Готовность ребенка к обучению в школе
консультация (старшая группа) по теме

Белькова Алёна Михайловна

Ваш ребенок скоро станет школьником. Как правило, дети очень хотят учиться, однако они имеют смутное представление о том, что их ожидает в школе. Ребенок испытывает то радостное нетерпение, то опасение и страх. Его успешное обучение во многом зависит от того, как он будет подготовлен.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл консультация для родителей35.07 КБ

Предварительный просмотр:

                    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребёнка – детский сад № 156 г. Владивостока»

Консультация для родителей

«Готовность ребенка к обучению в школе»

                   http://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=459035492-48-72&n=21

                                                           Воспитатель:    Белькова А. М.

г. Владивосток

                                                                       2014 г

Ваш ребенок скоро станет школьником. Как правило, дети очень хотят учиться, однако они имеют смутное представление о том, что их ожидает в школе. Ребенок испытывает то радостное нетерпение, то опасение и страх. Его успешное обучение во многом зависит от того, как он будет подготовлен.

Физическая готовность к обучению в школе

    Не секрет, что качество обучения во многом зависит от общего физического состояния ребенка .Ослабленные дети просто не могут усвоить всю полученную информацию. Они быстро утомляются, вследствие чего даже самые интересные занятия становятся для них настоящей каторгой. Как  правило, у таких детей формируется негативное отношение к школе и к обучению в целом и потом исправить это очень трудно.

    Приведем некоторые показатели физической готовности ребенка к обучению в школе.

  1. Под физической готовностью понимается не только отсутствие каких-либо серьезных заболеваний, но и определенная  степень зрелости центральной нервной системы. Для определения физической готовности используется филиппинский тест: ребенок стоит прямо, а учитель кладет его правую руку на темя, при этом малыш должен кончиками пальцев коснуться верхнего края уха. Если этого не происходит у девочки в 5 лет, а у мальчика в 5 лет и 9 месяцев, то можно говорить о некотором отставании в физическом развитии. Такого ребенка необходимо показать врачу. Кроме того , следует увеличить долю белка в его рационе, также полезны будут витамины группы В.
  2. О слабости центральной нервной системы говорят также беспричинные головные боли, боли в области живота при волнении, изменения давления, нарушения сна. При возникновении подобных симптомов следует обратиться к врачу. Возможно , что причина их появления – неправильный режим дошкольника. В некоторых случаях врач порекомендует отложить поступление в школу на год.
  3. Дошкольник уже должен уметь крепко держать пальцами кисточку или карандаш. Для этого необходимо разрабатывать мелкую моторику рук, т.е рисовать, обводить, писать. Кроме того, очень полезен самомассаж кистей. Он довольно прост, и ребенок легко ему обучиться. Сначала в течение 2-3 минут нужно проводить подушечками пальцев одной руки по тыльной стороне пальцев другой по направлению от ногтей к запястью. Затем то же самое сделать со стороны ладони. Далее нужно обхватить одной рукой (кулачком) палец и немного покрутить его, затем то же проделать со всеми пальцами. После того как ребенок промассирует обе руки, ему следует немного похлопать в ладоши и потереть ладони друг от друга. Теперь руки готовы к работе!

Здоровье ребенка является залогом хорошей успеваемости в школе. Для того чтобы ребенок был здоров, внимательно следите за тем, чтобы в его рационе были все необходимые вещества, особое внимание уделяйте йоду. Режим дошкольника, правильное распределение сна и бодрствования также немаловажны. Конечно, не следует забывать и об активном отдыхе и гимнастике. Помните: здоровье ребенка в ваших руках!

       Психологическая готовность к    

             обучению в школе          

      Ребенок психологически готов к школе, когда он начинает понимать мотивацию учебы. Взрослые полагают, что ребенок осознает значимость школы как этапа в его жизни, необходимого для получения знаний. Однако для ребенка гораздо более ценно то, что говорят о школе старшие дети-ученики. Согласно их рассказам, школа представляется малышам как нечто привлекательное, но неизвестное. В результате у него возникает желание приобщиться к этому неизвестному. Если спросить у ребенка 4-5 лет, почему он хочет идти в школу, то услышать можно все, что угодно, кроме того , о чем думают его родители. Например, часто встречаются такие ответы: «Тогда мне купят цветные ручки», «Там учится моя сестра». О психологической  готовности к обучению свидетельствует появление у ребенка главного мотива-желания учиться и приобретать новые знания. Обычно эта стадия соответствует 6-7 – летнему возрасту.

     Мотив учиться появляется не сразу, а постепенно. Сначала у малыша должны появиться интерес к познанию, желание трудиться для решения сложных задач. Это обязательно нужно подкреплять положительной оценкой взрослых. Без одобрения и поддержки со стороны родителей у ребенка не появиться желание что-либо делать.

     Дорогие родители, не рассказывайте своим детям о том, как интересно в школе играть, сколько там хороших ребят, не обещайте ценных подарков за учебу. Лучше  по чаще говорите о том, как много можно узнать в школе, как применить полученные знания. Настраивайте малышей на учебу с раннего возраста. Самое  важное, чтобы они усвоили цель школьного обучения.

Личностная готовность ребенка к

школе.

Слово «личность» обычно воспринимается нами как совокупность качеств взрослого человека. Однако дошкольник- это уже сформировавшаяся личность. У него есть свои интересы, характер. Однако в этом возрасте его характер еще поддается корректировке. Говоря о личностной готовности к обучению в школе, следует более всего обратить внимание на качества ребенка, характеризующие его умение общаться в коллективе, нравственные ценности, способность сопереживать, помогать, добиваться поставленных целей и т.п.

Очень скоро ваш малыш попадет в малознакомый ему мир. Вы не сможете контролировать его так, как делали это раньше. То, как он себя поведет в этом новом мире, во многом определит его отношения с одноклассниками и учителями.

Главными личностными качествами, которыми должен обладать будущий первоклассник, являются умение сопереживать, сочувствовать, честность, вежливость, любознательность. На первый взгляд, они элементарны. Однако не все дети ими обладают. Например, в наше время многие дети не уважают старших. Мы уже не говорим о том, что молодежь перестала уступать место пожилым людям в общественном транспорте. Дошло до того, что часто дети называют взрослых на «ты» и вообще относятся к ним как к своим ровесникам. Такой ребенок приходит в школу лишь потому, что «это надо». Никакого уважения к учителям у него, естественно, нет.

Родителям следует с раннего возраста внушать детям уважение к старшим людям, к их знаниям и жизненному опыту. В дальнейшем при обучении ребенка в школе абсолютно недопустимы нелестные выражения со стороны родителей в адрес учителя и его методов преподавания. Они подрывают авторитет учителя в глазах ребенка и освобождают его от необходимости слушать его и учиться. Неэтично и непедагогично также обсуждать учителей в присутствии детей.

Пока еще ваш ребенок не пошел в школу, постарайтесь скорректировать его поведение соответствующим образам, чтобы позже у него не возникло проблем.

    Волевая готовность к обучению

     Вы наверняка слышали выражение «сила воли». Эта сила воли должна быть почти сформирована и у дошкольника. Ему необходимо уметь добиваться поставленной цели, преодолевая трудности и неудачи, а это очень сложная работа. Конечно, родители могут помочь ребенку и поддержать его, однако только от него самого зависит, сможет он решить возникшие проблемы или нет.

     Важную роль в достижении цели играет самостоятельность. Родители не могут постоянно контролировать малыша. Кроме того, вы не должны делать за него уроки, а только немного помогать и подсказывать.

     Важнейшей задачей родителей в дошкольном обучении является психологическая подготовка малыша к трудностям. Его необходимо научить справляться с ними. Однако делать это нужно не сразу, а постепенно.

     В дошкольном возрасте, как известно, главным видом деятельности ребенка является игра. Но замечали ли вы , что делает ребенок, когда не знает, как играть с какой-либо новой игрушкой или что делать с тем или иным предметом? Он просто перестает с ним играть! То есть он пасует перед трудностями, не желая их преодолевать. Но ведь он и не знает, для чего ему нужно это преодоление. Картина полностью меняется, если поставить перед  ребенком определенную цель. Например, можно сказать: «Если ты вырежешь эти кружочки, то мы сможем сделать красивую аппликацию в подарок бабушке». Цель поставлена, работа идет. А без цели малыш вряд ли будет долго вырезать сложные фигуры.

      Всегда следует помнить, что ребенок - это вполне сформировавшийся человек. Но в отличие от взрослого, он не способен притворяться, что ему интересно какое-либо занятие, когда это не так. И в этом нет его вины. Найдите со своим ребенком общий язык, и тогда все получиться.

Интеллектуальная готовность ребенка к  школе

 

Когда речь заходит о подготовке ребенка к школе, родители должны помнить, что необходимо тренировать именно интеллект ребенка.

Первейшей задачей интеллектуальной подготовки дошкольника к обучению является развитие его психологических особенностей (памяти, внимания, цветового и слухового восприятия, понимания формы и качеств величины), мышления (речи, логики), а также навыков коммуникации (общения). Все эти задачи следует решать постепенно, начиная с довольно легких заданий и усложняя их. Делать это нужно с самого раннего детства, можно сказать, с первого дня жизни. Но даже если вы до сих пор не задумывались об интеллектуальном развитии своего малыша, то не поздно наверстать упущенное.  

Существует несколько вариантов требований к уровню подготовки будущего первоклассника. Как правило, они зависят от школы, в которую вы отправляете ребенка. Но есть показатели, которым должны соответствовать в интеллектуальном плане все дошкольники (кроме детей с серьезными отклонениями в развитии). Во-первых, ребенок должен знать свое полное имя, отчество и фамилию, год рождения, адрес, фамилию, имя и отчество родителей, их место работы и должность. Во-вторых, малыш должен уметь формулировать и высказывать свое мнение, если потребуется — аргументировать его. В-третьих, современные условия жизни требуют от ребят знания простых геометрических фигур (квадрата, прямоугольника, треугольника, многоугольника, круга и овала), счета, как минимум, в пределах десяти, умения прибавлять к числу единицу, знания хотя бы половины букв.

Это минимальные требования. Как правило, большинство детей оказываются более подготовленными и без труда поступают в школу.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическая готовность ребенка к обучению в школе

Что входит в понятие "психологическая готовность к школе": личностная готовность, интеллектуальная готовность, эмоционально-волевая готовность....

Доклад "Готовность ребенка к обучению в школе"

Доклад о работе учителя - логопеда по обучению детей грамоте "Готовность ребенка к обучению в школе"...

Диагностика готовности ребенка к обучению в школе

В данной статье говорится о том, что готовность к обучению в школе неразрывно связана с общим уровнем развития организма. Специалисты, которые занимались диагностикой готовности к школе, установ...

Мотивационная готовность ребенка к обучению в школе.

Консультация для воспитателей и родителей...

Презентация "Психологическая готовность ребенка к обучению в школе или как помочь ребенку стать успешным."

«Быть готовым к школе - не значит умение читать, считать и писать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться» Венгер Л. А  Тест для родителей....

Материалы к родительскому собранию «Психологическая готовность ребенка к обучению в школе» Психологическая готовность ребенка к школе имеет сложную структуру.

Материалы к родительскому собранию «Психологическая готовность ребенка к обучению в школе» Психологическая готовность (ПГ) ребенка к школе имеет сложную структуру. Компоненты ПГ: мотивационная гото...

Интеллектуальная готовность ребенка к школе Наиболее важными показателями интеллектуальной готовности ребенка к обучению в школе являются характеристики развития его мышления и речи.

Что нужно, чтобы дошкольник рос любознательным, умным, сообразительным? Необходимо как можно чаще прислушиваться  к ребёнку, стараться понять особенности его возраста, оценить его собственные, ин...