Консультация для родителей: Психологическая готовность ребенка к школьному обучению.
консультация (подготовительная группа) по теме

Жильцова Ирина Викторовна

 

Уважаемые родители! 

 

Поступление в школу – чрезвычайно ответственный момент для каждого ребенка. Однако не все дети всестороннее подготовлены к безболезненному и успешному вхождению в учебную деятельность в школе.

        Психологическая готовность к школьному обучению предполагает многокомпонентное образование.

        • Прежде всего, у ребенка должно быть желание идти в школу.

        • Важно, чтобы ребенок был здоровым, выносливым, иначе ему будет   трудно выдержать нагрузку в течение урока и всего учебного дня.

        • У него должно быть хорошее умственное развитие, которое является основой для успешного овладения школьными знаниями, умениями и навыками.

 

До начала учебного года можно организовать развивающие занятия с детьми, которые помогут им на этом новом этапе жизни. Чтобы занятия были эффективными, нужно воспользоваться следующими советами:

-     Не допускайте, чтобы ребенок скучал во время занятий. Если ребенку весело учиться, он учится лучше.

-   Не проявляйте излишней тревоги по поводу недостаточных успехов и недостаточного продвижения вперед. Будьте терпеливы и не спешите.

-     Развивайте в ребенке навыки общения и дух сотрудничества. Научите ребенка дружить с другими детьми, делить с ними успехи и неудачи: все это пригодится ему в сложной атмосфере школы.

-    Избегайте неодобрительной оценки, находите слова поддержки, чаще хвалите его за его терпение и настойчивость

От того, как ребенок подготовлен к школе, будет зависеть успешность его адаптации вхождения в режим школьной жизни, его учебные успехи психологическое самочувствие.

 

Кроме физической необходима общая психологическая готовность к обучению в школе. Составными компонентами психологической готовности являются личностная, интеллектуальная и эмоционально-волевая сферы.

 

Личностная и  социально-психологическая готовность к школе включает формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции школьника. Эта готовность выражается в отношении ребенка к школе, учителям и учебной деятельности.

 

Интеллектуальная готовность заключается в приобретении определенного кругозора, запасе конкретных знаний, понимание общих закономерностей, лежащих в основе научных знаний.

 

Волевая готовность заключается в способности ребенка напряженно трудиться, делая то, что от него требует учеба, режим школьной жизни. Ребенок должен уметь управлять своим поведением, умственной деятельностью.

 

На практике готовность ребенка к обучению в школе оценивается уровнем развития у него таких личностных показателей, как память, внимание, общий интеллект, развития навыков счета и конструктивного мышления, способности к анализу и синтезу, мелкой моторики.

 

Психологическая поддержка во время школьного обучения-проблема важная и большая. Мы много говорим о психологической готовности ребенка к школе, отодвигая или считая само собой разумеющимся фактор готовности родителей к новому, школьному этапу жизни их ребенка.

 

Главная забота родителей - поддержание и развитие стремления учиться, узнавать новое. Например, вы встречаете ребенка после окончания уроков вопросом: « Что было интересного в школе?» «Ничего интересного», - отвечает. « Так не бывает. Ты же узнал что-то новое, чему-то удивился, что-то тебя поразило». Ребенок напрягается, вспоминает, что же интересного было, и, может быть, не сразу, но вспомнит какой-то эпизод урока или прочитанное в учебнике, а может быть, опишет забавную сценку, случившуюся на перемене.

 

Ваше участие и ваш интерес положительно скажутся на развитии познавательных способностей ребенка. И эти способности вы также сможете ненавязчиво направлять и укреплять в дальнейшем.

 

Сдерживайтесь и не ругайте школу и учителей в присутствии ребенка. Нивелировка их роли не позволит ему испытать радость познания. Не сравнивайте ребенка с одноклассниками, как бы они ни были вам симпатичны или наоборот. Вы любите ребенка таким, какой он есть, и принимаете таким, какой он есть, поэтому уважайте его индивидуальность.

 

Будьте последовательны в своих требованиях. Если стремитесь, например, чтобы ребенок рос самостоятельным, не спешите предлагать ему помощь. Дайте ему почувствовать себя повзрослевшим. С пониманием относитесь к тому, что у вашего малыша что-то не будет получаться сразу, даже если это кажется вам элементарным. Запаситесь терпением. Помните, что высказывания типа: «Ну сколько раз тебе нужно повторять? Когда же ты, наконец, научишься? Что же ты такая неумеха?» - кроме раздражения с обеих сторон, ничего не вызовут. Одна мама сравнила первый год обучения ребенка в школе с первым годом после его рождения: огромная ответственность за него, необходимость много времени проводить рядом, океан выдержки и терпения. Это действительно серьезное испытание для родителей - испытание их жизненной стойкости, доброты, чуткости.

 

Хорошо, если ребенок в трудный первый год учебы будет ощущать поддержку. Ваша вера в успех, спокойное, ровное отношение помогут ребенку справиться со всеми трудностями.

 

Психологически родители должны быть готовы не только к трудностям, неудачам, но и к успехам ребенка. Часто бывает, что, хваля ребенка, мы словно боимся, что он зазнается или разленится, и добавляем ложку дегтя в бочку меда: « А что Антон подучил? Пятерку? Вот молодец! Он по-моему, еще не получил ни одной четверки!» (подспудно: а у тебя. Мол, и четверки бывают…)

Вместо этих высказываний значительно лучше было бы просто порадоваться успеху, ожидаемому и закономерному, ведь этому предшествовал труд. И дальше будет так же, нужно лишь постараться.

Очень важно, чтобы родители соизмеряли свои ожидания относительно будущих  успехов ребенка с его возможностями. Это определяет развитие способности ребенка самостоятельно рассчитывать свои силы, планируя какую-либо деятельность.

 

Итак, ваша поддержка, вера в ребенка, в его успех помогут ему преодолеть все препятствия.

 

 Желаем успехов!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gotovnost_k_shkole.pptx1.34 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Готовность ребенка к школе Подготовила: Педагог-психолог Жильцова И.В.

Слайд 2

Готовность к школе 1. Физиологическая 2.Психологическая: Мотивационная Коммуникативная Волевая Интеллектуальная Речевая.

Слайд 3

Физиологическая готовность 1. Рост, вес, общее состояние здоровья; 2.Анатомо-физиологическая перестройка организма; 3.Качественные и структурные изменения головного мозга; 4.Изменения в протекании нервных процессов; формирование волевых качеств, необходимых будущему школьнику

Слайд 4

Оценка биологической зрелости Зубной возраст – определяется подсчётом числа прорезавшихся коренных зубов и сопоставлении числа с возрастным стандартом Мальчики Возраст Отстава - ние Средний темп Опереже - ние 6,5 лет 0 - 2 2 -8 более 8 7 лет Менее 6 6 - 10 более 10 7,5 лет менее 8 8 - 12 более 12

Слайд 5

Соматическая зрелость Коэффициет соматической зрелости (КСЗ) = обхват головы (в см.) х 100 : рост Возраст Пол Отста - вание Средний темп Опере- жение 6,5 лет мальчики > 45,40 45,40-41,92 < 41,92 7 лет мальчики > 44,71 44, 71 – 41, 29 < 41,29 6,5 лет девочки > 44,85 44, 85 – 41, 65 < 41,65 7 лет девочки > 43,90 43,90 – 39, 74 < 39,74

Слайд 6

Слабые стороны в физиологической готовности Быстрое истощение запаса энергии; Опасность искривления позвоночника; Искривление костей руки; Строгое соблюдение режима дня; Дозированные нагрузки; Профилактика сколиоза

Слайд 7

Мотивационная (личностная) готовность внутренняя внешняя ребёнок хочет идти в школу, у ребёнка появится потому что там интересно ранец, тетради, учебни - (он хочет много узнать) ки и т.д. социальная позиция школьника

Слайд 8

Коммуникативная готовность общение со взрослыми общение со сверстниками уметь общаться со - уметь договариваться; взрослым собесед - - уметь кооперироваться; ником - спокойно чувствовать (осознание контекста себя в условиях конку- общения) ренции

Слайд 9

Эмоционально- волевая готовность. ребенок способен поставить цель; принять решение; наметить план действия, исполнить его; проявить определенные усилия в случае преодоления препятствия; оценить результат своего действия формируются поступки

Слайд 10

Интеллектуальная готовность ребенка к школе *запас конкретных знаний, * понимание основных закономерностей. К 6-7 годам ребенок должен знать свой адрес, название города, где он живет; знать имена и отчества своих родных и близких, кем и где они работают; хорошо ориентироваться во временах года, их последовательности и основных признаках; знать месяцы, дни недели; различать основные виды деревьев, цветов, животных. Он должен ориентироваться во времени, пространстве и ближайшем социальном окружении.

Слайд 11

Речевая готовность уметь общаться в диалоге, уметь задавать вопросы, отвечать на вопросы, иметь навык пересказа обладать довольно обширным словарем, обладать основами грамматического строя речи, обладать связным высказыванием, обладать элементами монологической речи чистота произношения

Слайд 12

Рекомендации логопеда Речь – это канал развития интеллекта. Чем раньше будет усвоен язык, тем легче и полнее будут усвоены знания. Н.И. Жинкин У будущего первоклассника должны быть усвоены все звуки русского языка. Если у Вашего ребёнка есть дефекты речи обратитесь за помощью к логопеду. Выполняйте чётко советы и рекомендации, предложенные данным специалистом. Любые нарушения звукопроизношения ведут к образованию специфических ошибок на письме. Это замена букв, искажения, пропуски и др.

Слайд 13

Во избежание таких ошибок играйте с ребёнком в игры на определение звука в слове, считайте количество звуков в слове. Очень полезно разгадывать кроссворды, ребусы, шарады. 3. Для уроков письма необходима хорошо развитая мелкая моторика рук. Приучайте ребёнка к домашнему труду, развивайте навыки самообслуживания. Чаще давайте в руки ножницы, иголку, пластилин. Посещайте кружки бумагопластики и бисероплетения . 4. Если у Вашего ребёнка плохая память, он невнимателен, рассеян, если наблюдаются какие – либо нервные беспокойства, энурез , необходимо обязательное лечение и консультация детского невролога. 5. Развивайте речь ребёнка! На кухне покажите и проговорите всю посуду, в огороде – овощи, в лесу – деревья, кустарники, цветы и грибы. Сравнивайте между собой предметы по вкусу, размеру, предназначению, запаху.

Слайд 14

Готовность родителей -все время поддерживать ребенка; - научиться сопереживать с ребёнком тяжёлые моменты; - удержаться от замечаний и претензий; -относится к ребёнку крайне деликатно; -много разговаривать, искренне интересоваться мыслями маленького школьника, его чувствами, а не только тем, сделал ли он уроки и что ел на обед; - относится с уважением к педагогу все сложности ребенок сможет преодолеть достаточно быстро и легко

Слайд 15

Памятка родителям Как строить отношения с учителем Относитесь всегда к учителю уважительно, особенно проявляйте это в присутствии своих детей, не говорите резко об ошибках педагогов, хотя они склонны ошибаться, как и все люди. Не сравнивайте предыдущего учителя с настоящим. Цените желание учителя сообщить Вам что-то новое и важное о ребенке. Не забывайте, что до 95% педагогов - женщины, а они требуют деликатности, сдержанности и внимания. Постарайтесь увидеть в учителе своего союзника, понять его озабоченность делами Вашего ребенка, разделяйте степень высокой ответственности, которую он несет на себе. Терпеливо выслушивайте педагога, не стесняйтесь и не бойтесь задавать любые вопросы, чтобы исключить недомолвки и неясности. Чем больше Вы будете знать, тем легче будет общаться.

Слайд 16

Не сердитесь, если в речи педагога уловите поучительный тон: это профессиональная привычка многих людей, работающих с детьми. Не избегайте общения с педагогом, даже если он Вам не очень нравится, чаще пользуйтесь телефоном, проявляйте инициативу в установлении контакта. Конструктивно принимайте критику в свой адрес: в ней всегда есть моменты, которые обязательно нужно принять к сведению. Если содержание критических замечаний остается прежним, задумайтесь, почему нет изменений. Не давайте воли эмоциям: когда чувствуете, что их трудно контролировать, представьте себя на месте учителя. Если у Вас возникают трудности в воспитании ребенка, скажите об этом педагогу: вместе будет легче.

Слайд 17

Памятка родителям от ребёнка Любите меня и не забывайте выражать свою любовь (взглядом, улыбкой, прикосновением). Любите меня просто за то, что я есть, и я стану еще лучше. Не бойтесь проявлять твердость по отношению ко мне, особенно это касается ваших родительских требований. Я должен знать границы дозволенного. Не сравнивайте меня с другими. Я имею право быть другим и я единственный такой на всей земле. Я очень вас люблю и всегда хочу быть любимым вами. Поэтому не огорчайтесь, когда я раздражаюсь и злюсь на вас, когда капризничаю или кричу. Это пройдет. Мои чувства, как и ваши, не вечны. Возможно, я хочу, чтобы вы больше обращали на меня внимания. Никогда не обзывайте меня. Это больно ранит меня, тогда рушатся все мои надежды и я не верю в себя .

Слайд 18

Не бейте и не унижайте меня. Я вырасту и буду мстить всему миру, наказывая себя и своих детей и делая вас несчастными. Дайте мне право на ошибку и не заставляйте меня считать, что мои ошибки - преступления. Всем люди могут ошибаться. Никто не совершенен. Найдите время и выслушайте меня. Иногда мне хочется рассказать о себе и моих проблемах. Не вызывайте у меня чувство вины и не говорите: "Из-за тебя в моей жизни ничего не складывается!" Ведь я не отвечаю за проблемы взрослых. Помните, что я многому учусь у вас и хочу быть похожим на вас. Будьте готовы воспринимать меня как личность, отдельную от вас и не похожею на вас. Представляйте требования, которые соответствуют моему возрасту. Не делайте мне замечаний в присутствии других людей. Заботьтесь обо мне!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Психологическая готовность ребенка к школьному обучению»

Практически, каждый ребенок идет в первый класс с надеждой, что в школе все у него будет хорошо: и учительница будет красивая и добрая, и одноклассники будут с ним дружить, и учиться он будет на одни ...

Консультация для родителей "Психологическая готовность ребенка к школьному обучению"

В данной памятке Вы найдете информацию о том, что такое "Психологическая готовность к школьному обучению", ее компоненты и способы подготовки ребенка к школе....

Консультация для родителей "Психологическая готовность ребенка к школьному обучению"

Консультация для родителей "Психологическая готовность ребенка к школьному обучению"....

Консультация для педагогов "Психологическая готовность ребенка к школьному обучению"

В данной консультации педагогам раскрывается понятие, что такое психологическая готовность готовность ребенка к школе, в какие игры можно поиграть с ребенком....

Консультация для родителей "Проверяем готовность ребенка к школьному обучению"

В консультации даны рекомендации для родителей как проверить готовность к школе у ребенка....

Консультация для родителей Психологическая готовность детей к школьному обучению

Консультация для родителей Психологическая готовность детей к школьному обучению...

Консультация для родителей "Психологическая готовность ребенка к школьному обучению"

В данной статье даны рекомендации родителям подготовить ребенка к школе....