"Ты" или "Вы"
консультация (младшая группа) по теме

Консультация для родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ty_ili_vy.docx15.38 КБ

Предварительный просмотр:

«Ты»  или  «Вы»?

Речевой этикет дошкольника.

Консультация для родителей

              Дошкольный возраст - период интенсивного овладения ребенком родной речью. За короткий период жизни продолжительностью всего в несколько лет, ребенок проходит удивительный по своей стремительности путь от первых     неоформленных лепетных          звуков младенца до свободного оперирования богатым набором слов. Речь детей к концу дошкольного возраста внятна, они правильно произносят все звуки родной речи. Уже к трем годам  в активном словаре малыша 1000-1500 слов.   Он может   логично построит не только простое, но и сложное предложение. К шести   годам     активный словарь составляет 3000-5000 слов. Подавляющее большинство детей в этом возрасте свободно владеет родной речью.                                                                    

             Ее успешному развитию способствуют целенаправленные воздействия семьи и детского сада. Однако одна немаловажная сторона речевого развития    ребенка    не привлекает внимания родителей и семьи в целом. Это – культура речевого поведения детей- речевой этикет. Как, например, ребенку обратиться к взрослому? В каких случаях говорить «вы», а в каких «ты». Какие выражения употребить, когда надо попросить о чем-либо, если совершил неловкость? Эти и многие другие элементы культуры речевого поведения составляют часть общего языкового  развития   ребенка.      К сожалению, взрослые чаще всего обращают внимание на эту сторону воспитания лишь тогда, когда в той или иной жизненной ситуации обнаруживается невоспитанность ребенка.

            Ребенок усваивает родную речь так называемым «материнским способом», подра - жая близким, поэтому так важно, чтобы он слышал не только правильную, но и вежливую речь. Ваше собственное поведение самая решающая вещь. Вы воспитываете ребенка не только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы разговариваете с другими людьми, как вы радуется или печалитесь, как вы смеетесь, как вы обращаетесь с друзьями или с врагами - все это для ребенка имеет большое значение. Необходимо избавить ребенка от грубостей, исключить из семейного обихода бранные , тем более нецензурные слова. Часто ли вы обращаетесь к своему ребенку не в форме приказания, а просьбы и употребляете слово «пожалуйста», благодарите его, высказываете свое одобрение по поводу проявленной им вежливости? Часто мы спешим отметить дурное в его поведении, а ведь малыш, еще только постигающий «что такое хорошо и что такое плохо», так нуждается в одобрении, в образцах правильной, вежливой речи.

           Выражения «добре утро», «спокойной ночи» являются неотъемлимыми составными речевого этикета ребенка, как и слова «здравствуйте», «до свидания» призносимые приветливо, с улыбкой. Не плохо приучить ребенка здороваться при посещении почты, магазина или других учреждений, если вы туда заходите вместе с ним. А поступаете ли вы так сами? Слова приветствия настраивают обе стороны на дружелюбный лад. С четы- рех лет дети должны приветливо здороваться, входя в группу  детского сада, в квартиру соседей, а уходя, так же приветливо говорить: «До свидания». Приучайте ребенка всякий раз, когда понадобится вещь, принадлежащая другому    члену    семьи,      товарищу, спрашивать разрешения. Спрашивая разрешения, ребенок   тем   самым      выражает уважение к правам другого человека. А вежливая форма почти всегда гарантирует успех. «Волшебное слово»- это меткое выражение. Напоминайте вашему ребенку, чтобы он не забывал о «волшебной силе» слова «пожалуйста», обращаясь с той или иной просьбой к взрослым или сверстникам. С четырех лет дети должны обращаться к взрослым на «вы» и называть по имени и отчеству.

            Речевой этикет тесно связан с характером человека. Освоение ребенком  правил речевого поведения способствует формированию положительных качеств личности. Не менее важна и обратная зависимость речевого поведения от характерологических качеств. Для того, чтобы ребенок приветствовал при встрече взрослых, сверстников и выполнял другие правила речевого этикета в общении с ними, надо у него доброжела-  тельность, уважительное отношение к старшим, к товарищам. Речь некоторых детей  изобилует разного рода оскорбительными кличками, конечно же, не ими выдуманными. Если в семье ребенок то и дело слышит «растяпа», «дурень», «разгильдяй», эти слова прочно входят в его собственный лексикон и никак не украшает ни его речь, ни отношение с теми , кому адресуется.

           Одним из эффективнейших средств воспитания речевого этикета является рассказы-  вание ребенку сказок, чтение художественной литературы. Беседуя с ним о прочитанном подчеркивайте особенности речевого поведения персонажей. Освоение ребенком речевого этикета в доступных его возрасту пределах повашает культуру его речи, а также и языковое чутье.