивляемость организма инфекциям, и ребенок заболевает в первый месяц (а то и раньше)посещения садика. Однако болезнь, как правило, протекает без осложнений.

Конечно, многие мамы ждут, что негативные моменты поведения и реакции ребенка исчезнут    в первые же дни. И расстраиваются или даже сердятся, когда этого не происходит. Обычно адаптация проходит 3-4 недели, а то и растягивается на 3-6 месяцев. Не торопите время, не все сразу!

Чем может помочь мама

Каждая мама, видя, насколько ребенку не просто, желает помочь ему быстрее адаптироваться. И это замечательно. Комплекс мер состоит в том, чтобы создать дома благоприятную обстановку, щадящую нервную систему малыша, которая и так работает на полную мощность.

  1. В присутствии ребенка всегда отзывайтесь положительно о воспитателях и садике. Даже в том случае, если вам что-то не понравилось. Ребенку придется ходить в этот детский сад и эту группу, а значит, нужно сформировать у него позитивное отношение. Расскажите кому -нибудь в присутствии малыша, в какой хороший садик ребенок ходит и какие замечательные «тетя Валя» и «тетя Таня» там работают.
  2. В выходные дни не меняйте режим дня. Можно дать поспать ему чуть дольше, но не нужно позволять «отсыпаться». Если ребенку требуется «отсыпаться», значит, режим сна у вас организован неверно, возможно, он слишком поздно ложиться вечером.
  3. Не отучайте малыша от «дурных» привычек (например, от соски) в период адаптации, чтобы не перегружать его нервную систему. У него в жизни сейчас слишком много изменений, и лишнее напряжение ни к чему.
  4. Постарайтесь создать дома спокойную бесконфликтную обстановку . Чаще обнимайте ребенка, гладьте по голове, говорите

ласковые слова. Отмечайте его успехи, улучшение в поведении. Больше хвалите, чем ругайте. Ему сейчас так нужна ваша поддержка!

  1. Будьте терпимее к капризам. Они возникают из- за перегрузки нервной системы. Обнимите малыша, помогите ему успокоиться и переключите внимание на что–то интересное.
  2. Дайте с собой в садик небольшую игрушку (лучше мягкую). У детей  формируется восприятие игрушки как «заместителя» мамы. Когда он прижимает к себе что – то пушистое, что является частичкой дома, то чувствует себя спокойнее.
  3. Призовите на помощь сказку или игру. Вы можете придумать свою сказку о том, как маленький мишка впервые пошел в садик, и как потом он подружился с детьми и воспитателями. Эту историю вы можете инсценировать с игрушками. И в сказке, ив игре ключевым моментом является возвращение мамы за ребенком. Ни в коем случае не прерывайте повествования, пока не дойдете до этого момента. Собственно, цель в том и заключается, чтобы малыш понял: мама обязательно за ним вернулась.
  4. Облегчите режим. Если вы видите, что ребенку сложно, он стал еще более капризным, скорректируйте режим. Например, сделайте дополнительный «выходной день» в среду или пятницу. Забирайте по возможности пораньше, лучше сразу после полдника.

Спокойное  утро

Больше всего родитель и ребенок расстраиваются при расставании. Как организовать утро,  чтобы день и у мамы, и у малыша прошел спокойно? Главное правило таково    спокойна мама – спокоен ребенок.
Он считывает вашу неуверенность и еще больше расстраивается.

  1. И дома ив садике разговаривайте с малышом доброжелательно, уверенно. Проявляйте дружелюбную настойчивость при пробуждении, одевании, а в саду – при раздевании. Говорите не слишком громко, но уверенно, озвучивая все, что вы делаете. Иногда хорошим помощником при пробуждении и сборах является та самая игрушка, которая идет с малышом в садик. Видя что зайчик «так хочет в садик», малыш заразится его хорошим настроением.
  2. Пусть малыша отводит тот родитель или родственник, с которым ему расстаться легче. Воспитатели давно заметили, что с одним из родителей ребенок расстается относительно спокойно, а другого (чаще всего маму)никак не может отпустить от себя, продолжая переживать и после ухода. А вот забирает лучше пусть тот, с кем эмоциональная связь сильнее!
  3. Обязательно скажите, что вы придете,  и  обозначьте когда (после прогулки, или после обеда, или после того, как он поспит и покушает). Малышу легче знать, что мама придет после какого-то события, чем ждать её каждую минуту. Не задерживайтесь, выполняйте свои обещания!
  4. У вас должен быть свой ритуал прощания (например, поцеловать, помахать рукой, сказать «пока»). После этого сразу уходите: уверенно и не оборачиваясь. Чем дольше вы топчетесь в нерешительности, тем сильнее переживает малыш.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Если ребенок не хочет ходить в детский сад

Если ребенок не хочет ходить в детский садНужен ли малышу детский сад?Детские сады и ясли вошли в жизнь общества вместе с женским движением за равенство прав с мужчинами и являются его достижением. Эт...

Если ребенок не хочет ходить в детский сад. Практические советы для родителей.

«Не хочу в детский са-а-а-д! Не пойду-у-у-у!». Эти душераздирающие вопли вы слышите теперь каждое утро. Иногда к воплям добавляются жалобные стоны на тему того, что у драгоценного чадушка болит животи...

Рекомендации родителям "Если Ваш ребенок не хочет ходить в детский сад"

Если Ваш ребенок не хочет ходить в детский сад и при этом испытывает эмоциональное напряжение, предлагаем Вам некоторые рекомендации....

Что делать, если ваш ребенок не хочет уходить с детской площадки

Что делать, если ваш ребенок не хочет уходить с детской площадкиИсточник: http://doshvozrast.ru/roditeli/roditelirekom31.htm...

Советы родителям Что делать, если ребенок не хочет ходить в детский сад?

Советы родителям Что делать, если ребенок не хочет ходить в детский сад?...

Рекомендации родителям по воспитанию детей Что делать, если ваш ребенок не хочет уходить с детской площадки Источник: https://doshvozrast.ru/roditeli/roditelirekom31.htm

Рекомендации родителям по воспитанию детейЧто делать, если ваш ребенок не хочет уходить с детской площадкиИсточник: https://doshvozrast.ru/roditeli/roditelirekom31.htm...