Практикум для родителей "Развитие речи ребенка через развитие мелкой моторики руки"
консультация по теме

Субач Светлана Станиславовна

Практикум для родителей

Тема: «Развитие речи ребенка через развитие мелкой моторики руки»

(Представленный материал был обобщен в рамках III Областного форума "Большая перемена")

Актуальность:  сегодня широко известно, что развитие мелкой моторики пальцев рук через определенные зоны в коре головного мозга положительно сказывается на становлении детской речи, повышает работоспособность ребенка, его внимание и умственную активность, стимулирует интеллектуальную и творческую деятельность.

Задачи:

- познакомить родителей со значимостью совместных с ребенком игр не только для развития речи, но и для всестороннего развития ребенка, их незаменимостью для укрепления взаимоотношений взрослых членов семьи и детей;

- дать родителям возможность в процессе игры почувствовать увлекательность и простоту, доступность и несложность игр на развитие мелкой моторики руки.

Ход мероприятия:

Период дошкольного детства - это очень благоприятное время для всестороннего развития вашего малыша, которое ни в коем случае нельзя упустить.

Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку,  не могут застегнуть пуговицы. Им бывает трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора, они отказываются работать с пазлами, мозаикой, не хотят заниматься  лепкой и аппликацией, им  трудно красить карандашами.

Как следствие, дети оказываются обделенными в выборе  возможностей освоения мира. Такие дети часто не могут справиться с элементарными действиями, которые доступны другим.Это очень негативно сказывается на эмоциональном благополучии ребенка, влияет на его самооценку. С течением времени таким детям сложнее дается освоение приемов письма.

Вот почему взрослым важно следить за развитием общей и мелкой моторики детей.

Игры, которые родители могут провести со своими детьми

«Чьи следы?»

Для игры нужен кусочек теста (можно взять оставшиеся от стряпни или приготовить соленое тесто). Тесто предлагается раскатать круглой, квадратной или любой другой формы. Затем возьмите мелкие кубики (прямоугольной, квадратной, круглой, овальной и т.д. формы) и выдавите на тесте отпечатки. Затем закройте глаза и при помощи пальцев определите форму отпечатка.

Играя в эту игру, вы тренируете у ребенка мелкую моторику руки, умение ориентироваться на поверхности (размести «след» внизу, вверху), развивается фантазия, нестандартное мышление.

Например: след от квадрата- здесь мог проходить квадратный человек, инопланетянин и т.д. А дальше вы можете составить про него сказку, обыграть. Это в свою очередь развивает умение детей высказывать свои мысли, строить предложения, составлять рассказы.

«Мозаика»

А дальше преобразив тесто (разгладив его) вы можете предложить ребенку поиграть в мозаику из того, что есть у вас под рукой: горох, бобы, фасоль, бусинки, папины болты и гайки, разного цвета и размера пуговицы, можно настричь трубочки для коктейля.

Предложите ребенку выложить геометрические фигуры, какие- то предметы, пусть ребенок сам придумает себе тему.

Эта игра также направлена на развитие мелкой моторики руки, развитие творческих способностей ребенка. Играя в эту игру можно закрепить знание цветов, геометрических фигур.

«Бусы»

Бусы можно собрать из того, что есть у вас под рукой: разного цвета и формы макароны, цветные трубочки, разного размера и цвета пуговицы, косточки от бабушкиных счет.

Чтобы сделать бусы из цветных трубочек, ребенок самостоятельно готовит исходный материал: расстригает трубочки.

Делая бусы, вы чередуете их по цвету, размеру, материалу из которого они сделаны. Также, надев одну бусинку, после нее можно завязать узелок и дальше уже чередовать их. Предложите малышу посчитать синие и красные пуговицы, сравнить каких больше, меньше и насколько. Усложните задачу: с закрытыми глазами посчитать узелки и бусинки и т.д.

Помимо решения задач на развитие мелкой моторики руки и творческих способностей ребенка в этой игре развиваются математические способности ребенка: умение считать, сравнивать, чередовать цвета (развивается чувство ритма).

Также в процессе игры идет развитие памяти, внимания, умения ребенка логически мыслить, отвечать предложением на поставленный вопрос.

«Мешочки»

Для организации этой игры нужно взять разноцветные шнурки, веревки из маминых ниток для вязания, кусочки, оставшиеся от бельевых веревок.

Сделайте два мешочка и разместите в них: бобы и фасоль.Размещать предметы нужно аккуратно, равномерно распределяя их по всей поверхности мешочка.

Задайте ребенку вопрос : по какому признаку можно объединить предметы в этих мешочках?Далее в мешочки можно поместить геометрические фигуры разного цвета, разного размера, одной формы, но разные по размеру, цвету и, разного вида и цвета макароны, пуговицы, отличающиеся размером и цветом и т.д..

Во время этой игры развивается мелкая моторика пальцев, логическое мышление, умение ребенка анализировать свои действия и отвечать на поставленные вопросы.

Играя с ребенком в такие игры, обязательно соблюдайте некоторые очень важные правила:

- дайте ребенку возможность самому выбрать игру;

- будьте всегда заинтересованным и внимательным партнером;

- игра должна быть непродолжительной по времени;

- дайте четкую и понятную ребенку инструкцию;

- всегда подводите итог игры (делайте рефлексию): что вы узнали, что научились делать и что ребенку понравилось больше всего.  

                                                                     Успехов Вам!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Повышение коммуникативной компетенции у младших дошкольников через развитие мелкой моторики руки»

Чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается его речь. Когда ребёнок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Формирование движений происходит...

Практикум для родителей второй младшей группы. Тема: «Развитие речи ребенка через развитие мелкой моторики руки»

Актуальность: сегодня широко известно, что развитие мелкой моторики пальцев рук через определенные зоны в коре головного мозга положительно сказывается на становлении детской речи, повышает работ...

Педагогический проект на тему: «Повышение коммуникативной компетенции у младших дошкольников через развитие мелкой моторики руки»

Цель работы:1.Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста в процессе пальчиковых игр.Задачи достижения поставленной цели:1. Подготовить методический материал, план работы, картоте...

Развитие речи ребенка через развитие мелкой моторики рук

Консультация для родителей : «Развитие речи ребенка через развитие мелкой моторики руки»...

Проект «Повышение коммуникативной компетенции у младших дошкольников через развитие мелкой моторики руки»

Цель работы: Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста в процессе пальчиковых игр....

Развитие речи ребенка через активизацию мелкой моторики. 1 часть

Очень важно для более успешного развития речи использовать наглядно-практические методы работы. Средства могут быть очень разнообразны. Практически может быть использован любой предмет, и чем он необы...

Развитие речи ребенка через активизацию мелкой моторики. 2 часть

Очень важно для более успешного развития речи использовать наглядно-практические методы работы. Средства могут быть очень разнообразны. Практически может быть использован любой предмет, и чем он необы...