Адаптация ребёнка к условиям детского сада
консультация по теме

Бершова Юлия Викторовна

Как облегчить своему малышу адаптационный период при вступлении в новую "дет.садовскую" жизнь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Адаптация ребёнка к условиям ДОУ.16.82 КБ

Предварительный просмотр:

Адаптация ребенка к условиям детского сада

            С поступлением ребенка в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей в течение 9 и более часов, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новые помещение. Это требует от ребенка перестройки ранее сложившегося стереотипа поведения, что является очень трудной задачей и часто приводит к стрессу. Чем ребенок младше, тем труднее ему переходить от старых контактов к новым. Это особенно справедливо для детей в возрасте до 2 лет.    Адаптация как приспособление организма к новой обстановке включает широкий спектр индивидуальных реакций в зависимости от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, конкретного характера семейных отношений и воспитания, условий пребывания в яслях и детском саду.

      Психологи выделяют 3 фазы адаптационного процесса

 1.Острая фаза - сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии. В начале посещения детского сада адаптационный стресс изменяет защитные силы организма, и ребенок начинает часто болеть ОРЗ, бронхитами, инфекциями. Срывы приспособления к яслям проявляются в среднем на 4-ый день в виде различных заболеваний. Благоприятная адаптация завершается между 11 и 24 днями после поступления в детское учреждение. Дети в дневных яслях приспосабливаются, в среднем, 4-6 недель (в круглосуточных - 3-4 месяца).

2.Подострая фаза - характеризуется адекватным поведением ребенка, то есть все сдвиги  уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам, на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними возрастными нормами. Фаза длится 3 - 5 месяцев

3.Фаза компенсации - характеризуется убыстрением темпа развития, и дети к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку в развитии

Фазы адаптации к детскому учреждению по Дж. Робертсону:

 1. Фаза "протеста". В этот период ребенок испытывает тяжелое потрясение, плачем зовет мать, проявляет признаки паники, не отпускает мать, когда она приходит и плачем провожает.

2.Фаза "отчаяния". Ребенок погружается в себя, становясь жалким и несчастным, нарушается процесс кормления, ритм сна, он нередко начинает сосать пальцы, раскачивается.

3.Фаза "отчуждения". Ребенок утрачивает интерес к родителям, для него уже безразлично, навещают его или нет. По возвращении домой ребенок вначале может игнорировать родителей, отворачиваться от них. В последующие несколько недель или даже месяцев его поведение нарушается: ребенок становиться непослушным, неуравновешенным, стремится держаться возле родителей, страшится отпустить их. Если капризы и аффективные вспышки ребенка вызывают отрицательную реакцию и осуждение родителей, то это приводит к усилению капризного поведения и еще большему стремлению "цепляться" за мать. Каждый из детей по-своему реагирует на трудности адаптации, однако есть и общие черты:

  • У детей до трех лет проявляются беспокойство, страх, депрессивные реакции (заторможенность, вялость, безучастность);
  • У детей старше трех лет наблюдается повышенная возбудимость, раздражительность, капризность, упрямство и негативизм, в полной мере выражаемые дома в качестве протеста и своеобразной эмоциональной разрядки сдерживаемого в детском саду психического напряжения.
  • У плохо адаптируемых детей старшего возраста больше вероятности появления или закрепления психомоторных нервных нарушений - тиков и заикания.

      Естественно, что не у каждого ребенка возникают эти реакции на отрыв от семьи, это зависит как от самого ребенка, так и от того, что он встретит в больнице или в яслях. Наибольшая вероятность появления ярко выраженных реакций приходится на возраст до 4 лет и у тех детей, которые не были подготовлены к отделению от матери, редко бывали в чужих домах или недавно уже тяжело пережили разлуку с родителями.

     Тяжело адаптируются дети, являющиеся единственными в семье, чрезмерно опекаемые родителями, невротически привязанные к матери, зависимые от нее. Дети, привыкшие к исключительному вниманию, не имеющие навыков самообслуживания, неспособные наладить контакт со сверстниками из-за большого количества страхов, неуверенности в себе, беззащитности, общей эмоциональной неустойчивости и недостаточно развитой ролевой структуры, неумения принимать и играть роли (в старшем дошкольном возрасте).

 Различают три степени тяжести прохождения адаптационного периода:

1.Легкая адаптация - поведение нормализуется в течение 10-15 дней, ребенок прибавляет в весе соответственно возрастной норме, адекватно ведет себя в коллективе, не более в течение первого месяца посещения дошкольного учреждения.

2.Адаптация средней тяжести - сдвиги нормализуются в течении месяца, ребенок на короткое время теряет в весе, может наступить однократное заболевание длительностью 5 - 10 дней без осложнений, есть признаки психического стресса.

3.Тяжелая адаптация - длится от 2 до 6 месяцев; ребенок часто болеет, теряет уже полученные навыки, может наступить как физическое, так и психическое истощение организма, могут проявиться стойкие нарушения поведения (старается спрятаться, уйти куда - то, сидит в приемной, зовет маму и т.д.

            Объективными показателями окончания периода адаптации у детей является глубокий сон, хороший аппетит, бодрое эмоциональное состояние, восстановление имеющихся привычек и навыков, активное поведение, соответствующая возрасту прибавка в весе.

Желаем Вам и Вашим малышам прекрасного настроения

и хорошего здоровья!!!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Прект по работе с родителями "Адаптация ребёнка к условиям детского сада".

Я предлагаю проект по работе с родителями начиная с мая по сентябрь. Краткие индивидуальные беседы....

Адаптация ребёнка к условиям детского сада

Как помочь ребёнку быстрее привыкнуть к детскому саду...

Рекомендации родителям по успешной адаптации ребёнка к условиям детского сада

рекомендации по успешной  адаптации  в детском саду...

ПРОБЛЕМА АДАПТАЦИИ РЕБЁНКА К УСЛОВИЯМ ДЕТСКОГО САДА

Данная презентация создавалась для иллюстрации выступления педагога-психолога на первом родительском собрании для родителей детей, поступающих в детский сад....

Адаптация ребёнка к условиям детского сада.

Консультация для родителей "Адаптация ребёнка к условиям детского сада."...

Диагностика адаптации ребёнка к условиям детского сада (лист адаптации)

Определение уровня адаптации ребёнка к детскому саду через наблюдение эмоционального состояния, деятельности, общения ребёнка со взрослым и со сверстниками...