Воспитание сказкой.
консультация (подготовительная группа) по теме

Воспитание сказкой.

           Дети сказки любят. Из них они черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром. Сказки позволяют малышу впервые испытать храбрость и стойкость, увидеть добро и зло.

 

         Проживание через сказку позволяет ребенку распознать и обозначить собственные переживания и собственные психические процессы, понять смысл и важность каждого из них.

 

        Сказка учит малыша думать, оценивать поступки героев, тренирует память и внимание, развивает речь, воображение.

 

        Воображение очень полезно и важно для дошкольника: оно делает его жизнь индивидуально – творческой, неповторимой, нестандартной. Ребенку предлагается отойти от привычных стереотипов и изобрести новую сказку или какой – то ее эпизод, изменить ситуацию в знакомой сказке, придумать ее продолжение, новую концовку:

 

          - Придумывание сказки по – новому. Это помогает по – новомувзглянуть на знакомые сказки. Разве не привыкают дети к тому, что колобок – добрый, лиса – хитрая, волк – злой, Крошечка – Хаврошечка и золушка – трудолюбивые, скромные.

         - Привычные, любимые образы, много раз слышанные и виденные детьми, уже с детства формируют стереотипы. И как полезно и нужно их ломать. Вроде бы сказка берется за основу старая, но детям предлагается наделить главных героев с противоположными качествами.

         - Придумывание сказки со смешанными образами. Но вначале нужно разобраться, что же такое смешанный образ. Самое простое толкование: один предмет, образ объединяется с другим, и в результате получается несуразица, парадокс. Более уместным будет преподносить такие явления в игровой ситуации.

        - Составление коллажа из сказок. Если сказки знакомы, можно обойтись и без иллюстраций. Вариантов и переплетений из разных сказок может быть множество. Важно только не забыть о главных героях – и получиться «Коллаж из сказок».

         - Очень хорошо придумать так называемую «Волшебную палочку». Вначале взрослый оперируют ею в различных ситуациях (помогает сказочным героям, превращает их). А затем сам ребенок «обученный владению «волшебной палочкой», сам начинает действовать, вызволяя, таким образом, героев из беды. Возникает своеобразная обратная связь: ребенок сам активно творит добро, фантазирует, развивает собственное воображение.

 

        - Можно специально придумать для детей экстремальные ситуации, требующие различных вариантов «спасательных» решений. Несомненно, то, что такой метод служит предпосылкой для сочинения всевозможных сюжетов и концовок. Кроме умения сочинять, ребенок находит выход из порой трудных, непредвиденных обстоятельств.

 

         - В настоящее время существует проблема, когда дети могут вступать в разговор, в общение с незнакомыми людьми. Если есть проблема, значит нужно ее решать. В том числе с помощью сказок, ведь в них тоже нередко присутствует элемент общения с незнакомцами. Поэтому можно приобщать детей к придумыванию паролей, которые препятствовали бы таким ситуациям. Вначале дети сами придумывают пароли петушку и другим героям сказки, которые в этом так нуждаются, а потом можно в игровой форме использовать такой пароль в житейской практике любой семьи. Ведь совершенно не помешает, если в семье ребенка будет действовать какой – либо пароль, знакомый лишь ее членам.

 

         - Сочинение сказки про самого себя. Это полезно с различных сторон. Во – первых, потому что дети любят слушать, что же случилось или могло случиться с ними или их близкими: мамами, бабушками. Любят придумывать про самих себя или своих братьев, сестер. Во – вторых, эта творческая деятельность помогает понимать сочинение как дополнение к реальной жизни, а не как замену самой реальной действительности. В результате, закончив сочинять, ребенок не испытывает разочарования, входя в саму жизнь. Для того чтобы еще больше заинтересовать, можно самого себя назвать сокращенно, то есть только по инициалам. Можно вводить в сказки новые и новые точки соприкосновения – любимых персонажей.

 

                                                      Кляксография.

         Она заключается в том, чтобы научить детей делать кляксы (черные и разноцветные). Затем даже трехлетний ребенок может, глядя на них, видеть образы, предметы или отдельные детали.

 

        А «живые» капли получаются очень просто: капните на бумагу краску и быстро наклоните ее в разные стороны – тотчас же появится какой – то образ. И сюжеты в результате кляксографии, и образы от «живых» капель помогают сочинять сказки.

 

        Дети с удовольствием сочиняют сказки, преобразовывают ход их повествования, придумывают новые начало и концовки, вводят непредвиденные ситуации, смешивают несколько сюжетов, добавляют новых героев. А задача взрослых в этом детям помочь.

 

 

 

СКАЗКА НА НОЧЬ – ЛЮБИМЫЕ МИНУТЫ ВДВОЕМ

          Семейные традиции, как прочный мост, связывают детство и взрослую жизнь. И один из самых приятных ритуалов, которые ассоциируются у человека с детскими годами – вечернее чтение. Эта традиция не просто так дорога и любима многими поколениями. Минуты перед сном – это время душевной близости, тактильного контакта с мамой и папой, время, когда вы сидите рядом и никуда не торопитесь.

        Дети любят обставлять ритуал вечернего чтения небольшими атрибутами: для многих важно укрыться одним одеялом вместе с родителями, прижаться, положить голову на плечо, взять в слушатели любимую игрушку.

        Читать вслух ребенку можно начинать с самого рождения, даже если это книги, которые пока нравятся только вам. Мерный голос успокаивающе действует на малышей, и не нужно думать о том, что младенец понимает, а что нет. Уже скоро он будет радоваться картинкам и знакомым строкам, а книга, которую ребенок видит в родительских руках, может стать первым и, возможно, главным шагом на пути к интересу и желанию читать.

        В первые месяцы выбирайте простые потешки, стишки, песенки с повторяющимися фразами, которые малыш обязательно запомнит, ведь вам придется повторять их много раз. Стихи для самых маленьких с яркими иллюстрациями часто издают на картонных страницах, которые выдерживают испытания зубами и цепкими детскими пальцами.

        Поначалу дети не понимают, что буквы, которые вы читаете – это написанные слова. Им кажется, что это вы, родители, каждый вечер придумываете что-то сказочное, и волшебство неизменно ассоциируется с вами и чтением.

        И, даже научившись читать, дети не торопятся уединяться с книгой, потому что для них все еще ценно совместное время и традиции. После вечерней сказки и у взрослых, и у детей возникает настрой немножко поговорить, посекретничать. Это хорошее время для того, чтобы обсудить поступки персонажей без нравоучения, а просто по ходу неторопливого диалога. Ну а если вы читаете книгу, которая состоит из многих глав, чтение становится аналогом тысяча и одной ночи, когда ребенок с нетерпением ждет следующую часть, и это ожидание очень сладостно.

 

                                Несколько советов родителям:

• Приучите детей сделать все важные дела перед вечерней сказкой: почистить зубы, сходить в туалет, попить, чтобы ничто не отвлекало их, а наоборот, постепенно настраивало на сон.

• Постарайтесь выбирать не слишком остросюжетные произведения, чтобы не провоцировать ночные кошмары. Учитывайте страхи, которые есть у детей, и постарайтесь избежать историй, в которых кто-то теряется, ходит в темноте, встречает чудовищ. Хотя, если вы родитель бесстрашного любителя драконов, ребенок все равно будет просить рассказ об очередном драконьем подвиге, и тут ничего не остается, кроме как идти навстречу, ведь интерес – это двигатель детского прогресса.

• Не отказывайте в чтении, а если сегодня вы не в настроении, попросите партнера вас подменить. Хорошо, когда ребенку читают оба родителя, а не кто-то один.

• Обсуждайте иллюстрации. Книги можно не только читать, в них можно играть: например, находить на картинках загаданные предметы. Так совместное время станет для детей еще более интересным, и они будут каждый день ждать его наступления.

• Иногда вечерние минуты вместе – это не книга, а сказка, которую придумываете вы сами. Дети с интересом слушают о временах, когда были младенцами, и случаи из детства родителей. Пользуйтесь этим, чтобы рассказать интересные семейные истории.

• Воодушевляйте ребенка самому выбирать, что читать. Пусть книги всегда располагаются на доступных ему полках. И, возможно, ему понравится самому перелистывать страницы.

• Не отказывайтесь, если вы читаете одну и ту же сказку десять раз подряд. Повторяемость для детей – залог стабильности, многие в детстве любят перечитывать знакомые произведения просто потому, что никуда не торопятся, не стремятся объять необъятное и любят закреплять понравившиеся сюжеты.

• Получайте удовольствие от процесса, не читайте со скучным лицом, словно для вас это принуждение. Ваше настроение – доброжелательное или вынужденно-скучающее – обязательно передастся ребенку. Пусть все-таки это удовольствие будет взаимным!

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание сказкой. Русская народная сказка "Гуси-лебеди" средняя группа

Нравственное воспитание. "Как аукнется, так и откликнется"...

Воспитание сказкой. Украинская народная сказка "Колосок" средняя группа

Нравственное воспитание. "Труд кормит, а лень портит"...

Воспитание сказкой. Русская народная сказка "Лиса и кувшин" старшая группа

Нравственное воспитание.  "За вину умный винит себя, а глупый - другого..."...

Воспитание сказкой. Роль сказки в воспитании и развитии детей

Статья посвящена важности сказки в развитии и воспитании ребенка. Описаны цели, задачи, основные моменты организации работы по знакомству со сказкой дома и в детском саду....