"ХОЧУ" и "НЕЛЬЗЯ"
консультация по теме

Аникеева Галина Николаевна

О воспитании культуры желаний у дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл khochu_i_nelzya.docx15.76 КБ

Предварительный просмотр:

«ХОЧУ» и «НЕЛЬЗЯ»

«Ну, стоит ли беспокоиться еще и о воспитании детских желаний? Их у ребенка и так вполне достаточно –только успевай удовлетворять»,- скажут некоторые. В том то и беда, что у многих детей чрезмерно много желаний и отсутствует умение сдерживать себя. Воспитание культуры желаний и предполагает заботу о том, чтобы научить ребёнка согласовывать свои желания с желаниями других.
Воспитание желаний – сложное и кропотливое дело. Достаточно допустить небольшую оплошность, и у ребёнка зарождаются такие потребности, с которыми надо бороться долго, настойчиво. Посмотрите на новорождённого. Младенец ещё ничего не понимает, не научился даже смотреть, слушать, хватать ручонками, но уже хорошо чувствует приятное и неприятное. Побывает несколько раз на руках у взрослых – и не хочет лежать в кроватке, закатывается от плача, когда его начинают укладывать, требует, чтобы его всё время носили на руках.
Так же легко возникают другие вредные желания и привычки: сосать пальцы, теребить мамины волосы или брови, когда укладывают спать, рвать книги и журналы, засыпать лишь при укачивании и т.д.
Активное сопротивление неправильным стремлениям ребёнка, последовательное «нет» - вот одно из важных средств борьбы с развитием эгоистических желаний ребёнка.
На первых порах малыш, услышав «нельзя», будет плакать. Жалко его, конечно. Но нет ничего страшного, пусть он раз-другой поплачет. Если запреты взрослых последовательны, детские слёзы высохнут и потом наступит момент, когда ребёнок уже спокойно будет повторять вслед за взрослым: «Нельзя! Нельзя!». У него начнут действовать внутренние «тормоза»
Отсутствие требовательности, уступчивости и всепрощение неизбежно порождают у детей эгоизм, привычку думать только о себе, а не о других.
Мы совершенно уверены в необходимости всё лучшее отдавать детям. Но не переходим ли мы здесь порой дозволенные границы? Если мы хотим, чтобы ребёнок не только считался со своими желаниями, но и научился уважать потребности и интересы других, его с первых же месяцев жизни нужно приучить к тому, что приятные вещи предназначены не только ему, но и другим.
«На, это только тебе», - слышат дети довольно часто. Но двух-трёхлетний малыш ещё не в состоянии оценить такие родительские жертвы. Напротив, быстро привыкнув к ним, он начинает требовать ещё больше привилегий и выражает недовольство, когда их меньше обычного. Демонстративно отдавать детям всё лучшее – значит сеять в них семена чёрствости и себялюбия.
Ребёнок, не приученный отдавать предпочтение старшим, оказывается потом неспособным выполнить свой долг перед родителями. Ему, привыкшему только брать, будет тяжело согласиться даже на пустячную жертву.
Правильное воспитание потребностей ребёнка немыслимо без воспитания у него добрых побуждений, стремлений доставлять радость другим. Чаще всего такие стремления пробуждаются в детях под влиянием положительного примера взрослых, их одобрения и похвалы.
В детях прежде всего нужно замечать проявления доброты, а не индивидуализма: если каждый раз, упрямо воздавая им «по заслугам», называть их «жадный», «эгоист», у них можно убить всякое благородное стремление.  Каждый подходящий момент нужно подчёркивать, что мы верим в доброту ребёнка. Это возвышает его в собственных глазах и вызывает потребность стать ещё лучше.

С первых же лет жизни терпеливо учите малыша разделять приятное и радостное с другими людьми, делать добро своим сверстникам и взрослым. От того, насколько успешно Вы справитесь с этим, зависит будущее Вашего ребёнка.